ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НАД РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ АККОМПАНЕМЕНТОВ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ

«Сахалинский колледж искусств»





















ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

НАД РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ АККОМПАНЕМЕНТОВ






Выполнил :

Гречко С.А.

Концертмейстер, преподаватель
















Южно- Сахалинск

2014


С.А. Гречко,

преподаватель предметно-цикловой комиссии

«Дополнительный инструмент и концертмейстерство».

Стаж работы 37 год.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

НАД РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ АККОМПАНЕМЕНТОВ

Проблема развития концертмейстерских навыков у учащихся фортепианного отделения ДМШ и ДШИ была актуальна всегда. Не потеряла актуальности она и в наши дни. Нет особой нужды говорить о значении концертмейстерства в развитии современного учащегося пианиста. Об этом знает и постоянно говорит весь профессиональный музыкальный мир.

Всё дело в том, что не все преподаватели пианисты ДМШ и ДШИ имеют концертмейстерский опыт работы, а некоторые не имеют его вообще. Тем не менее, все преподаватели в своём специальном классе «фортепиано» должны обучать детей предмету «аккомпанемент». В связи с этим часто возникают вопросы (особенно у молодых специалистов): с чего начинать, какие бывают аккомпанементы, как исполняется технологически тот или иной аккомпанемент.

Многолетний опыт практической концертмейстерской работы позволяет сделать некоторые рекомендации по применению отдельных типов аккомпанементов. На сегодняшний день выделяют девять типов аккомпанементов. Вот их примеры:

1. Чередование баса и аккорда.

3. Аккордовая пульсация.

4. Гармонические фигурации

5. Аккомпанемент смешанного типа (комбинированный) - включает элементы 4-го и 2-го типов.

Включает 4-й и 2-й тип аккомпанемента.

Данный музыкальный отрывок состоит из 1-го, 3-го и 4-го типов аккомпанементов.

7. Аккомпанемент имеет некоторые отклонения от вокальной партии.

8. Аккомпанемент включает отдельные звуки вокальной партии.

9. Мелодия вокальной партии не входит в аккомпанемент (самостоятельная музыкальная линия)

Работу над аккомпанементами лучше всего начинать с аккомпанементов вокальных, т.к. вокал это природный (человеческий) музыкальный инструмент. Вокал идёт от естественного голоса, дыхания, речи. В данном случае - пение стихов, что позволяет легче выстроить фразировку.

Для ознакомления желательно выбирать аккомпанементы из известных, несложных романсов, песен, лучше детских, которые на слуху у каждого ребёнка. На примере песенки «В лесу родилась ёлочка» можно разобрать наиболее простые и популярные типы аккомпанементов.

  1. Гармоническая поддержка.

Аккомпанемент включает вокальную партию.

В исполнении данного аккомпанемента важно не перегружать правую руку, поскольку мелодия правой руки дублируется с вокальной партией. Мелодия сопровождения играется тише, чтобы не «перекрыть» вокальную партию, а линия баса (первая доля) играется плотнее, чтобы подчеркнуть гармонию.

  1. Чередование баса и аккорда.

Это один из самых распространённых типов аккомпанементов. Несмотря на видимую лёгкость исполнения, в данном аккомпанементе есть своя технологическая особенность выполнения. Первая доля (бас) играется в клавиатуру, т.е. сверху вниз, а слабая доля в правой руке играется мягче (по плоскости), как бы приставляется к басу.

  1. Аккордовая пульсация.

Особенность такого аккомпанемента заключается в следующем: исполнение аккордов в правой руке пульсируется по основным долям, слабые доли не выделяются, чтобы не перегружать в звуке фактуру правой руки.

4. Гармонические фигурации.

Обычно такой тип аккомпанемента исполняется с опорой от первой доли в единую мелодическую линию, не разбивая доли.

Отдельно хочется остановиться на исполнении трёхдольных (так называемых «вальсовых») аккомпанементов. Несмотря на то что, трёхдольный размер считается простым, исполнять его достаточно проблематично. Недаром у практикующих пианистов есть выражение: «Научишься играть три четверти - научишься играть всё».

Мелодическая линия собирается по два такта: такт «тяжёлый», такт «лёгкий». Технологически аккомпанемент выполняется следующим образом: 1-я доля играется сверху вниз (в клавиатуру), 2-я доля по плоскости рядом, 3-я доля мягче и кистью наверх. Таким образом, получается круговое движение против часовой стрелки. Если следовать данной технологии, можно раз и навсегда избежать достаточно распространённой ошибки, когда учащийся играет вторую долю с верхним замахом, что считается грубой ошибкой. Во избежание вертикального «дробления» мелодии её нужно строить от поэтической фразы (2 такта - мотив, 4 такта - фраза). Выполнение данных технологических советов позволит достичь единства в создании художественного образа исполняемого произведения между солистом и концертмейстером.

В заключение хочется отметить ещё один немаловажный момент. По глубокому убеждению автора, опять же опираясь на многолетний опыт работы, знакомство с концертмейстерством лучше начинать не в старших классах, как это принято, а где-то с 3-4 класса, при условии, если учащийся прошёл 2-х годичную подготовку на отделении раннего эстетического развития. Это позволит к выпускному классу наработать достаточный концертмейстерский навык и показать на выпускном экзамене аккомпанементы повышенной сложности, такие как: аккомпанемент смешанного типа (комбинированный); аккомпанемент, включающий отдельные звуки вокальной партии и аккомпанемент, где мелодия вокальной партии не входит в аккомпанемент.

Литература


  1. Кубанцева Е.И.. Концертмейстерский класс. - М., 2002.

  2. Золотая коллекция русского романса. - М., Современная музыка, 2007.

  3. Учусь аккомпанировать. Хрестоматия для ДМШ. - СПб.: Нота, 2004.

  4. Гори, гори, моя звезда. Популярные русские романсы. - Донецк: Сталкер, 2005.

  5. За праздничным столом. Популярные песни. Вып. 3. - М., 2006.







© 2010-2022