Рабочая программа по музыке 1-5 класс

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Программа по предмету «Музыка» для I - V классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.

Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении

содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;

- уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

-развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнения на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Общая характеристика учебного курса

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры, культуры других народов, что оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-

стилистические особенности.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы муз. произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, муз. спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов;

подборе муз. коллекций в домашнюю фонотеку; в создании литературных сочинений о музыке, муз. инструментах и музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений муз. искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе - залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I-V классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа во II - V классах).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

1. формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

2. начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

3. приобретение знаний и умений;

4. овладение универсальными учебными действиями

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-

эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни

и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными вилами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально - ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно - образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально - творческой деятельности;

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно - нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно - образный смысл произведений разных жанров и стилей;

Планируемые результаты.

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Национальный региональный компонент на уроках музыки реализуется через ознакомление обучающихся с национальной культурой коми народа: традициями, композиторами, песнями.

Срок реализации программы: 5 года.

На уроках музыки используются следующие формы организации работы с обучающимися: - индивидуальная; - фронтальная; - групповая; - разновозрастная.

А также методы: - объяснительно-иллюстративный

- частично-поисковый

- репродуктивный

- исследовательский

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

- самопроверка

- взаимопроверка

- тесты


Тематический план


Наименование разделов, тем урока

Кол-во

часов

Осн. виды уч. деят-ти


Год обучения (1 класс)

33 ч


I.

Как можно услышать музыку.

1

Как можно услышать музыку. Введение в проблему рождения музыки.

2

Что значит «слышать музыку» Б. Окуджава «Музыкант»

3

Колыбельная песня - начало познания музыки и жизни.

4

Родные корни: родной музыкальный язык.

5

В мире сказочных мелодий русских композиторов.

6

Музыкальные краски осени.

7

Играем в сказку. Идем в поход.

8

Петр Ильич Чайковский. Детские годы.

9

Здесь живет музыка П. И. Чайковского.



II.

Как можно услышать музыку.

1

Звучащий образ Родины. П. И. Чайковский «Симфония №4» (финал)

2

Былина, былинность как художественное явление.

3

«…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

4

Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях. Поход в музыкальный зоопарк.

5

Что может музыка. Музыка и движение.

6

Зима в музыке.

7

Где живут ноты.



III.

Как можно услышать музыку.

1.

Музыка передает характер сказочных героев.

2-3

Сергей Сергеевич Прокофьев. Детство композитора.

4

Знакомство с группой струнных инструментов.

5

Знакомство с группой духовых инструментов.

6

Знакомство с группой ударных инструментов.

7

Знакомство с русскими народными инструментами.

8

Легко ли стать музыкантом. Тренируем свою «внутреннюю музыку»

ПР




IV.

Как можно услышать музыку.


1

Ждем весну, встречаем птиц. Природа просыпается, весна в музыке.


2

Музыка и стихи о маме.


3

Мелодии и краски пробуждающейся природы и жизни.


4

Музыкальная прогулка по выставке.


5-6

В детском музыкальном театре (балет).


7-8

В детском музыкальном театре (опера).


9

Что значит услышать музыку.

ПР














































Тематический план


Наименование разделов, тем урока

Кол-во

часов

Осн. виды уч. деят-ти


Год обучения (2 класс)

34 ч


I.

«Три кита» в музыке.

1

«Три кита» в музыке - песня, танец, марш.

2

Тренируем свою «внутреннюю музыку».

3

Знакомство с жанром «марш».

4

Знакомство с жанром «танец».

5

Знакомство с жанром «песня».

6

Знакомство с жанром «песня». Виды песен.

7

Разнообразие танцевальной и маршевой музыки.

8

Слушать, слышать, размышлять.

9

«Три кита» в музыке - песня, танец, марш. Урок - концерт.

ПР



II.

О чем говорит музыка.

1

Умеет ли разговаривать музыка?

2

Что выражает музыка?

3

Музыка - зеркало человеческих характеров.

4-5

Что изображает музыка?

6

Картины природы в музыке.

7

Урок - обобщение по темам: «Три кита в музыке», «О чем говорит музыка».

ПР



III.

Куда ведут нас три кита.

1

Куда ведут нас три кита. Куда ведет нас песня. Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят»

2

Куда приводит нас песня. Знакомство с песней …

3

Куда ведет нас песня. Знакомство с симфонией.

4

Разучиваем, поем, играем. Знакомство с понятием «концерт»

5

Куда ведет нас танец. Знакомство с симфоническим оркестром.

6

Куда ведут нас песня и танец. Словарь эмоциональных состояний.

7

Куда ведет нас марш. Знакомство с творчеством П. И. Чайковского. Музыкальная сказка «Лебединое озеро»


8

Куда приводит марш. Обобщение и закрепление.

ПР




IV.

«Что такое музыкальная речь?».


1

Что такое музыкальная речь?


2

Музыкальная речь. Знакомство с формой произведения.


3

Музыкальная речь. Закрепление понятия форма произведения.


4

Построение музыкального произведения. Знакомство с понятием - темп.


5-6

Музыкальная речь. Знакомство с музыкальными инструментами народного и симфонического оркестра.


7-8

Музыкальная речь. Знакомство с симфонической сказкой «Петя и волк»


9

Обобщение основных характеристик музыкальных средств.

ПР

Тематический план


Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Осн. виды уч. деят-ти


Год обучения (3 класс)

34 ч


I.

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.

1-2

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.

3

Песенность в вокально - инструментальной музыке. Знакомство с романсом.

4

Песенность в вокально - инструментальной музыке. Э. Григ

5

Песенность в вокально - инструментальной музыке. М. И. Глинка и С. С. Прокофьев

6

Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения.

7

Танцевальность. Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок»

8

Развитие танцевальности на примере инструментальной музыки.

9

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

ПР



II.

Интонация.

1

Знакомство с понятием маршевость в музыке.

2-3

Интонация-прием скороговорки С. Прокофьев «Болтунья»

4

Выразительные интонации на примере симфонической сказки «Петя и Волк»

5

Изобразительные интонации на примере «Три подружки»

6

Интонация - основа музыки.

ПР

7

Зерно - интонация. Обобщение темы четверти.



III.

Развитие музыки.

1.

Знакомство с понятием и видами музыкального развития

2

Знакомство с развитием музыки на примере симфонической сказки «Пети и Волк»

3

Ладовое и динамическое развитие музыки.

4

Развитие музыки на примере классической и народной музыки.

5

Основные принципы развития музыки - повтор, контраст, вариационность.

6

Развитие музыки. Знакомство с песней «Мама с тобой»

7

Развитие чувств в музыке, с ее выразительным и изобразительным развитием.


8

Темповое развитие музыки на примере музыкальной картины «В пещере горного короля»




IV.

Построение формы музыки




1

Построение формы музыки. Знакомство с понятием - форма.


2

Знакомство с понятием - двухчастная музыкальная форма.


3

Построение формы. Знакомство с новой формой - рондо.


4

Закрепление формы - рондо, знакомство с вариационной формой произведения.


5-6

Формы музыкального произведения.


7-8

Формы музыкального произведения инструментальные и вокальные.

ПР

9

Обобщение темы четверти «Формы музыки»










































Тематический план.


Наименование разделов, тем

Кол - во часов

Осн. виды уч. деят-ти


Год обучения (4 класс)

34 часа

I.

Музыка моего народа

9 ч

1

Музыка моего народа. Многообразие жанров народной музыки.

2

Музыка моего народа. Знакомство с понятием «вариация».

3

Музыка моего народа. История создания русской народной песни. Хороводные, лирические песни.

4

Музыка моего народа. Знакомство с русской частушкой.

5

Музыка моего народа. Знакомство с плясовыми и трудовыми песнями.

6

Музыка моего народа. Знакомство с понятием «кантата». Творчество С. С. Прокофьева.

7

Музыка моего народа. Знакомство с маршевыми, солдатскими песнями.

8

Музыка моего народа. Знакомство с творчеством М. И. Глинки, Д. Д. Шостаковича.

9

Музыка моего народа. Закрепление понятия «опера».

ПР



II.

Музыка моего народа.


1

Русская народная музыка. Фольклор. Обрядовые песни.


2

Детский музыкальный фольклор. Знакомство с песней - былиной.


3

Знакомство с музыкой русской православной церкви.


4

Русская народная музыка. Русский народный костюм.


5

Музыка моего народа. Знакомство с колокольными звонами России.


6

Музыка моего народа.

ПР

7

В гостях у деда Мороза. Мороз - персонаж славянского фольклора.





III.

Музыка моего народа и других стран.


1-2

Знакомство с народными обрядовыми праздниками, песнями, с праздником «Масленица».


3-4

Музыка моего народа. Знакомство с понятиями: оркестр, ансамбль, солист.


5

Знакомство с русскими народными инструментами и историей их появления в народе.


6

Знакомство с музыкой молдавского и грузинского народа как частью их национальной культуры


7

Знакомство с музыкой украинского и белорусского народа.


8

Знакомство с музыкой закавказских стран (Азербайджан, Армения, Грузия)


IV.

Музыка моего народа и других стран.


1

Знакомство с узбекской музыкой и музыкой прибалтийских стран.


2

Знакомство с музыкой разных стран: болгарская, негритянская, немецкая, норвежская.


3

Знакомство с музыкой Л. Бетховена, чешской и венгерской.


4

Знакомство с музыкой Моцарта и музыкой Японии.


5

Знакомство с польской музыкой.


6

Знакомство с музыкой азербайджанского композитора К. Караева.


7

Композитор - исполнитель - слушатель


8

Музыка всегда со мной. Кантата Д. Кабалевского «Песня утра, весны и мира»


9

Обобщение изученного за год.

ПР



























Тематический план



Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Осн. виды уч. деят-ти


Год обучения (5 класс)

35 ч


I.

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»


1

Искусство в нашей жизни. Виды искусств.


2

Что я знаю о песне. Вокальная музыки и ее жанры.


3

Как сложили песню


4

Песни без слов. Жанр «вокализ»


5

Другая жизнь песни


6

Жанр кантаты на примере Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина»


7

Опера, история создания.


8

Балет К. Хачатурян «Чиполлино»


9

Превращение песен в симфонические мелодии

МВ




II.

«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»


1-2

Музыка - главный герой сказки


3

Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира?


4

Музыка - главный герой басни. Понятие «квартет»


5

Чудо музыки в повестях К. Паустовского


6

«Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (продолжение)

ПР

7

Музыка в жизни А. П. Гайдара


8

Музыка в кинофильмах





III.

Можем ли мы увидеть музыку?

10ч


1

Можем ли мы увидеть музыку? Взаимосвязь музыки и живописи.


2

Музыка передает движение


3

Богатырские образы в искусстве.


4

Героические образы в искусстве.


5

Музыкальный портрет. Знакомство с творческим содружеством «Могучая кучка»


6

Музыкальный портрет М. П. Мусоргский.


7-8

Музыкальный портрет С. С. Прокофьев «Война и мир»


9

Картины природы в музыке. «Музыкальный пейзаж»


10

Можем ли мы увидеть музыку (обобщение)





IV.

Можем ли мы услышать живопись?


1

Можем ли мы услышать живопись?


2

Музыкальные краски


3

Музыкальная живопись и живописная музыка. Импрессионизм в искусстве. История создания струнных инструментов


4

Музыкальная живопись и живописная музыка. К. Дебюсси


5

Настроение картины и музыки


6

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины


7

Вечная тема искусства. Ф. Шуберт Ave Maria,

С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»

ПР

8

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи (обобщение)



© 2010-2022