Эссе «Чтобы быть хорошим Учителем, нужно любить то, чему учишь, и тех, кого учишь»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Чтобы быть хорошим Учителем, нужно любить то, чему учишь, и тех, кого учишь».

Профессии «учитель музыки» можно позавидовать: она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Эта прекрасная профессия всегда побуждает идти в ногу со временем и даже и на шаг вперёд.

Урок музыки - это урок искусства. Сегодня меняется статус этого предмета в школе. Происходит переход от уроков, ориентированных на освоение лишь технических навыков к урокам, ориентированных на развитие личности учащихся и их творческих способностей.

Музыка отражает любое наше состояние: радость и печаль, любовь и разлуку. И пусть мои ученики не станут великими музыкантами, но, если будут тянуться к той «вечной Музыке, от которой так хочется жить», значит, я состоялась как Учитель!

Урок - не только средство самовыражения учителя, пусть и очень яркого и талантливого, а средство самовыражения ученика. Я учу своих учеников выступать в соавторстве со мной, спорить, делиться мнениями, отстаивать свою точку зрения.

Для меня каждый ученик - это личность. Я применяю технологию педагогического сотрудничества, где отношения учителя и ученика - это сотворчество, наполненное фантазией, доверием и любовью. И главное здесь - это создание ситуации успеха. Никаких отрицательных оценок, только «хорошо» и «отлично»!

Отвечая на вопрос: «Зачем нужен урок музыки в наш стремительный век компьютерных технологий?», уже недостаточно опираться только на эстетическое развитие и художественный вкус. И моя задача - доказать, что помимо эстетического развития у детей формируются и личностные качества, такие как коммуникабельность, конструктивность, креативность. А эти качества необходимы в современном обществе для успешной профессиональной деятельности. «Учить музыке не только для того, чтобы воспитать музыканта, а для того, чтобы ученик мог стать лучшим в любой профессии» (Д. К. Кирнарская).

О положительном влиянии музыки на развитие интеллекта было известно с древнейших времен. Те государства и народы, которые отводили музыкальному искусству приоритетную роль в воспитании, достигли в своем развитии высоких вершин и вошли в историю как высокоразвитые цивилизации. В Древней Греции еще великий Аристотель говорил о значении музыки не только в педагогике, но и в лечении души человека. В древнем Китае философ Конфуций средством воспитания считал три вещи: песню, музыку и обряд, где последний «способствует лучшему государственному устройству, так как несет в себе четкую структурную организацию и добромыслие».

Музыка и занятия, связанные с музыкой, оказывают положительное влияние на весь психический облик человека, поскольку часто именно с помощью музыки человек находит решение ранее трудной для него проблемы, именно с помощью музыки актуализируются творческие начала в личности.

Она же является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Беседа о прослушанной музыке учит делать первые обобщения и сравнения. А поскольку музыка отражает жизненные явления, она имеет и познавательное значение.

Нельзя не отметить и значение музыки в воспитании духовного и нравственного облика детей, пробуждению чувства патриотизма и воспитанию интернациональных чувств. Коллективное исполнение песен, музыкально-ритмических упражнений в процессе урока, когда дети охвачены общим настроением, укрепляют чувство дружелюбия, общности, сопереживания. Развитие эмоциональности и чувственности в процессе общения с музыкой помогут увидеть прекрасное в капле росы и сострадать обиженным, любить ближнего и уважать старших, дарить тепло родителям и еще многому, многому может научить общение с музыкой.

Урок музыки - прежде всего возможность увидеть мир «глазами ХУДОЖНИКА». Мир, где все живо и родственно ему самому, где всякая форма - это носительница души, которая рассказывает «нечто» невыразимое обычными словами. И если приобщать к этому миру как можно раньше, возможно некоторые изберут путь творца, а другие - станут людьми, которые «изнутри» понимают, ради чего и как творится искусство и будут просто культурными читателями, достойными зрителями и благодарными слушателями. Занимаясь искусством, ребенок познает, преобразует и оценивает себя, осмысливает мир и себя в мире. И это делает его социально более адаптивным.

Учитель-это творческая личность, поэтому мне нравиться экспериментировать на уроках, творить вместе с детьми. Время требует от меня, как от учителя, творческого подхода к обучению учащихся, гибкости в использовании новейших продуктивных разработок. Свои уроки я разделила на группы:

  • уроки - исследования, здесь работа с биографическими данными композиторов и певцов, их роль в исторической действительности с последующим составлением «музыкальной хронологии» разных исторических эпох.

  • уроки - диспуты, например: по опере А.Бородина «Князь Игорь»; по опере М.Глинки «Иван Сусанин», по опере П.Чайковского «Евгений Онегин». Цель таких уроков - ответить на вопрос: есть ли в жизни место подвигу? Детям дается прекрасная возможность связать исторические события и современность, проанализировать их.

  • уроки - путешествия по странам мира (музыкальные экскурсии по эпохам, стилям и направлениям музыки).

  • уроки - путешествия по родному краю (народные традиции терских казаков, обряды и праздники).

  • Уроки - «музыкальная гостиная» (встречи с поэтами и композиторами Георгиевска и Ставропольского края).

Интересные уроки музыки - это не развлекательные занятия и не сухое вдалбливание песенного материала. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний, заставляют что-то по-своему продумывать, прочувствовать, освоить.

Для того чтобы дать яркий, эмоциональный, занимательный урок, я веду постоянный поиск. Работа на уроке предусматривает развитие практических навыков, усвоение информации об истории музыкальной культуры, о музыкальных инструментах, сведений о композиторах, музыкальных терминов, исполнение песен, слушание музыки.

Моя главная задача - воспитать в своих учениках постоянную потребность в искусстве, эмоциональное отношение к музыке и слову, прививать любовь и уважение к родной культуре.

Одной из главных задач, как на уроке, так и во внеклассной работе остается воспитание духовно-нравственной личности, воспитание чувства патриотизма через слушание и исполнение произведений композиторов России и Ставрополья, через обычаи и традиции, культурное наследие многонациональной страны.

Без любви к музыке и своим ученикам детям невозможно быть хорошим педагогом. Между учителем и учеником должно быть доверие, дружелюбность и взаимопонимание. Диалог с современным ребенком должен строиться как с равным, как с собеседником, с партнером. А для этого необходимы тщательная работа учителя, творческое содружество и сотрудничество, при котором ученик испытывает счастье от познания мира, самого себя.

Если я, учитель, хочу, чтобы ребенок стал умным, талантливым и образованным, необходимо, прежде всего, заботится о его духовном и телесном здоровье. Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, надо сделать учение веселым и радостным. Если я хочу, чтобы ребенок вырос сильной личностью, надо сохранять и развивать его уникальность и неповторимость.

Очень важно научить детей верить в себя. А для того, чтобы ребенок поверил в свои силы, учитель должен сам верить в своего подопечного, отдавать ученику всю свою любовь, теплоту сердца, свет души. Откройте ученикам дверь в большую страну Музыку, научите понимать её, любить её, сопереживать ей и тогда из школьника вырастет Человек, умеющий понимать, любить и сопереживать в жизни людям!

Не всем дано стать музыкантами, но каждый может научиться слушать, чувствовать, любить музыку. И для меня как для учителя музыки, это самая главная из задач.

3

© 2010-2022