Урок для 1 класса по программе Музыка 2100 Усачёвой Школяр Звучащий образ Родины

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 1 классе

Тема: Звучащий образ Родины.

Цель: Формировать понятие о звучащем образе родины.

Задачи:

  1. Через слушание музыки композиторов-классиков раскрыть образ Родины;

  2. Научиться передавать образ Родины через исполнение песенного репертуара.

  3. Воспитывать в учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.

Музыкальный материал: Г. Струве «Моя Россия», гимн РФ, р.н.п. «Во поле берёза стояла», фрагмент финала 4 симфонии П.И. Чайковского, И.Матвиенко «Отчего так в России».

Оборудование и наглядные материалы: презентация, таблички, портреты П.И. Чайковского (юность, зрелость), берёза, листочки, костюмы «берёзок», проектор, телевизор, компьютер, фортепиано.

Ход урока

I.





II.































































































































III.

Организационный момент.

Вход под песню Г. Струве «Моя Россия» (1 куплет).(3 девочки в костюмах берёзок) (Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята!- (Здравствуйте, учитель)-попевка.

Новый материал, слушание, вокально-хоровая работа.

Ребята, когда вы заходили в класс, звучала музыка. О чём была музыка? (О России, Родине).

Что такое Родина? (Место, где человек родился)

Наша Родина расположена на территории самой большой страны, которая называется Россия. (Слайд 2)

Откуда появилось такое название - Россия?

В давние времена её называли Русью. Русь - страна рек и озёр. Русь - светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называют россами, а страну, где они живут, - Россией.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Ребята, как вы считаете, о чём на уроке мы будем сегодня говорить? (О Родине, о России).

Да, о ней, ведь Родина у нас большая. В ней много полноводных бурлящих рек (Слайд 3,1), поющих на разные голоса птиц (Слайд 3,2), бескрайних, шумящих кронами деревьев, лесов и берёзовых рощ (Слайд 3,3), звучащих раскатистым колокольным звоном храмов (Слайд 3,3). Ребята, вы заметили, что сегодня на уроке присутствуют не только гости, но и ваши одноклассницы в красивых костюмах «берёзок». Они сегодня будут моими помощницами. Шум леса, бурление рек, звон колокола, пение птиц - что это? (Это звуки) (Слайд 3.4)

Мы живём на земле, которая наполнена звуками. Поэтому мы поговорим не просто о Родине, а о звучащем образе Родины.

Тема нашего урока «Звучащий образ родины». (Слайд 4.1)

Ребята, а какая цель нашего урока, что мы должны понять? (Понять, что Родина звучит и живёт в музыке). (Слайд 4.2)

Какие задачи помогут нам в достижении цели. (Слайд 4.3)

  1. Научиться раскрывать образ Родины через слушание музыки;

  2. Научиться раскрывать образ Родины через исполнение песен;

  3. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине-России.

- На протяжении многих веков у всех народов мира сложились свои символы Родины. Что такое символ - это отличительный знак. Вы можете назвать символы нашей Родины? (герб, флаг, гимн)

Да, вы правы - (Слайд 5) герб, флаг, гимн являются государственный символами России.

Гимн - это музыкальный символ страны. Когда он звучит все люди встают, а почему, как вы думаете?

Да верно, т.к. гимн-это песня торжественного, бодрого характера, она выражает чувство гордости и любви к своей Родине. Ребята, сейчас мы встанем и послушаем фрагмент гимна России, кто знает слова, может подпевать.

Звучит гимн России 1 куплет - видеоролик.

К Родине не оставался равнодушным ни один человек на земле. Поэты пишут стихи (Слайд 6.1), художники - великолепные картины (Слайд 6.2), а композиторы - (Слайд 6.3) -музыку.

А вы знаете стихи о Родине?... Спасибо, ребята, я вам тоже хочу прочитать одно замечательное стихотворение

(Слайд 7) Деревьев разных не сочтешь -

Одно другого краше.

Но где ты дерево найдешь

Родней березки нашей!

(В.Алексеев)

Ребята, о чём стихотворение? (о берёзе).

Березка - отличительный знак, символ России, потому что только у нас их так много. Как красивы её резные листочки, как они трогательно трепещут от ветра.

Дыхательное упражнение «Ветерок».

У вас на партах лежат берёзовые листочки. Аккуратно возьмите их и подуйте, как майский лёгкий ветерок - сильный ветер - лёгкий ветерок (повторить 3 раза).

Про берёзку пишут стихи, сочиняют песни. Красивую девушку сравнивают с берёзкой. Я сыграю мелодию, а кому она известна, поднимите, пожалуйста, листочек вверх.

Звучит мелодия песни «Во поле берёза стояла».

Это русская народная песня «Во поле берёза стояла» (Слайд 8). Известно, что ещё сам великий господин Александр Сергеевич Пушкин любил напевать себе под нос песню «про белёсую берёзку». Сегодня на уроке мы разучим эту песню, но начало разбудим наши голосочки.

Вокально-хоровая работа.

Попевка «Здравствуй, Родина моя!».

Разучиваем 2 куплета песни «Во поле берёза стояла».

Ребята, какой характер песни, как её надо исполнять? Издавна под эту песни незамужние девушки водили хороводы. А теперь прошу моих помощниц выйти на сцену, завести хоровод. А остальные ребята, встаньте, поднимите, пожалуйста, берёзовые листочки и пусть они потанцуют под нашу песню. (Поём мягко, протяжно, негромко).

Исполнение песни «Во поле берёза стояла».

Подумайте, можно ли много и громко говорить о чем-то любимом, сокровенном и близком?

Когда разговор заходит о чем-то главном в жизни, иногда лучше помолчать. Да и слова бывает найти так трудно… Вот, например, один шестилетний мальчик сочинил такие стихи:

О Родина, как я тебя люблю,

Я не могу покидать тебя,

Я живу здесь, здесь и умру.

О родина, моя дорогая земля…

Мой родной город невелик и немноголюден,

Но я всегда буду любить его.

О Родина, как я буду грустить,

Если мне придется тебя покинуть.

Этим мальчиком был… Петр Ильич Чайковский (портрет шестилетнего мальчика). Знакомо ли вам это имя? (Слайд 9)

Что вы можете сказать о нем? (думающий, прислушивающийся, молчащий, углубленный в себя).

Обратите внимание, лицо мальчика очень серьезное, даже напряженное, за этим угадываются душевные усилия. Наверное, так это и происходит, когда «узнают» музыку и сочиняют ее. Возникновение музыки - это результат особого состояния души. Сейчас предлагаю послушать фрагмент произведения, которое написал этот композитор. Итак, симфония №4 П.И.Чайковского. (Сложное слово «симфония» обозначает крупное многочастное музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра). В произведении, которое вы сейчас услышите, вам встретится очень знакомая вам мелодия. Если вы узнаете её, поднимите листочек.

Звучит фрагмент финала Чайковский «Симфония № 4».

- Кто узнал русскую народную песню, которую использовал в своей музыке П.И. Чайковский? (р.н.п. «Во поле берёза стояла»)

Ребята, а мелодия русской песни «Во поле берёза стояла» звучала в таком же характере, как мы исполняли её или что-то изменилось? (Изменился характер, звучание стало более активным, ярким, громким, тревожным, беспокойным….).

А почему изменился характер музыки? О чем хотел рассказать нам композитор?

Композитор очень любил свою Родину. Его произведение, как «крик души» о том, чтобы люди бережно относились к её природе, берегли, ценили и радовались всему, что она создала. Беречь природу значит беречь Родину.

Ребята, как вы считаете, почему писатели, художники, композиторы пишут о Родине. (Потому что они её любят).

А вы любите свою Родину?

Релаксация. (Слайд 10)

«Я узнал …»

«Я научился …»

«Я понял, что могу …»

«У меня получилось …»

«Мне понравилось …»

Ребята, а что это у меня на доске спрятано? (Берёзка) Посмотрите, она стройная, высокая, но на ней нет листьев. Почему? (Потому что за окном осень). Да, правильно. Берёзка целый урок слушала ваши замечательные ответы, ваше пение. Но, как вы уже знаете, музыка не бывает чёрно-белой, как эта берёзка, она бывает только цветной. Потому предлагаю подарить ваши красивые листочки, которые лежат у вас на партах, берёзке. Давайте нарядим нашу красавицу, наполним ее нашей любовью и заботой. А для вас за хорошую работу на уроке я приготовила листочки в этой папочке. Мои помощницы-берёзки раздадут вам их, когда придёте в ваш класс.

Д/з (по желанию) - рисуем музыку.

Спасибо за работу! Вы все молодцы!

Попевка «До свидания».

Выход из класса под музыку И. Матвиенко - М. Андреев «Отчего так в России берёзы шумят». (Слайд 11)


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3


Слайд 4





Слайд 5




















Слайд 6











Слайд 6







Слайд 7


© 2010-2022