Урок по теме: «Широкая масленица!» для 2-х классов

Данный конкспект урока рассчитан для учителей музыки. Цель урока: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица. Задачи: развитие творческих способностей у детей умение исполнять        народные песни, участие в обрядовых действиях;   пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний. Дидактическое обеспечение урока: презентация.   Техническое обеспечение урока: ПК, б...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по музыки во 2-м классе

Подготовила: Ананьева Любовь Петровна.

Предмет: музыка

Тема: «Широкая масленица!»

Класс: 2 а класс

Учебник: Е.Д. Критцкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка - 2 класс»

Цель урока:

знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица.

Задачи:

  • развитие творческих способностей у детей умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях;

  • пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: презентация.

Техническое обеспечение урока: ПК, баян, музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, музыкальный центр, диски МР 3 с песнями о зиме.

Ход урока.

1.Организационный этап.

  1. Вход детей «цепочкой» под песню «Светит месяц».

Учитель: Добрый день дорогие ребята. Доброго вам настроения, всем, кто пришёл сегодня на наш урок музыки. Урок, который посвящен большому, весёлому празднику Масленицы.

Ребята, как только вы вошли в наш празднично убранный класс, вы тут же встретились с музыкой. Как вы думаете эта песня народная или композиторская.

Дети: народная.

2.Объяснение нового материала.

На доске: Широкая масленица,
Ты с чем пришла?
Со весельем да с радостью
И со всякою сладостью…


Слайд №1

Вот и наступило время, когда зима сходится с весной.

В деревнях и городах России устраивали проводы зимы - праздновали веселую и широкую Масленицу.

- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом празднике?

- Как и когда празднуют масленицу?

Слайд №2

Масленица - древний славянский праздник.
Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
А главным угощением были..?

Правильно - блины.

Они имели особое значение: круглые, румяные, горячие, блины стали - символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз.

Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола.

Слайд №3

И не зря в народе говорили:

«Без блина не Маслена, без пирога не именинник».

«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,

«На горках покататься, в блинах поваляться»,

«Не житье, а масляница»,

«Хоть с себя все заложить, а масляницу проводить»,

«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»,

«Масленица объедуха, деньги приберуха».

- Как вы понимаете эти поговорки?

- О чем они нам говорят, рассказывают?

Показ презентации «Масленица».

Слайд №4

В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр - последняя неделя перед началом Великого поста.

В деревнях катались на санках, ходили на ходулях.

И сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав масленичной недели - горелки.

3. Считалкой выбирают водящего

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

Слайд №5


- А вы знаете какие-нибудь масленичные игры?

А еще на масленицу играли в такие игры, как:

Кулачные бои

Перетягивание каната

Бой мешками

Катание с гор

Ледяной столб

Взятие снежной крепости

Жмурки

Слайд №6

И, конечно же, праздник не обходился без чучела Масленицы. Издревле чучело Масленицы мастерили из соломы. Везли его в поле. Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали.

- Как вы думаете, зачем его сжигали?

- Масленичные обычаи должны были способствовать плодородию земли и размножению всего живого. А сила смеха на Масленицу должна была обеспечить земле плодородящую силу.

Слайд №7

А еще на Масленицу пели веселые песни. Одну из, которых мы сейчас исполним «В начале марта выпал снег»

(дети берут набор детских музыкальных инструментов)

4. исполнение и анализ - обсуждение музыкального произведения.

Звучит песня в народном стиле «В начале марта выпал снег», в исполнении солистов и хора - Сколько человек исполняет эту песню?

- О чем поется в песне?

- Какая музыка по характеру?

- Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне?

Слайд №8

5. Разучивание хороводной песни «Веснянка».

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

  1. дикцию (четкое произношение текста)

  2. характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой)

  3. возможно добавление хлопков народных деревянных инструментов (трещетки, ложки, свистульки).

6. Закрепление пройденного материала. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок. Но какая же масленица без блинов.

Вот вам блины бумажные

В них вопросики важные.

Кто ответит молодец,

Он получит настоящий блинец.

(Дети по желанию выбирают бумажный блин с вопросом.)

-Когда празднуют масленицу?

-Почему на масленицу кушают много блинов?

- В какие игры играли?

-Какая музыка звучит в дни масленицы?

-В какой день наряжают и сжигают чучело?

-Как называли дни недели на Масленицу?

-Почему неделю называют масляная?

- Как русский народ называл Масленицу?

7. Домашнее задание.

Слайд №9

Нарисовать иллюстрацию к песне «Масленица».

Учитель: Ну, вот и подошел к концу урок.

Вы славно, пели, танцевали!

Хочу сказать спасибо, всем!

И угостить блинами.

(Всех детей угощают блинами)

Урок по теме: «Широкая масленица!» для 2-х классов

© 2010-2022