- Преподавателю
- Музыка
- Проект по музыке А память священна
Проект по музыке А память священна
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Александрова Т.И. |
Дата | 12.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Владивостока»
Проект по военно-патриотическому воспитанию
«А память священна…»
для учеников среднего и старшего школьного возраста
Бегут вдаль годы жизни неизменно,
Солдат ушёл, и память ушла с ним,
Но мы живём, и о поре военной
В сердцах навечно память сохраним.
Анатолий Болутенко
Автор:
учитель музыки
высшей квалификационной категории
Татьяна Иннокентьевна Александрова
Владивосток, 2012 год
Пояснительная записка
Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Отечеству. Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, т.к. именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Воспитание на традициях включает: активное использование героических достижений, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы воинов; приобщение ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действии в Афганистане, «горячих точках» России к основным мероприятиям военно-патриотического воспитания.
Работая в направлении патриотического воспитания, мы делаем все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого ученика нашей школы как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными условиями и факторами.
Олицетворение любви к своей Родине, к своей малой родине - уголку нашей необъятной страны, где ребенок родился, закладывается в семье. Впоследствии эти традиции воспитания любви и патриотизма продолжают развивать в школе. Накопление социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры происходит во время проведения классных часов и мероприятий по военно-патриотическому воспитанию.
Одним из основных условий воспитания ребенка в школе является тесное взаимодействие с семьями учащихся, привлечение родителей в воспитании подрастающего поколения. Важными составляющими в работе по патриотическому воспитанию являются традиционное проведение месячника по патриотической и спортивной работе, участие в городских и районных акциях - «Как живешь ветеран», «Подарок ветерану», организация встреч с ветеранами - День Защитника Отечества, День Победы, проведение концертов и поздравление ветеранов.
В нашей школе у многих ребят бабушки и дедушки были участниками или воевали в годы Великой Отечественной войны (ВОВ). К большому сожалению, ветеранов и участников ВОВ с каждым годом становится всё меньше и меньше. И мы очень им благодарны за безоблачное небо над нами, за спокойное, мирное утро без взрывов и свиста пуль.
В этом проекте мне хотелось показать фрагмент совместной работы учеников и педагогов нашей школы в патриотическом воспитании подрастающего поколения, результатом которого стало создание музейного уголка «Шла война, считая вёрсты», «Всё равно мы выстоять смогли» и презентация «А память священна…»
Актуальность темы проекта
Данный проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей:
- формирование гражданско-патриотического воспитания, развитие чувства сопричастности к судьбе отечества, формирование нравственной позиции;
- воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к родному городу;
- физическое развитие учащихся, формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, профилактика правонарушений;
- воспитание уважения и преклонения перед ветеранами ВОВ, могилами героев, памятниками старины;
- привлечение общественности, семьи, жителей посёлка в организации военно-патриотического воспитания.
Для реализации задач школа работает по следующим направлениям: поисковое, шефское, информационное, экскурсионное, спортивное, краеведческое.
Цель проекта:
Воспитание у учащихся гражданственности, любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников; изучение биографии ветеранов ВОВ посёлка Горностай.
Тип проекта - информационно -творческий.
По характеру содержания - ученики школы и их родственники, исторические и культурные ценности родного города.
По характеру координации - открытый.
По количеству участников - групповой.
По продолжительности - краткосрочный.
Достижение поставленной цели
возможно при решении следующих задач:
-
Повышение качества военно-патриотического воспитания в школе.
2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.
3. Изучение истории родного города, знакомство с достопримечательностями и жителями города.
4. Усиление взаимодействия с воинскими частями и общественными организациями по вопросам военно-патриотического воспитания.
5. Усиление роли семьи и активное приобщение родителей в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
6. Организация проектной и исследовательской деятельности детей; концертов, выставок-рисунков.
Основные программные задачи по образовательным областям:
-
Духовно-нравственное направление - чтение художественной литературы, уважение к старшему поколению, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям.
-
Культурно историческое направление - воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников.
-
Патриотическое направление - изучение истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей посёлка в годы Великой Отечественной войны; связь поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций.
Ресурсное обеспечение:
-
книги о ВОВ;
-
журналы, открытки;
-
архивные материалы;
-
фотографии и документы ветеранов ВОВ;
-
интернет ресурсы.
Участники проекта:
-
ученики МБОУ «СОШ № 8»;
-
ветераны ВОВ и военнослужащие;
-
педагоги;
-
родители.
Прогнозируемый результат:
Повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции учащихся. Повышение интереса к историческому прошлому села, района, области и страны. Утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов. Проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества. Расширение сотрудничества и взаимодействия с воинскими частями, родителями школы.
Формы реализации проекта:
Планируемая
организация совместной деятельности:
Распределение плана действий по этапам проекта:
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Сотрудничество с воинской частью
Подготовительный этап
1.Формирование проблемы - развитие патриотизма у учащихся; воспитание любви и уважения к родному городу; изучение истории родного города, знакомство с ветеранами, участниками ВОВ и тружениками тыла посёлка Горностай.
2. Реализация задач проекта-
мотивирование учащихся на решение проблемы.
а) Организация поисковой работы - встречи и беседы с ветеранами, поиск информации и фотографий о ветеранах ВОВ.
б) Разработка экскурсионного маршрута по нахождению памятника репрессированным
в) Организация совместной работы с родителями.
г) Разработка макета школьного уголка о ветеранах, участниках и тружениках тыла, презентации проекта.
1. Введение учащихся в курс проблемы развития патриотизма, воспитания любви и уважения к родному городу; изучения истории родного города.
2. Осмысление и принятие задач проекта.
3. Разработка вопросов беседы с ветеранами.
4. Беседа с родителями, нахождение фотографий, репродукций и информации о ветеранах, чтение художественной литературы о ВОВ.
1.Сотрудничество и взаимодействие с по предварительной работе в организации проекта.
2. Содействие в сборе материалов о ветеранах, тружениках тыла, участниках локальных войн.
3. Активное участие в организации встреч с ветеранами, участниками локальных войн, воинами-афганцами.
4.Агитационная работа.
Основной этап
1. Планирование деятельности - классные часы по военно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»; информационные линейки «Красный день календаря»; уроки Мужества;
выставка книг и репродукций «Они сражались за Родину»;
организация встреч с ветеранами и участниками ВОВ;
смотры строя и песни, выпуск боевых листов «Наша армия сильна»;
2.Экскурсия - памятные, исторические места военного Владивостока-«Форты Владивостока», «Их именами названы улицы».
3. Организация работы по оформлению школьного стенда - отбор материала, редактирование.
4. Запись фрагментов встречи с ветеранами.
1. Сбор материала о ветеранах войны посёлка Горностай, создание банка данных о наших земляках, участниках войны.
2. Участие в школьных и районных конкурсах рисунков «Они сражались за Родину», проведение концерта для ветеранов и тружеников тыла.
3. Участие в школьном смотре строя и песни, выпуск боевых листов «Наша армия сильна».
4. Участие в районной военно-спортивной игре «Зарница».
5. Активное участие в акции «Подарок ветерану», «Посылка солдату», в музыкально-литературных концертных программах: «Для Вас, ветераны», «Праздник со слезами на глазах».
6. Участие во встречах с ветеранами, участниками и труженикам тыла.
1. Привлечение командиров и военнослужащих в/ч. к встрече с ветеранами ВОВ.
2. Организация помощи в создании школьных стендов о ветеранах.
3. Сотрудничество в поиске материала.
4. Воспитание у детей чувства патриотизма, любви и уважения к родному городу; изучение истории родного города.
5. Организация помощи проведения встреч с ветеранами ВОВ, солдатскими вдовами, с ветеранами локальных войн.
6. Организация проведения военно-спортивных соревнований между учащимися и бойцами; практические занятия по разборке и сборке автомата, строевая подготовка.
Заключительный этап
1. Оформление и демонстрация школьного музейного уголка, презентации.
2. Контроль за осуществлением проекта.
3. Обмен опытом по организации проекта на педагогическом совете школы, демонстрация готового проекта и школьного уголка на встрече с ветеранами.
Представление проекта учащимся, родителям.
Проведение и посещение итоговых мероприятий:
- акция «Песня и подарок солдату»;
- посещение музея связи;
-экскурсия «Один день в армии».
Описание работы
Формирование чувства патриотизма и национальной гордости активно развивается в нашей школе при поддержке педагогов, родителей в ходе проведения встреч и бесед с ветеранами и воинами вооруженных сил, посещения экскурсий и музеев города.
Во время проведения классных часов ученики узнают много нового из истории города, названий улиц в память о погибших воинах-приморцах. Во время проведения поисковой работы учащимися были найдены участники ВОВ, ветераны и труженики тыла. На сегодняшний день в нашем посёлке проживают 2 участника ВОВ, 7 ветеранов и 11 тружеников тыла. Сформирован банк данных о ветеранах войны, тружениках тыла, собран материал «Война глазами очевидцев». При встрече с ветеранами ребята с интересом слушают рассказы о тяжелых днях войны, задают вопросы, с восхищением и чувством гордости делятся впечатлениями об услышанных рассказах, так как многие ветераны живут с ними по соседству. Ребята помогают ветеранам в повседневной жизни посильным трудом - сходить в магазин за хлебом, помогают донести сумки или просто посидеть с бабушками и дедушками на лавочке и пообщаться.
Когда организуются экскурсии в музей или по памятным местам города, интерес у ребят огромный. Мы с нетерпением и воодушевлением собирались к памятнику «Замученным, расстрелянным в годы сталинских репрессий 20 - 50 гг.», расположенном на 14-м километре старой крепостной дороги на бухту Горностай в лесном массиве. К сожалению, в связи со стройками саммита АТЭС мы не смогли добраться, но надеемся, что весной обязательно съездим, тем более у нас появился школьный автобус.
Поисковая работа проводилась по нескольким направлениям. Это и подбор репродукций, поиск сведений о ветеранах и участниках ВОВ нашего посёлка. Организация встреч и бесед с ветеранами. Приглашение ветеранов в школу на классные часы, проведение музыкально-литературного концерта «Праздник со слезами на глазах», ученики нашей школы поздравляют всех ветеранов небольшими памятными подарками, изготовленными своими руками. Ветераны войны и труженики тыла с удовольствием посещают вес школьные мероприятия, посвященные Дню пожилого человека, Дню Победы, Дню Защитника Отечества.
Развиваются и поддерживаются связи с подшефной воинской частью 36130, заключен договор и составлен совместный план работы. Когда в школу приходят ребята военнослужащие, мальчишки становятся серьезнее и собранней. В нашей школе уже сложилась традиция проведения смотров-строя и песни, в жюри командиры и военнослужащие, а также проведение конкурсов спортивного мастерства между школьниками и матросами. Офицеры воинской части принимают активное участие в подготовке наших учащихся к военнно-спортивным соревнованиям «Орленок», «Зарница». Проходят уроки Мужества, практические занятия по разборке и сборке автомата. Один раз даже наши мальчишки участвовали в настоящих стрельбищах, под чутким руководством офицеров, стреляли из настоящих автоматов. Эмоциям и восхищениям мальчишек не было предела. Венчанием этих мероприятий становятся ежегодные концертные программы воинам-защитникам и угощение их школьными пирогами.
В ходе проекта ребята, совместно с педагогами школы подготовили музейный уголок «Шла война, считая версты», на котором размещены воспоминания героев нашего посёлка в годы ВОВ, личные фотографии ветеранов, автобиографии и пожелания подрастающему поколению. Музейный уголок находится в классной аудитории школы, где мы проводим мероприятия, посвященные памяти Великой Отечественной Войны.
Необходимо отметить и помощь родителей, которые активно и охотно помогали нам в подборке и поиске материалов проекта и презентации, предоставляли фотографии своих родственников, помогали ребятам обрабатывать найденную информацию.
Конечно, чувство патриотизма закладывается с раннего детства и растет вместе с человеком, но подпитывать его нужно в любом возрасте, не только беседами, но и конкретными делами, значимость которых может и не столь велика для всех, но для каждого в отдельности, несомненно. Напоминая нашей молодежи о героической истории нашей Родины, о подвиге народа, мы тем самым пытаемся пробудить чувство гордости за свою страну, своих предков. А память о них священна.
Итогом проекта является оформление школьного музейного уголка «Шла война считая версты» и презентация «А память священна…», в которой были заняты все участники проекта.