• Преподавателю
  • Музыка
  • ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Малькова Наталья Евгеньевна

учитель музыки и ритмики

МОУ СКОШ VIII вида города Кирово-Чепецка Кировской области



ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.

В наши дни каждый взрослый, каждый школьник знает, что физические упражнения полезны для здоровья. Движение - это не только проявление естественной активности ребенка, но одновременно стимул для его организма, для всех происходящих в нем обменных и регуляторных процессов. С момента поступления в школу общая двигательная активность ребенка снижается почти на половину, и степень этого снижения нарастает от младших классов к старшим.

Учащиеся вынуждены не только ограничивать свою двигательную активность, но и длительное время поддерживать однообразную статическую позу сидения за партой.

Недостаток движений в жизни ведет к снижению периода ряда вегетативных функций после нагрузки. К тому же гиподинамия ведет к снижению устойчивости организма к заболеваниям, особенно простудным, препятствует нормальному развитию сердечно-сосудистой системы и дыхания, способствует возникновению нарушений осанки.

Единственный выход из этого противоречия - правильная организация двигательного режим учащихся.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме специальной (коррекционной) школы складывается из таких форм:

  • Уроки физкультуры

  • Оздоровительная гимнастика на переменах

  • Физкультурные минутки на уроках

  • Лечебная физкультура

Эти формы занятий физическими упражнениями способствуют физическому развитию, укреплению здоровья, повышению качества учебной работы и воспитанию дисциплинированности и чувства коллективизма. Систематическое проведение физкультурных мероприятий приучает детей к повседневной заботе о своем здоровье и точному выполнению режима дня.

Основной целью оздоровительной гимнастики является поддержание эмоционально-положительного состояния психики учащихся в течение учебного дня, сохранение и укрепление физического здоровья.

Оздоровительная гимнастика на переменах входит в обязательный охранительный педагогический режим нашей школы и проводится ежедневно уже 17 лет. Для того, чтобы оздоровительная гимнастика принесла максимальную пользу, необходимо соблюдать определенные правила:

  • Делать утреннюю гимнастику ежедневно, в одно и то же время.

  • Физические упражнения сочетать с закаливанием. Для этого необходимо проветривать помещение.

  • Каждое упражнение выполнять точно, с усилием, требующим напряжения мышц. Движения - в полном объеме, свободные, темп бодрый.

  • Постепенно усложнять упражнения и повышать нагрузку, но в то же время упражнения оздоровительной гимнастики не должны утомлять. Основная ее цель - зарядить организм бодростью, силой, поднять настроение. Эмоциональное воздействие физических упражнений повышает ритмичная веселая музыка. Музыкальное сопровождение развивает у школьников чувство ритма, движения выполняются четче и размеренней.

  • Комплекс физических упражнений лучше выбирать с таким расчетом, чтобы дать нагрузку всем группам мышц. Целесообразно также в комплексе утренней оздоровительной гимнастики включать и специальные корригирующие физические упражнения для данной возрастной группы. Заключительное упражнение должно способствовать переходу от возбужденного состояния к более спокойному.

О пользе утренней гимнастики известно всем, но организовать ее интересно и увлекательно - искусство педагога.

Оздоровительная гимнастика в нашей школе проводится с музыкальным сопровождением, которое способствует восстановлению психического тонуса учащихся. Важно отметить, что для детей подбираются знакомые и любимые мелодии, которые повышают интерес к гимнастике.

При проведении оздоровительной гимнастики мы уделяем внимание осанке детей и качественному выполнению упражнений. Небрежность, нечеткость, вялость при выполнении движений исключают мышечное напряжение, а, следовательно, не дают положительного эффекта.

Комплекс упражнений оздоровительной гимнастики для младших школьников строится по следующему принципу: сначала делаются «выпрямляющие», «вытягивающие» тело упражнения, потом упражнения для конечностей, туловища и в конце - поскоки. Заканчивать оздоровительную гимнастику следует спокойными упражнениями или медленной ходьбой на месте.

Предлагаем вашему вниманию некоторые методические рекомендации для учащихся с ОВЗ.

Последовательность в выполнении упражнений должна быть такой, чтобы вначале нагрузке подвергались мышцы плечевого пояса, затем ног, мышцы туловища (спины, брюшного пресса), стопы. После этих упражнений можно включать более интенсивные, способствующие усилению обмена веществ, - прыжки. Завершается оздоровительная гимнастика, как было отмечено ранее, ходьбой на месте, чтобы успокоить дыхание. Если некоторые учащиеся не могут выполнять упражнения со всеми по причине двигательных расстройств, целесообразно не отстранять их от участия в утренней гимнастике, а наоборот, поощрять их попытки выполнения упражнений.

Учитель каждый раз осуществляет зеркальный показ комплекса упражнений. Выполнение таких упражнений под музыку способствует коррекции нарушений ритма движений, развитию ловкости, точности, формированию осанки, а также вниманию, памяти, активизации мышления.

Не рекомендуется часто менять в утренней гимнастике физические упражнения, поскольку зарядка - это привычка, и надо так привыкнуть к упражнениям, чтобы чувствовать в них необходимость, а освоение новых упражнений для детей с ОВЗ требует усилий и выработки особой привычки.

В утреннюю зарядку для младших школьников можно включать и специальные упражнения, направленные на коррекцию акта дыхания; на исправление качественных нарушений элементарных движений учеников; упражнения для формирования правильной осанки и некоторые другие.

При организации утренней зарядки для 5-9 классов надо обращать внимание на сознательное выполнение такого комплекса, нужно сделать так, чтобы школьники были убеждены в его необходимости. Здесь надо умело рассказать им о значении утренних физических упражнений. Следует подчеркнуть, что если подросток не в силах заставить себя хорошо сделать такую малость как зарядка, то можно ли рассчитывать на успех в любой другой деятельности и осуществлении своих планов? Честолюбие в этом возрасте играет, как известно, большую роль.

Примерная продолжительность утренней оздоровительной гимнастики зависти от возраста: для младших школьников - 7-8 минут, а для подростков - 8-9 минут. Проводится она ежедневно, после 1, 2 и 3 урока и делится на младшее, среднее и старшее звено.

Комплексы физических упражнений мы модифицируем каждые 3 недели, постепенно их усложняя. В каждый комплекс включаем упражнения коррекционной направленности (упражнения на координацию, равновесие, внимание). А с малышами выполняем упражнения, требующие еще и речевого сопровождения.

В проводимой оздоровительной гимнастике последовательность расположения упражнений следующая:

  1. Упражнение на сохранение правильной осанки

  2. Упражнение - потягивание, направленное на профилактику искривления позвоночника.

  3. Упражнение для мышц рук и плечевого пояса.

IV-V. Упражнения для мышц туловища.

VI. Упражнение для мышц ног.

VII. Упражнение для оживления деятельности важнейших внутренних органов, главным образом дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

VIII. Упражнение - ходьба с сохранением правильной осанки.

Итак, оздоровительная гимнастика - это специально организованное мероприятие во время перерывов в режиме учебного дня, способствующее сохранению и укреплению психического и физического здоровья в условиях учебно-воспитательного процесса.


© 2010-2022