• Преподавателю
  • Музыка
  • Использование информационных компьютерных технологий в подготовке специалистов музыкального дошкольного образования

Использование информационных компьютерных технологий в подготовке специалистов музыкального дошкольного образования

Использование информационных компьютерных технологий в подготовке специалистов музыкального дошкольного образования. Мартынова-Кисличенко Е.В. Балхашский гуманитарно-технический колледж им. А.Мусина       Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и в обществе. Время требует подготовить таких музыкальных р...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационных компьютерных технологий в подготовке специалистов музыкального дошкольного образования. Мартынова-Кисличенко Е.В.

Балхашский гуманитарно-технический колледж им. А.Мусина


Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и в обществе. Время требует подготовить таких музыкальных руководителей детских садов, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь будущим педагогам в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, преподаватели педагогических колледжей, должны готовить таких музыкальных руководителей, которые могли бы идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

Что же такое ИКТ?

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео, кино-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология».
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Каковы функции компьютера в работе будущего музыкального руководителя?
1.Источник учебной информации.
2. Наглядное пособие.
3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
4. Средство подготовки выступлений.

Информационные технологии, например на музыкальных занятиях, помогают решить ряд задач:
Ø Делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, будущий музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
Ø Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
Ø Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед будущим музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Каковы же возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников?
Будущий музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает будущему педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point.
Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации.
Мультимедиа презентации - электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.
Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности.

Так, в процессе восприятии музыки, будущий педагог может использовать компьютер во время знакомства с творчеством того или иного композитора. Возможно использование как портретов, так и видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.

В разделе музыкально-ритмические движения и танцы компьютер может быть использован при создании мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

В пении по графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

В музыкально-дидактических играх - развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело -грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.

При знакомстве и игре на детских музыкальных инструментах позволит познакомить с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением и тембром.

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.

Конечно, создание мультимедийных презентаций требует от будущего музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, но в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности. С этой целью в кабинете методики музыкального воспитания БГТК им. А.Мусина в течение ряда лет идет накопление презентаций по различным видам деятельности дошкольников, с тем, чтобы стажеры могли использовать материал на пробной практике в детском саду, иметь собственную базовую копилку стажера.

Также в процессе музыкального воспитания дошкольников большую помощь будущему музыкальному руководителю окажут музыкально-компьютерные игры. Рассмотрим некоторые мультимедийные развивающие компьютерные программы, которые используют на пробной практике наши будущие специалисты.

Интерактивная музыкальная игра «Щелкунчик» (Медиахауз) относится к серии детских компьютерных программ «Играем с музыкой». Эта детская развивающая программа удачно сочетает в себе увлекательную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки. «Щелкунчик» поможет развить слух, музыкальные способности, научит различать музыкальные инструменты. Программа включает в себя шедевры классической музыки в исполнении симфонического оркестра, а также девять игр на развитие музыкальных способностей и слух ребенка.

Интерактивная музыкальная игра «Алиса и Времена года»

(Медиахауз) также входит в серию игр «Играем с музыкой» и знакомит дошкольника с классической музыкой. В этой игре слились воедино два классических произведения музыки и литературы - «Времена года» Антонио Вивальди и «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Игра включает в себя оригинальные музыкальные головоломки, основанные на музыке Антонио Вивальди, задания и игры на тренировку музыкального слуха и памяти. Программа содержит в себе двенадцать забавных музыкальных игр, энциклопедию музыкальных инструментов и веселые стихи.

Развивающая музыкальная игра «Волшебная флейта» (Медиахауз) продолжает серию детских программ «Играем с музыкой». Как и другие программы этой серии, «Волшебная флейта» состоит из пяти игр на развитие музыкальных способностей и слуха дошкольника, викторины для любознательных, энциклопедии музыкальных инструментов, краткой биографии композитора, включает в себя музыку из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта». Загадки и викторины помогают научиться зрительно и на слух различать инструменты, позволяют развить музыкальный слух и память. А чтобы знакомство с оперой «Волшебная флейта» оказалось не только приятным, но и запоминающимся дети в любой момент могут обратиться к энциклопедии, где содержатся сведения о биографии композитора и история создания его творения.

Серия компьютерных музыкальных интерактивных игр «Играем с музыкой», в которую входят такие электронные издания, как «Щелкунчик», «Алиса и Времена года», «Волшебная флейта», предназначенные для детей дошкольного возраста, являются образовательными проектами, позволяющими знакомить детей с шедеврами мировой классики.

Итак, мы видим, что использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для подготовки будущего специалиста в области дошкольного музыкального воспитания.

Информационная культура становится частью общей педагогической культуры будущего специалиста. Профессионализм будущего музыкального руководителя включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную.



© 2010-2022