- Преподавателю
- Музыка
- Урок по музыке «Мелодия – душа музыки»
Урок по музыке «Мелодия – душа музыки»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хиясова Н.З. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
|
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 а. Шарахалсун»
Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: « Мелодия - душа музыки»
Учитель музыки Хиясова Н.З.
2013 г. Цель:
Музыкальный материал: Ф.Шуберт «Серенада»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Реквием «Lacrimosa», П.И.Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик»; «Прекрасное далеко», музыка Е.Крылова, слова Ю.Энтина (разучивание),Презентация «Мелодия-душа музыки» Ход урока I.Организация класса. Учащиеся читают стихотворение Стихия музыки - могучая стихия, Она чем непонятней, тем сильней. Глаза мои, бездонные, сухие, Слезами наполняются при ней. Она и не видна, и невесома, И мы ее в крови своей несем. Мелодия всемирная истома, Как соль в воде, растворена во всем… Евгений Винокуров II. Работа по теме.
Ш.Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли» Как это понимать? Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной песни, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет!). именно мелодия становится музыкой в жизни человека. Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия - душа музыки». «Мелодия, - писал композитор,- никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба эти элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга…» в этом, как мы знаем, и состоит единство всех сторон музыкального произведения. Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии.
Вопросы:
Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер… «Серно» - так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, как и ноктюрны, на открытом воздухе небольшими оркестрами. Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno- ясная погода, ночная прохлада)] - первоначально музыкальное произведение, исполнимое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви ( песня в честь возлюбленной). Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка. Вопросы:
Умирающий композитор Вольфганг Амадей последние месяцы своей жизни посвятил созданию одного из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений - Реквием, «Lacrimosa» - «Слезный день» -это последняя мелодия, которую он смог написать. Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал Реквием - заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую - мое состояние подсказывает мне это, - мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года». Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало. Реквием состоит из 12 частей, содержание их - мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда: №1 №2 №3 №4 №5 Ты Спаситель, Царь Небесный, №6 №7 №8 №9 №10 №11 №12 Перевод А. Майкова Для ее слушания, конечно, нужна особая атмосфера, особое состояние души. Но давайте проникнемся тогдашним душевным состоянием Моцарта и окунемся в эту непостижимую, казалось бы глубину и силу мелодии. Вопросы:
образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств)
дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного) 4) П.И.Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик». У Чайковского, как подлинно русского музыканта, нет неодухотворенных пейзажей, как и нет танцевальных мелодий, лишенных живого и яркого чувства. Одна из таких мелодий Па-де-де из 2-годействия балета «Щелкунчик». Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей точки. Такой тип начала получил название «вершина-источник»: он подобно водопаду, зарождается на высоте, и затем уж мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента. Слушая мелодиюПа-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой человеческой речи! Наверное, в этом ее свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны мельчайшие оттенки - и вопрос, и восклицание, и даже многоточие. Вслушайтесь в интонационное развитие этого фрагмента - и вы убедитесь, что в нем присутствует все многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чем великий романтик Г.Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка» III. Разучивание песни «Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина» Песня, которую мы с вами выучим, совершенна в мелодическом отношении, она тоже о красоте - красоте нашей веры в добро, светлое будущее. Написали ее композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин. Называется она «Прекрасное Далеко» 1.Слышу голос из Прекрасного Далека Голос утренний в серебряной росе Слышу голос и манящая дорога Кружит голову как в детстве карусель Пр-в: Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь! От чистого истока в Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко я начинаю путь 2.Слышу голос из Прекрасного Далека Он зовет меня в чудесные края. Слышу голос - голос спрашивает строго, А сегодня что для завтра сделал я? 3.Я клянусь, что стану чище и добрее И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос -и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа Итог:
|