Исследовательская работа по музыке

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль музыки в жизни человека трудно переоценить. Начнем с того, что музыка способствует развитию активности правого полушария, которое у человека задействуется довольно редко (исключение творческие личности). А как раз правое полушарие отвечает за наш творческий потенциал и интуицию.

А при игре на музыкальных инструментах задействованы оба полушария, что способствует на гармоничном развитии всех способностей человека. Ребенку, занимающемуся музыкой (пение, игра на музыкальном инструменте) гораздо легче дается изучение иностранных языков.

Очень интересно действие музыки на нервную систему человека. Музыка - это звук, то есть звуковые волны разной частоты и в зависимости от того, какую музыку вы слушаете (какой частоты волны воспринимаются вашим ухом), нервная система реагирует либо положительно, либо отрицательно.

Есть музыка, оказывающая прямо таки терапевтическое расслабляющее действие. Такую музыку выбирают для медитаций. Есть музыка веселая, возбуждающая, которая может подействовать как тонизирующее средство при усталости. Есть музыка вызывающая агрессию. Воздействие на человека звуком определенной частоты (как правило, этой низкий диапазон) может довести до глубокого расстройства нервной системы.

Кстати, музыка выступает сильным якорем. Если в какой либо важной для человека ситуации звучала определенная музыка, она будет долгое время вызывать у него в памяти именно эту ситуацию. Лучше всего подобрать себе музыку, что называется, на все случаи жизни.

А вот постоянное использование наушников (особенно тех, которые вставляются в уши) может ухудшить слух, так как звуковая волна не рассеивается, а действует непосредственно на барабанную перепонку. И не надо бросаться в крайности. При всем положительном влиянии музыки, иногда человеку надо побыть в тишине.

Роль музыки в жизни людей

Музыка развивает все виды человеческого восприятия: зрительное, слуховое, чувственное. Более того, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, образная, ассоциативная. Музыка способствует и ассоциативной фантазии, а значит, овладению другими видами искусства.

История знает массу тому примеров: Михаил Глинка прекрасно рисовал, Александр Грибоедов, которого мы знаем больше как писателя и дипломата, был пианистом, органистом и композитором. Что говорить о гении всех времен - Леонардо да Винчи? Великий ученый, инженер, архитектор, скульптор и художник эпохи Возрождения пел сам, преподавал пение и первым изучил природу искусства вокала.

Дети, обучающиеся музыке, очень быстро обнаруживают способности не только в других видах искусства, но и…в науках! Вспомните, - на скрипке играл Эйнштейн, и совсем не случайно Конан Дойль «вручил» скрипку в руки своему знаменитому персонажу, - виртуозу дедуктивного мышления Шерлоку Холмсу!

Пифагор, создавая свою школу мудрости, положил в ее основу музыку и математику. Он считал гармонию чисел сродни гармонии звуков ибо оба эти вида занятий упорядочивают хаотичность мышления. Игра на музыкальном инструменте формирует в ребенке чувство ритма, идет быстрая наладка координации между слухом и моторикой рук.

Очень часто, когда школьники начинают писать сочинения, они не могут выразить развернутую мысль, поскольку что не способны организовать текст: расставить по смыслу знаки препинания, создать законченную фразу, разбить его на смысловые абзацы.

Школьник, знающий музыкальную символику, умеющий делить музыкальное произведение, на фразы, умеющий передать мысли в звуке, легко справляется с подобными задачами и в письменной речи!

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ

Музыка учит не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное - и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, играющий "Осеннюю песнь" Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать. Конспектируя материал, он будет его усваивать тоже гораздо лучше, потому что у него налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык вспоминается больше руками, а не головой. Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств... История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства. Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке... Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества. Во-первых, ребёнок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его судьба и сам определиться, так как имеет представление и о науке, и о живописи, и о музыке. Во-вторых, чаще всего после окончания получения начального музыкального образования, решение принимается самостоятельно и как правило без замешательств, что говорит о полной личностной сформированности ребёнка. О влиянии музыки на человека можно говорить бесконечно...

МУЗЫКА И ЛИЧНОСТЬ

Мы знаем, как много неприятностей в жизни бывает из-за неправильной самооценки. И супервысокое, и негативное представления о себе дают резко отрицательные результаты. Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы ваш мир был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, стать успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, занимайтесь музыкой.

ПРАВОПИСАНИЕ И МУЗЫКА

Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то правильно писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у людей часто бывают затруднения в овладении письмом и выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями. Овладению грамотным письмом могут мешать: - Нарушение пространственного восприятия. По статистике, 60% школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и пр. На письме такие дети пишут буквы (и цифры) зеркально, например "э" вместо "е", или "б" вместо "д", переставляет местами буквы и слоги в слове, слова в предложении и "заезжает" за поля. По этой же причине они пропускают буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение с маленькой буквы. Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, этих затруднений не испытает: он твердо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностью - перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка - правая рука, нижняя - левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как "вверху-внизу". Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополняют пространственные понятия, а следовательно, уберут описанные выше ошибки в письме.

Кинетические и динамические нарушения организации движений. Что это значит? А это значит, что пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое, и от этого все внимание наше - на пальчики, и пока мы выводим сложную букву "в" и думаем, как бы вслед за ней не ошибиться в написании не менее сложной "з" и то же в цифрах, школьная программа уходит далеко вперед. Что, как не упражнения на музыкальных инструментах, научит двигаться руки и координировать движения пальцев?- Несформированность связей между слуховым анализатором и двигательной системой. Дети например не могут воспроизвести на письме правильно услышанную фразу или если, например, человеку предложить подсчитать количество сделанных ударов в заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их правильно, но простучать сам такой же ритм не сможет или с трудом. Следовательно, ребенок будет писать неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не сможет соблюдать правил переноса и опять же будет переставлять местами слоги и пропускать буквы, потому что деление слова на слух на слоги - это деление его на ритмические единицы.

Игра на музыкальном инструменте сформирует в человеке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук. Способность трансформировать свои мысли и чувства в письменную форму - в слова и предложения - отражает сложный процесс, формирующийся с раннего детства. Чем старше человек, тем отчетливее проявляются дефекты в написании. Особенно они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную тему. Они не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны оперировать знаками препинания, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие законченное смысловое содержание) и просто не могут облечь свои мысли в письменную форму. Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, знающий музыкальную символику, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко справится с этими задачами и в письменной речи!

МАТЕМАТИКА И МУЗЫКА

Пифагор создал свою школу мудрости, положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Пространственное представление, столь необходимое человеку в овладении письмом, столь же важно и в математике. Например, из-за его отсутствия дети не могут подписать в столбик цифры при арифметических действиях, правильно понять условие задач, особенно на время, скорость и расстояние, ошибаются в устном арифметическом счете. При дальнейшем обучении у таких детей обнаруживается неспособность следить за правильной последовательностью выполнения арифметических действий, например, сложение и вычитание производить только после выполнения умножения и деления. А когда наступает время знакомства с геометрией, попытки одолеть ее полностью терпят крах, потому что овладение этим предметом без пространственного представления невозможно. Кроме того, школьники часто делают математические ошибки из-за того, что не владеют математическими символами: они не могут следить за математическими знаками "плюс" и "минус", путают знак "меньше" со знаком "больше". Музыка помогает преодолеть эти затруднения на самом начальном этапе, так как знание музыкальной символики приучает к владению обозначениями любыми, в том числе и математическими.




© 2010-2022