Инновационные формы музыкального образования в школе

Сегодня, в эпоху прагматизма, наше общество переживает серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является засилье развлекательных форм массовой культуры. В связи с этим явлением наибольший ущерб коснулся и нанесен школьному музыкально-эстетическому образованию, которое носит потребительский характер и формирует такое же отношение к музыкальному искусству. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положе...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационный подход в организации

музыкального образования в начальных классах

общеобразовательной школы

Сегодня, в эпоху прагматизма, наше общество переживает серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является засилье развлекательных форм массовой культуры. В связи с этим явлением наибольший ущерб коснулся и нанесен школьному музыкально-эстетическому образованию, которое носит потребительский характер и формирует такое же отношение к музыкальному искусству. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит меня как человека, воспитанного на лучших образцах классической и народной музыки и как гражданина, наблюдающего утерю культурных традиций в нашем обществе. Как педагога и музыканта меня волнуют, прежде всего, проблемы музыкального образования в общеобразовательной школе и как любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает к действию: надо что-то делать, что-то менять. Но что? И как?

Вначале несколько слов о ситуации, которая сложилась в общеобразовательной школе в связи с оптимизацией и модернизацией российского образования.

  1. Модернизация и особенно оптимизация образования обнажили и без того больные, проблемные вопросы образования, которые касаются предметов гуманитарно -эстетического и художественно-эстетического циклов. В результате капитализации общества за последние десятилетия интерес к профессии художника, музыканта резко упал, что привело к дефициту педагогических кадров на рынке труда, особенно в сфере музыкального, изобразительного и художественного образования.

Сегодня практически некому в школе вести уроки музыки, ИЗО, а следовательно заниматься музыкальным и художественным, а по большому счёту эстетическим образованием, творчеством, духовно-нравственным формированием и развитием личности детей. Директора школ вынуждены отказываться от данных дисциплин в школе или привлекать к проведению уроков по данным дисциплинам совершенно не подготовленных специалистов. В ситуации духовного кризиса общества это крайне опасная тенденция, усугубляющая в стенах общеобразовательных школ формирования безликого, бездушного, безразличного, бесчувственного и безответственного человека по имени Зомби или человекообразного подобия типа «Дебила».

  1. Переход начальной школы на новые требования ФГОС в начальной школе, от которого ждали новой свежей струи в образовании, где развитию детей, дополнительному образованию отводилась важная

1

роль в формировании и развитии личности, не говоря уже о повышении качества уроков по предметам ИЗО и музыка, не принёс желаемых положительных результатов. Оказалось, что учителя начальных классов совершенно не готовы работать в новых условиях по перечисленным предметам, поскольку у них отсутствует специализация по данным специфическим предметам. Более того, выяснилось, что у каждого второго учителя начальных классов, не считая первого, оказалось «либо медведь на ухо наступил», либо «голоса совсем нет», не говоря уже о каком либо владении музыкальным инструментом.

  1. Кроме всего прочего, дети, получившие начальное музыкальное образование в детских садах, где без музыки просто не существует страна Детства, увлечённые творчеством, в том числе и музыкальным, попав в новые, лишённые музыки, образовательные условия к пятому классу, среднему звену школы, напрочь теряют интерес не только к музыкальному искусству, но и вообще к любому виду творчества. Сформировав убеждение, что музыка нужна только для развлечений, «услады» комфортного образа жизни.

  2. И последнее. Социологические данные свидетельствуют о том, что в последние годы возрос интерес у школьников и молодёжи к так называемым экранным искусствам. В связи с этим зададимся вопросом: Какой из видов искусства в настоящее время вызывает наибольший интерес у детей и школьников и в наибольшей степени определяет становление их нравственно-эстетического сознания? Ответ очевиден: это не живопись, не литература и не музыка, а это - экранные искусства. Соответственно, не секрет, что в их досуговой деятельности и образовательной практике видеопродукция занимает ведущее место. Именно поэтому, и наряду с исследованиями учёных, утверждающих мысль о том, что человек до 80% информации воспринимает глазами, т.е. визуально, целесообразно и логично использовать в образовательной практике различные видео ресурсы и кинопродукцию, в том числе и при общении с музыкальным и другими видами искусств.

Идея обновления музыкального образования какими-то новыми ресурсами в школе не давала покоя, побуждала к поиску новых форм и методов работы, пересмотру рекомендованных министерством образования программ и методических материалов, к созданию качественно нового, инновационного продукта программного обеспечения нового поколения. Доступного, красочного, яркого, привлекательного, а главное интересного детям на уроках гуманитарно-эстетического цикла с использованием современных информационных технологий в свете требований Концепции модернизации российского образования.

Концепция модернизации российского образования выдвинула новые критерии качества образования. Выпускник школы должен получить

2

систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию. В реализации этих задач важнейшая роль и значимость принадлежит предметам гуманитарно-эстетического цикла и уроков музыки в частности.

Переживая вместе с современниками эпоху прагматизма, духовного обнищания, засилья развлекательной низкопробной массовой культуры, обесценивания знаний как духовного богатства, приходится искать новые формы организации учебного процесса, пересматривать старые. Как открыть ученикам прекрасный мир в себе самом и в окружающей действительности? Как научить их трудиться, стремиться к добру и свету? Как убедить их в величии музыки и в её красоте? Вопросы, вопросы, вопросы...

Сегодня, современному человеку как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Это повышает адаптивные возможности человека в нестабильных условиях, способствует успешности его социализации, позволяет творчески подходить к решению проблем. Культура выступает как "фактор творческого жизнеутверждения". Декларируемая в настоящее время идея гуманизации и гуманитаризации образования может быть реализована в школе, только посредством глубокого проникновения культуры и искусства в содержание образования. Это повлечёт за собой пересмотр методов и средств решения воспитательно-образовательных задач, расширение прав искусства в школе, предоставление ему достойного места в системе образования.

Обобщая все выше изложенные аргументы и факты, учитывая рекомендации ФГОС, исследования учёных, пожелания друзей и коллег, достижения в области информационных технологий привело в процессе общения и дискуссий к мысли о создании универсального электронного образовательного ресурса. В рамках регионального эксперимента «Развитие творческих способностей личности в условия общеобразовательной школы в ходе апробации авторской программы «Компьютерная музыка» (научный руководитель канд. философских наук., доцент кафедры словесности и культурологии Рябчикова Е.П). продукт был успешно разработан, создан и опробован на уроках музыки и МХК на базе Вознесенской средней общеобразовательной школы №2. Этот ресурс несёт в себе широчайший спектр образовательных возможностей как внутри виртуального художественного пространства, так и за пределами его реальных границ. В силу своей синтетической природы (полифоничности искусств) познание через электронный образовательный ресурс в виртуальном пространстве (видеопродукцию, киноискусство) обогащает познание музыки, изобразительных искусств, литературы, театра, а также и истории. Освоение информационных технологий, мультимедиа, экранных искусств связано с новыми перспективами развития художественного творчества детей разного

3

возраста и, что очень важно в психологическом отношении с созданием социально значимых «продуктов» этого творчества, а сама технология экранных искусств и мультимедиа способна вызвать повышенный интерес современного школьника в области профессиональной ориентации.

Во время разработки электронного образовательного ресурса поднимались различные аспекты его содержательной наполняемости, решался целый комплекс образовательных, воспитательных, развивающих задач. Актуальными перед разработчиками проекта оставались вопросы: Как сделать урок музыки уроком общения с искусством? Какова роль в процессе общения с электронным образовательным ресурсом отводится самой музыке, учителю и обучающемуся и т.д. и т.д.? Во время общения с музыкальным, изобразительным и другими видами искусства, которые в результате взаимодействия (полифоничности) искусств в электронном образовательном ресурсе в виртуальной среде мультимедиа технологий создают качественно новую образовательную атмосферу, психоэмоциональный фон благотворно влияющие на образовательные процессы в сознании обучающихся. Соответственно эти процессы предъявляют совершенно другие требования к уроку музыки, в котором важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям, комплексному воздействию на учеников (их психику, моторику, физиологию), единству эмоционального, художественного и сознательного отношения к музыке. Эффективность уроков музыки с использованием ЭОР зависит не столько от программы и методик, сколько от качества предоставленной информации, содержания и привлекательности самого видео продукта, т.е. электронного образовательного ресурса.

Из множества образовательных программ по предмету Музыка в начальной школе допущенных министерством образования для практического использования выбор остановился на линии или образовательном курсе рабочей программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак Музыка 1-4 класс и далее 5-9 класс издательство «Дрофа» , Москва, 2013г. Почему? Потому что:

  1. Авторы данного курса высококлассные профессионалы музыканты, специалисты, работающие в Московской академии им. Гнесиных, педагоги с большой буквы, посвятившие себя развитию музыкального образования в России, написавшие множество научных статей, работ и публикаций по вопросам развития музыкального искусства.

  2. Предложенная авторами программа по музыке полностью отвечала следующим современным требованиям:

  • Признание равноправия всех видов музыкальной деятельности ребенка:

4

- хоровое пение,

- слушание, восприятие музыки,

- музыкально - ритмическое движение,

- игра на элементарных инструментах,

- музыкальное творчество - импровизация,

- постижение основ музыкальной грамоты.

  • Включение в образовательный процесс таких важных составляющих, как духовная (церковная) музыка и фольклор,

  • Направление работы по интеграции художественных дисциплин,

  • Включение музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе против школьных неврозов,

  • Организация современного музыкального досуга школьников.

  • Отбор музыкального материала для хорового пения, который осуществляется самим учителем на основе национальных особенностей музыкальной культуры народа и традиций конкретного региона России.

Эти взгляды авторов рабочей программы «Музыка» на современное музыкальное образование совпадали с внутренними педагогическими убеждениями разработчиков электронных образовательных ресурсов и способствовали преодолению ряда внутренних сомнений профессионального характера.

Отличительной особенностью представления образовательного материала с экрана вместо целей "усвоить", "повторить", "закрепить", являлось "пережить", "оценить", "создать", "выразить". А отношения на уроке музыки в процессе демонстрации электронных образовательных ресурсов между "учителем и учеником" складывались и укреплялись с приставкой "со": сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество. Все это способствовало внедрению и воплощению концепции развивающего образования в электронный образовательный ресурс. Создателем системы развивающего обучения в начальной школе является Леонид Владимирович Занков. Основной задачей обучения по его системе является: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков или в современной интерпретации универсальных учебных действий.

Обучение с использованием или через электронный образовательный ресурс построено на следующих дидактических принципах:

  1. Обучение на высоком уровне с использованием современных компьютерных технологий,

  2. Приобретение универсальных знаний по предмету,

  3. Изучение программного материала в условиях взаимодействия,

5

полифоничности различных видов искусств в виртуальной

среде мультимедиа технологий,

  1. Систематическая работа над общим всесторонним развитием всех учащихся, в том числе сильных и слабых.

Всё это должно будет способствовать более высокому уровню общего развития познавательных функций, развитию творческих способностей, повышению интереса учащихся к урокам гуманитарно-эстетического цикла, в том числе и музыки.

Приступая к практической реализации столь масштабного проекта в 67 ресурсов, из которых 33 первый класс и 34 второй, первое, что необходимо было сделать это разработать модель сценария и наполнить его образовательным содержанием согласно тем учебно-тематического планирования программы «Музыка» и рекомендаций ФГОС, психологов, педагогов, учёных и выбрать технологию, способную донести весь объём информации для обучающихся. Совместными усилиями творческой группы в составе учителя музыки высшей квалификационной категории Вознесенской СОШ№2 Алехановой Марины Николаевны, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД Вознесенский районный Дом детского творчества Забелиным Александром Николаевичем и научным руководителем проекта кандидата философских наук, доцентом кафедры словесности и культурологии Рябчиковой Елены Павловны были разработаны ряд моделей структуры нового урока с использованием современных компьютерных технологий, которые и были положены в основу электронного-образовательного ресурса. Надо сказать, что при разработке структуры проведения урока были использованы рекомендации авторов учебников, современные методические материалы из опыта работы учителей практиков, рекомендации ФГОС по структуре урока нового поколения. На сегодняшний день изготовлено 54 электронных образовательных ресурса с увлекательными сценариями и содержанием, в которых используются и мультфильмы и видеофрагменты, и аудио материалы, специальные эффекты, картинки, герои и персонажи, изображения и ещё много чего, направленного на комплексное восприятие в увлекательных, комфортных условиях образовательного материала, направленного на познание музыкального искусства и формирование внутренней культуры и нравственности. До конца учебного года планируется разработать ещё 13. Таким образом, мы получим два пакета полного комплекта образовательных ресурсов для 1 и 2 класса по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка». Учителя начальных классов школ Нижегородской области получат универсальный, профессионально выполненный образовательный ресурс в виде увлекательных презентаций к уроку музыки в школе.

Несколько слов о технологии производства электронных образовательных ресурсов. Прежде чем приступить к производству образовательной продукции одним из авторов проекта были изучены модели ряда

6

образовательных ресурсов, используемых в образовательной практике в советское и постсоветское время.

Из всех известных образовательных ресурсов прошлых лет не одна из форм представления образовательного материала не отвечала требованиям разработчиков проекта. И лишь свежая, одна из современных компьютерных технологий привлекла внимание разработчиков проекта - это мультимедиа, с помощью которой были выполнены все образовательные ресурсы. Что же это такое мультимедиа электронные образовательные ресурсы? Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебной информации, объектов познания множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Основными педагогическими достоинствами мультимедиа в ЭОР являются пять компонентов:

- Интерактив;

- Мультимедиа;

- Моделинг;

- Коммуникативность;

- Производительность.

Более подробно мне хочется остановиться на трёх достоинствах мультимедиа это интерактив, мультимедиа и моделинг.

Что такое интерактив (интерактивность) в чём она заключается?

Интерактивность (от англ. interaction -«взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивность позволила вмешиваться в процессы, происходящие на экране компьютера и предоставила возможность манипулирования объектами и процессами внутри электронного образовательного ресурса, а также редактировать, дополнять или изменять учебный контент.

Мультимедиа как уже говорилось выше это технология позволяющая передавать информацию множеством различных способов с помощью графики, фото, видео, анимации и звука, и которая обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов на экране монитора компьютера.

Моделинг- реализует реакции, изменения характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов. Другими словами в ЭОР вместо описания в символьных абстракциях будет представлен конечный продукт, объект или через ряд манипуляций фрагмент реального или воображаемого мира.

Словом технология мультимедиа дала возможность реализовать в виде увлекательных презентаций, идущих в разных режимах воспроизведения

задумки по созданию коллекции ЭОР для начальных классов по предмету «Музыка». В рамках эксперимента была разработана также модель ЭОР по

7

предмету МХК для 10 класса по учебнику Рапацкой. Сегодня с величайшим удовольствием мы представим аудитории наши экспериментальные разработки.

В заключении своего выступления хочется прочесть слова одной российской учительницы музыки, которая пишет «Падают звёзды, шумит лес, звенит капель, смеётся ребёнок - всё это музыка. Она сопровождает меня с первых осознанных шагов по жизни. Нежный напев маминой колыбельной, робкие аккорды первой любви, восторженная "Аvе Маriа" всегда звучат в моей душе, наплывают великой радостью, которой хочется поделиться с людьми». (учитель музыки Ткачёва Алла Валерьевна) Так делитесь этой радостью со своими воспитанниками и помогайте им открывать мир прекрасного и удивительного, мир искусства.



© 2010-2022