- Преподавателю
- Музыка
- Технологическая карта урока по ФГОС Тембры-музыкальные краски
Технологическая карта урока по ФГОС Тембры-музыкальные краски
Раздел | Музыка |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дочкина А.П. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Тембры- музыкальные краски» для 6 класса
по программе В.В. Алева, Т.Н. Кичак
Цель урока: Создание условий для осмысленного и эмоционального восприятия понятия "тембр".
Задачи урока:
Воспитательная:
-воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
- совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;
- воспитывать художественный, музыкальный и эстетический вкус.
Образовательная:
-помочь учащимся услышать и почувствовать роль тембра в создании музыкально- живописного образа;
-систематизировать определённые знания о музыке, композиторах, средствах музыкальной выразительности;
Развивающие:
- развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;
- развивать музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, певческий голос, мышление, память.
Предметные компетенции
-
расширить представление о тембре как средстве музыкальной выразительности
-
обогатить знания о тембровых особенностях скрипки, виолончели, альта, банджо
-
учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки
-
развивать вокально - хоровую грамотность
Информационная компетенция
-
находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как средство музыкальной выразительности, тембр - как живописные краски, тембр как отражение образов и эмоционального состояния)
-
развивать понимание чтения музыкально - познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов обогащает речевую культуру, чтение текста создаёт эффект театрализации на уроке)
-
уметь оформлять краткие записи материала урока
Социальная компетенция
-
находить продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе работы на уроке
Коммуникативная компетенция
-
воспитывать культуру общения через чтение и воспроизведение музыковедческого учебного текста (слышать и слушать ответ другого ученика)
-
формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» - описание тембровой характеристики музыкальных инструментов
Личностная компетенция
-
направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях)
Методы и приемы
-
Метод сходства и различия
-
Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному
-
Метод размышления о музыке
-
Метод музыкального обобщения
-
Метод эмоциональной драматургии
-
Метод создания художественного контекста
-
Метод создания композиций (сочетание видов деятельности при исполнении одного и того же произведения)
-
Методы стимулирования и мотивации учения (импровизация, музицирование)
-
Методы организации и осуществления учебных действий и операций (пластическое интонирование, содержательный анализ музыкальных произведений)
-
Методы контроля и самоконтроля («синквейн», тест)
-
Методы передачи учебной информации (словесные, наглядно-слуховые и наглядно-зрительные, практические: проблемно-поисковый, исследовательский)
-
Методы активизации обучающихся (пение, импровизация, словесное высказывание о музыке, интересный подбор музыкального материала, задания на активизацию слухового внимания, движение: дирижирование, ходьба, хлопки и т.д.).
Применение элементов современных технологий
-
Технология моделирования художественно-творческого процесса
-
Технология личностно-ориентированного обучения
-
Технологии развития голоса и слуха.
-
Информационные технологии.
-
Технология индивидуально-деятельного подхода.
-
Проблемно-развивающая технология обучения
-
Технология проблемного обучения
-
Технологии коммуникативно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию
-
Синквейн
-
Здоровьесберегающая технология
Тип урока: введение в тему (изучение нового материала).
Оборудование и музыкальный материал урока:
-
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карандаши для творческой работы, музыкальные произведения:
-
Н. Римский - Корсаков «Шехеразада» «Полёт Шмеля», из оперы «Сказка о царе Салтане»,
-
С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для виолончели),
-
И.С. Бах, «Шутка». Из Сюиты № 2 для оркестра,
-
«Соната для альта и фортепиано: И. Брамс,
-
Песня «Всюду музыка живет»
Методы обучения:
- словесный метод;
- наглядно-слуховой метод;
- метод контрастных сопоставлений;
- метод музыкальных обобщений.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент
2. Самоопределение к деятельности.
Добрый день, ребята!
Сегодня наш урок мы проведём под девизом «Ученику- удача, учителю- радость». Давайте это скажем хором.
Ребята! Вы вошли в класс под музыку Ф. Шопена
- А на какое состояние вас настроила эта музыка?
А какого цвета такое состояние?
Именно слово, звук и цвет помогают нам понять всё многообразие мира, помогают нам увидеть в обыденной жизни всю многокрасочность и многоцветность.
Дети входят в класс под музыку И.С. Бах «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра
- радостное, веселое, мажорное, приподнятое, ликующее.
-яркие сочные краски.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающихся
Постановка целей и определение темы урока
Создание проблемной ситуации.
На столах у вас лежат карточки с некоторыми понятиями, которые нам сегодня пригодятся.
А теперь посмотрите на слайд. Все инструменты вам знакомы?
(изображены скрипка, виолончель, альт, банджо)
А звучат они одинаково?
Что нам сегодня надо узнать и вспомнить? Вам в помощь карточки.
У каждого музыкального инструмента свой голос.
Вспомните, как называется такая окраска музыкального инструмента?
Обратитесь к словосочетаниям в карточках и назовите тему.
Постановка учебной задачи.
Сегодня, слушая музыку, мы с вами нарисуем музыкальную радугу и у каждого она будет состоять из тех цветов, которые вы услышите в этих музыкальных произведениях, ведь все мы слышим, казалось бы, одинаково, но воспринимаем звуки все по - разному..
Также мы определим роль тембра в создании музыкально- живописного образа произведения.
(ученик зачитывает)
- звуковой колорит
- звуковая палитра
- звуковая красочность
- цветовая гамма
- окраска звука
(дети называют названия инструментов).
один из инструментов не знаем
нет.
Звуковую палитру и окраску звука этих музыкальных инструментов, как называется неизвестный нам инструмент, как он звучит, вспомнить музыкальную окраску струнных смычковых.
тембр.
Тема нашего урока: Тембры- музыкальные краски (запись в тетради темы урока)
Личностные:
осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении
Актуализация знаний Работа по теме урока
В начальной школе вы сравнивали музыкальные звуки с красками в живописи, говорили о том, что каждый музыкальный инструмент имеет своё неповторимое звучание, свой ТЕМБР и звучат все инструменты по-разному.
Открытие нового знания
Объясните выражение: «Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит».
Рассмотрим Нотный пример 33, страница 114 нашего учебника.
Представлен фрагмент из симфонической сюиты «Шехеразада» Николая Андреевича Римского - Корсакова.
-Что известно о характере звучания скрипки?
Теперь найдите вариант ответа в учебнике на стр. 114
- Как показан образ Шехеразады в звучании скрипки?
Слушая фрагмент музыки из сюиты, предлагаю выбрать цвет и раскрасить первый цвет радуги.
Слайд 1- портрет Н.А. Римского- Корсакова
Слушание музыки: Н. Римский - Корсаков, Тема «Шехеразады», из сюиты «Шехеразада», фрагмент
Скрипка обладает не только способностью быть певучей и песенной. У неё много талантов. Какой ещё способностью обладает скрипка?
Послушаем «Полёт Шмеля» из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане». Вспомним литературный сюжет о полёте Шмеля, поможет нам учебник, стр. 115.
Обратите внимание на нотный пример 34, страница 115. Указан быстрый темп «виваче» - «живо». Стремительный полёт шестнадцатых ноток рисует нам кружащее движение Шмеля.
Слушая фрагмент музыки, разукрасим следующий цвет радуги.
Слушание музыки: Н. Римский - Корсаков, «Полёт Шмеля», из оперы «Сказка о царе Салтане», фрагмент
В семейство струнных смычковых инструментов входит и ВИОЛОНЧЕЛЬ. Инструмент представлен на иллюстрации страницы 116. Что мы знаем о характере звучания виолончели?
Эта удивительная способность виолончели звучать необыкновенно тепло и выразительно и позволило исполнять вокальные произведения в инструментальном переложении. На странице 116 представлена иллюстрация инструмента и нотный вариант «Вокализа» С.В. Рахманинова, с широким, всеохватывающим, поющим легато (дуга, соединяющая звуки).
Слушая фрагмент музыки, выберем цвет третьего лепестка радуги.
Слайд 2. Портрет С. В. Рахманинова
Слушание музыки: С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для виолончели), фрагмент
А сейчас узнайте следующий инструмент (показан слайд с музыкальными инструментами)
Звучит альт (соната для альта и фортепиано)
Это фрагмент сонаты для альта и фортепиано И. Брамса.
Что вы можете сказать об этом инструменте?
Слушаем музыку и рисуем нашу радугу.
Слушание: «Соната для альта и фортепиано: И. Брамс
Слайд с портретом композитора.
Какой у нас остался инструмент?
Банджо- это струнно-щипковый музыкальный инструмент, широко используется в стиле кантри. И послушаем мы музыку как раз в этом стиле.
При слушании продолжаем наш рисунок.
- Что можем сказать о звуке банджо?
Физминутка.
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Да вот ключик не нашёл.
Чтобы ключик отыскать
Нужно на носочки стать.
Вспомните, под какую музыку мы входили на урок
Предлагаю выразить в цвете музыку И.С.Баха.
Слайд с портретом композитора.
Слушание И.С. Бах «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра
Запись в тетради: Тембр - «окраска звучания»
Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.
отвечают.
Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ, поэтому ей нередко поручаются мелодии ПЛАВНОГО, ПЕСЕННОГО ХАРАКТЕРА, обладающего особой закруглённостью линий.
Запись в тетради: Скрипка - певучая, песенная
Слышится прелесть волшебной арабской ночи и нежный голос Шехеразады.
Известна и ВИРТУОЗНОСТЬ скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском.
Продолжаем запись в тетради: -виртуозная
Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.
Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её интонации с живым голосом - глубоким, волнующе - эмоциональным.
Запись в тетради: Виолончель - теплота, глубина звучания
Скрипку и виолончель послушали, сейчас звучит альт.
Инструмент такого же устройства , что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре.
банджо.
Звук звенящий и немного резкий.
(дети отвечают)
Познавательные:
Общеучебные: извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя.
Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно оценивают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушая друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Работа над песней
«Всюду музыка живет»
Подведение итогов урока
Закрепление изученного материала
Мы закрасили только 5 цветов нашей радуги. А докрашивать радугу вы будете дома, это будет домашним заданием, ну, об этом позже.
Посмотрите на слайд (показан семицветик - интонация- средства музыкальной выразительности)
Обратите внимание на лепестки цветка, их тоже семь, как 7 цветов радуги. Цветок с названиями средств музыкальной выразительности. Видим, что ТЕМБР - одно из выразительных музыкальных средств.
Изучен музыкальный материал урока.
Какой можно сделать вывод?
Среди них: 1. Каждый музыкальный инструмент имеет свою окраску - тембр
2. Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи
3. Тембр помогает «увидеть» музыкального героя
4. Музыка неотделима от тембра
5. ...(Свой вариант ответа)
(Ученики определяют вывод урока самостоятельно и с помощью изученного текстового материала учебника)
-Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр
-Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи
-Тембр помогает «увидеть» музыкального героя
-Музыка неотделима от тембра
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Рефлексия
Сумели мы добиться цели урока?
Как палитра у художника, так и звуки музыкальных инструментов разнообразны и красочны.
Домашнее задание.
Чтобы наша радуга была вся раскрашена и заиграла разными красками, дома вы найдёте 2 классических произведения и выразите их цветом.
9. Выставление оценок.
Помните девиз урока? Вы доказали, что умеете хорошо работать и этим доставили мне огромную радость!
Спасибо за творчество на уроке!
Рассказывают, что помогло им добиться цели урока.-
Мы расширили свои знания о тембре. учились слушать и различать тембровую красоту скрипки, виолончели, альта и банджо, составили цветовую палитру музыкальных фрагментов , читали музыкальные тексты в учебнике .
Регулятивные: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.