- Преподавателю
- Музыка
- Фортепиано как средство музыкальной выразительности
Фортепиано как средство музыкальной выразительности
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | КУЗНЕЦОВА С.Ю. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект открытого урока.
Тема: Фортепиано, как средство выразительности и подачи музыкального образа.
Исполнители: ученик 1-го класса отделения музыкального инструмента и ученица 2-го класса отделения специального фортепиано.
Цели:
Воспитательная - формирование творческого подхода к инструменту и его специфическим особенностям.
Образовательная - посвящение в историю появления фортепиано; изучение инструмента, как средства музыкальной выразительности: особенности звукоизвлечения.
Развивающая - расширение понятия «фортепиано» для учащегося, развитие слуха и координации движений участников исполнительского процесса, а так же эмоционально- образных представлений; выявление индивидуального подхода к использованию выразительных средств.
ТСО:
Музыкальные инструменты: а) 2 пианино, в) клавесин.
Наглядные пособия: изображения кларнета, лютни;
альбомы с репродукциями И.Шишкина - «Тутовый лес», И. Левитана - «Цветущее вишнёвое дерево», П.Синьяка - «Сосна», В.Васнецова - «Алёнушка».
магнитофон.
Ход урока.
1. Вступление: Что такое образ? Музыкальный образ. Исполнение учеником 1-го класса польской народной песни «Висла». - 8мин.
2. Фортепиано: а). Что есть фортепиано? б). Изобразительные возможности инструмента (С.Прокофьев «Петя и Волк» - фрагмент, исполняет ансамбль учеников 1-го и 2-го классов). в). Средства музыкальной выразительности. - 10мин.
3. Узнаём и сравниваем: а). Изобретение фортепиано. б). Образ - основа художественного произведения (от лютни к фортепиано - от живописи к музыке). в). Возможности фортепиано (клавесин и фортепиано). - 10мин.
4.Заключительная часть: а). «Сказка о рояле, который хотел быть клавесином» Л.Кирилиной. - 11мин.
б). Индивидуальный анализ-вывод. в). Домашнее задание. - 6мин.
1.Вступление.
Тема нашего сегодняшнего урока широка и многогранна. Но «сердцем» её стал музыкальный образ. Что означает этот термин? Если мы заглянем в словарь, то прочтём, что «образ - это вид, облик». Можно добавить: обобщённый тип или характер. Например, героический образ или образ победителя - рыцарь; образ злой силы - Кощей Бессмертный.
Обращение- задание: Дети, назовите знакомые вам образы.
Предполагаемые ответы: образы: простака-хитреца - Алдар Косе; в русских народных сказках - лиса; простофили - Емеля; мудреца - Василиса Премудрая.
Вопрос: Где можно встретить перечисленные образы?
Предполагаемый ответ: В сказках, мультфильмах, живописи, в жизни и т. д.
Вопрос: Как вы понимаете слова «музыкальный образ»?
Предполагаемый ответ: образ, создаваемый музыкой.
Учитель: Максим, сыграет пьесу, которая называется Висла.
Вопрос: Скажи, какой характер у пьесы?
Ответ: Грустный, спокойный.
Вопрос: Что ты себе представляешь или что хочешь передать своим исполнением?
Ответ: Я представляю речку, которая спокойно течёт себе и вспоминает о чём-то грустном.
Далее следует исполнение пьесы.
Учитель: Максим, посмотри на картину русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». Как ты думаешь, какая сказка подсказала художнику этот образ?
Предполагаемый ответ: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Учитель: Сказочники для создания образа пользуются словом, художники - красками, а музыканты?
Предполагаемый ответ: Музыкальными звуками.
Учитель: Этому делу служит целая «армия» музыкальных инструментов. Но сейчас речь пойдёт о фортепиано.
2.Фортепиано.
А).
Вопрос: Что есть фортепиано?
Предполагаемые ответы:1). Это инструмент. 2). Слово состоит из названия 2-х динамических оттенков: форте и пиано.
Учитель: Этот инструмент может очень много. В его репертуар входят не только фортепианные произведения, но и переложения вокальных, инструментальных, оркестровых, хоровых сочинений.
Произведение, которое сейчас исполнит наш ансамбль, называется Симфоническая сказка «Петя и Волк». Написал его советский, русский композитор Сергей Прокофьев. И предназначено оно для симфонического оркестра, где каждому герою соответствует свой музыкальный инструмент. Номер, который сейчас прозвучит, называется «Кошка», её образ в оркестре исполняет кларнет.
Б).
Учитель: А мы играем и показываем, как фортепиано может изобразить кошку.
Ученица 2-го класса(1-я партия) и ученик 1-го (2-я партия) исполняют ансамбль, отрывок из Симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и Волк», Кошка.
Учитель: Послушайте, как кошку исполнит кларнет - деревянный духовой инструмент, который входит в состав любого симфонического оркестра (учитель ставит на пюпитр изображение кларнета). А ещё внимательно слушайте каждый свою партию, ведь вторая партия ансамбля принадлежит оркестру, но обе партии звучат, как одно целое.
Звучит кларнет.
Вопрос: Образ, который вы только что услышали, какой он?
Предполагаемый ответ: Образ кошки - осторожный, крадущийся.
Вопрос: Похожа ли ваша Кошка на Кошку кларнета? Если нет, то чем они отличаются?
Предполагаемый ответ: Нет, не похожа. Отличаются звучанием.
Вопрос к исполнительнице 1-ой партии: Как надо играть, что бы образ получился?
Предполагаемый ответ: Играть надо тихо и аккуратно, как бы всё время, прислушиваясь.
Вопрос к исполнителю второй партии: Чью партию ты исполняешь?
Предполагаемый ответ: Партию оркестра.
Вопрос: Как звучит оркестр: громко или тихо?
Предполагаемый ответ: Он звучит тихо и настороженно.
Учитель: Не забывай об этом, когда будешь играть.
В).
А вот послушайте, как я сейчас сыграю ту же пьесу и скажите, что изменилось в ней?
Учитель играет « Кошку» в высоком регистре на стаккато.
Предполагаемый ответ: Сменился регистр.
Вопрос: Со сменой регистра изменился ли сам образ?
Предполагаемый ответ: Да. Осторожная кошка превратилась в птичку, или кузнечика.
Учитель: Со сменой регистра поменялся и характер образа, и сам образ. Следовательно, регистр есть средство выразительности, которое помогает создавать музыкальные образы и понимать (на пюпитр ставится слово «регистр»).
Учитель исполняет пьесу в «родном» регистре, но на портаменто.
Вопрос: Что изменилось?
Предполагаемый ответ: Поменялся исполнительский приём - штрих.
Учитель: Образ сменился или нет?
Предполагаемый ответ: Да. Он стал тяжёлым, неповоротливым, не похожим на настоящую Кошку.
Учитель: Следовательно, штрихи тоже есть средство музыкальной выразительности (на пюпитр ставится слово «штрихи»).
А если сыграть пьесу на форте с самого начала, останется ли образ Кошки осторожным? Послушайте.
Учитель играет пьесу на форте.
Предполагаемый ответ: Нет. Осторожность исчезла. Получился марш.
Учитель: Я играла громко - на форте, вместо того, чтобы играть тихо - на пиано. А что такое форте и пиано?
Предполагаемый ответ: Динамические оттенки.
Учитель: Теперь попробуем поменять темп и ритм (играет пьесу быстрее, в пунктирном ритме). Что произошло с характером и образом пьесы?
Предполагаемый ответ: Он изменился - стал смешным.
Учитель: Из всего услышанного можно сделать вывод - музыкальный образ помогают создавать регистр, штрихи, динамические оттенки, ритмический рисунок, темп и многие другие средства музыкальной выразительности.
Учитель: А теперь попробуйте сыграть на фортепиано так, как кларнет под аккомпанемент оркестра. Но слушайте себя очень внимательно, звук должен быть максимально приближен к звучанию инструментов, которые только что прозвучали. Вы должны слушать и чувствовать друг друга - быть одним инструментом, одним образом.
Дети снова исполняют свою пьесу.
Учитель: Теперь Кошка звучит, как у кларнета и оркестра. Вы показали своей игрой, что фортепиано по силам изобразить звучание другого инструмента. Следовательно, фортепиано тоже есть средство выразительности, помогающее раскрыть художественный образ музыкального произведения. А вот кларнет не сможет повторить звучание фортепиано, но это ни в коей мере не умаляет его особенностей, ведь вы слышали какая у него Кошка! Он помог нам лучше узнать возможности нашего инструмента.
3.Узнаём и сравниваем.
А).
Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Кристофори. Он работал хранителем (тот, кто хранит) и реставратором (тот, кто восстанавливает, чинит) музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. Как вы понимаете, фортепиано и было тем сюрпризом. Звучание инструмента не понравилось гостям, которые привыкли к изысканному звуку клавикорда и клавесина. Оно показалась им грубым, и врядли кто из них понимал, что присутствует при рождении инструмента, которому уготовано столь блестящее будущее.
Со временем фортепиано изменялось и совершенствовалось. Послушайте, как звучит произведение И.С.Баха на этом замечательном инструменте.
Б).
Учитель исполняет Маленькую прелюдию c-moll на фортепиано.
Учитель: А теперь, это же произведение исполнит другой инструмент - лютня. Обратите внимание на музыкальный образ: изменился ли его характер?
Звучит Маленькая прелюдия до минор И.С.Баха на лютне.
Учитель: Каждый для себя, наверное, определил характер, тип, настроение? Как один и тот же образ звучит у разных инструментов?
Предполагаемый ответ: В исполнении фортепиано, характер беспокойный, тревожный, стремительный; у лютни образ более выдержанный.
Вопрос: Отличаются ли услышанные вами инструменты?
Ответ: Да.
Вопрос: Чем?
Предполагаемый ответ: Звуком. Учитель: Отличие в тембрах.
Вопрос: Влияет ли это на характер произведения?
Предполагаемый ответ: Нет (затруднительно).
Учитель: Посмотрите на эти репродукции. Они с картин разных художников, которые пользовались разными приёмами письма. Определите настроение, отражённое в них. Предлагает вниманию учеников три репродукции: Шишкин И. «Тутовый лес», Левитан И. «Цветущее вишнёвое дерево», Синьяк П. «Сосна».
Предполагаемый ответ: Настроение светлое, солнечное, праздничное.
Учитель: То есть, разные приёмы отражают похожие настроения, а помогают нам его понять краски и талант художника.
Так и в музыке: образ, заложенный самим композитором, есть основа произведения, а инструменты раскрывают его каждый по-своему, исходя из своих особенностей и возможностей.
Для фортепиано переложение с другого инструмента означает, что на образ влияет и тембральная окраска. Выразить глубину чувств, мысли, передать настроение, краски и интонационный колорит - вот то чему служит наш инструмент и то, о чём мы должны помнить, играя на нём.
В). Помните, когда я рассказывала о неудавшемся сюрпризе Бартоломео Кристофори, то упомянула о клавесине. Фортепианную пьесу С.М.Майкапара «Мотылёк» мы сейчас попробуем сыграть на клавесине.
Ученица играет пьесу С.Майкопара «Мотылёк».
Учитель: Понравился тебе клавесин?
Предполагаемый ответ: Да.
Учитель: Как ты считаешь, помог ли тебе инструмент раскрыть образ произведения? Каким он тебе представляется?
Предполагаемый ответ: Играть эту на клавесине легко. Звук этого инструмента подходит для «Мотылька». Образ мотылька очень хрупкий, нежный, но с ним происходит небольшое приключение, которое для мотылька заканчивается удачно. И он улетает.
Учитель: Самуил Моисеевич Майкапар, композитор, написавший эту пьесу, родился в конце XIX века и умер в 1938 году. Это советский композитор, родившийся на Украине, но всю свою жизнь он провёл в Петербурге - Ленинграде. Думаю, ему был знаком клавесин, но он посвятил себя и своё творчество фортепиано. «Мотылёк» - фортепианная пьеса, но образ, заложенный в ней, как будто написан для клавесина. Единственный недостаток, как мне кажется, это негибкая динамика инструмента. У фортепиано, инструмента современного и усовершенствованного, больше выразительных возможностей.
Мы с вами проделали хорошую работу:
-
послушали разные инструменты;
-
выяснили, что такое образ и что помогает музыканту «рисовать» образы;
-
узнали о возможностях фортепиано и его особенностях.
4. Сейчас настало время сказки.
Одна писательница - Л.Кирилина сочинила историю, которая называется «Сказка о рояле, который хотел стать клавесином». Задание: Слушайте, а после скажите мне: прав был рояль, или нет и почему.
Далее следует сказка (11 мин).
См. приложение.
Вопрос: Прав был рояль, когда захотел отказаться от своего неповторимого звука?
Предполагаемые ответы: Да, нет…
Учитель: Думаю, что пора подвести итог нашего урока.
Вывод: Основа музыкального произведения - художественный образ или образ мысли, который композитор излагает музыкальными звуками. Что же помогает нам понять, представить и изобразить его?
Ответ: Средства музыкальной выразительности.
Учитель: Перечислите их.
Ученики: Штрихи, динамические оттенки, регистр, темп, ритм, лад, музыкальные инструменты.
Учитель: Какие инструменты помогли нам на уроке разобраться в образах?
Ученики: Кларнет, лютня, клавесин и фортепиано.
Учитель: Все эти инструменты отличны друг от друга, каждый обладает характерным для него тембром, то есть окраской.
Вопрос: А что можно сказать о фортепиано?
Предполагаемый ответ: Что фортепиано может изобразить любой музыкальный инструмент.
Учитель: Иначе говоря, можно назвать фортепиано многотембровым инструментом, с большими изобразительными и выразительными возможностям.
И это - его главная особенность и основное свойство.
Домашнее задание: 1.-Придумайте для сказки свой финал, иначе - конец;
2- подумайте, как можно изобразить на фортепиано медведя, дождик, пение кукушки;
3-нарисуйте два рисунка любого понравившегося вам музыкального образа, о которых сегодня мы говорили, в звучании различных инструментов.
4- попробуйте поиграть одну из своих пьес разными штрихами: стаккато, легато, нон легато, маркато.
Список литературы.
-
С.Газарян. В мире музыкальных инструментов, Москва «Просвещение»,1989год.
-
Журнал «В мире музыки». Москва «Музыка», 1996год.
-
Л.Е.Фейнберг, Ю.И.Гренберг. «Секреты живописи старых мастеров». Москва «Изобразительное искусство».
-
А.Фёдоров-Давыдов. «Исаак Левитан». Альбом репродукций. Ленинград «Аврора», 1988год.
-
А.Савинов, А.Фёдоров-Давыдов. «Иван Шишкин». Альбом репродукций. Ленинград «Аврора», 1986год.
-
Л.И.Иовлева. В.Васнецов. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи. Москва «Изобразительное искусство», 1984год.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказка о рояле, который хотел стать клавесином
Л.Кирилина
В одном большом сером городе, в большом сером доме жила-была самая, что ни на есть обычная семья: Папа, Мама и сынок. Всё у них было хорошо: Пап и Мама думали, что у них самый лучший Сынок и самая лучшая квартира в самом лучшем доме, в самом лучшем городе.
Когда сынку исполнилось семь лет, Папа записал его в спортивный кружок. Поэтому они пошли в самый лучший спортивный магазин и выбрали самый лучший мячик. А Мама записала Сынка в музыкальную школу, и поэтому…они пошли в музыкальный магазин. Там стояло очень много роялей и пианино. Но этой семье нужен был самый лучший рояль. Они очень долго искали и, наконец, нашли. Он был золотистый, как мёд, новенький, нигде не поцарапанный, и на изящно изогнутой крышке красовалась маленькая лира… Сынок чуть тронул сахарно-белую клавишу, и раздался звук такой чистоты и округлости, что Сынку показалось, что он лизнул свой любимый пломбир. «Берём» решил Папа и протянул деньги довольному продавцу.
Рояль привезли домой и поставили в углу большой комнаты. Но сынок редко играл на нём - ему куда больше нравилось заниматься в спортивном кружке. А рояль скучал ужасно. Как-то днём, когда Мама и Папа были на работе, а Сынок в школе, Рояль начал разговаривать сам с собой. Вдруг он услышал приглушённые проклятия откуда-то сверху. Он замолчал и прислушался.
- Эй, сударь, уж не знаю, как Вас там?
Рояль удивился:
- Вы ко мне?
- Да, да к Вам! Вы знаете, что мешаете мне сочинять музыку?
Рояль встал на цыпочки, поглядел вверх и увидел над собой портрет Иоганна Себастьяна Баха. Бах смотрел очень строго и почти что сердито.
В руках у него был нотный свиток.
- Извините великодушно, - пропел Рояль, - я не знал, что Вы заняты.
- Я занят!.. Чёрт возьми, угораздило какого-то пачкуна нарисовать меня с этим свитком в руках, и теперь я вынужден изо дня в день, из столетия в столетие сочинять одну и туже ораторию! Согласитесь, весёлое занятие!
- Мне тоже скучно, господин капельмейстер, - прожурчал Рояль, - но теперь мы обнаружили, что нас двое… Может быть, пока никого нет дома, Вы на мне поиграете?
- Я?! На этом … безобразии?!. С этим бутылочным звуком? Нет, уж, увольте! Вот если бы Вы были Клавесином…
- А кто такой Клавесин?
- Мой друг, которого больше нет, - угрюмо буркнул Бах, но в этот момент открылась дверь, и в квартиру вошёл Сынок. Бах и Рояль сделали вид, что они незнакомы.
Ночью, когда все уснули, Рояль, мучимый любопытством, тихо-тихо подкатился к книжной полке и прошептал на ухо Толковому словарю:
- Будьте добры, позовите, пожалуйста, Энциклопедию!
- Какую ещё Энциклопедию по ночам.. - заворчал Словарь.
- Наверное, музыкальную.
- Подожди.
Вскоре новенькая щеголеватая Музыкальная Энциклопедия лежала на крышке Рояля.
- Госпожа Энциклопедия, не могу ли я узнать хоть что-нибудь о Клавесине?
Энциклопедия очень обрадовалась, что в кои-то веки кому-то понадобилась и, бойко шелестя страницами, нашла нужную статью, и к утру Рояль знал почти всё о своём прекрасном предке.
С этого дня у Рояля появилась заветная мечта: стать таким, как Клавесин. « О, какой я неуклюжий! - думал он. - Как резко я звучу! Какой я грубиян - я отвечаю ругательством на каждое неловкое прикосновение! …У меня всего-навсего две педали и… ни одного дополнительного регистра! ..О, как я несчастен!»
… Но по ночам в Рояле шла огромная внутренняя работа. Он пытался изменить в себе всё, и, оставив золотистую оболочку, наполнить её серебристым звучанием. Наконец, когда …никого не было дома, Рояль робко, но определённо сказал:
- Соль.
Это «соль» прозвучало так нежно, шелестящее, что Бах вскинул брови:
-Что, что?
-Соль, - повторил Рояль и засмеялся.
- О, Клавесин! - прошептал Бах, и две тяжёлые слезы скатились со старческих щёк и упали на клавиши.
…Так Рояль стал Клавесином.
Однажды Папа и Мама закрыли все двери и усадили, наконец, Сынка заниматься музыкой. Он поднял пыльную крышку, коснулся клавиш и закричал:
- Не буду я на нём играть! Он вконец расстроился!..
Окончание сказки предлагается придумать учащимся, что следует рассматривать, как задание на дом.
6