Рабочая программа Музыка 7 класс

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Музыка 7 класс





Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса второго уровня среднего общего образования составлена в соответствии с использованием нормативно-правовой базы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 279-ФЗ от 29.12. 2012 г.

- Устав МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г.Доможакова»

- ООП МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г.Доможакова»

- Учебный план МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г.Доможакова»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-7 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010).

Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 - 7 классах направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. На формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной культуры мира; развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.)

Цель программы В. В. Алеева (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак «Искусство. Музыка» заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоцио­нально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыду­щие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Цель уроков музыки в 7 классе - расширение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой

Задачи:

- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

- способствовать развитию интереса к музыке;

- воспитывать потребности в музыкальном самообразовании.

Отличительные особенности программы

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потреб­ностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образо­вания на основе государственного образовательного стандарта.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направле­ны на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.

Межпредметные связи

Рабочая программа по музыке для 7 класса предполагает определенную специфику межпред­метных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:

с литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; фор­мирование культуры анализа текста на примере приёма «описание», историей, природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, при­родой).

Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении ма­териала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.

Учебно-методический комплек­т

- Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Шу­мейко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.

- Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.

- Музыка. 7 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод. пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с. : ноты.

- Музыка. 7 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Але- ев. - М.: Дрофа, 2010.-2 электрон, опт. диска (CD-Rom).

Место предмета в базисном учебном плане.

Настоящая программа «Музыка 7 класс » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 7-х классах 35 часов в год (1час в неделю). Количество часов в I четверти - 9; во II четверти - 7; в III четверти - 10; в IV четверти - 9.

Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- творческая работа;

- музыкальная викторина;

- тест.

I четверть, 8 урок - Тестирование по теме раздела: «Содержание в музыке»

«Каким бывает музыкальное содержание»;

II четверть, 7 урок - Тестирование по теме раздела: «Музыкальный образ»

«О чем рассказывает музыкальный образ»;

III четверть, 10 урок -Тестирование по теме: «Что такое музыкальная форма»

«Виды музыкальной формы»;

IV четверть, 8 урок - Тестирование по теме: «Музыкальная драматургия».

9 урок - Самостоятельная работа «Мои музыкальные впечатления»

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7 класса.

Обучающиеся должны:

- понимать неповторимость музыкальных произведений;

- знать определение терминов, уметь определять в музыке;

- понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание;

- уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежно­стью к лирике, драме, эпосу и отражать это понимание в размышлениях о музыке;

- уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и ИЗО, представленными в учебнике для 7 класса;

- знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение;

- знать определение и основные признаки различных образов, уметь определять и описывать их в музыке;

- уметь осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета для участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах по искусству;

Содержание рабочей программы

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольк­лор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных компози­торов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодей­ствием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) не­разрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

Тема года: «Содержание и форма в музыке»

I четверть (9 часов)

Содержание и форма в музыке (1 ч)

О единстве содержания и формы в художественном произведении. Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Воплощение глубин- ной сущности явлений в произведениях искусства - важнейший критерий подлинного творчества.

Музыкальный материал

И. Брамс Симфония №3, Л. Бетховен Соната № 14 (слушание)

Ю. Шевчук. Что такое осень (пение).

Раздел 1. Содержание в музыке (2 ч)

Что составляет магическую единственность замысла и его воплощения. В чем состоит сущность музыкального содержания Почему музыку трудно объяснить словами. Способность музыки выражать без слов чувства человека, его внутренний мир. Особенности воплощения содержания в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Загадки содержания художественном произведении. Роль деталей в искусстве. Обобщение, важнейшее свойство музыкального содержания (на примере I части Лунной сонаты Л. Бетховена).

Музыкальный материал:

Ш. Азнавур. Вечная любовь; А. Вивальди. Лето. III часть. Из цикла Четыре концерта для скрипки с оркестром Времена года; Т. Альбинони. Адажио; Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано I часть (слушание);

Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант; Ю. Мигуля. Быть человеком; Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. Дружба (пение)

Художественный материал:

П о э з и я

Ф. Тютчев. Не то, что мните вы, природа...

Ж и во п и с ь

И. Репин, И. Айвазовский. Пушкин у моря. С. Дель Пьомбо. Несение креста.

Раздел 2. Каким бывает музыкальное содержание (6 часа).

Музыка, которую можно объяснить словами. Воплощение содержания в произведениях программной музыки. Программность обобщающего характера (на примере концерта Зима из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди). Свойство программности - расширять и углублять музыкальное содержание. Соотнесение образов поэтического и музыкального произведений (на примере стихотворения Н. Некрасова Тройка и пьесы П. Чайковского На тройке из фортепианного цикла Времена года П. Чайковского). Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в музыкальных образах, темах, интонациях (на примере I части из симфонической сюиты «Шехеразада» Н. Римского - Корсакова). Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литературной программы. Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением музыкального образа Этюда ре-диез минор А. Скрябина (интерпретация В. Горовица).

Музыкальный материал:

А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года»; А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12; Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада» . I часть; П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла Времена года (слушание).

Е. Подгайи. Осенний вокализ. А. Варламов, стихи М. Лермонтова.

Горные вершины. М. Магомаев, стихи. А. Горохова. «Шехеразада». А. Ермолов, стихи А. Бочковской. Осенний блюз (пение).

Художественный материал:

П о э з и я

Н. Некрасов. Тройка (фрагмент).

М уз ы к а

Песенный репертуар:

Раздел 3. Музыкальный образ (3 часа)

Лирические образы в музыке. Воплощение содержания в художественных произведениях малой и крупной формы (на примере картин Юный нищий Э. Мурильо и Триумф Цезаря А. Мантенья). Связь между образами художественных произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры. Особенности лирического художественного образа. Мотивы печали и прощания в прелюдии соль-диез минор, соч. 32 № 12 С. Рахманинова. Характерные особенности драматических образов в музыке, контраст образов, тем, средств художественной выразительности в музыке драматического характера (на примере вокальной баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта). Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания в художественном произведении. Особенности экспонирования эпических образов в музыкальном искусстве (на примере Вступления к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова). Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ».

Музыкальный материал:

С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор; Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь

соч. 32 № 12; Н. Римский-Корсаков. Окиан - море синее. Вступление к опере «Садко» (слушание); Г. Струве, стихи К. Ибряева. Вечное детство; И. Милютин, стихи Е. Долматовского. Лирическая песенка. Из кинофильма «Сердца четырех»; Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение).

Художественный материал:

Ж и в оп и с ь

Э.Мурильо. Юный нищий;

А. Мантенья. Триумф Цезаря;

И. Левитан. Золотая осень.

По э з и я

Н. Рубцов. Журавли. Фрагмент.

Раздел 4. О чем «рассказывает» музыкальный жанр (4 часа)

Память жанра. Способность музыкальных жанров вызывать определенные образные представления (ассоциативность жанра). Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания (на примере Полонеза ля-бемоль мажор Ф.Шопена). Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров. Воплощение народной песенности в произведениях композиторов - классиков (на примере финала Симфонии № 4 П. Чайковского). Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и оперы «Аида» Дж. Верди. Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского. Состояние мечтательной грусти в вальсе си минор Ф.Шопена.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 №6. Фрагмент; П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент; П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик»; Дж. Верди. Марш.

Из оперы «Аида»; П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2 (слушание);

В. Берковский, С. Никитин, стихи, М. Величанского. Под музыку Вивальди; Ты река ль, моя реченька. Русская народная песня, обработка Л. Лядовой (пение).

Раздел 5. Что такое музыкальная форма (3 ч.)

Сюжеты и герои музыкального произведения. Особенности воплощения художественного замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий сюжет и герой по отношению к музыкальному произведению. Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке. Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле. Единство содержания и формы - непременный закон искусства (на примере стихотворения «Сонет к форме» В. Брюсова). Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером ( на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта и Серенады Ф.Шуберта). Особенности претворения ладотональности в увертюре к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарта («торжествующая жажда жизни). Выражение мотива тоски и одиночества в пьесе «Шарманщик» из вокального цикла. «Зимний путь» Ф. Шуберта.

Музыкальный материал:

Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин», В. А.Моцарт. Реквием. Лакримоза, Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Ф. Шуберт. Серенада, Шарманщик. Из вокального цикла «Зимний путь», А. Рыбников, стихи Р. Тагора. Последняя поэма (слушание);

Песенный репертуар:

А.3ацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только миг. Из кинофильма «Земля Санникова».

Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам (пение).

Художественный материал:

П о э з и я

В. Брюсов. Сонет к форме.

Живо п и с ь , а р х и т е к т у р а , д е к о р а т и в н о - п р и к л а д н о е и с к у с с т в о

Собор Нотр - Дам в Париже;

Микеланджело. Внутренний вид купола собора св. Петра;

Братья Лимбург. Крещение. Из Роскошного часослова герцога Беррийского;

Микеланджело. Мадонна Дони;

О. У. Пьюджин. Готический диван;

Вид лестницы Библиотеки Лауренциана.

Раздел 6. Виды музыкальных форм (8 часов)

Почему музыкальные формы бывают большими и малыми. Причины (источники) обращения композиторов к большим и малым формам (на примере I части Симфонии № 5 Л. Бетховена и пьесы «Игра воды» М. Равеля). Общее и индивидуальное в музыкальной форме отдельно взятого произведения. Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф. Шопена). Реализация принципа повторности и развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича Обобщение по теме «Форма в музыке» (обновление содержания в рамках известных форм, значимая роль повторности в процессе музыкального формообразования). Композиционные повторы в искусстве как выражение цельности, симметрии устойчивой завершенности. Репризность, как важная основа звуковой организации музыки (на примере Венгерского танца № 5 И. Брамса). Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев - главные структурные единицы вокальной двухчастности (на примере романса «Венецианская ночь» М. Глинки). Особенности производного контраста (воплощение двух граней одного художественного образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса. Реализация музыкального образа в трехчастной форме (на примере романса) М. Глинки «Я здесь, Инезилья...»). Производный контраст между разделами формы. Выразительная роль деталей. Художественные особенности формы рондо (на примере стихотворения В. Брюсова

«Рондо»). Роль рефрена и эпизодов в форме музыкального рондо. Сопоставление двухсодержательных планов в романсе «Спящая княжна» А. Бородина.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть, М. Равель. Игра воды. Фрагмент, И. Брамс. Венгерский танец № 5 (слушание); Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». I часть. Фрагмент «Эпизод нашествия», А. Бородин.

Песенный репертуар:

В. Синявский, стихи В. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас! (пение).

Спящая княжна (слушание, участие в исполнении); Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта-девочка» из балета

«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева

М. Глинка, стихи А. Пушкина. Я здесь, Инезилья..., М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание, пение). А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны (пение).

Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского Снежинка (пение).

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание);

С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение).

Художественный материал:

А р х и т е к т у р а

Собор Нотр - Дам в Париже.

А. Фет. Свеж и душист твой роскошный венок...

Художественный материал:

П о э з и я

В. Брюсов. Рондо.

Художественный материал:

П о э з и я А. Ахматова. Первый дальнобойный в Ленинграде.

Раздел 7. Музыкальная драматургия (8 часов).

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии. В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией. Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс результат). Особенности взаимодействия статики и динамики в пьесе «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р. Шумана (на примере пьесы «Порыв»). «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие. Сравнение пьес «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана с точки зрения различного воплощения музыкальной драматургии (статика и динамика).

Особенности оперной драматургии (развитие образов и персонажей). Трансформация музыкального образа в опере М. Глинки «Жизнь за царя» (на примере сравнения образа поляков в Сцене польского бала (II действие) и в Сцене в лесу (IV действие). Воплощение эпического содержания в опере А. Бородина «Князь Игорь». Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы.

Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные характеристики музыкальных образов (ария князя Игоря, ария хана Кончака). Родство музыкальных тем в арии князя Игоря и в плаче Ярославны (проявление арочной драматургии). Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие музыкальных тем).

Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи, мысли, содержания произведения. Знакомство с формой сонатного аллегро. Реализация сонатной формы в финале Симфонии №41 В.А. Моцарта. Взаимодействие гомофонно-гармонической и полифонической форм письма. Роль коды как смыслового итога произведения «Юпитер», воплощающего идею «грандиозного синтеза».

Итоговое обобщение тем «Оперная драматургия»; «Содержание и форма» в музыке. Обсуждение главных выводов, отражающих неразрывную взаимосвязь содержания и формы.

Музыкальный материал:

Р. Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»,

М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент;

М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу» Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент

М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции.

Хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия; хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия; ария князя Игоря из II действия; ария хана Кончака из II действия; плач Ярославны из IV действия В. А.Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер» IV часть (слушание);

Песенный репертуар:

А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. Просьба.

Г. Комраков, стихи В. Рябцева. Вечный огонь.

С. Соснин, стихи Я. Серпина. Родина.

Б. Алексеенко, стихи Г.Новоселова. Подарок Родины.

М. Таривердиев, стихи Р. Рождественского.

Песня о далекой Родине. Из телефильма «Семнадцать мгновений весны», В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день (пение).

Художественный материал:

Ж и в о п и с ь

Школа П. дела Франческа. Вид идеального города;

А. Альдорфер. Битва Александра.

П о э з и я

Т. Готье. Средневековье.

(слушание);

В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день (пение).

Средства обучения:

Печатные пособия:

Комплект портретов композиторов.

Информационно-коммуникационные средства:

«Антология русской симфонической музыки» (8 CD).

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD).

«Большая энциклопедия России. Искусство России» (CD).

Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD).

Технические средства обучения: - компьютер,

мультимедийный проектор,

интерактивная доска, -DVD,

музыкальный центр.

4. Учебно-практическое оборудование:

музыкальный инструмент,аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления

Образовательные интернет-ресурсы

1. Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. - Режим доступа: viki.rdf.ru/cat/musika/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. - Режим доступа: school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. - Режим доступа: classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа: music-dic.ru

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа: academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

7. Погружение в классику [электронный ресурс]. - Режим доступа: intoclassics.net/news/1-0-1

8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. - Режим доступа: music.edu.ru/

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

Медиаресурсы

1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.

2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».

3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.

4. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

12. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

14. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

Список литературы

Основная литература для учителя:

1. Науменко, Т. И. Искусство: Музыка. 7 класс: учебник /Т. И. Науменко, В. В. Алеев.- М. : Дрофа, 2014. - 175,[1] с. : ил.,нот.

2. Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т. Н. Кичак. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.

3. Музыка. 7 класс [Текст]: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие / сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т. Н. Кичак. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 208 с.: ноты.

4. Музыка. 7 класс [Электронный ресурс]: Фонохрестоматия на 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.- 2 электрон. опт. Диска (CD - Rom).

Основная литература для обучающихся:

1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [Текст] / В.Н. Владимиров, А. И. Лагутин.- М.: Музыка, 1984.

2. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.

3. Музыкальная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

4. Музыка. 7 класс [Электронный ресурс]: Фонохрестоматия на 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.- 2 электрон. опт. Диска (CD - Rom).

5. Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс[Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 11-е изд., стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.

6. Науменко, Т. И. Музыка.Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т. Н. Кичак. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная литература для учителя:

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э.Б. Абдуллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев, В.В. Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров, В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц, Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

9. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. -М.: Дет. лит., 1981.

10. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

11. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008.

«Большая Российская энциклопедия», 1998.


Тематическое планирование 7 класс

№ урока

№ урока

по темам,разделам

Тема урока

Тип урока

Элементы основного

и дополнительного

содержания образования

Музыкальный материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Тема учебного года: «Содержание и форма в музыке» (35 ч)

1

1

О единстве содержания и формы в художественном произведении.

«Магическая

единствен­ность» музы­кального про­изведения

Урок

Изучения

но­вого

материала

Музыкальная форма, объе­диняющая в едином замыс­ле несколько относительно

самостоятельных частей,

различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы

И. Брамс. Симфо­

ния № 3; Л. Бет­ховен.Соната № 14 для форте­пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение)

Знать, что такое

сюита и сонатная

форма, соната.

Уметь определять

смысл, тему, эмо­циональное состоя­ние музыкального произведения и объ­яснять неповтори­мость музыкальных произведений

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Ст.уч. 3

Выучить слова

песни «Что та­

кое осень»

02.09

Раздел I. Содержание в музыке (2 ч)

2

1

Музыку трудно объяснить словами

Урок

изучения но­вого

материла

Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их во­площение в музыке. Знакомство с различными му­зыкальными образами ти­шины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интер­претация. Переложение. Ремикс.


С. Рахманинов «Островок».

Ю. Шевчук. «Что

такое осень?» (пе­ние)

Знать определение

терминов: сюита,

соната.

Уметь: определять

музыкальный образ

в прослушиваемом произведении; пере­давать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отрабо­танные вокально- хоровые навыки


Устный

опрос.

Хоровое

пение

Ст.уч. 9

Подоб­рать

песни

по теме

урока

09.09

3

1

В чем состоит сущность музыкального содержания

Что такое музыкальное содержание

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Музыкальное содержание. Характерные черты челове­ка при создании его музы­кального образа. Образ в ли­тературе, изобразительном искусстве и музыке. Музы­кальный образ может вклю­чать в себя одну или не­сколько мелодий - это зна­чит иметь одну или не­сколько граней



Л. Бетховен. Сона­та № 14 для форте­пиано. I часть;

О. Юдахина, И. Резник «Учителей любимые глаза» (хоровое пение)



Знать особенности содержания в музы­ке, сравнивать поня­тие «образ» в других видах искусства (ли­тературе, изобрази­тельном искусстве). Уметь анализиро­вать музыкальное произведение



Устный опрос. Хоровое пение




Ст.уч. 13

Подгото­вить со­общение «Биогра­фия

Л. Бетхо­вена»

16.09

Раздел II. Каким бывает музыкальное содержание (6 ч)

4

1

Музыка которую можно объяснить словами

Музыка, которую необходимо объяснять словами

Комби­ниро­ванный

Музыка передает тонкие, почти неуловимые движе­ния чувств человека. Про­граммные произведения в музыке. Композиторы

о программности в музыке

А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-ми­нор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелю­дия № 20;

О. Юдахина,

И. Резник «Учителей любимые глаза» (хоровое пение)

Уметь приводить примеры создания образа человека в музыке, литерату­ре, изобразительном искусстве.

Знать, из чего скла­дывается музыкаль­ное содержание

Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч. 20

Подоб­рать

примеры програм­мных произве­дений в музыке

23.09

5

1

Ноябрьский образ в пьесе

П. Чайковского

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Музыка русской природы. Образ, воображение, изо­бражение (определение в литературе, изобразитель­ном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец

П. Чайковский. «Ноябрь. На трой­ке» (из фортепиан­ного цикла «Вре­мена года»); «Непогода»

(хоровое пение)

Знать особенности содержания в музы­ке, сравнивать поня­тие «образ» в других видах искусства. Уметь определять характерные черты музыкального образа

Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч. 24

Подоб­рать ил­люстра­ции к му­зыкаль­ному про­изведе­нию «Но­ябрь. На тройке»

30.09

6

1

Восточная тема у

Н. А. Римского-Корсакова: «Шехерезада»

Образ мечты.

«Восточная»

партитура

Урок изучения нового материала

Н. Римский-Корсаков - вели­

кий сказочник в русской

музыке. Восточная тема

в творчестве Н. Римского-

Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфониче­ская партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова

Н. Римский-Кор- саков.

Симфониче­

ская сюита «Шехе­резада».

I часть;

Муз.

В. Литвинова «Непогода»

(хо­ровое пение)

Знать, что музыка

может рассказать

о человеке.

Уметь анализиро­вать музыкальное произведение, ис­полнять вокализ

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Ст.уч. 29

Подоб­рать ил­люстра­ции

по теме урока

07.10

7

1

Когда музыка

не нуждается

в словах

Урок изуче­ния но­вого

мате­риала

Музыка - язык чувств. То­нальность, колорит и кра­сочность музыкальных со­чинении

А. Вивальди.

«Зи­ма». I часть. Из цикла «Четыре

концерта для

скрипки с окрест­

ром «Времена го­да»

Знать значение то­нальности и колори­та в музыке.

Уметь проанализи­ровать музыкальное

произведение

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Ст.уч. 35

Подгото­вить со­общение

на тему

«Творче­ство А. Ви­вальди»

14.10

8

1

Содержание

в музыке

Комби­

ниро­ванный

Подведение итогов работы

по теме «Содержание в му­зыке». Музыкальная викто­рина. Хоровое пение

Л. Бетховен. Сим­

фония № 5, часть 3; увертюра «Эг­монт» (слушание)

Знать главные осо­

бенности содержа­ния и формы в му­зыке


Подготовка к тесту за

I четверть

21.10


9

1

Контрольный урок

Подведение итогов работы

по теме «Содержание в му­зыке».

Знать главные осо­

бенности содержа­ния и формы в му­зыке

Контр. тест

по темам четверти

28.10

Раздел III. Музыкальный образ (3 ч)

10

1

Лирические образы в музыке

Комби­ниро­ванный

Что означают выражения

«лирическая тема в музыке»,

«лирический образ в музы­кальном произведении». На­строение в музыке. Лириче­ский род в музыке, отлича­ется повышенной мелодич­ностью и напевностью зву­чания, лаконичностью ху­дожественных образов

С. Рахманинов.

Прелюдия соль-

диез минор, соч. 32 № 12;

Ю. Милю­тин,

Е. Долматов­ский. «Лирическая песенка»

З. Исмагилов

Ноктюрн.

Р. Хасанов

«Цветы»

Знать определение

и основные признаки

лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принад­лежностью его к ли­рике

Устный

опрос.

Хоровое пение

Ст.уч. 35

11.11

11

1

Драматические образы в музыке

Комби­

ниро­

ванный

Драматический образ в му­

зыкальном произведении.

Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта

Ф. Шуберт, стихи

И-В: Гёте. «Лес­

ной царь»; Г. Стру­ве, Л. кондратен- ко. «Матерям по­гибших героев» (хоровое пение)

Знать определение

и основные признаки

драматического об­раза в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души

Устный

опрос.

Хоровое пение

Ст.уч. 43

18.11

12

1

Эпические образы в музыке

комбинированный

Эпические образы в музы­

ке - это образы не только

героев, но и событий исто­рии, образы природы, изо­бражающей Родину в опре­делённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личны­ми проблемами, а история

Н. Римский-Корса-

ков. «Окиан - море

синее». Вступле­ние к опере «Сад­ко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря

Знать определение

и основные признаки

эпического образа. Уметь определять и описывать в музы­ке эпические образы, отличать эпос от ли­рики и драмы

Устный

опрос.

Хоровое пение

Ст.уч. 50

25.11

Раздел IV. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 ч)

13

1

«Память жанра»

О чем рассказывает музыкальный жанр.

Комбинированный­

Жанры классической музы­ки: вокальная, танцеваль­ная, вокально-инструментальная, инструментальная,

симфоническая музыка, музыкально-театральные жан­ры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу ис­полнителей, по особенно­стям формы, по обстоятель­ствам исполнения

П. Чайковский.

Симфония № 4;

М. Глинка. Романс

«Я помню чудное

мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазур­ка фа минор;

Берковский,

Никитин,

А. Величанский.

«Под музыку Вивальди...» (пение)

Знать, чем отличается песня от роман­са; в чём разница

между полькой и

маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализиро­вать музыкальное произведение; раз­личать музыкальные жанры и давать им краткую характери­стику

Устный

опрос.

Хоровое пение

Ст.уч. 56

Подоб­рать пес­

ни, раз­ные по

направле­нию - бытовые, профес­сиональ­ные

02.12

14

1

Такие разные песни, танцы, марши

Комби­ниро­ванный

Песня как вид искусства де­лится на два направления - бытовая и профессиональ­ная. Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки

Башкирские народные песни. Жанры башкирских песен.

Знать: виды песен; чем отличается пес­ня от романса. Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деят.

Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч. 60

Подгото­вить со­общение «Виды песен» (по вы­бору)

09.12

15

1

Такие разные танцы

Комби­ниро­ванный

Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средства­ми пластических движений и ритмически четкой и не­прерывной сменой вырази­тельных положений челове­ческого тела. Виды танцев башкирского народа

П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»;

Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это

та­нец»

Знать, в чём разни­ца между полькой и маршем, и валь­сом, менуэтом и ма­зуркой.

Уметь: анализировать музы­кальные

произведе­ния; определять музыкальный ритм

Контрольный тест по темам четверти

Ст.уч. 61

16.12

16

1

Такие разные марши

Комби­ниро­ванный

Марш получает разные на­звания в зависимости от скорости движения. Цере­мониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра

П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен»)

Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой

Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч. 62

23.12

Раздел V. Что такое музыкальная форма (3 ч)

17

1

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения

форма в музыке

Комби­ниро­ванный

Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, при­мененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы

Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»;А. Зацепин, Л. Дер­бенев: «Есть толь­ко миг.»(хоровое пение)


Понимать, что такое форма в музыке.

Знать виды форм, повторение варьиро­вания, контраста, развития.

Уметь определять образное содержание музыкального про­изведения

Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч. 75

Подо­брать песенный материал

по теме урока

13.01

18

1

Художественная форма - это ставшее зримым содержание

Комби­ниро­ванный

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения об­разного содержания. Ос­новные музыкальные фор­мы и их схемы

Ф. Шуберт. «Се­ренада»; А. Заце­пин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Знать определение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально- хоровой деятельно­сти

Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч. 78

Подгото­вить со­общение

о творче­стве

Л. Дер­бенева,

А. Заце­пина

20.01

19

1

От целого к деталям.

Опера «Свадьба Фигаро»

В. Моцарт

Комби­ниро­ванный

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения об­разного содержания. Ос­новные музыкальные фор­мы и их схемы

Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь».

А. Зацепин,

Л. Дер­бенев. «Есть толь­ко миг...»

(хоровое пение)

Знать, что такое форма в музыке. Уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки

Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч. 81

27.01

Раздел VI. Виды музыкальной формы (Музыкальная композиции) (8 ч)

20

1

Почему музыкальная форма бывает большими и малыми

Музыкальная композиция. Виды музыкальных форм

Комби­ниро­ванный

Композиция (составление, сочинение) - категория му­зыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработан­ного и завершённого в себе музыкального произведе­ния, «опуса»

Ф. Шопен. Прелю­дия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин,

Л. Дер­бенев.«Есть толь­ко миг...» (хоровое пение)

Знать определение композиции в музы­ке; разновидности музыкальной компо­зиции.

Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятельно­сти

Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч.88

03.02

21

1

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

комбинированный

Разнообразие музыкальных образов

Л. Бетховен Симфония №5.

1 часть Фрагмента. Рыбников, Р. Тагор «Последняя поэма» (хоровое пение)

Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений в 16 тактах

Устный

опрос.

Хоровое пение.

Ст.уч. 92

10.02

22

1

О роли повторов в музыкальной форме

Два напева в романсе М Глинки «Венецианская ночь»:

Двухчастная форма

Комби­ниро­ванный

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со вре­мен барокко. Прелюдия вы­ступает в роли импровиза­ционного вступления к фу­ге. Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в бо­лее крупные циклы на осно­ве какого-либо формально­го или тематического прин­ципа






М. И. Глинка,

И. Козлов. «Вене­цианская ночь» (слушание, пение); Ф. Шопен. Прелю­дия ля-мажор, соч. 28 № 7 (слу­шание)

Знать определение

двухчастной формы

в музыке.

Уметь приводить примеры музыкаль­ных произведений с двухчастной фор­мой; проявлять при­обретенные навыки хоровой деятельно­сти

Устный

опрос.

Хоровое пение

Ст.уч. 96

Подоб­рать

ма­териал о творче­стве ком­позитора М. Глин­ки и поэта И. Козлова

17.02

23

1

«Ночная серенада» Пушкина - Глинки; трехчастная форма

Комби­ниро­ванный

Трехчастность в «Ночной

серенаде» Пушкина и Глин­ки. Трехмастная форма - тип композиционной структуры, применяемый в музыке в ка­честве формы целой пьесы или ее части. Схема строения трехчастной формы: ABA. Что такое музыкальная репризная

трехмастная форма

М. И. Глинка,

А. С. Пушкин,

«Я здесь, Инези- лья...»;

С. Про­кофьев. «Джульет­та-девочка»

(из балета «Ромео и Джульетта»)

Знать определение

трехчастной формы

в музыке, репризы, композиционное по­строение трехчастной формы, какие произ­ведения излагаются в трехчастной форме. Уметь приводить примеры трехчастной формы

Устный

опрос.

Хоровое пение

Ст.уч.105

24.02.


24

1

Многомерность образа в форме рондо

Комби­ниро­ванный

Рондо - музыкальная фор­ма, сложившаяся под неко­торым влиянием лириче­ских стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повто­ряется. Происхождение свя­зано с народной песенно- танцевальной музыкой

А. Бород/ин. «Спя­щая княЖна». М. Глинка, И. Коз­лов. «Венецианская ночь»(пение)

Знать определение формы рондо и со­натной формы в му­зыке.

Уметь приводить примеры музыкаль­ных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме; характеризо­вать и сравнивать их

Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч. 111

Подгото­вить доклад о твор­честве

А. П. Бо­родина

03.03

25

1

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии

Д. Шостаковича: вариации

Комби­ниро­ванный

Образ Великой Отечествен­ной войны в «Ленинград­ской» симфонии Д. Шоста­ковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности слож­ных жанров: симфония

Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашест­вия»); В. Синяв­ский, М. Владими­ров. «Благодарим, солдаты, вас!»

Знать о том, что в му­зыкальных образах слиты воедино судь­бы отдельных лю­дей и судьба всего народа.

Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельно­сти

Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч 121

Подоб­рать зри­тельный материал к «Ле­нинград­ской» симфо­нии

10.03

26

1

Музыкальная композиция

Комби­ниро­ванный

Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная ком­позиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое»








Знать о роли ком­позиции в музыке, о многозначности использования тер­мина «композиция». Уметь применять приобретенные

Контрольный тест по теме «Музыкальная композиция»

17.03

Раздел VII. Музыкальная драматургия (8 ч)

27

1

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии

Комби­ниро­ванный

Музыка в развитии. Драма­тургия музыкальная - сис­тема выразительных средств и приёмов вопло­щения драматического дей­ствия в произведениях му­зыкально-сценического жанра (опере, балете)

М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»);

С. Соснин, Я. Сер­пин. «Родина» (хо­ровое пение)

Знать об особенно­стях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкаль­ной выразительности в музыкальных про­изведениях

Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч 127

Подгото­вить со­общение о русской музы­кальной школе

31.03

28

1

Музыкальный порыв

Комби­ниро­ванный

Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки рус­ской национальной школы. Музыкальный порыв. Со­поставление образов в му­зыкальной драматургии

Р. Шуман. «По­рыв» (из фортепи­анного цикла «Фантастические пьесы»); С. Со­снин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать определение музыкальной драма­тургии, как проявля­ет себя музыкальная драматургия в ми­ниатюре.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки

Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч 133

07.04

29-30

2

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии

Комби­ниро­ванный

Типы музыкальной драма­тургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музы­кальной выразительности в опере, балете. Драматур­гия музыкальных образов

М. Глинка. «Ма­зурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»);

С. Со­снин,

Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать определение музыкальной драма­тургии, об особенно­стях и законах дра­матургии оперы,

ба­лета.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музы­кальных произведе-ний, объяснять един­ство пластической и музыкальной мыс­ли в балете, синтез компонентов в ба­лете



Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч 139

Подгото­вить со­общение об исто­рии соз­дания оперы

М. Глин­ки «Жизнь за царя»

14.04

21.04

31-32

2

Диалог искусств:

«Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

Комби­ниро­ванный

Типы музыкальной драма­тургии, связь с симфониче­ской музыкой. Симфония - жанр музыкального искус­ства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизиро­ванной формы с фундамен­тальным мировоззренче­ским содержанием.

Творче­ство М. И. Глинки

М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу» (из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин,

Я. Сер- пин. «Родина» (хо­ровое пение)

Знать понятие сим­фонии как музы­кальной формы, об­ласти ее примене­ния.

Уметь применять на­выки вокально-хоро- вой деятельности

Устный опрос

Ст.уч 144

Составить устный рассказ о своих впечатле­ниях

об опере (по выбо­ру)

28.04

05.05

33

1

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

Комби­ниро­ванный

Композитор А. П. Бородин. Музыка передает глубокие размышления, боль о без­мерных страданиях людей, раскрывает борьбу двух на­чал: добра и зла. Противо­борство музыкальных обра­зов в одном произведении

А. Бородин. «Князь Игорь» (фрагмен­ты из оперы: хор «Слава», «Интро­дукция» и др.)

Знать понятие сим­фонии как музы­кальной формы, об­ласти ее примене­ния.

Уметь применять на­выки вокально-хоро- вой деятельности

Устный опрос. Хоровое пение

Ст.уч 160

Приду­мать рит­мический рисунок, характе­ризую­щий мар­шевую музыку

12.05

34

1

Формула красоты

Содержание и форма в музыке

(заключительный урок четверти)

Комби- нированный;

Музыкальная форма в ши­роком и узком значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность фор­мы и содержания в музыке

С. Соснин, Я. Сер- пин. «Родина» (хо-

ровое пение).

Про­изведения по вы­бору

Знать, чем

отличается музыкальная

драматургия от му­зыкальной компози­ции, в чем состоит непрерывность фор­мы и содержания в музыке.

Уметь сравнивать обработки одной и той же мелодии разными способами, с тем чтобы наглядно прослеживать формы и содержание в му­зыке

Контрольный тест по теме четверти

Ст.уч 166

19.05

35

1

Завершающий урок года

Комби- нированный; творче­ский отчет

Подведение итогов работы за четверть и учебный год.

Контрольный тест по разделам года

26.05

















© 2010-2022