Конспект занятия по фортепиано. тема

Тема: « Высота звука» Цель: Общемузыкальное развитие  на основе знакомства с понятием « звуковысотность».   Задачи: Объяснение  и закрепление понятия«высокие и низкие» звуки Подготовительные упражнения на постановку рук Развитие ладового слуха Развитие эмоциональной отзывчивости Развитие творческого воображения и фантазии Формирование коммуникативных навыков (ведение диалога)                                                Структура занятия. №п/п /время Этап занятия Деятельность педагога. Деятельность обучающегося. Примечания. 1. 1-2 мин. Организационный. Педагог приветствует  ученика. Предлагает проверить  ребенку посадку за инструментом.  Ученик  приветствует педагога и садится за инструмент, проверяет правильную посадку (положение рук, корпуса, ног).   2. 10мин. Основной.  Объяснение понятий «высокие и низкие» звуки (регистры - сказка про 3 медведей). Игра. Педагог: «Сегодня в гости к нам пришел зайчик. Твоя задача следить за зайчиком и не потерять его, а точно идти за ним. Только зайчик будет прыгать по бумажной лесенке, а ты будешь ходить по клавишам». Далее педагог комментирует движение игрушки: зайчик встал на первую ступеньку, поднялся вверх на одну, ещё выше, а сейчас будь внимателен он перепрыгнул через ступеньку…, а теперь зайчик «петляет». Он  пошёл вни... Ребёнок точно повторяет направление движения зайчика и таким образом усваивает понятие вверх и вниз на фортепиано. В конце этой игры он осознанно говорит, если  мы идём вверх, значит это вправо на инструменте (высокие звуки), а если вниз – значит влево (низкие звуки) к тиграм и медведям.                     Ученик   раскладывает карточки в нужной последовательности     Наличие лесенки и маленькой игрушки – зайчика, а также фортепиано. 3. 4-5 мин.    Задание №3 Упражнение «Эхо» (использование двух звуковысот). Педагог: «А сейчас мы пойдём с тобой в необычный лес, а в музыкальный. Люди, чтобы не потеряться в лесу кричат друг другу а-у и  мы с тобой будем петь а-у. Сначала я, а ты  будешь стараться меня  точно повторить». Поём распевку (интервал м.3 вниз)  начиная с центра первой октавы  вверх (на этом  педагог акцентирует внимание ребёнка).  Постепенно  расширяя диапазон до «ми - фа»  2-й октавы. Затем вновь возвращаемся в центр 1-й октавы ... Педагог и  ученик контролируют точность исполнения  упражнений. Здоровый голосовой аппарат. Упражнение выполняется стоя. 4. 3-4 мин. Физкультминутка. «Задание№1 Легкие и тяжёлые руки» 1–часть. На нечётные такты медленно без напряжения поднять руки вперед до уровня плеч (кистями вниз). На чётные такты, расслабив мышцы, свободно уронить руки вниз. 2-я часть. На нечётные такты энергично выбросить вперёд сжатые в кулаки руки, делая, одновременно полуприседание (спина прямая). На нечётные такты выпрямиться и опустить руки. При повторении музыки 1-й части выполнить первоначальные движения. Задание№2 «Цветок».1часть. Вытянуть руки вперёд (цветок вы...  Ребенок выполняет движения под музыку. Венгерская народная мелодия Чарда.                       А.Гречанинов Мазурка 5. 2мин.   Упражнение «Лебедь». Совместно с  учеником  выполняет упражнение, объясняя и контролируя. Ученик переносит руки с середины клавиатуры к её концам и наоборот, делая плавные и гибкие движения. Мягкие руки спокойно касаются клавиш плоскими ладонями, а в момент поднятия кисти рук сгибаются, и пальцы, произвольно собираются вместе, опускаются. Задача упражнения почувствовать свободу и гибкость рук Предлагается сесть на своё место и проверить правильность посадки. 6. 4мин.   Разучивание песни «Мотылёк»  (для дальнейшего подбора). Педагог поёт и играет песню, затем вместе с ребёнком анализируют услышанное: текст, выясняют значение  всех незнакомых слов, движение мелодии - сначала поступенно вниз, затем вверх, есть ли повторения. Затем учат по фразам: педагог показывает, а ребёнок с голоса воспроизводит, педагог играет – ребёнок поёт, воспитанник сам поёт без поддержки инструмента. Ребёнок поёт и старается точно запомнить мелодию, чтобы дома её подобрать от ноты до.   7. 7мин.   Слушание пьесы И.Кореневского «Дождик». Педагог задаёт вопросы: - какой дождик грустный или весёлый? - это летний, осенний или весенний дождик? - нарисуй словами картину, где идёт дождь? - в средней части музыка меняется, что изменилось в ее звучании? - в конце пьесы музыка затихает, может дождик уходит, может капельки закончились, что бы ты нарисовал? Затем пьеса исполняется ещё раз в низком регистре. Вопросы: - А сейчас какой дождик  прошел, летний, осенний? Капельки послышались легкими, мале... В беседе после прослушивания   ученик  старается ответить на поставленные вопросы, выясняя  характер пьесы.                       Осенний, сердитый, тяжелый. Небо хмурое…  Первый раз звучали высокие нотки, легко исполнялись. Во второй раз – низкие, тяжелые, а капельки стали похожи на град. Поэтому и настроение изменилось. В низком регистре.   8. 1-2 мин. Итоговый этап Педагог возвращается к главному вопросу: Высота звука, какие звуки бывают по высоте? Где на фортепиано находятся низкие и высокие звуки и как они влияют на характер музыки? Самостоятельные выводы.      
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации города Иванова

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей -

Ивановский городской Дворец детского и юношеского творчества













Конспект занятия по фортепиано

в Хоровой школе мальчиков

тема: «Высота звука»



Возраст воспитанника: 6 лет

Подготовительное отделение

Педагог дополнительного образования

Успенская Ольга Владимировна








Иваново 2009 год


Тема: « Высота звука»

Цель: Общемузыкальное развитие на основе знакомства с понятием « звуковысотность».

Задачи:

  • Объяснение и закрепление понятия «высокие и низкие» звуки

  • Подготовительные упражнения на постановку рук

  • Развитие ладового слуха

  • Развитие эмоциональной отзывчивости

  • Развитие творческого воображения и фантазии

  • Формирование коммуникативных навыков (ведение диалога)







Структура занятия.

№п/п

/время

Этап занятия

Деятельность педагога.

Деятельность обучающегося.

Примечания.

1.

1-2 мин.

Организационный.

Педагог приветствует воспитанника. Предлагает проверить ребенку посадку за инструментом.

Воспитанник приветствует педагога и садится за инструмент, проверяет правильную посадку (положение рук, корпуса, ног).


2.

10мин.

Основной.

Объяснение понятий «высокие и низкие» звуки (регистры - сказка про 3 медведей). Игра. Педагог: «Сегодня в гости к нам пришел зайчик. Твоя задача следить за зайчиком и не потерять его, а точно идти за ним. Только зайчик будет прыгать по бумажной лесенке, а ты будешь ходить по клавишам». Далее педагог комментирует движение игрушки: зайчик встал на первую ступеньку, поднялся вверх на одну, ещё выше, а сейчас будь внимателен он перепрыгнул через ступеньку…, а теперь зайчик «петляет». Он пошёл вниз по ступенькам, через одну, а теперь вновь вверх и т.д. Так зайчик «гуляет» по клавишам в пределах октавы. Затем педагог ставит вопрос: в каком направлении движется рука вправо или влево, если мелодия движется вверх?

Задание №2

Посмотри на карточки и помоги животным отыскать своих детей, затем распредели семейные пары в последовательности:

в левой части - животных с низким голосом, а вправо - у которых высокий голос.

Ребёнок точно повторяет направление движения зайчика и таким образом усваивает понятие вверх и вниз на фортепиано. В конце этой игры он осознанно говорит, если мы идём вверх, значит это вправо на инструменте (высокие звуки), а если вниз - значит влево (низкие звуки) к тиграм и медведям.











Воспитанник раскладывает карточки в нужной последовательности

Наличие лесенки и маленькой игрушки - зайчика, а также фортепиано.

3.

4-5 мин.


Задание №3

Упражнение «Эхо» (использование двух звуковысот).

Педагог: «А сейчас мы пойдём с тобой в необычный лес, а в музыкальный. Люди, чтобы не потеряться в лесу кричат друг другу а-у и мы с тобой будем петь а-у. Сначала я, а ты будешь стараться меня точно повторить». Поём распевку (интервал м.3 вниз) начиная с центра первой октавы вверх (на этом педагог акцентирует внимание ребёнка). Постепенно расширяя диапазон до «ми - фа» 2-й октавы. Затем вновь возвращаемся в центр 1-й октавы и поём распевку вниз до ноты «си» малой октавы.

Задание №4

Андреева «Музыкальное эхо». Педагог поёт, а ребёнок должен точно за педагогом повторить, как эхо. Поём в С, Еs,Е.

Педагог и воспитанник контролируют точность исполнения упражнений.

Здоровый голосовой аппарат.

Упражнение выполняется стоя.

4.

3-4 мин.

Физкультминутка.

«Задание№1

Легкие и тяжёлые руки»

1-часть. На нечётные такты медленно без напряжения поднять руки вперед до уровня плеч (кистями вниз). На чётные такты, расслабив мышцы, свободно уронить руки вниз.

2-я часть. На нечётные такты энергично выбросить вперёд сжатые в кулаки руки, делая, одновременно полуприседание (спина прямая). На нечётные такты выпрямиться и опустить руки. При повторении музыки 1-й части выполнить первоначальные движения.

Задание№2

«Цветок».1часть. Вытянуть руки вперёд (цветок вырастает), на 2-й такт мягко развести их в стороны (цветок распустился). На 3-й такт поднять руки вверх над головой (цветок потянулся к солнышку), на 4-й такт опустить руки вперёд, вниз (цветок закрылся).

2 часть. Стоя на месте с опущенными руками, раскачиваться вправо (в 1-м такте), затем влево (во 2-м такте), не сгибая ноги в коленях (ветер качает цветы). Повторить эти движения в 3-7 тактах, с остановкой и выпрямлением корпуса в 8-м такте. При повторении 1 части музыки выполнить ещё раз соответствующие движения.

Воспитанник выполняет движения под музыку.

Венгерская народная мелодия Чарда.










А.Гречанинов Мазурка

5.

2мин.


Упражнение «Лебедь».

Совместно с воспитанником выполняет упражнение, объясняя и контролируя.

Ученик переносит руки с середины клавиатуры к её концам и наоборот, делая плавные и гибкие движения. Мягкие руки спокойно касаются клавиш плоскими ладонями, а в момент поднятия кисти рук сгибаются, и пальцы, произвольно собираются вместе, опускаются. Задача упражнения почувствовать свободу и гибкость рук

Предлагается сесть на своё место и проверить правильность посадки.

6.

4мин.


Разучивание песни «Мотылёк» (для дальнейшего подбора). Педагог поёт и играет песню, затем вместе с ребёнком анализируют услышанное: текст, выясняют значение всех незнакомых слов, движение мелодии - сначала поступенно вниз, затем вверх, есть ли повторения. Затем учат по фразам: педагог показывает, а ребёнок с голоса воспроизводит, педагог играет - ребёнок поёт, воспитанник сам поёт без поддержки инструмента.

Ребёнок поёт и старается точно запомнить мелодию, чтобы дома её подобрать от ноты до.


7.

7мин.


Слушание пьесы И.Кореневского «Дождик». Педагог задаёт вопросы:

- какой дождик грустный или весёлый?

- это летний, осенний или весенний дождик?

- нарисуй словами картину, где идёт дождь?

- в средней части музыка меняется, что изменилось в ее звучании?

- в конце пьесы музыка затихает, может дождик уходит, может капельки закончились, что бы ты нарисовал?

Затем пьеса исполняется ещё раз в низком регистре.

Вопросы:

- А сейчас какой дождик прошел, летний, осенний? Капельки послышались легкими, маленькими или тяжелыми?

А почему. Как ты думаешь?

(подсказка - звуки по высоте изменились, какими стали?)

Песенка прозвучала та же? В каком регистре?

Ребенку дается задание нарисовать рисунок к песне по желанию (летний или осенний).

В беседе после прослушивания воспитанник старается ответить на поставленные вопросы, выясняя характер пьесы.



Осенний, сердитый, тяжелый. Небо хмурое…

Первый раз звучали высокие нотки, легко исполнялись.

Во второй раз - низкие, тяжелые, а капельки стали похожи на град. Поэтому и настроение изменилось.

В низком регистре.


8.

1-2 мин.

Итоговый этап

Педагог возвращается к главному вопросу:

Высота звука, какие звуки бывают по высоте? Где на фортепиано находятся низкие и высокие звуки и как они влияют на характер музыки?

Самостоятельные выводы.



© 2010-2022