Конспект по музыке 1 класс

Конспект по музыке  для 1 класса на тему:» П.И. Чайковский «Детский альбом«Музыкальный материал:«Утренняя молитва»,«Мама»,«Болезнь куклы» ,» Баба Яга».Целью данного урока является знакомство учащихся с композитором П.И. Чайковским и его пьесами из « Детского альбома» Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО,содержит планируемые результаты на каждом этапе урока,а также формируемы универсальные учебные действия.Данная разработка соответствует возрастным особенностям учащихс...
Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по музыке 1 классКонспект по музыке 1 классКонспект урока музыки для 1Б класса

выполнила студентка ОАОУ СПО БПК специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» группы 4 А Маркова Анастасия Викторовна

Тема четверти:

Тема. П.И.Чайковский «Детский альбом»

Цель: познакомить учащихся с композитором П.И.Чайковским и его пьесами из «Детского альбома»

Задачи:

- воспитывать уважительное отношение к композитору П.И.Чайковскому, интерес и любовь к его музыке (пьесы: «Утренняя молитва», «Мама», «Болезнь куклы», «Баба- Яга»);формировать у учащихся музыкальный и эстетический вкус, , желание слушать и исполнять музыку, речь;

- сформировать представление о творчестве П.И.Чайковского, познакомить с пьесами «Утренняя молитва», «Мама», «Болезнь куклы», «Баба- Яга»);учить школьников внимательно слушать, понимать музыку и рассуждать о ней;

- развивать музыкальное внимание, мышление, память, умение определять характер музыки.

Тип урока:

Средства обучения: презентация ;портрет П.И.Чайковского; музыкальный центр.

Музыкальный материал: П.И.Чайковский. «Утренняя молитва», «Мама», «Болезнь куклы», «Баба- Яга».

Литература для учителя: - Карцева С.А. Музыкальная фонетика в школе. (1-3 кл.). Из опыта работы. М., «Просвещение», 1976. 144 с. - С. -

Эскиз доски:

Портрет П.И. Чайковского


Конспект по музыке 1 класс





Ход урока:

Этапы, временной аспект, методы и приемы


Содержание

Планируемый результат, УУД

1.Организационный момент,





Активизация накопленного музыкального и жизненного опыта.


- -Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Анастасия Викторовна и сегодня я буду вести у вас урок музыки.

Ребята, мы часто слышим звуки музыки по телевидению, радио и в повседневной жизни. Музыка поднимает нам настроение, навевает грусть, или заставляет мечтать. Без музыки мы не представляем себе жизнь.

А вы знаете, кто пишет музыку? ( Композиторы )

- верно, композиторы. Они пишут музыку для взрослых и для детей. Каких композиторов вы знаете? ( ответы для детей).

Эмоциональный настрой учащихся на урок; проверка готовности к уроку


-способствовать развитию познавательных процессов: памяти, мышления

Изучение нового материала

Сообщение темы.

Вступительная беседа




Наглядный метод-показ портрета композитора, фотографий из детского альбома.

Слайд







Слайд

Наглядно-слуховой метод: слушание пьесы «Утренняя молитва»



Слушание пьесы «Мама»

Слайд







Слушание пьесы «Болезнь куклы»


Слайд







Слушание пьесы «Баба Яга»

Слайд

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?( Композиторы)

Сегодня, с вами познакомимся с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Родился Петр Ильич в Удмуртии, в заводском поселке Воткинск весной 25 апреля более 150 лет назад, в семье горного инженера, где Петя был самым младшим. Он был очень добрым и воспитанным мальчиком. С ним было очень весело - он придумывал забавные истории, игры. В семье звучало очень много музыки: его мама играла на рояле, пела, пел и играл на флейте отец. Петя старался что-то играть на рояле. Музыка без конца звучала у него в голове, он выстукивал ритм песен на подоконниках, на столах. Все поняли, что Петя без музыки не может жить, и к нему пригласили учителя. Вот таким был маленький Петя. Через несколько лет Петра Ильича Чайковского узнавал весь мир. Он сочинил очень много произведений для взрослых и детей. Его музыка звучит во всех уголках нашей земли и у нас в стране ,и за рубежом.

У Петра Ильича Чайковского не было своих детей, но зато было много родственников. Для них он написал «Детский альбом»Что такое альбом? Какие бывают альбомы?(альбомы для фотографий, альбом для коллекции марок,открыток,рисунков и т.д)

А«Детский альбом»-это сборник фортепьянных пьес. Это собрание сочинений напоминает детскую книжку с веселыми картинками и маленькими текстами. Он посвятил этот альбом племяннику Володе Давыдову. Сегодня мы познакомимся некоторыми из них. В этот альбом входит 24 пьесы, мы сегодня познакомимся с такими, как «Утренняя молитва», «Мама», «Болезнь куклы», «Баба-Яга».

Ребята, что такое молитва? Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Ребята, а как вы думаете, почему ее читают?(Чтобы стать добрее, духовно чище и быть воспитанным)А как читают молитву?(уединено дома, либо в храме)

Давайте представим, что и мы с вами отправились в храм и послушаем пьесу П.И.Чайковского «Утренняя молитва»

Закройте глаза и слушаем(слушание)

Понравилась ли вам пьеса?(да)Какое настроение у ней(она спокойная) Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается на душе спокойно и радостно. Интересно, что П. И. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьезно и строго, совсем не по-детски. Он не упрощал музыку, которую сочинял для детей, а писал ее с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

-Как звучат звуки в пьесе?( красивое, стройное звучание, строгие, но спокойные звуки )Эта пьеса, ребята и открывает альбом П.И.Чайковского. Можно предположить, что,наверное, композитор в своем альбоме и хотел нам рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями.

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы мне ее отгадаете?

В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо -

Лучше всех на свете… (Мама)

Ребята, а вы любите своих маму?(да)

И П.И. Чайковский необыкновенно любил свою маму.

Мы послушаем новую из того же цикла, которая называется «Мама». Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы.(слушание).Понравилась вам пьеса? Какая эта пьеса по характеру? Какие чувства в ней выражены?(Музыка ласковая, спокойная, добрая, звучит спокойно, небыстро.) Меняется ли настроение в музыке?

( Настроение меняется. Иногда музыка звучит грустно) Правильно. В этой пьесе мама не всегда только ласковая, она бывает и озабоченная, грустная. Прислушайтесь, мелодия становится жалобной, в ней слышны вздохи, печаль. ). У мамы столько забот, тревог, волнений, беспокойств. Музыка передаёт эти настроения. Но все переживания проходят, и снова сменяются нежностью и спокойствием.

Мама- самое понятное на земле слово. На всех языках оно звучит одинаково нежно. Мамина любовь согревает нас всю жизнь. И вы любите своих мам, не огорчайте. Берегите своих мам.

Все ребята любят игрушки. Мальчикам нравятся машины, самолеты, ракеты и, конечно, игрушечные солдатики. Ну, а девочки любят кукол и П.И. Чайковский это знал. Он знал ,что они их кормят, одевают, укладывают спать. Но однажды случилось несчастье: у одной девочки заболела ее любимая кукла. П.И.Чайковский написал об этом фортепианную пьесу «Болезнь куклы» и включил ее в свой «Детский альбом». В музыке могут быть переданы разные состояния человека, его чувства, переживания. То, какие чувства и настроение выражены в музыке, можно догадаться по названию произведения.(слушание)Понравилась ли вам пьеса?(да)

Какое настроение передает эта музыка?( грустная) Да, пьеса очень печальная, грустная, нежная. Девочка горюет, что ее кукла заболела, гладит ее, хочет утешить, пожалеть. Вы слышали ,как капали слезы, как вы думаете, кто плакал, кукла или девочка? (Обратить внимание детей на то, что музыка как бы изображает вздохи больной куклы.) Кукла лежала в постели и тяжело вздыхала, а девочка горько плакала. Слезы одна за другой капали на подушку. Как мы можем движениями передать характер этой музыки? (Наверное, они должны быть нежными, как будто девочка гладит и ласкает заболевшую куклу) Не грустите, ребята. Кукла скоро поправится!

А сейчас мы послушаем пьесу о сказочном персонаже, о каком вы узнаете, отгадав загадку.

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка -

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

Баба Яга,а кто это?(сказочный персонаж из русских народных сказок) . Расскажите, что вы знаете о Бабе Яге, как ее описывают в сказках? Да, Баба Яга это злая, старая, страшная колдунья, волшебница. Где живет Баба Яга?(в лесу) : А в каком лесу живет Баба Яга? Правильно, она живет в темном, заколдованном, таинственном лесу поросшим мхом, где живет разная нечисть (Кикиморы, Лешие Водяные), где растут одни мухоморы, где даже русским духом не пахнет.

- Давайте закроем на минутку глаза и представим себе Бабу - Ягу, которую нарисовал нам композитор в музыке.(слушание) Какую Бабу-Ягу изобразил композитор добрую или злую?(злую)

Ребята, как музыка нам рассказала о характере Бабы Яги? Какая по характеру музыка?( Музыка по характеру, как Баба Яга; зловещая, пугающая, гневная, страшная, тревожная) Да, музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная.

Стремительно мчится Баба-Яга за кем-то в погоню, и как будто видишь, как летит она над лесами и долами в своей ступе. Грозен облик старухи. Настойчиво, резко звучат аккорды, именно басы передают кипящую злобу старой колдуньи.

А теперь небольшая викторина. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как называется сборник, в который вошли пьесы для детей?

2. Кто написал музыку «Детского альбома»?

3. Какие пьесы входят в «Детский альбом»?

4. Какая пьеса вам больше всего понравилась?

- Осознавать цель данного урока, и его значимость в системе обучения;

- формировать умения определять тему урока


-развивать умения давать чёткий ответ на вопрос;


- воспитывать уважительное отношение к П.И.Чайковскому;








- воспринимать музыку, составлять и высказывать своё мнение об услышанном


-формировать умения видеть прекрасное в музыке;


-способствовать развитию творческого воображения;



-совершенствовать умения слушать музыку и определять характер произведения






- соотносить себя с

мотивированным восприятием музыки, адекватно оценить себя как слушателя (я - слушатель);

- формировать интерес





.




- развивать чувство сопереживания героям музыкальных произведений.



-совершенствовать умения слушать музыку и определять характер произведения

-формировать умения видеть прекрасное в музыке;

Выявить полученные знания

5. Подведение итогов

Рефлексия.

-Ребята, с каким композитором мы сегодня познакомились?(П.И.Чайковским)

С каким альбомом мы познакомились ?(С детским альбомом)

-А с какими пьесами (ответы учащихся)

- У вас на столе лежат карточки, если вам понравился урок, то поднимите красную карточку, если не все понравилось, то желтую! А кому не понравилось руку.

-Спасибо вам за урок!

Урок окончен!

-способствовать формированию применения полученных знаний, при ответе на вопросы;

-учить оценивать данный вид деятельности;

-способствовать развитию личностных представлений о необходимости изученного;

-формировать положительную эмоциональную атмосферу.

Учитель:

Методист:



© 2010-2022