Методический материал Организация самодеятельного студенческого хора

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самодеятельного студенческого хора

Первые шаги по созданию хора

Создавая новый коллектив, надо всегда исходить из принципа - строить капитально!

Основным критерием успеха должна быть не быстрота создания коллектива, а его прочность и жизнедеятельность.

Поэтому, прежде чем приступить непосредственно к организации хора, чрезвычайно важно тщательно подготовить почву для его создания. Найти энтузиастов, которые ратовали бы за хоровое дело; в пропаганде должны оказать помощь и представители общественных организаций. Дело руководителя - сплотить усилия людей, направить их к единой цели, подсказать тематику бесед. Главная цель этих бесед - привлечь в хор как можно больше участников.

Очень хорошо на подготовительном этапе организовать какое-либо мероприятие, способствующее повышению интереса к хоровому делу. Такими мероприятиями могут быть: выступление в институте какого-либо профессионального или самодеятельного хорового коллектива (особенно хорошо, если после концерта участники этого хора расскажут о своей работе); организация посещения концерта профессионального хора с последующим его обсуждением.

В различных случаях подготовительный этап протекает по-разному и длится от одной-двух недель до года. Иногда он даже не выделяется особо: организация хора может сразу начаться с набора хора. Все зависит от условий работы и от организаторских способностей руководителя.

Очень важно, чтобы руководитель находился всегда в самом центре событий, чтобы им направлялась вся организаторская работа. Руководитель всегда должен знать, что нужно сделать в данный момент, давать как общие указания, так и конкретные советы. В этой, казалосьбы, далекой от музыки организационно-педагогической работе не должно быть ни одного раздела, за который не отвечал руководитель хора.

Выбор типа хора

Прежде чем приступить к организации хора, руководитель должен решить, какого типа будет хор - смешанный или однородный. Если исходить из контингента студентов, то может показаться, что в разных институтах возможно создавать лишь однородные хоры, в других же, с приблизительно равным процентным отношением девушек и юношей, - лишь смешанные. Но практика работы доказывает, что создавать смешанный хор возможно в каждом институте. Объединенные усилия руководителя хора и представителей общественности, серьезная и продуманная организационная работа позволяет создать полноценный смешанный хор в любом вузе. Звучание смешанного хора значительно богаче, интереснее чес звучание однородного хора (особенно когда речь идет о самодеятельных хорах). Репертуар смешанных хоров несравненно разнообразнее, исполнительские возможности - неизмеримо богаче.

Вообще создание смешанного хора значительно правильнее, чем однородного, т.к. нежелательно лишать способного студента или студентку участия в хоре.

Прием в хор

Говоря о приеме в хор, следует различать организацию первого приема, т.е. в еще не функционировавший хор, и организацию ежегодных приемов - пополнений.

Первый прием - дело очень ответственное и сложное. Редко бывает так, что сразу приходит много желающих. В этом случае задача руководителя - удержать их всех. Решающими здесь будут сила обаяния руководителя хора как музыканта и его организаторские способности. Чаще все же организация набора в хор - дело очень нелегкое. Его успех во многом зависит от того, насколько своевременно и тщательно был проведен подготовительный этап. Нужно иметь ввиду, что лишь очень немногие отказываются заниматься в хоре из каких-либо принципиальных соображений или из-за полного отсутствия способностей. Чаще же люди просто не знают что такое хор и какова работа в нем, насколько пение в хоре интересное и увлекательное занятие, как оно духовно обогащает человека. Сравнительно небольшой интерес к хоровому пению отчасти объясняется и тем, что далеко не во всех школах нашей страны преподавание пения и внеклассная музыкальная и хоровая работа стоят на должном уровне.

При организации набора в хор надо стараться избежать двух наиболее распространенных ошибок.

Во-первых, нельзя заставлять петь в хоре человека, который этого сознательно не хочет.

Во-вторых, нельзя заманивать в хор обещаниями каких-то благ, не связанных с хоровым пением. Единственным методом, который надо применять как можно шире и активней, является метод агитации, убеждения.

Работа в хоре людей, не привыкших к ней, поначалу может быть недостаточно интересной и увлекательной ,как бы ни был талантлив руководитель хора. Поэтому иногда следует договориться с участниками, чтобы они не бросали хора даже в том случае, если работа в нем на первых порах покажется им неинтересной. За этот срок руководитель должен помочь понять им и полюбить хоровое искусство. Здесь важную роль должны сыграть музыкальность, эмоциональность и организаторский талант хормейстера.

Организация ежегодных пополнений в хор сходна с организацией первого приема, но имеет и свои особенности.

В хоре всегда имеется группа преданных делу энтузиастов, которые являются лучшими помощниками руководителя хора. Их силами необходимо развернуть активную агитацию на факультетах. Хорошим способом агитации в хор является проведение концерта для первокурсников. В институтах, как правило, в начале года устраиваются вечера встречи с 1 курсом. В концертную часть этого вечера следует обязательно включиться хоровому коллективу. Такая живая агитация часто бывает действеннее многих других мер. Перед выступлением хора или сразу после выступления хорошо обратиться к слушателям с небольшим сообщением о работе хора, рассказать о его жизни и тут же предложить желающим вступить в хор. Непосредственно на вечере можно произвести и запись желающих.

Очень важно сделать ежегодные пополнения хорового коллектива сознательно регулируемым процессом. Количество вновь принятых участников хора должно находиться в определенной пропорции с количеством окончивших и выбывших из хора певцов, как по количеству, так и по качеству хоровых партий (голосов). Распределение в каждую хоровую партию студентов всех курсов очень существенно в условиях учебного заведения, и руководитель хора никогда не должен упускать это обстоятельство из своего поля зрения.

Органы самоуправления хора

Организаторские и творческие группы и должности.

Первым помощником руководителя хора по всем организационным вопросам является староста хора и старосты хоровых партий. Большинство хоровых коллективов имеет концертную форму. Концерты всегда связаны с выдачей и перевозкой костюмов, иногда с перевозкой подставок-станков. Концерты на разных площадках требуют также определенной предварительной организации. Сюда входят: выбор помещений для распевания и переодевания хора, при отсутствии специальных хоровых станков- сооружение их из подсобного материала и т.д. За весь круг вопросов, связанных с организацией концертов и хранением имеющегося в хоре инвентаря несет ответственность руководитель хора или староста хора.

Функции старосты хора сводятся в основном к следующему:

  1. Обеспечить явку на репетиции и концерты участников хора своего факультета; староста хора должен заранее знать о тех случаях, когда кто-либо из студентов будет вынужден пропустить репетицию; в случае неожиданной неявки обязан немедленно выяснить причину и не позднее следующей репетиции доложить о ней руководителю хора.

  2. Староста хора должен иметь домашние адреса и телефоны студентов и уметь в случае необходимости, собрать их в короткий срок.

  3. Для четкого ведения своей работы староста хора должен иметь тетрадь, в которой имеется список студентов данного факультета с указанием курса, группы, домашнего адреса и телефона. В ней староста хора отмечает посещаемость репетиций и концертов.

  4. Староста хора должен быть в курсе общественной работы и учебных дел своих студентов, своевременно докладывать о всех случаях плохой успеваемости или о своих опасениях на этот счет. В случае необходимости должен обеспечить помощь отстающим студентам или принять иные меры воздействия для преодоления их отставания.

  5. Должен быть тесно связан с общественными организациями и администрацией факультета по всем вопросам, касающихся участников хора данного факультета.

  6. С помощью руководителя, опираясь на участников хора со своего факультета, староста хора организует на факультете различные формы агитации в хор и проводит все мероприятия, связанные с набором. Эта работа, особенно напряженная в начале учебного года, не должн7а упускаться из виду в течении всего года.

  7. Староста хора разъясняет новичкам правила хоровой дисциплины.

Все функции старосты хора должны быть известны каждому участнику хора, поэтому имеет смысл, четко их сформулировать, и специально отредактировав, вывесить в репетиционном классе в виде «Памятки старосты хора».

Важную роль играют в хоре старосты хоровых партий (иногда их называют еще концертмейстерами партий). Они назначаются руководителем хора из числа наиболее музыкальных и опытных певцов. Староста хоровой партии - первый помощник руководителя хора в партии. Он следит за рассадкой хористов, за тем, чтобы новички или малоопытные хористы не сидели рядом, а были прикреплены к более опытным и музыкальным певцам. Так же должны осуществлять шефство опытных певцов хора над менее опытными в течении всего года. Староста хоровой партии при необходимости, может взять на себя работу по разучиванию сложных мест в произведении с отдельными участниками партии , а иногда и со всей партией.

Важную роль должны сыграть старосты хоровых партий и в повышении музыкальной грамотности хора. Качество занятий по музыкальной грамоте в хоре вопрос очень серьезный, но его не всегда удается решить положительно, главным образом из-за недостатка репетиционного времени, а также из-за того, что занятия по муз.грамоте, проводимые руководителем со всем хором один раз в неделю, малопродуктивны. Помощь должны оказывать старосты хоровых партий. Они обязаны выяснить уровень музыкальных знаний каждого хориста. После этого становится ясно, с каким количеством человек и по какой программе следует заняться изучением основ муз.грамоты. При хорошо поставленной групповой или даже индивидуальной работе занятия, проводимые руководителем на репетиции хора, становятся значительно более продуктивными. В результате такой работы участники хора овладевают навыками сознательного и более или менее свободного пения по нотам, а это делает работу хора значительно более эффективной. Кроме творческой, староста хоровой партии ведет также и организационную работу в своей партии. Он следит за дисциплиной, имеет право сделать замечание любому члену своей партии, пересадить его на другое место.

Немалое значение в работе хора имеет хоровая библиотека. В хоровом коллективе всегда есть участники, более или менее свободно поющие по нотам. Кроме того, так называемое «пение с опорой на нотную запись», особенно при наличии в хоре занятий по муз.грамоте, полезно всем участникам хора. Поэтому нотная библиотека в хоре необходима. В обязанность библиотекаря входит такая сложная и объемная работа, как организация переписки нот. Для этого библиотекарь должен иметь группу переписчиков из числа наиболее аккуратных и грамотных в музыкальном отношении членов хора. Кроме организации переписки нот, в круг обязанностей библиотекаря входит хранение и содержание в порядке нот текущего и прежнего репертуара. Библиотекарь отчитывается о состоянии библиотеки и о ходе переписки партий перед руководителем хора.

О репетициях и репертуаре

Организация хорового коллектива, его четкая и продуманная внутренняя структура имеют большое значение для продуктивной работы хора. Однако, кА бы идеально ни было налажена организационная сторона жизни хора, сама по себе она не решает успеха дела. Главным условием, определяющим успех деятельности хора, является качество проводимой в нем музыкальной работы. Она ведется прежде всего на репетициях хора, поэтому очень важно обеспечить их высокую продуктивность.

Самодеятельные хоровые коллективы репетируют, как правило два раза в неделю. Встречи с хором реже двух раз в неделю дают настолько малоощутимые результаты, что практически почти не имеют смысла.

В условиях работы вуза вполне возможно проводить занятия и по три раза в неделю. Темп роста хоровых коллективов в этом случае значительно возрастает. Имеет смысл так организовать эти три репетиции, чтобы две из них проводились со всем хором, а одна - с отдельными партиями. Последнее чрезвычайно важно, так как, с одной стороны, значительно ускоряет темп разучивания новых вещей, а с другой - дает возможность руководителю хора работать с отдельными хоровыми партиями. Средняя продолжительность репетиций (включая 10-15 минутный перерыв) - два с половиной часа. Руководитель хора должен обеспечить высокий темп репетиции, следить за тем, чтобы ни одна минута не расходовалась зря. В то же время четкий ритм и стремительный темп репетиции не должны носить характер поспешной и, следовательно, неряшливой работы.

Концерты хора - это своеобразная форма проверки его работы. Без них работа хора потеряла бы свою целеустремленность. Однако большое количество концертов является буквально бичом для хора. Среднее количество выступлений не должно превышать двух-трех в месяц.

В заключении стоит сказать несколько слов о репертуаре студенческих хоров. Подбирая репертуар хора, руководитель должен обратить внимание на a`капелльные произведения. Существует мнение, что начинающему хору трудно петь без сопровождения и не следует этого делать. С этим мнением никак нельзя согласиться. Начинающий хор следует воспитывать на а`капелльных произведениях с первых же репетиций, и лишь впоследствии, когда хор приобретет некоторый опыт и навыки а`капелльного пения, в его репертуар могут быть включены хоровые произведения и массовые песни, исполняющиеся с сопровождением.

Репертуар самодеятельного студенческого хора должен быть разнообразным, богатым и интересным в музыкальном отношении, глубоким с точки зрения поднимаемых в нем этических проблем. Как правило, он охватывает следующие разделы: народные песни в обработках для хора, русская и зарубежная классика. Подбирая репертуар хора на год, надо очень тщательно продумать каждое произведение и с точки зрения его достоинств, и с точки зрения его связи с другими хоровыми произведениями. Иначе очень трудно добиться необходимой стройности концертных программ. При насыщенных занятиях в течение одного учебного года более или менее опытный хор успевает разучить в среднем около 10-12 новых произведений средней трудности.

Организация хора в вузе и руководство им - дело сложное. Оно требует от руководителя большой музыкальности, немалых организаторских способностей, исключительной добросовестности. Но при правильно поставленной работе она всегда венчается успехом.

© 2010-2022