Урок Интегрированное занятие Хохлома

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Хохломская мастерская»

Урок Интегрированное занятие Хохлома

Описание:

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы.

Интеграция образовательных областей:

художественно - эстетического развитие (музыка, изо) и познавательное развитие.
Занятие проводит воспитатель совместно с музыкальным руководителем.

Цель:

закрепление знаний о хохломской росписи, её истории.

Задачи:

• Уточнять знания о названиях элементов росписи (ягоды, цветы, завиток, травка), продолжать знакомство с её цветовой гаммой.
• Учить видеть и выделять характерные элементы хохломской росписи.
• Показать связь разных видов искусства: художественного слова, живописи, музыки.

Материал:

Хохлома: посуда, мебель, карточки с элементами хохломской росписи. Деревянные нерасписные и хохломские ложки (на каждого ребенка), гуашь, кисти и т.д.

Ход:

Воспитатель:

(в хохломском костюме)
Проходите, мои друзья! Сегодня мы продолжаем знакомство с русским народным творчеством. В нашей мастерской мы будем говорить о хохломе.

Как волшебница жар - птица,

Не выходит из ума
Чародейка - мастерица,
Золотая хохлома.
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши,
И чего здесь только нету:
Гроздья осенних рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин.
Зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи!

Подводит детей к выставке хохломских изделий.

Воспитатель:

Перед вами удивительный народный промысел - хохломская роспись. В селе Хохлома Нижегородской губернии искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали. Посуда эта нравилась своей красотой, праздничностью. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже начали делать детскую мебель. Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Узоры они подсматривают в природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, из -за неё выглядывают ягодки (смородина, малина, рябинка) или цветы (колокольчики, ромашки). Перед вами различные предметы, украшенные хохломской росписью. Назовите их.

Дети:

Стол, стулья, скамейки, ложки, ковши, мисочки, поварешки, солонки, блюда …

Воспитатель:

А как одним словом назвать эти предметы?

Дети:

Предметы быта!

Воспитатель:

Верно. Давайте перечислим элементы, встречающиеся в узорах.

Дети:

(глядя на карточки, разложенные на столе) Травка, завиток, ягода, листья, украшенные оживкой в виде прожилок.

Воспитатель:

Какие цвета встречаются в узорах?

Дети:

Красный, зеленый, черный, золотой или желтый.

Воспитатель:

Красив, ярок узор. Тут и малиновый листочек, и рябиновый кусточек, ягодки, алые цветочки.
Несколько детей берут карточки с изображением узоров и читают стихи.

1- й РЕБЕНОК

Под малиновым кусточком
Шелкова трава растет.
Под рябиновым кусточком
Цветик аленький цветет.
Под калиновым кусточком
Наша Катя платье шьет!

2- й ребенок:

Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?

3- й ребенок:

Я весной взошла,
Летом выросла
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.

4- й ребенок:

Зеленей, зеленей,
Мой зеленый сад!
Расцветайте, расцветайте,
Мои алые цветочки.
Поспевайте, поспевайте,
Вкусны ягоды скорей!

Музыкальный руководитель:

Действительно, узоры свои русский народ взял у природы - матушки: у лесов, полей, садов. Поэтому они и получились такими веселыми, радостными, как русская песня.
Где песня русская льется,
Там хорошо живется.

Инсценирование песни «Ой вставала я ранешенько»

Воспитатель:

Кто трудится, у того и дело спорится. Какие пословицы о труде вы знаете?

Дети:

Дело мастера боится.
Без дела жить - небо коптить.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Есть терпенье - будет и уменье.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Что посеешь, то и пожнешь.

Воспитатель:

какие вы мастера, мы сейчас узнаем. Разукрасим деревянные ложки хохломской росписью.

Дети садятся за столы, где заранее приготовлены деревянные ложки, гуашь и все оборудование для рисования. Работают. Тихим фоном звучат русские народные мелодии. По ходу работы воспитатель напоминает: цветовая гамма хохломской росписи не богата. Используется краска красного, черного, желтого и темно - зеленого цвета. Травку рисуют ритмичным движением кисти. Композиция строится по типу розеты: элементы располагаются или отдельными группами, или в виде волнообразной линии, вьющейся по всей форме и богато украшенной листьями, цветами, ягодами, травой.

Воспитатель:

молодцы, очень постарались! Пусть ваши изделия подсохнут. Кончил дело - гуляй смело!
Под музыку входит коробейник - взрослый.

Коробейник:

Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши,
Покупайте хохлому нашу!
А вот ложки расписные,
Расписные, хохломские!

Дети берут ложки и играют в ансамбле «Во саду ли в огороде». Затем исполняют «Танец с ложками»

Коробейник:

Я спою для вас частушки. Но частушки не простые, а про хохломскую роспись.

Частушки о хохломе

Ох, Россия, ты Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье
Городец и хохлома.

Хохлома да хохлома,
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу,
Петуха и курицу!

Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать.
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.

Я вчера такое видел -
Не расскажешь никому!
Сидит заяц на березе
И рисует хохломую

Надою я молока
И налью котенку.
Разресую хохломой
Милую Бурёнку.

Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось.
Хохломой и городцом
На весь мир прославилась!

Музыкальный руководитель:

Ребята, я предлагаю оставить эти ложки, котрые вы сегодня разукрасили в музыкальном зале, чтобы на них можно было играть в оркестре!
Эти изделия радуют взор,
Богат и нарядет чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнаменты вьются - так сделать сумей - ка.
А где - то кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды в небесном раздолье.
Волшебной травою любуемся мы -
Как главным узором для всей хохломы!

© 2010-2022