Урок музыки на тему Музыка и искусство слова

Раздел. Музыка и другие виды искусства Тема: Музыка и искусство слова Художественное название урока: «Искусство гения» Тип урока: углубление и закрепление знаний Жанр: урок-игра                                                                                                                
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

1-семестр

Урок № 13

Раздел. Музыка и другие виды искусства

Тема: Музыка и искусство слова

Художественное название урока: «Искусство гения»

Тип урока: углубление и закрепление знаний

Жанр: урок-игра

Музыкальный материал:

1. К. Паустовский «Старый повар» (фрагмент музыки В.Моцарта)

2. «Дарите музыку друг другу». Муз. О. Юдахиной, сл. В. Степанова

Задачи:

образовательная:

1) закрепить с учащимися понятие о том, что музыка тесно связана с искусством слова;

2) познакомить учащихся с гениальной личностью XVIII века В.А. Моцартом в рассказе К. Паустовского «Старый повар»;

3) познакомить учащихся с фрагментом Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта;

4) повторить знание понятийного материала по изученной теме (в ходе образовательной игры):

- квартет;

- оркестр;

- рассказ;

- Вольфганг Амадей Моцарт;

- Василий Александрович Барвинский;

- чонгура;

- басня;

- концерт;

- Иван Андреевич Крылов;

- Константин Георгиевич Паустовский;

- ансамбль.

5) исполнение песни учащимися, работаем над художественным образом;

6) познакомить учащихся с композитором В.А. Моцартом;

7) познакомить учащихся с писателем К. Паустовским

8) дать объяснение следующим понятиям:

- Константин Паустовский, Вольфганг Амадей Моцарт, рассказ;

развивающая:

в ходе ролевой имитационной игры развивать творческие и коммуникативные навыки в практической художественно-творческой деятельности учащихся;

воспитательная:

опираясь на эмоциональное восприятие содержания урока понять, что каждый должен стремиться видеть в жизни правду и красоту человеческих чувств, мыслей и поступков.

Оборудование:

1) аудиозаписи с литературными и музыкальными примерами урока;

2) словарь эстетических эмоций;

3) схема анализа музыкального произведения;

4) портрет композитора В.А. Моцарта, писателя К. Паустовского;

5) набор образовательной игры.

Подготовка к уроку.

1. Предыдущее задание: подготовиться к уроку-игре, в ходе которого нам необходимо раскрыть:

- понятия: Константин Паустовский, Вольфганг Амадей Моцарт, рассказ;

- творческое наследие гениального композитора В.А. Моцарта;

- высказывания представителей науки и искусства о творчестве талантливого композитора;

- поэтические строки, посвященные уникальной личности композитора В.А. Моцарту.

2. Разбить класс на группы (три группы по семь человек).

3. Постановка и разъяснение заданий каждой группе.

4. Каждая группа составляет программу действий: организует порядок работы, ее выполнение, определяет конечный результат работы групп.

5. Руководитель (учитель или ученик) оценивает работу групп.

«Вечный солнечный свет в музыке,

имя тебе - Моцарт».

А. Рубинштейн.

План урока

Вступительная часть, актуализация опорных знаний.

1. Организационный момент:

- вход в класс (под музыку В.А. Моцарта «Маленькая ночная серенада»);

- музыкальный сигнал;

- приветствие.

2. Вступительное слово учителя (направление сюжета урока)

- Этот урок посвящается гениальной личности XVIII века австрийскому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту. В ходе урока мы попытаемся создать портрет выдающегося композитора, представителя венской классической школы. В своих рассуждениях попытаемся раскрыть образное содержание рассказа К. Паустовского «Старый повар» и фрагмента Концерта № 23 для фортепиано с оркестром в устных мини-сочинениях.

3. Фрагмент Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

(Слушание в записи. Беседа с учащимися.)

Основная часть, новый материал

1.Руководители групп презентует информацию по темам:

1-ая группа - «Искусствоведы» (творческое наследие гениального композитора В.А. Моцарта), презентация портфолио;

2-ая группа - «Представители науки и искусства» (высказывания представителей науки и искусства о творчестве талантливого композитора);

3-ая группа - «Литераторы» (поэтические строки, посвященные уникальной личности композитора В.А. Моцарта);

2. Исполнение песни «Дарите музыку друг другу», муз. О. Юдахиной, сл. В. Степанова. (Беседа с учащимися).

Закрепляют учебный материал с использованием образовательной игры «Лото».

3.Заключение

Завершается урок подведением итога урока-игры презентацией панно (выполненное в технике «коллаж») «В.А. Моцарт».

Ход урока.

1.Организационный момент:

Вход.

(Звучит «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта)

Музыкальный сигнал.

Приветствие.

2. Сообщение темы и заданий урока.

1. Вступительное слово учителя:

- Дорогие ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир музыки и искусства слова. Мы уже знакомы с музыкой в литературных произведениях, таких как сказка и басня. Сегодня мы познакомимся, я обращаюсь к названию нашего урока с «Искусством гения» (музыкой в рассказах) гениального австрийского композитора XVIII века В.А. Моцарта, послушаем Концерт № 23 для фортепиано с оркестром в новом литературном произведении - рассказе.

Исполним песню «Дарите музыку друг другу», муз. О. Юдахиной, сл. В. Степанова.

Закрепим учебный материал с использованием образовательной игры «Лото» и подведем итог презентацией панно (выполненное в технике «коллаж») «В.А. Моцарт».

А эпиграфом к нашему уроку послужат слова русского композитора ХІХ века А. Рубинштейна, обращаемся к эпиграфу:

«Вечный солнечный свет в музыке,

имя тебе - Моцарт».

А. Рубинштейн.

3. Мотивация учебной деятельности

Учитель.

- Отправляясь в прекрасный мир музыки в литературных произведениях, мне бы хотелось узнать.

- Какая музыка вам нравится и почему?

- Вы знакомы с музыкой В.А. Моцарта, австрийского композитора XVIII века? (Спасибо за ответы)

- Как вы думаете, почему мы сегодня обращаемся к музыке В.А. Моцарта? На этот вопрос мы будем отвечать на протяжении всего нашего урока.

4. Изложение нового материала

Учитель.

- О необыкновенной любви, которую пронес через всю свою жизнь старый повар по отношению к своей жене Марте, поведал нам Константин Паустовский, советский писатель ХХ века, в рассказе «Старый повар». В рассказе использован фрагмент музыки В.А. Моцарта.

Задание:

- Слушая музыку определить характер и настроение фрагмента Концерта №23 для фортепиано с оркестром.

Итак, слушаем.

Вопросы:

- Назовите произведение и его автора.

- К какому жанру относится литературное произведение? (Рассказ)

- Что такое рассказ? (Небольшое повествовательное литературное произведение; словесное изложение событий)

- Какое музыкальное произведение легло в основу рассказа? (Фрагмент Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта)

- Что такое фрагмент? (Небольшая часть музыкального произведения)

- Что такое концерт? (Виртуозное произведение для солирующего инструмента в сопровождении симфонического оркестра)

- Какую роль сыграла музыка в развитии сюжета рассказа? (Благодаря музыке гениального Моцарта мы пережили те чувства и мысли, которые наполняли сердце и душу умирающего повара. Это именно музыка помогла старому повару не только услышать, но и ясно увидеть и старый сад и совсем еще юную Марту, когда они впервые повстречались)

Вывод:

- Музыка усиливает выразительность литературного произведения, углубляет характеристику персонажей, событий.

Учитель.

- А сейчас я предлагаю вам язык музыки перевести на язык литературы и через слово выразить свои мысли и чувства по отношению к музыкальному произведению. Составим устное мини-сочинение. А пока вы будете думать, послушайте, пожалуйста, еще раз фрагмент Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

(Ученики рассказывают свои мини-сочинения)

Учитель.

- Что вы знаете об австрийском композиторе ХVIII века Вольфганге Амадее Моцарте?

Сообщение нам подготовили «Искусствоведы», пожалуйста, вам слово.

«Искусствоведы»

«Вечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт!» Вот уже более двух столетий дарит людям радость лучезарная, по-весеннему прекрасная, полная сердечного тепла и пленительного обаяния музыка Моцарта. Вольфганг Амадей Моцарт прожил недолго, всего 36 лет, но за свою короткую жизнь он создал много замечательных сочинений: оперы, симфонии, концерты, песни. Он родился в Австрии, в семье придворного композитора и органиста. Живой, веселый с добрым сердцем мальчик был всеобщим любимцем. К шести годам прекрасно играл на музыкальных инструментах и сочинял небольшие пьесы. Получил всестороннее образование. С детства много гастролировал, вызывая восторг у слушателей. В наши дни музыка Моцарта звучит на концертах, в оперных театрах, по радио и телевидению.

Учитель.

- Я предлагаю вам составить сенкан о композиторе В.А. Моцарте.

Вопрос:

- Что такое сенкан?

Сенкан (от фр. "пять") - стихотворение, которое складывается из пяти строк.

1 строка- существительное (В.А. Моцарт);

2 строка - прилагательные (великий, гениальный);

3 строка - глаголы (сочинял, восхищал, пленил);

4 строка - вывод по творчеству В.А. Моцарта (гениальный композитор - «Бог музыки»);

5 строка - первое слово - синоним к первой строке (гений, личность).

- А теперь составим связный рассказ о В. А. Моцарте.

Учитель.

- Для того чтобы наш урок успешно продолжался я предлагаю закрепить понятия, которые мы с вами изучили, сыграв в образовательную игру «Лото».

Образовательная игра «Лото»

Игровой материал.

Поле с ответами:

Концерт

Вольфганг Амадей Моцарт

Чонгури

Квартет

Оркестр

Басня

Константин Георгиевич Паустовский

Музыка

Иван Андреевич Крылов

Рассказ

Василий Александрович Барвинский

Ансамбль

Задания для учащихся:

1. Виртуозное произведение для солирующего инструмента в сопровождении симфонического оркестра (концерт).

2. Австрийский композитор XVIII века, автор Концерта № 23 для фортепиано с оркестром (В.А. Моцарт).

3. Грузинский четырехструнный щипковый инструмент (чонгури).

4. Ансамбль исполнителей, состоящих из четырех человек, играющих на разных музыкальных инструментах (квартет).

5. Большой коллектив музыкантов, играющих одновременно одно музыкальное произведение на разных инструментах (оркестр).

6. Стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера (басня).

7.Советский писатель ХХ века, автор рассказа «Старый повар»
(К. Паустовский).

8. Вид искусства, передающий чувства с помощью звуков (музыка).

9. Русский баснописец ХІХ века, автор басни «Квартет» (И.Крылов).

10. Небольшое повествовательное литературное произведение; словесное изложение событий (рассказ).

11. Назовите автора квартета для двух скрипок альта и виолончели.
(В. Барвинский).

12. Организованная группа исполнителей (ансамбль).

Учитель.

- Вся мировая общественность высоко оценила бесценный вклад бессмертных творений гениального композитора в сокровищницу мирового искусства. Выдающиеся деятели науки и искусства в своих рассуждениях так отзывались о творчестве талантливого композитора. Слово берут «Представители науки и искусства», пожалуйста, вам слово.

«Представители науки и искусства»

«Моцарт - это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперед музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы - вот сила Моцарта, вот величие его искусства, неувядаемого в веках. Вот почему мы так горячо, так нежно любим этого удивительного композитора».

Дмитрий Шостакович

- «Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта».

Карл Барт

- «Творчество Моцарта - это энциклопедия, где музыкант может почерпнуть все. Моцарт - эталон композитора, обладающего блистательным вкусом в соединении с глубочайшими человеческими эмоциями, чувствами, многообразием мышления. Он сочетает в себе невероятную смелость, новаторство, оставаясь в тоже время глубоко лирическим композитором».

Геннадий Рождественский

- «В молодости я говорил - я и Моцарт, потом я стал говорить - Моцарт и я;

Теперь же я говорю только - Моцарт».

Шарль Гуно

- «Я любил Моцарта, потом на время утратил его, потом снова обрел, чтобы больше уже никогда не терять».

Эдвард Григ

- «Хотел бы я уметь писать так просто, как Моцарт!»

Рихард Штраус

- «По моему глубокому убеждению, Моцарт является той кульминационной точкой, в которой красота достигла наивысшей сферы музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, то что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человека, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка».

П.И. Чайковский

Учитель.

- Писатели и поэты в своем творчестве не раз обращались к личности выдающегося композитора, посвящая ему поэтические строки своих произведений. Пожалуйста, слово передаем «Литераторам».

«Литераторы».

Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поет.

Моцарт Отечества не выбирает,

Просто играет всю жизнь напролет.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба, то гульба, то пальба,

Не оставляйте, стараний маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Не оставляйте, стараний маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Где-нибудь на остановке конечной

Скажем: «Спасибо» и этой судьбе,

Но из грехов нашей Родины вечной

Не сотворить бы кумиров себе.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба, то гульба, то пальба,

Не оставляйте, стараний маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Не оставляйте, стараний маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые,

Нити развеются, как на кострах,

Красный камзол, башмаки золотые,

Белый парик, рукава в кружевах.


Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба, то гульба, то пальба,

Не оставляйте, стараний маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Не оставляйте, стараний маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Б. Окуджава

Учитель.

- Прекрасные по смыслу слова песни «Дарите музыку друг другу», муз. О.Юдахиной, сл. В. Степанова, которые учат нас самому главному чувству на земле - чувству любви и добра по отношению друг к другу.

(Хор класса исполняет песню «Дарите музыку друг другу», муз. О.Юдахиной, сл. В. Степанова).

Работаем над художественным образом в песне.

5. Итог урока

Учитель.

- Заканчивается наш урок. Все с чем вы нас сегодня познакомили отвечало эпиграфу нашего урока:

«Вечный солнечный свет в музыке,

имя тебе - Моцарт».

А. Рубинштейн.

- Я считаю, что вы молодцы, и все у вас получилось. Результатом нашей совместной работы станет панно (выполненное в технике «коллаж») «В. А. Моцарт».

(Ученики создают панно).

(Учитель выставляет ученикам оценочные символы за урок)

Ребята прощаются с учителем и организованно выходят из класса под музыку фрагмента Концерта № 23 для фортепиано с оркестром, В.А. Моцарта.


© 2010-2022