Исследование русской народной песни Возле речки, возле моста

Коспект урока по специальности (класс баяна в школе искусств) по изучению и техническому исполнению обработки русской народной песни "Возле речки, возле моста". Цель урока -провести изучение истории создания инструментальной обработки русской народной песни, используя проектный метод. Заинтересовать ученика работой в поиске информации о традициях русских хороводных песен,провести поисковую работу о творчестве композитора, написавшего эту обработку, развить интерес к народной  музыке и русским тр...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока

по предмету «специальность» 6 класс III четверть.


Тема: Изучение русской народной песни «Возле речки, возле моста».

Цель урока:

1. Применяя проектный метод провести исследование по истории создания русской народной песни «Возле речки, возле моста». Способствовать проявлению поисковой активности ученика.

2. Выявить степень усвоения знаний и овладеть техническими навыками исполнения р.н. песни «Возле речки, возле моста».

Тип урока - обобщение и систематизация изученного.

Вид урока - урок исследование.

Форма организации обучения на уроке: индивидуальная.

Задачи урока:

1. Образовательные задачи урока - активизировать деятельность ученика на уроке;

познакомить ученика с народными традициями и связями русской народной песни с классической музыкой;

развить умения и навыки работы, применяя проектный метод.

2. Развивающие задачи урока - формировать практические навыки исполнения технических приемов игры;

развивать способности к исследовательскому типу мышления; познавательного интереса и творческой активности.

3. Воспитывающие задачи урока - воспитывать эстетический вкус, чувство ответственности в работе;

развивать интерес к народной музыке и русским традициям.

План урока:

Этапы урока

методы и приемы

время

1.

Организационный момент

словесный

2 минуты

2.

Исследование ученика. Результаты исследования ученика по истории создания р.н.п. «Возле речки, возле моста» обработка В. Мотова. Русские танцевальные традиции и связь с классической музыкой. Прослушивание видеозаписи.

словесный, наглядный

10 минут

3.

Работа над музыкальным материалом:

разбор формы произведения;

формирование технических навыков исполнения.

показ, указаний, направляющий, попутных поправок

25 минут

4.

Итог урока

словесный

2 минуты

5.

Домашнее задание

словесный

1 минута

Ход урока:

I. Организация начала урока. Постановка цели урока.

П.: Тема урока: Изучение русской народной песни «Возле речки , возле моста».

Цель нашего урока:

1). Провести исследование по истории создания р.н.песни «Возле речки , возле моста». Способствовать проявлению поисковой активности посредством применения проектного метода.

2). Выявить степень усвоения знаний. Овладеть техническими навыками исполнения р.н. песни «Возле речки, возле моста».

II. Исследование ученика.

П.: сообщить план проектного задания и исследование по теме.

Ответ ученика

- представляет своё исследование по теме урока.

III. Работа с музыкальным материалом по теме урока.

П.: предлагаю провести разбор формы произведения.

Ответ ученика

- в теме предложения по 8 тактов, в предложении 2 фразы по 4 такта.

П.: определить тональный план темы.

Ответ ученика

-1 предложение в мажоре, 2 предложение в миноре.

П.: сколько вариаций на тему? Какие технические особенности исполнения в вариациях?

Ответ ученика - всего вариаций 6. В каждой вариации сохраняется тональный план. Тема звучит терциями. Звуки темы сохраняются в каждой вариации на сильную долю. В вариациях используются методы варьирования: вспомогательные проходящие звуки.

1в. - подголосочного характера, звуки темы точно сохраняются;

2в.- интервальные скачки с проходящими звуками;

3в.- появляются аккорды и арпеджированные ходы;

4в.-ходы по звукам трезвучий с проходящими хроматическими движениями;

5в. - фигурационное варьирование шестнадцатыми с проходящими звуками; 6в.- аккордовая фактура с октавными ходами, скачками на терцию.

П.: В работе над музыкальным материалом необходимо добиться:

  • Показ темы и характерных вариационных изменений;

  • Особенности фактуры, аккомпанемента через требуемые приемы игры, штрихи, смену ладовой окраски.

  • Единой формы, темпа, динамического напряжения.

IV. Итог урока. Цели урока достигнуты.

V. Домашнее задание: добиваться точного исполнения штриховых приемов, исполнения акцентов в вариациях.

Педагогические технологии:

  • проектная ( формирование поисковой активности)

  • - личностно - ориентированная (развитие самореализации личности)

  • - проблемно - развивающая (формирование уважительного отношения и потребности восприятия народной музыки и русских традиций.

Использование методов обучения:

1. Мотивация и стимулирование:

  • Создание ситуации успеха;

  • Поощрение;

  • Разъяснение.

2.Методы контроля:

  • Устный;

  • Самоконтроль.

3. Методы организации и осуществления учебных действий:

  • Словесный (беседа, рассказ, интервью);

  • Наглядный;

  • Аудиовизуальный (иллюстраций);

  • Практический.


Приемы:

Приемы преподавателя:

Приемы учащегося:

Словесный

восприятие

Наглядный

словесный

Практический

практический

Мыслительный

(сравнение, сопоставление)

Литература:

1. В.Н Мотов. Простейшие приемы варьирования на баяне или аккордеоне. М.,Музыка, 1989.

2. И.Алексеев. Методика преподавания игры на баяне. М., 1960.

3. Н. Бачинская, Т. Попова. Русское народное музыкальное творчество. М.,Музыка, 1974.

4. Музыкальный клуб. Вып 22. Сост. О. Очаковская, М., Музыка, 1988.

5. Справочник баяниста. М. 1970.






Приложение 1

Ответ ученика -

План проектного задания ученика.

1. Краткая справка о композиторе В. Н. Мотове и времени создания обработки р.н. песни «Возле речки, возле моста».

2. Из истории хороводов на Руси.

3. Связь народной музыки с классической музыкой.

4. Форма обработки р.н. песни «Возле речки, возле моста» - инструментальные вариации.

5.Разбор формы произведения, приемов варьирования обработки р.н.песни.

Результаты исследования ученика.

1. Владимир Николаевич Мотов, родился в феврале 1925г. в Москве. Педагог, композитор, исполнитель. Заслуженный работник культуры РСФСР (1971). Окончил в 1948г. музыкальное училище им. Октябрьской революции (класс баяна П.Н.Шашкина, Г.Т.Тышкевича) в 1953г. факультет народных инструментов (класс баяна Н.Я.Чайкина), в 1956 - историко-теоретико-композиторский факультет Муз.-пед.института им. Гнесиных

В 1941-1943-артист-баянист фронтовой бригады, 1948-баянист ансамбля «Березка».Преподавал в музыкальной школе г. Москвы, 1955-1974г. в муз.училище им Гнесиных. В 1974-79 - заведующий кафедрой баяна и аккордеона Московского института культуры.

Одновременно преподавал по классу баяна в Муз.-пед.институте им. Гнесиных (1959,1967). С 1979 - директор детской музыкальной школы №23 Москвы.

С концертной группой выезжал на гастроли в Венгрию, Чехословакию, Австрию.

Сочинения: методические брошюры, статьи; переложениядля одного баяна и ансамблей (всего более 300), учебные програмы, сборники: концертные пьесы для баяна, Играй мой баян! Вып.14.М. Воениздат, 1963.

2. Об истории хороводов на Руси. Чтобы составить представление о том, что же такое народный хороводный танец, обратимся к описаниям, сделанными исследователями фольклора. Вот например: «Масса девушек в старинных шелковых сарафанах, янтарях, шелковых дорогих платках - «шалюшках».

Девушки длинными рядами стоят у края поляны и чинно отвешивают поклоны прохожим. Это - ритуал… Впереди становятся «повязочницы» (на голове повязка с лентами) и все чинно, медленно отправляются по улице». Так описывается девичье гулянье «метище», бытовавшее в северорусских деревнях до 20г.ХХ столетия на реке Пинеге.

Так проходили смотрины девушек, когда вся деревня видит и суди тебя и твой наряд, красоту и рукоделье. Это шествие сопровождалось множеством протяжных песен. Молодежь водила также «круги»,так назывались хороводы, танцевала «кадрели» - это был досуг молодежи.

В разных областях России хороводы именовались «карагоды», «круги», «танки», «караводы».

В летописях упоминаются «игрища между сел», когда сходились девушки и парни нескольких деревень и устраивали игры и пляски.

В ХIХ-ХХ веках сделано много описаний хороводов. Эти массовые праздненства были излюбленной формой досуга русских крестьян.

Хороводы всегда имели свой порядок. Например, хороводы и игры, исполнявшиеся зимой на святках ( с 25.12 по 6.01) проводились в избе.

Наиболее массовыми были хороводы весенние, собиравшие дл 100 человек. Их водили на полянах у реки, на широких деревенских улицах, в дни праздников - на Николу - вешнего, в Егорьев день. Идя в хоровод наряжались в лучшие праздничные наряды; здесь демонстрировались вкус девушки и её «рукодельность».

На гуляньях можно было наблюдать богатейшие традиции русского костюма. Хороводы выполняли социальную функцию: это была форма знакомства молодежи - девушек и парней. Большинство сюжетов хороводных песен посвящено «выбору пары».

В хороводных и плясовых песнях изображались в игровой форме различные виды крестьянского труда: «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «А я по лугу», «По улице мостовой».

3. Народное музыкальное творчество тесно связано с классической музыкой. Русские композитолры изучали русскую народную песню:

М. Балакирев - «40 русских народных песен»- 1866г.;

Н.Римский Корсаков - «100 русских народных песен» -1876-77г.

Со времен глубокой древности народная песня сопровождала различные стороны трудовой деятельности и быта славян - предков русских, белорусов, украинских народов.

Песенному творчеству русского народа присуще жанровое разнообразие (артельные трудовые, земледельческие, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпические, лирические, солдатские походные).

Собиранием и обработкой русских народных песен занимались музыкальные деятели нашей страны: М.Балакирев, Н. Римский - Корсаков,

М.Мусоргский, П.Чайковский, А.Лядов.

В русском музыкальном театре 18в. большое место занимали картины народного быта. Различные моменты свадебной игры, хороводные гуляния включаются в сценическое действие, а в ряде произведений им отводится центральное место.

Народные напевы служили темами вариаций - излюбленного в ту эпоху жанра инструментальной музыки. Вариации писались для разных инструментов. Вокальные и инструментальные обработки народных песен исполнялись в домашнем кругу и в концертах (Муз пример).

Если для композиторов 18в. наиболее характерным было непосредственное использование народных песен, то в дальнейшем развивается более глубокий метод претворения народного песенного творчества: композиторы создавали свои собственные, проникнутые народным характером напевы, насыщая народными музыкальными интонациями и ритмами все произведение.

4. Вариации на тему русской народной песни «Возле речки, возле моста». В.Н.Мотов написал в 1963г. в Москве. В.Н.Мотов использовал тему хороводной песни. Тема русской народной песни написана в простой одночастной форме - в виде простого периода (8+8 тактов) без его дальнейшего развития.

Инструментальная обработка написана в форме вариаций для музыкального инструмента - баяна.

В музыке 2 половины ХХ века одночастные темы вариаций стали распространенным явлением. В самостоятельном виде она чаще встречается в вокальной музыке, в качестве куплета, который повторяется с разным текстом, служащим основой развития образного содержания. Это очень типично для народных песен, в особенности танцевального характера. Эта форма носит название куплетной.

При варьируемом сопровождении она приобретает значение куплетно-вариационной формы.



Приложение 2

Разбор формы произведения, приемов варьирования обработки р.н. песни

«Возле речки, возле моста».

Характер звучания

Музыкальная фактура, и приемы варьирования

средства выразительности, приемы звукоизвлечения

(штрихи)

Тема -

2 предложения,

4 фразы

1 предложение тема песни звучит

В До мажоре, характер веселый, танцевальный

2 предложение

в ля миноре.

Смена тонального плана сохраняется во всех вариациях, темп неизменный.

Изложение терциями.

Темп подвижный.Игра терциями, акценты Ритмический рисунок характерный для песен, яркая на форте динамика

1 вариация

1 предложение

На фоне звуков темы звучат подголоски снизу, во 2 предложении подголоски сверху - все имеет песенный характер.

Элементы полифонии -

изложение подголосочного характера.

Звуки темы точно сохраняются.
Звуки темы половинными и подголоски восьмыми.

Звучит на пиано и легато.

2 вариация

1 предложение: контрастно предыдущей вариации.

Решительное, на форте подчеркивание 1 доли акцентами, скачки на октаву придают танцевальный характер.

2 предложение: звучит контрастно, на пиано, акценты уходят на 2 долю.

Интервальные скачки,

с проходящими звуками, звуки темы сохраняются.

.

Штрих стаккато на форте сменяется во 2 предложении на легато и пиано



3 вариация

Подчеркнутость характера аккордовой фактурой, яркостью звучания, выделением 1 доли акцентами - дает эффект развития танцевального характера.

2 предложение - звучит в миноре, более мягко, но характер музыки не меняется.

Ритмическое аккордовое подчеркивание и арпеджированное допевание, звуки темы сохраняются на сильную долю.

Легато в арпеджированных и в гаммообра-

зных движениях.

4 вариация

Новая тема изменена, звучит в низком регистре с постепенным расширением диапазона с малой до 2 и 3 октавы. По характеру напевная, вокальная.

2 предложение в высоком регистре с нисходящими ходами по звукм трезвучий

Ходы по звукам трезвучий с проходящими хроматическими движениями.

В басовом ключе фигурное изложение аккомпанемента.

Легато



Стаккато на басовый звук и легато аккордовое сопровождение.

5 вариация

Кружевной, ажурный рисунок хороводной с нисходищим движением до 4 октав.Звуки темы сохраняются

Изменение за счет фигурационного варьирования, вспомогательных и проходящих звуков шестнадцатыми.

2 предложение -вкропляются звуки темы и подголосок отстоящий от основного звука темы на полутон.

легато

6 вариация

Аккорды звучат собрано, четко, поддерживая первоначальный характер темы, в сочетании с танцевального характера октавными ходами из проходящих звуков.

Всё устремляется к финальному октавному движению и яркой тонике в 2-3 октаве.

Аккордовая фактура в сочетании с октавными ходами.

Во 2 предложении появляются скачки на терцию.

Нон легато


© 2010-2022