Технологическая карта урока по ФГОС Тембры-музыкальные краски

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Тембры- музыкальные краски» для 6 класса

по программе В.В. Алева, Т.Н. Кичак

Цель урока: Создание условий для осмысленного и эмоционального восприятия понятия "тембр".

Задачи урока:

Воспитательная:

-воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;

- совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;

- воспитывать художественный, музыкальный и эстетический вкус.

Образовательная:

-помочь учащимся услышать и почувствовать роль тембра в создании музыкально- живописного образа;

-систематизировать определённые знания о музыке, композиторах, средствах музыкальной выразительности;

Развивающие:

- развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;

- развивать музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, певческий голос, мышление, память.

Предметные компетенции

  • расширить представление о тембре как средстве музыкальной выразительности

  • обогатить знания о тембровых особенностях скрипки, виолончели, альта, банджо

  • учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки

  • развивать вокально - хоровую грамотность

Информационная компетенция

  • находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как средство музыкальной выразительности, тембр - как живописные краски, тембр как отражение образов и эмоционального состояния)

  • развивать понимание чтения музыкально - познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов обогащает речевую культуру, чтение текста создаёт эффект театрализации на уроке)

  • уметь оформлять краткие записи материала урока

Социальная компетенция

  • находить продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе работы на уроке

Коммуникативная компетенция

  • воспитывать культуру общения через чтение и воспроизведение музыковедческого учебного текста (слышать и слушать ответ другого ученика)

  • формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» - описание тембровой характеристики музыкальных инструментов

Личностная компетенция

  • направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях)

Методы и приемы

  1. Метод сходства и различия

  2. Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному

  3. Метод размышления о музыке

  4. Метод музыкального обобщения

  5. Метод эмоциональной драматургии

  6. Метод создания художественного контекста

  7. Метод создания композиций (сочетание видов деятельности при исполнении одного и того же произведения)

  8. Методы стимулирования и мотивации учения (импровизация, музицирование)

  9. Методы организации и осуществления учебных действий и операций (пластическое интонирование, содержательный анализ музыкальных произведений)

  10. Методы контроля и самоконтроля («синквейн», тест)

  11. Методы передачи учебной информации (словесные, наглядно-слуховые и наглядно-зрительные, практические: проблемно-поисковый, исследовательский)

  12. Методы активизации обучающихся (пение, импровизация, словесное высказывание о музыке, интересный подбор музыкального материала, задания на активизацию слухового внимания, движение: дирижирование, ходьба, хлопки и т.д.).

Применение элементов современных технологий

  1. Технология моделирования художественно-творческого процесса

  2. Технология личностно-ориентированного обучения

  3. Технологии развития голоса и слуха.

  4. Информационные технологии.

  5. Технология индивидуально-деятельного подхода.

  6. Проблемно-развивающая технология обучения

  7. Технология проблемного обучения

  8. Технологии коммуникативно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию

  9. Синквейн

  10. Здоровьесберегающая технология

Тип урока: введение в тему (изучение нового материала).

Оборудование и музыкальный материал урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карандаши для творческой работы, музыкальные произведения:

  • Н. Римский - Корсаков «Шехеразада» «Полёт Шмеля», из оперы «Сказка о царе Салтане»,

  • С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для виолончели),

  • И.С. Бах, «Шутка». Из Сюиты № 2 для оркестра,

  • «Соната для альта и фортепиано: И. Брамс,

  • Песня «Всюду музыка живет»

Методы обучения:
- словесный метод;

- наглядно-слуховой метод;
- метод контрастных сопоставлений;
- метод музыкальных обобщений.



Ход урока

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

2. Самоопределение к деятельности.

Добрый день, ребята!

Сегодня наш урок мы проведём под девизом «Ученику- удача, учителю- радость». Давайте это скажем хором.

Ребята! Вы вошли в класс под музыку Ф. Шопена

- А на какое состояние вас настроила эта музыка?

А какого цвета такое состояние?

Именно слово, звук и цвет помогают нам понять всё многообразие мира, помогают нам увидеть в обыденной жизни всю многокрасочность и многоцветность.

Дети входят в класс под музыку И.С. Бах «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра



- радостное, веселое, мажорное, приподнятое, ликующее.

-яркие сочные краски.



Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающихся

Постановка целей и определение темы урока

Создание проблемной ситуации.

На столах у вас лежат карточки с некоторыми понятиями, которые нам сегодня пригодятся.

А теперь посмотрите на слайд. Все инструменты вам знакомы?

(изображены скрипка, виолончель, альт, банджо)

А звучат они одинаково?

Что нам сегодня надо узнать и вспомнить? Вам в помощь карточки.

У каждого музыкального инструмента свой голос.

Вспомните, как называется такая окраска музыкального инструмента?

Обратитесь к словосочетаниям в карточках и назовите тему.

Постановка учебной задачи.

Сегодня, слушая музыку, мы с вами нарисуем музыкальную радугу и у каждого она будет состоять из тех цветов, которые вы услышите в этих музыкальных произведениях, ведь все мы слышим, казалось бы, одинаково, но воспринимаем звуки все по - разному..

Также мы определим роль тембра в создании музыкально- живописного образа произведения.

(ученик зачитывает)

- звуковой колорит

- звуковая палитра

- звуковая красочность

- цветовая гамма

- окраска звука

(дети называют названия инструментов).

один из инструментов не знаем

нет.

Звуковую палитру и окраску звука этих музыкальных инструментов, как называется неизвестный нам инструмент, как он звучит, вспомнить музыкальную окраску струнных смычковых.

тембр.

Тема нашего урока: Тембры- музыкальные краски (запись в тетради темы урока)

Личностные:

осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Актуализация знаний Работа по теме урока

В начальной школе вы сравнивали музыкальные звуки с красками в живописи, говорили о том, что каждый музыкальный инструмент имеет своё неповторимое звучание, свой ТЕМБР и звучат все инструменты по-разному.

Открытие нового знания

Объясните выражение: «Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит».

Рассмотрим Нотный пример 33, страница 114 нашего учебника.

Представлен фрагмент из симфонической сюиты «Шехеразада» Николая Андреевича Римского - Корсакова.

-Что известно о характере звучания скрипки?

Теперь найдите вариант ответа в учебнике на стр. 114



- Как показан образ Шехеразады в звучании скрипки?

Слушая фрагмент музыки из сюиты, предлагаю выбрать цвет и раскрасить первый цвет радуги.

Слайд 1- портрет Н.А. Римского- Корсакова

Слушание музыки: Н. Римский - Корсаков, Тема «Шехеразады», из сюиты «Шехеразада», фрагмент

Скрипка обладает не только способностью быть певучей и песенной. У неё много талантов. Какой ещё способностью обладает скрипка?

Послушаем «Полёт Шмеля» из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане». Вспомним литературный сюжет о полёте Шмеля, поможет нам учебник, стр. 115.

Обратите внимание на нотный пример 34, страница 115. Указан быстрый темп «виваче» - «живо». Стремительный полёт шестнадцатых ноток рисует нам кружащее движение Шмеля.

Слушая фрагмент музыки, разукрасим следующий цвет радуги.

Слушание музыки: Н. Римский - Корсаков, «Полёт Шмеля», из оперы «Сказка о царе Салтане», фрагмент

В семейство струнных смычковых инструментов входит и ВИОЛОНЧЕЛЬ. Инструмент представлен на иллюстрации страницы 116. Что мы знаем о характере звучания виолончели?

Эта удивительная способность виолончели звучать необыкновенно тепло и выразительно и позволило исполнять вокальные произведения в инструментальном переложении. На странице 116 представлена иллюстрация инструмента и нотный вариант «Вокализа» С.В. Рахманинова, с широким, всеохватывающим, поющим легато (дуга, соединяющая звуки).

Слушая фрагмент музыки, выберем цвет третьего лепестка радуги.

Слайд 2. Портрет С. В. Рахманинова

Слушание музыки: С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для виолончели), фрагмент

А сейчас узнайте следующий инструмент (показан слайд с музыкальными инструментами)

Звучит альт (соната для альта и фортепиано)

Это фрагмент сонаты для альта и фортепиано И. Брамса.

Что вы можете сказать об этом инструменте?

Слушаем музыку и рисуем нашу радугу.

Слушание: «Соната для альта и фортепиано: И. Брамс

Слайд с портретом композитора.

Какой у нас остался инструмент?

Банджо- это струнно-щипковый музыкальный инструмент, широко используется в стиле кантри. И послушаем мы музыку как раз в этом стиле.

При слушании продолжаем наш рисунок.

- Что можем сказать о звуке банджо?

Физминутка.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Да вот ключик не нашёл.

Чтобы ключик отыскать

Нужно на носочки стать.

Вспомните, под какую музыку мы входили на урок

Предлагаю выразить в цвете музыку И.С.Баха.

Слайд с портретом композитора.

Слушание И.С. Бах «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра



Запись в тетради: Тембр - «окраска звучания»

Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

отвечают.

Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ, поэтому ей нередко поручаются мелодии ПЛАВНОГО, ПЕСЕННОГО ХАРАКТЕРА, обладающего особой закруглённостью линий.

Запись в тетради: Скрипка - певучая, песенная

Слышится прелесть волшебной арабской ночи и нежный голос Шехеразады.



Известна и ВИРТУОЗНОСТЬ скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском.

Продолжаем запись в тетради: -виртуозная

Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.

Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её интонации с живым голосом - глубоким, волнующе - эмоциональным.

Запись в тетради: Виолончель - теплота, глубина звучания




Скрипку и виолончель послушали, сейчас звучит альт.

Инструмент такого же устройства , что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре.


банджо.


Звук звенящий и немного резкий.



(дети отвечают)

Познавательные:

Общеучебные: извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя.

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно оценивают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушая друг друга, строят понятные речевые высказывания.











Работа над песней

«Всюду музыка живет»

Подведение итогов урока

Закрепление изученного материала

Мы закрасили только 5 цветов нашей радуги. А докрашивать радугу вы будете дома, это будет домашним заданием, ну, об этом позже.

Посмотрите на слайд (показан семицветик - интонация- средства музыкальной выразительности)

Обратите внимание на лепестки цветка, их тоже семь, как 7 цветов радуги. Цветок с названиями средств музыкальной выразительности. Видим, что ТЕМБР - одно из выразительных музыкальных средств.

Изучен музыкальный материал урока.

Какой можно сделать вывод?

Среди них: 1. Каждый музыкальный инструмент имеет свою окраску - тембр

2. Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи

3. Тембр помогает «увидеть» музыкального героя

4. Музыка неотделима от тембра

5. ...(Свой вариант ответа)




(Ученики определяют вывод урока самостоятельно и с помощью изученного текстового материала учебника)

-Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр

-Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи

-Тембр помогает «увидеть» музыкального героя

-Музыка неотделима от тембра

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Рефлексия

Сумели мы добиться цели урока?

Как палитра у художника, так и звуки музыкальных инструментов разнообразны и красочны.

Домашнее задание.

Чтобы наша радуга была вся раскрашена и заиграла разными красками, дома вы найдёте 2 классических произведения и выразите их цветом.

9. Выставление оценок.

Помните девиз урока? Вы доказали, что умеете хорошо работать и этим доставили мне огромную радость!

Спасибо за творчество на уроке!

Рассказывают, что помогло им добиться цели урока.-

Мы расширили свои знания о тембре. учились слушать и различать тембровую красоту скрипки, виолончели, альта и банджо, составили цветовую палитру музыкальных фрагментов , читали музыкальные тексты в учебнике .

Регулятивные: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.









© 2010-2022