«Музыка – главный герой сказки и помощник в жизни»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







«Музыка - главный герой сказки и помощник в жизни»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

МР Учалинский район РБ

Пермякова Елена Владимировна.

Интегрированный урок (музыка и литература) в 5 классе

«Музыка - главный герой сказки и помощник в жизни»

Цели:

  • продолжить изучение темы "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки";

  • через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  • направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;

  • развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, умение слышать и выделять главное;

  • через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

  • воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

Тип урока: урок углубления и расширения темы.

Методы:

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • частично-поисковый;

  • репродуктивный;

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические;

по назначению и дидактическим задачам

  • приобретение знаний;

  • формирование умений и навыков;

  • применение знаний;

  • повторение.

Структура урока:

  • организационный момент;

  • подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;

  • сообщение темы и цели урока;

  • ознакомление с новым материалом;

  • осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

  • подведение итогов урока;

  • постановка задания на дом.

Музыкальный материал:



  • А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок из сказки) - слушание

  • Мультфильм «Музыкант-чародей»

  • «Песня о России» В Локтева на сл. О.Высоцкой

Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук

Ход урока

I. Оргмомент.

(Со звонком дети входят в класс.)

II. Ход урока. Повторение

Учитель: Сегодня мы будем говорить о соединении музыки и литературы. А начнем наш урок с исполнения «Песни о России» Как нужно петь о Родине? С каким чувством?

(Исполнение «Песни о России»)

Учитель: У кого из русских поэтов много сказок? Кто самый известный поэт, сказки которого знают все?

Дети: У Александра Сергеевича Пушкина.

Учитель: Давайте вспомним, как начинается одна из сказок

Учитель: Обратите внимание, как Пушкин в первых строках поэмы подчеркивает неразрывную связь песни и сказки, музыки и литературы.

слушание зачина к поэме «Руслан и Людмила»)

II. Изучение нового материала.

Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находится среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.

Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок? Чему учат сказки?

Учитель: Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив,
Его выводит … (СКРИПКА)

Учитель: Музыка "звучит" во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа - "Музыкант-чародей"

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

Сказка «Музыкант-чародей».
Жил-был на свете музыкант. Начал он играть ещё с малых лет. Пасёт, бывало коров, срежет лозу, сделает себе дудочку и как заиграет, так коровы и перестанут щипать траву - насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше - в чистое синее небо к ясным звездам. Играл он весело - все веселились, играл печально - на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошёл ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта-чародея, перестали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями. И черти наслали на него, когда он по лесу шёл, 20 голодных волков.
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щёлкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка. Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли.

Перестал музыкант играть, а волки как сонные, в лес потянулись. Вот какой был музыкант чародей!

Учитель: Почему сказка названа "Музыкант-чародей"?

- Какое место занимает музыка в сказке, и какую роль играет?

- Почему музыка в сказке сделала чудо?

- Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?

- Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте?

Учитель: Что произошло бы со сказкой, если из неё исключить музыку?

III. Продолжение темы

-А вот пример из жизни.

Из письма санинструктора Марии Петровны Смирновой. ( Чтение письма с. 50-51.)поурочное планирование по музыке Автор:В.В.Алеева., Т.И.Науменко.

Прослушивание песни «Я на подвиг тебя провожала» (Муз.Н. Богословского Сл. В.И.Лебедева-Кумача)

Беседа:

-Как вы думаете, могла ли санинструктор Смирнова спасти раненого, если бы она не начала петь песню?

Слушание песни «Я на подвиг тебя провожала»

III. Итог урока.

Вывод: Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.

IV. Домашнее задание.

Сочинить сказку, в которой музыка играла бы главную роль.

На уроке внеклассного чтения по литературе прочитать рассказ И.С.Тургенева «Певцы»

5

© 2010-2022