- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке 1-5 класс
Рабочая программа по музыке 1-5 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филиппова Ю.И. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» для I - V классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.
Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении
содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
- уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
-развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнения на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры, культуры других народов, что оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-
стилистические особенности.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы муз. произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, муз. спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов;
подборе муз. коллекций в домашнюю фонотеку; в создании литературных сочинений о музыке, муз. инструментах и музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений муз. искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе - залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I-V классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа во II - V классах).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
1. формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
2. начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
3. приобретение знаний и умений;
4. овладение универсальными учебными действиями
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-
эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни
и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными вилами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально - ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно - образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально - творческой деятельности;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно - нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно - образный смысл произведений разных жанров и стилей;
Планируемые результаты.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Национальный региональный компонент на уроках музыки реализуется через ознакомление обучающихся с национальной культурой коми народа: традициями, композиторами, песнями.
Срок реализации программы: 5 года.
На уроках музыки используются следующие формы организации работы с обучающимися: - индивидуальная; - фронтальная; - групповая; - разновозрастная.
А также методы: - объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
- репродуктивный
- исследовательский
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
- самопроверка
- взаимопроверка
- тесты
Тематический план
№
Наименование разделов, тем урока
Кол-во
часов
Осн. виды уч. деят-ти
Год обучения (1 класс)
33 ч
I.
Как можно услышать музыку.
9ч
1
Как можно услышать музыку. Введение в проблему рождения музыки.
1ч
2
Что значит «слышать музыку» Б. Окуджава «Музыкант»
1ч
3
Колыбельная песня - начало познания музыки и жизни.
1ч
4
Родные корни: родной музыкальный язык.
1ч
5
В мире сказочных мелодий русских композиторов.
1ч
6
Музыкальные краски осени.
1ч
7
Играем в сказку. Идем в поход.
1ч
8
Петр Ильич Чайковский. Детские годы.
1ч
9
Здесь живет музыка П. И. Чайковского.
1ч
II.
Как можно услышать музыку.
7ч
1
Звучащий образ Родины. П. И. Чайковский «Симфония №4» (финал)
1ч
2
Былина, былинность как художественное явление.
1ч
3
«…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
1ч
4
Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях. Поход в музыкальный зоопарк.
1ч
5
Что может музыка. Музыка и движение.
1ч
6
Зима в музыке.
1ч
7
Где живут ноты.
1ч
III.
Как можно услышать музыку.
8ч
1.
Музыка передает характер сказочных героев.
1ч
2-3
Сергей Сергеевич Прокофьев. Детство композитора.
2ч
4
Знакомство с группой струнных инструментов.
1ч
5
Знакомство с группой духовых инструментов.
1ч
6
Знакомство с группой ударных инструментов.
1ч
7
Знакомство с русскими народными инструментами.
1ч
8
Легко ли стать музыкантом. Тренируем свою «внутреннюю музыку»
1ч
ПР
IV.
Как можно услышать музыку.
9ч
1
Ждем весну, встречаем птиц. Природа просыпается, весна в музыке.
1ч
2
Музыка и стихи о маме.
1ч
3
Мелодии и краски пробуждающейся природы и жизни.
1ч
4
Музыкальная прогулка по выставке.
1ч
5-6
В детском музыкальном театре (балет).
2ч
7-8
В детском музыкальном театре (опера).
2ч
9
Что значит услышать музыку.
1ч
ПР
Тематический план
№
Наименование разделов, тем урока
Кол-во
часов
Осн. виды уч. деят-ти
Год обучения (2 класс)
34 ч
I.
«Три кита» в музыке.
9ч
1
«Три кита» в музыке - песня, танец, марш.
1ч
2
Тренируем свою «внутреннюю музыку».
1ч
3
Знакомство с жанром «марш».
1ч
4
Знакомство с жанром «танец».
1ч
5
Знакомство с жанром «песня».
1ч
6
Знакомство с жанром «песня». Виды песен.
1ч
7
Разнообразие танцевальной и маршевой музыки.
1ч
8
Слушать, слышать, размышлять.
1ч
9
«Три кита» в музыке - песня, танец, марш. Урок - концерт.
1ч
ПР
II.
О чем говорит музыка.
7ч
1
Умеет ли разговаривать музыка?
1ч
2
Что выражает музыка?
1ч
3
Музыка - зеркало человеческих характеров.
1ч
4-5
Что изображает музыка?
2ч
6
Картины природы в музыке.
1ч
7
Урок - обобщение по темам: «Три кита в музыке», «О чем говорит музыка».
1ч
ПР
III.
Куда ведут нас три кита.
8ч
1
Куда ведут нас три кита. Куда ведет нас песня. Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят»
1ч
2
Куда приводит нас песня. Знакомство с песней …
1ч
3
Куда ведет нас песня. Знакомство с симфонией.
1ч
4
Разучиваем, поем, играем. Знакомство с понятием «концерт»
1ч
5
Куда ведет нас танец. Знакомство с симфоническим оркестром.
1ч
6
Куда ведут нас песня и танец. Словарь эмоциональных состояний.
1ч
7
Куда ведет нас марш. Знакомство с творчеством П. И. Чайковского. Музыкальная сказка «Лебединое озеро»
1ч
8
Куда приводит марш. Обобщение и закрепление.
1ч
ПР
IV.
«Что такое музыкальная речь?».
9ч
1
Что такое музыкальная речь?
1ч
2
Музыкальная речь. Знакомство с формой произведения.
1ч
3
Музыкальная речь. Закрепление понятия форма произведения.
1ч
4
Построение музыкального произведения. Знакомство с понятием - темп.
1ч
5-6
Музыкальная речь. Знакомство с музыкальными инструментами народного и симфонического оркестра.
2ч
7-8
Музыкальная речь. Знакомство с симфонической сказкой «Петя и волк»
2ч
9
Обобщение основных характеристик музыкальных средств.
1ч
ПР
Тематический план
№
Наименование разделов, тем
Кол-во
часов
Осн. виды уч. деят-ти
Год обучения (3 класс)
34 ч
I.
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.
9ч
1-2
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.
2ч
3
Песенность в вокально - инструментальной музыке. Знакомство с романсом.
1ч
4
Песенность в вокально - инструментальной музыке. Э. Григ
1ч
5
Песенность в вокально - инструментальной музыке. М. И. Глинка и С. С. Прокофьев
1ч
6
Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения.
1ч
7
Танцевальность. Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок»
1ч
8
Развитие танцевальности на примере инструментальной музыки.
1ч
9
Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.
1ч
ПР
II.
Интонация.
7ч
1
Знакомство с понятием маршевость в музыке.
1ч
2-3
Интонация-прием скороговорки С. Прокофьев «Болтунья»
2ч
4
Выразительные интонации на примере симфонической сказки «Петя и Волк»
1ч
5
Изобразительные интонации на примере «Три подружки»
1ч
6
Интонация - основа музыки.
1ч
ПР
7
Зерно - интонация. Обобщение темы четверти.
1ч
III.
Развитие музыки.
8ч
1.
Знакомство с понятием и видами музыкального развития
1ч
2
Знакомство с развитием музыки на примере симфонической сказки «Пети и Волк»
1ч
3
Ладовое и динамическое развитие музыки.
1ч
4
Развитие музыки на примере классической и народной музыки.
1ч
5
Основные принципы развития музыки - повтор, контраст, вариационность.
1ч
6
Развитие музыки. Знакомство с песней «Мама с тобой»
1ч
7
Развитие чувств в музыке, с ее выразительным и изобразительным развитием.
1ч
8
Темповое развитие музыки на примере музыкальной картины «В пещере горного короля»
1ч
IV.
Построение формы музыки
9ч
1
Построение формы музыки. Знакомство с понятием - форма.
1ч
2
Знакомство с понятием - двухчастная музыкальная форма.
1ч
3
Построение формы. Знакомство с новой формой - рондо.
1ч
4
Закрепление формы - рондо, знакомство с вариационной формой произведения.
1ч
5-6
Формы музыкального произведения.
2ч
7-8
Формы музыкального произведения инструментальные и вокальные.
2ч
ПР
9
Обобщение темы четверти «Формы музыки»
1ч
Тематический план.
Наименование разделов, тем
Кол - во часов
Осн. виды уч. деят-ти
Год обучения (4 класс)
34 часа
I.
Музыка моего народа
9 ч
1
Музыка моего народа. Многообразие жанров народной музыки.
1ч
2
Музыка моего народа. Знакомство с понятием «вариация».
1ч
3
Музыка моего народа. История создания русской народной песни. Хороводные, лирические песни.
1ч
4
Музыка моего народа. Знакомство с русской частушкой.
1ч
5
Музыка моего народа. Знакомство с плясовыми и трудовыми песнями.
1ч
6
Музыка моего народа. Знакомство с понятием «кантата». Творчество С. С. Прокофьева.
1ч
7
Музыка моего народа. Знакомство с маршевыми, солдатскими песнями.
1ч
8
Музыка моего народа. Знакомство с творчеством М. И. Глинки, Д. Д. Шостаковича.
1ч
9
Музыка моего народа. Закрепление понятия «опера».
1ч
ПР
II.
Музыка моего народа.
7ч
1
Русская народная музыка. Фольклор. Обрядовые песни.
1ч
2
Детский музыкальный фольклор. Знакомство с песней - былиной.
1ч
3
Знакомство с музыкой русской православной церкви.
1ч
4
Русская народная музыка. Русский народный костюм.
1ч
5
Музыка моего народа. Знакомство с колокольными звонами России.
1ч
6
Музыка моего народа.
1ч
ПР
7
В гостях у деда Мороза. Мороз - персонаж славянского фольклора.
1ч
III.
Музыка моего народа и других стран.
8ч
1-2
Знакомство с народными обрядовыми праздниками, песнями, с праздником «Масленица».
2ч
3-4
Музыка моего народа. Знакомство с понятиями: оркестр, ансамбль, солист.
2ч
5
Знакомство с русскими народными инструментами и историей их появления в народе.
1ч
6
Знакомство с музыкой молдавского и грузинского народа как частью их национальной культуры
1ч
7
Знакомство с музыкой украинского и белорусского народа.
1ч
8
Знакомство с музыкой закавказских стран (Азербайджан, Армения, Грузия)
1ч
IV.
Музыка моего народа и других стран.
9ч
1
Знакомство с узбекской музыкой и музыкой прибалтийских стран.
1ч
2
Знакомство с музыкой разных стран: болгарская, негритянская, немецкая, норвежская.
1ч
3
Знакомство с музыкой Л. Бетховена, чешской и венгерской.
1ч
4
Знакомство с музыкой Моцарта и музыкой Японии.
1ч
5
Знакомство с польской музыкой.
1ч
6
Знакомство с музыкой азербайджанского композитора К. Караева.
1ч
7
Композитор - исполнитель - слушатель
1ч
8
Музыка всегда со мной. Кантата Д. Кабалевского «Песня утра, весны и мира»
1ч
9
Обобщение изученного за год.
1ч
ПР
Тематический план
№
Наименование разделов, тем
Кол-во
часов
Осн. виды уч. деят-ти
Год обучения (5 класс)
35 ч
I.
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
9ч
1
Искусство в нашей жизни. Виды искусств.
1ч
2
Что я знаю о песне. Вокальная музыки и ее жанры.
1ч
3
Как сложили песню
1ч
4
Песни без слов. Жанр «вокализ»
1ч
5
Другая жизнь песни
1ч
6
Жанр кантаты на примере Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина»
1ч
7
Опера, история создания.
1ч
8
Балет К. Хачатурян «Чиполлино»
1ч
9
Превращение песен в симфонические мелодии
1ч
МВ
II.
«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»
8ч
1-2
Музыка - главный герой сказки
2ч
3
Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира?
1ч
4
Музыка - главный герой басни. Понятие «квартет»
1ч
5
Чудо музыки в повестях К. Паустовского
1ч
6
«Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (продолжение)
1ч
ПР
7
Музыка в жизни А. П. Гайдара
1ч
8
Музыка в кинофильмах
1ч
III.
Можем ли мы увидеть музыку?
10ч
1
Можем ли мы увидеть музыку? Взаимосвязь музыки и живописи.
1ч
2
Музыка передает движение
1ч
3
Богатырские образы в искусстве.
1ч
4
Героические образы в искусстве.
1ч
5
Музыкальный портрет. Знакомство с творческим содружеством «Могучая кучка»
1ч
6
Музыкальный портрет М. П. Мусоргский.
1ч
7-8
Музыкальный портрет С. С. Прокофьев «Война и мир»
2ч
9
Картины природы в музыке. «Музыкальный пейзаж»
1ч
10
Можем ли мы увидеть музыку (обобщение)
1ч
IV.
Можем ли мы услышать живопись?
8ч
1
Можем ли мы услышать живопись?
1ч
2
Музыкальные краски
1ч
3
Музыкальная живопись и живописная музыка. Импрессионизм в искусстве. История создания струнных инструментов
1ч
4
Музыкальная живопись и живописная музыка. К. Дебюсси
1ч
5
Настроение картины и музыки
1ч
6
Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины
1ч
7
Вечная тема искусства. Ф. Шуберт Ave Maria,
С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»
1ч
ПР
8
Взаимосвязь музыки, литературы, живописи (обобщение)
1ч