Фортепиано как средство музыкальной выразительности

Цели: Воспитательная - формирование творческого подхода к инструменту и егоспецифическим особенностям.Образовательная – посвящение в историю появления фортепиано;  изучение инструмента, как средства музыкальной выразительности: особенности звукоизвлечения.Развивающая – расширение понятия «фортепиано» для учащегося, развитие слуха и координации движений участников исполнительского процесса, а так же эмоционально- образных представлений; выявление индивидуального подхода к использованию выразитель...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


План-конспект открытого урока.


Тема: Фортепиано, как средство выразительности и подачи музыкального образа.


Исполнители: ученик 1-го класса отделения музыкального инструмента и ученица 2-го класса отделения специального фортепиано.

Цели:


Воспитательная - формирование творческого подхода к инструменту и его специфическим особенностям.

Образовательная - посвящение в историю появления фортепиано; изучение инструмента, как средства музыкальной выразительности: особенности звукоизвлечения.

Развивающая - расширение понятия «фортепиано» для учащегося, развитие слуха и координации движений участников исполнительского процесса, а так же эмоционально- образных представлений; выявление индивидуального подхода к использованию выразительных средств.


ТСО:

Музыкальные инструменты: а) 2 пианино, в) клавесин.

Наглядные пособия: изображения кларнета, лютни;

альбомы с репродукциями И.Шишкина - «Тутовый лес», И. Левитана - «Цветущее вишнёвое дерево», П.Синьяка - «Сосна», В.Васнецова - «Алёнушка».

магнитофон.

Ход урока.

1. Вступление: Что такое образ? Музыкальный образ. Исполнение учеником 1-го класса польской народной песни «Висла». - 8мин.

2. Фортепиано: а). Что есть фортепиано? б). Изобразительные возможности инструмента (С.Прокофьев «Петя и Волк» - фрагмент, исполняет ансамбль учеников 1-го и 2-го классов). в). Средства музыкальной выразительности. - 10мин.

3. Узнаём и сравниваем: а). Изобретение фортепиано. б). Образ - основа художественного произведения (от лютни к фортепиано - от живописи к музыке). в). Возможности фортепиано (клавесин и фортепиано). - 10мин.

4.Заключительная часть: а). «Сказка о рояле, который хотел быть клавесином» Л.Кирилиной. - 11мин.

б). Индивидуальный анализ-вывод. в). Домашнее задание. - 6мин.

1.Вступление.


Тема нашего сегодняшнего урока широка и многогранна. Но «сердцем» её стал музыкальный образ. Что означает этот термин? Если мы заглянем в словарь, то прочтём, что «образ - это вид, облик». Можно добавить: обобщённый тип или характер. Например, героический образ или образ победителя - рыцарь; образ злой силы - Кощей Бессмертный.

Обращение- задание: Дети, назовите знакомые вам образы.

Предполагаемые ответы: образы: простака-хитреца - Алдар Косе; в русских народных сказках - лиса; простофили - Емеля; мудреца - Василиса Премудрая.

Вопрос: Где можно встретить перечисленные образы?

Предполагаемый ответ: В сказках, мультфильмах, живописи, в жизни и т. д.

Вопрос: Как вы понимаете слова «музыкальный образ»?

Предполагаемый ответ: образ, создаваемый музыкой.

Учитель: Максим, сыграет пьесу, которая называется Висла.

Вопрос: Скажи, какой характер у пьесы?

Ответ: Грустный, спокойный.

Вопрос: Что ты себе представляешь или что хочешь передать своим исполнением?

Ответ: Я представляю речку, которая спокойно течёт себе и вспоминает о чём-то грустном.


Далее следует исполнение пьесы.

Учитель: Максим, посмотри на картину русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». Как ты думаешь, какая сказка подсказала художнику этот образ?

Предполагаемый ответ: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Учитель: Сказочники для создания образа пользуются словом, художники - красками, а музыканты?

Предполагаемый ответ: Музыкальными звуками.

Учитель: Этому делу служит целая «армия» музыкальных инструментов. Но сейчас речь пойдёт о фортепиано.

2.Фортепиано.


А).

Вопрос: Что есть фортепиано?

Предполагаемые ответы:1). Это инструмент. 2). Слово состоит из названия 2-х динамических оттенков: форте и пиано.

Учитель: Этот инструмент может очень много. В его репертуар входят не только фортепианные произведения, но и переложения вокальных, инструментальных, оркестровых, хоровых сочинений.

Произведение, которое сейчас исполнит наш ансамбль, называется Симфоническая сказка «Петя и Волк». Написал его советский, русский композитор Сергей Прокофьев. И предназначено оно для симфонического оркестра, где каждому герою соответствует свой музыкальный инструмент. Номер, который сейчас прозвучит, называется «Кошка», её образ в оркестре исполняет кларнет.

Б).

Учитель: А мы играем и показываем, как фортепиано может изобразить кошку.

Ученица 2-го класса(1-я партия) и ученик 1-го (2-я партия) исполняют ансамбль, отрывок из Симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и Волк», Кошка.

Учитель: Послушайте, как кошку исполнит кларнет - деревянный духовой инструмент, который входит в состав любого симфонического оркестра (учитель ставит на пюпитр изображение кларнета). А ещё внимательно слушайте каждый свою партию, ведь вторая партия ансамбля принадлежит оркестру, но обе партии звучат, как одно целое.

Звучит кларнет.

Вопрос: Образ, который вы только что услышали, какой он?

Предполагаемый ответ: Образ кошки - осторожный, крадущийся.

Вопрос: Похожа ли ваша Кошка на Кошку кларнета? Если нет, то чем они отличаются?

Предполагаемый ответ: Нет, не похожа. Отличаются звучанием.

Вопрос к исполнительнице 1-ой партии: Как надо играть, что бы образ получился?

Предполагаемый ответ: Играть надо тихо и аккуратно, как бы всё время, прислушиваясь.

Вопрос к исполнителю второй партии: Чью партию ты исполняешь?

Предполагаемый ответ: Партию оркестра.

Вопрос: Как звучит оркестр: громко или тихо?

Предполагаемый ответ: Он звучит тихо и настороженно.

Учитель: Не забывай об этом, когда будешь играть.

В).

А вот послушайте, как я сейчас сыграю ту же пьесу и скажите, что изменилось в ней?

Учитель играет « Кошку» в высоком регистре на стаккато.

Предполагаемый ответ: Сменился регистр.

Вопрос: Со сменой регистра изменился ли сам образ?

Предполагаемый ответ: Да. Осторожная кошка превратилась в птичку, или кузнечика.

Учитель: Со сменой регистра поменялся и характер образа, и сам образ. Следовательно, регистр есть средство выразительности, которое помогает создавать музыкальные образы и понимать (на пюпитр ставится слово «регистр»).

Учитель исполняет пьесу в «родном» регистре, но на портаменто.

Вопрос: Что изменилось?

Предполагаемый ответ: Поменялся исполнительский приём - штрих.

Учитель: Образ сменился или нет?

Предполагаемый ответ: Да. Он стал тяжёлым, неповоротливым, не похожим на настоящую Кошку.

Учитель: Следовательно, штрихи тоже есть средство музыкальной выразительности (на пюпитр ставится слово «штрихи»).

А если сыграть пьесу на форте с самого начала, останется ли образ Кошки осторожным? Послушайте.

Учитель играет пьесу на форте.

Предполагаемый ответ: Нет. Осторожность исчезла. Получился марш.

Учитель: Я играла громко - на форте, вместо того, чтобы играть тихо - на пиано. А что такое форте и пиано?

Предполагаемый ответ: Динамические оттенки.

Учитель: Теперь попробуем поменять темп и ритм (играет пьесу быстрее, в пунктирном ритме). Что произошло с характером и образом пьесы?

Предполагаемый ответ: Он изменился - стал смешным.

Учитель: Из всего услышанного можно сделать вывод - музыкальный образ помогают создавать регистр, штрихи, динамические оттенки, ритмический рисунок, темп и многие другие средства музыкальной выразительности.

Учитель: А теперь попробуйте сыграть на фортепиано так, как кларнет под аккомпанемент оркестра. Но слушайте себя очень внимательно, звук должен быть максимально приближен к звучанию инструментов, которые только что прозвучали. Вы должны слушать и чувствовать друг друга - быть одним инструментом, одним образом.

Дети снова исполняют свою пьесу.

Учитель: Теперь Кошка звучит, как у кларнета и оркестра. Вы показали своей игрой, что фортепиано по силам изобразить звучание другого инструмента. Следовательно, фортепиано тоже есть средство выразительности, помогающее раскрыть художественный образ музыкального произведения. А вот кларнет не сможет повторить звучание фортепиано, но это ни в коей мере не умаляет его особенностей, ведь вы слышали какая у него Кошка! Он помог нам лучше узнать возможности нашего инструмента.

3.Узнаём и сравниваем.

А).

Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Кристофори. Он работал хранителем (тот, кто хранит) и реставратором (тот, кто восстанавливает, чинит) музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. Как вы понимаете, фортепиано и было тем сюрпризом. Звучание инструмента не понравилось гостям, которые привыкли к изысканному звуку клавикорда и клавесина. Оно показалась им грубым, и врядли кто из них понимал, что присутствует при рождении инструмента, которому уготовано столь блестящее будущее.

Со временем фортепиано изменялось и совершенствовалось. Послушайте, как звучит произведение И.С.Баха на этом замечательном инструменте.

Б).

Учитель исполняет Маленькую прелюдию c-moll на фортепиано.

Учитель: А теперь, это же произведение исполнит другой инструмент - лютня. Обратите внимание на музыкальный образ: изменился ли его характер?

Звучит Маленькая прелюдия до минор И.С.Баха на лютне.

Учитель: Каждый для себя, наверное, определил характер, тип, настроение? Как один и тот же образ звучит у разных инструментов?

Предполагаемый ответ: В исполнении фортепиано, характер беспокойный, тревожный, стремительный; у лютни образ более выдержанный.

Вопрос: Отличаются ли услышанные вами инструменты?

Ответ: Да.

Вопрос: Чем?

Предполагаемый ответ: Звуком. Учитель: Отличие в тембрах.

Вопрос: Влияет ли это на характер произведения?

Предполагаемый ответ: Нет (затруднительно).

Учитель: Посмотрите на эти репродукции. Они с картин разных художников, которые пользовались разными приёмами письма. Определите настроение, отражённое в них. Предлагает вниманию учеников три репродукции: Шишкин И. «Тутовый лес», Левитан И. «Цветущее вишнёвое дерево», Синьяк П. «Сосна».

Предполагаемый ответ: Настроение светлое, солнечное, праздничное.

Учитель: То есть, разные приёмы отражают похожие настроения, а помогают нам его понять краски и талант художника.

Так и в музыке: образ, заложенный самим композитором, есть основа произведения, а инструменты раскрывают его каждый по-своему, исходя из своих особенностей и возможностей.

Для фортепиано переложение с другого инструмента означает, что на образ влияет и тембральная окраска. Выразить глубину чувств, мысли, передать настроение, краски и интонационный колорит - вот то чему служит наш инструмент и то, о чём мы должны помнить, играя на нём.

В). Помните, когда я рассказывала о неудавшемся сюрпризе Бартоломео Кристофори, то упомянула о клавесине. Фортепианную пьесу С.М.Майкапара «Мотылёк» мы сейчас попробуем сыграть на клавесине.

Ученица играет пьесу С.Майкопара «Мотылёк».

Учитель: Понравился тебе клавесин?

Предполагаемый ответ: Да.

Учитель: Как ты считаешь, помог ли тебе инструмент раскрыть образ произведения? Каким он тебе представляется?

Предполагаемый ответ: Играть эту на клавесине легко. Звук этого инструмента подходит для «Мотылька». Образ мотылька очень хрупкий, нежный, но с ним происходит небольшое приключение, которое для мотылька заканчивается удачно. И он улетает.

Учитель: Самуил Моисеевич Майкапар, композитор, написавший эту пьесу, родился в конце XIX века и умер в 1938 году. Это советский композитор, родившийся на Украине, но всю свою жизнь он провёл в Петербурге - Ленинграде. Думаю, ему был знаком клавесин, но он посвятил себя и своё творчество фортепиано. «Мотылёк» - фортепианная пьеса, но образ, заложенный в ней, как будто написан для клавесина. Единственный недостаток, как мне кажется, это негибкая динамика инструмента. У фортепиано, инструмента современного и усовершенствованного, больше выразительных возможностей.

Мы с вами проделали хорошую работу:

  • послушали разные инструменты;

  • выяснили, что такое образ и что помогает музыканту «рисовать» образы;

  • узнали о возможностях фортепиано и его особенностях.

4. Сейчас настало время сказки.

Одна писательница - Л.Кирилина сочинила историю, которая называется «Сказка о рояле, который хотел стать клавесином». Задание: Слушайте, а после скажите мне: прав был рояль, или нет и почему.

Далее следует сказка (11 мин).

См. приложение.

Вопрос: Прав был рояль, когда захотел отказаться от своего неповторимого звука?

Предполагаемые ответы: Да, нет…

Учитель: Думаю, что пора подвести итог нашего урока.

Вывод: Основа музыкального произведения - художественный образ или образ мысли, который композитор излагает музыкальными звуками. Что же помогает нам понять, представить и изобразить его?

Ответ: Средства музыкальной выразительности.

Учитель: Перечислите их.

Ученики: Штрихи, динамические оттенки, регистр, темп, ритм, лад, музыкальные инструменты.

Учитель: Какие инструменты помогли нам на уроке разобраться в образах?

Ученики: Кларнет, лютня, клавесин и фортепиано.

Учитель: Все эти инструменты отличны друг от друга, каждый обладает характерным для него тембром, то есть окраской.

Вопрос: А что можно сказать о фортепиано?

Предполагаемый ответ: Что фортепиано может изобразить любой музыкальный инструмент.

Учитель: Иначе говоря, можно назвать фортепиано многотембровым инструментом, с большими изобразительными и выразительными возможностям.

И это - его главная особенность и основное свойство.

Домашнее задание: 1.-Придумайте для сказки свой финал, иначе - конец;

2- подумайте, как можно изобразить на фортепиано медведя, дождик, пение кукушки;

3-нарисуйте два рисунка любого понравившегося вам музыкального образа, о которых сегодня мы говорили, в звучании различных инструментов.

4- попробуйте поиграть одну из своих пьес разными штрихами: стаккато, легато, нон легато, маркато.


Список литературы.

  1. С.Газарян. В мире музыкальных инструментов, Москва «Просвещение»,1989год.

  2. Журнал «В мире музыки». Москва «Музыка», 1996год.

  3. Л.Е.Фейнберг, Ю.И.Гренберг. «Секреты живописи старых мастеров». Москва «Изобразительное искусство».

  4. А.Фёдоров-Давыдов. «Исаак Левитан». Альбом репродукций. Ленинград «Аврора», 1988год.

  5. А.Савинов, А.Фёдоров-Давыдов. «Иван Шишкин». Альбом репродукций. Ленинград «Аврора», 1986год.

  6. Л.И.Иовлева. В.Васнецов. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи. Москва «Изобразительное искусство», 1984год.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Сказка о рояле, который хотел стать клавесином


Л.Кирилина

В одном большом сером городе, в большом сером доме жила-была самая, что ни на есть обычная семья: Папа, Мама и сынок. Всё у них было хорошо: Пап и Мама думали, что у них самый лучший Сынок и самая лучшая квартира в самом лучшем доме, в самом лучшем городе.

Когда сынку исполнилось семь лет, Папа записал его в спортивный кружок. Поэтому они пошли в самый лучший спортивный магазин и выбрали самый лучший мячик. А Мама записала Сынка в музыкальную школу, и поэтому…они пошли в музыкальный магазин. Там стояло очень много роялей и пианино. Но этой семье нужен был самый лучший рояль. Они очень долго искали и, наконец, нашли. Он был золотистый, как мёд, новенький, нигде не поцарапанный, и на изящно изогнутой крышке красовалась маленькая лира… Сынок чуть тронул сахарно-белую клавишу, и раздался звук такой чистоты и округлости, что Сынку показалось, что он лизнул свой любимый пломбир. «Берём» решил Папа и протянул деньги довольному продавцу.

Рояль привезли домой и поставили в углу большой комнаты. Но сынок редко играл на нём - ему куда больше нравилось заниматься в спортивном кружке. А рояль скучал ужасно. Как-то днём, когда Мама и Папа были на работе, а Сынок в школе, Рояль начал разговаривать сам с собой. Вдруг он услышал приглушённые проклятия откуда-то сверху. Он замолчал и прислушался.

- Эй, сударь, уж не знаю, как Вас там?

Рояль удивился:

- Вы ко мне?

- Да, да к Вам! Вы знаете, что мешаете мне сочинять музыку?

Рояль встал на цыпочки, поглядел вверх и увидел над собой портрет Иоганна Себастьяна Баха. Бах смотрел очень строго и почти что сердито.

В руках у него был нотный свиток.

- Извините великодушно, - пропел Рояль, - я не знал, что Вы заняты.

- Я занят!.. Чёрт возьми, угораздило какого-то пачкуна нарисовать меня с этим свитком в руках, и теперь я вынужден изо дня в день, из столетия в столетие сочинять одну и туже ораторию! Согласитесь, весёлое занятие!

- Мне тоже скучно, господин капельмейстер, - прожурчал Рояль, - но теперь мы обнаружили, что нас двое… Может быть, пока никого нет дома, Вы на мне поиграете?

- Я?! На этом … безобразии?!. С этим бутылочным звуком? Нет, уж, увольте! Вот если бы Вы были Клавесином…

- А кто такой Клавесин?

- Мой друг, которого больше нет, - угрюмо буркнул Бах, но в этот момент открылась дверь, и в квартиру вошёл Сынок. Бах и Рояль сделали вид, что они незнакомы.

Ночью, когда все уснули, Рояль, мучимый любопытством, тихо-тихо подкатился к книжной полке и прошептал на ухо Толковому словарю:

- Будьте добры, позовите, пожалуйста, Энциклопедию!

- Какую ещё Энциклопедию по ночам.. - заворчал Словарь.

- Наверное, музыкальную.

- Подожди.

Вскоре новенькая щеголеватая Музыкальная Энциклопедия лежала на крышке Рояля.

- Госпожа Энциклопедия, не могу ли я узнать хоть что-нибудь о Клавесине?

Энциклопедия очень обрадовалась, что в кои-то веки кому-то понадобилась и, бойко шелестя страницами, нашла нужную статью, и к утру Рояль знал почти всё о своём прекрасном предке.

С этого дня у Рояля появилась заветная мечта: стать таким, как Клавесин. « О, какой я неуклюжий! - думал он. - Как резко я звучу! Какой я грубиян - я отвечаю ругательством на каждое неловкое прикосновение! …У меня всего-навсего две педали и… ни одного дополнительного регистра! ..О, как я несчастен!»

… Но по ночам в Рояле шла огромная внутренняя работа. Он пытался изменить в себе всё, и, оставив золотистую оболочку, наполнить её серебристым звучанием. Наконец, когда …никого не было дома, Рояль робко, но определённо сказал:

- Соль.

Это «соль» прозвучало так нежно, шелестящее, что Бах вскинул брови:

-Что, что?

-Соль, - повторил Рояль и засмеялся.

- О, Клавесин! - прошептал Бах, и две тяжёлые слезы скатились со старческих щёк и упали на клавиши.

…Так Рояль стал Клавесином.

Однажды Папа и Мама закрыли все двери и усадили, наконец, Сынка заниматься музыкой. Он поднял пыльную крышку, коснулся клавиш и закричал:

- Не буду я на нём играть! Он вконец расстроился!..

Окончание сказки предлагается придумать учащимся, что следует рассматривать, как задание на дом.




6

© 2010-2022