План урока музыки на тему Где рождается музыка? (6 класс)

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 19 в 6 классе

Тема: Где рождается музыка?

Цель: сформировать умения размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека

Задачи: расширить и систематизировать теоретические знания о музыке. Формирование музыкальной культуры. Развивать музыкальный слух учащихся. Формировать навыки чистого интонирования, вокально-хоровые навыки и умения. Воспитывать любовь и уважение к культуре тюркских народов.

Муз.материал: Е.Крылатов «Песня о колоколах», Т.Кажгалиев «Кыз куу» - «Догони девушку» исп.оркестр им. Курмангазы.

Всп.материал: презентация, мультимедиа

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Слушание. В истории казахстанской музыки было много интересных событий. Одно из них - открытие Алматинской консерватории.

Шла Великая Отечественная война. Видные деятели русской культуры - Галина Уланова, Юрий Завадский, Наталья Сац, Вера Марецкая и многие другие - были эвакуированы в Алмату. Они написали в Москву письмо с просьбой найти возможность открыть в Алмате консерваторию. Вот цитата из него: «Для культуры не существует преград, она во все времена развивалась, и примеров в истории тому немало. Казахский народ, проявивший ко всем эвакуированным беспредельное гостеприимство и великодушие, заслуживает великой благодарности, и мы, деятели культуры, решили взять инициативу на себя». И произошло чудо, в тяжелейшее для страны время правительство приняло решение о создании в Казахстане музыкального ВУЗа. Постановление об открытии Государственной консерватории вышло 24 июля 1944г.

Консерватория открылась на базе единственной в республике детской музыкальной школы. Шла война, все средства уходили на фронт, но правительство дало специальное распоряжение о покупке у частных лиц музыкальных инструментов: концертного рояля, кабинетных роялей, пианино, скрипок, виолончелей, контрабаса, гобоя, кларнетов и литавры. В библиотеке детской школы не было нот и учебников, и Московская иЛенинградская консерватории подарили 3330 экземпляров нотной и учебной литературы. Первыми преподавателями были прекрасные московские специалисты, находившиеся в эвакуации. Поскольку жить было негде, преподаватели и жили, и работали в одном здании.

Но труднее всего было провести набор студентов - вся молодежь была на фронте. Тогда решили принять в консерваторию детей-подростков, которые остались без родителей и жили в интернате. В числе первокурсников оказались также и многие известные деятели культуры: Народная артистка СССР Куляш Байсеитова. Народный артист КазССР Канабек Байсеитов, известный композитор Мукан Тулебаев, Бахытжан Байкадамов, Борис Ерзакович. Они тоже пришли учиться у выдающихся московских мастеров. Студент 1 курса и народный артист в одном лице!

Это был настоящий подвиг замечательных музыкантов, эвакуированных из России и самоотверженный труд первых профессиональных казахстанских музыкантов.

Так начиналась работа консерватории, которая в настоящее время является ведущим музыкальным ВУЗом Центральной Азии.

Слушают Т.Кажгалиева «Кыз куу» - «Догони девушку» исп. оркестр им. Курмангазы.

Оркестровые сочинения Тлеса Кажгалиева исполняются в различных странах мира. Королевский филармонический оркестр Великобритании под управлением М.Стравинского включил пьесу Кажгалиева «Кыз куу» в программу концерта, посвященного Дню Независимости Казахстана. По мнению британского рецензента, «…Пьеса полна красок и энергии, прекрасных, почти зримых звуков, будоражащих воображение, заставляя представлять группу молодых всадников, вольно скачущих через выметенную ветром, бескрайнюю степь».

Это интересно.

Вдохновением для сочинения оркестровой пьесы «Кыз куу» Тлесу Кажгалиеву послужила старинная казахская игра, входившая в свадебный обряд: жених догонял на коне , скачущую верхом невесту. Он должен был показать силу и ловкость наездника, доказать свою любовь. При неудаче жениха скачка получала обратный поворот. Теперь невеста гналась за ним, на ходу стегая плетью - камчой.

При проведении свадебного обряда устраивалось много игр, которые превращали его в удивительное представление открытого степного театра. Это аламан - байга - скачка на дальние расстояния. Жорга - жарыс - скачка на иноходцах, Кокпар - состязание двух групп всадников за овладение тушей забитого козла, Жаугашты - погоня за условным неприятелем с целью осадить его плетью, Жамбы ату - стрельба из лука. Кумис - алу - поднятие с земли монеты на полном скаку и, конечно, борьба - Казакша курес. Во всех этих состязаниях принимали участие родственники со стороны жениха и невесты, которые добиваясь победы, демонстрировали смелость, изобретательность и ловкость.

  1. Пение. Распевание. Работа над песней Е.Крылатова «Песня о колоколах»

5. Рефлексия - Благодаря кому была открыта консерватория в Алмате? - Какие были трудности при организации консерватории? - Кто был среди первых студентов консерватории?

6. Д/З стр.61-63

  1. Итог урока


© 2010-2022