- Преподавателю
- Музыка
- «Музыка – главный герой сказки и помощник в жизни»
«Музыка – главный герой сказки и помощник в жизни»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пермякова Е.В. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Музыка - главный герой сказки и помощник в жизни»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
МР Учалинский район РБ
Пермякова Елена Владимировна.
Интегрированный урок (музыка и литература) в 5 классе
«Музыка - главный герой сказки и помощник в жизни»
Цели:
-
продолжить изучение темы "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки";
-
через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
-
направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
-
развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, умение слышать и выделять главное;
-
через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
-
воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Тип урока: урок углубления и расширения темы.
Методы:
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
-
объяснительно-иллюстративный;
-
частично-поисковый;
-
репродуктивный;
по источнику информации и характеру деятельности:
-
словесные;
-
наглядные;
-
практические;
по назначению и дидактическим задачам
-
приобретение знаний;
-
формирование умений и навыков;
-
применение знаний;
-
повторение.
Структура урока:
-
организационный момент;
-
подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
-
сообщение темы и цели урока;
-
ознакомление с новым материалом;
-
осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
-
подведение итогов урока;
-
постановка задания на дом.
Музыкальный материал:
-
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок из сказки) - слушание
-
Мультфильм «Музыкант-чародей»
-
«Песня о России» В Локтева на сл. О.Высоцкой
Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук
Ход урока
I. Оргмомент.
(Со звонком дети входят в класс.)
II. Ход урока. Повторение
Учитель: Сегодня мы будем говорить о соединении музыки и литературы. А начнем наш урок с исполнения «Песни о России» Как нужно петь о Родине? С каким чувством?
(Исполнение «Песни о России»)
Учитель: У кого из русских поэтов много сказок? Кто самый известный поэт, сказки которого знают все?
Дети: У Александра Сергеевича Пушкина.
Учитель: Давайте вспомним, как начинается одна из сказок
Учитель: Обратите внимание, как Пушкин в первых строках поэмы подчеркивает неразрывную связь песни и сказки, музыки и литературы.
слушание зачина к поэме «Руслан и Людмила»)
II. Изучение нового материала.
Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находится среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.
Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок? Чему учат сказки?
Учитель: Отгадайте загадку:
Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив,
Его выводит … (СКРИПКА)
Учитель: Музыка "звучит" во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа - "Музыкант-чародей"
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА
Сказка «Музыкант-чародей».
Жил-был на свете музыкант. Начал он играть ещё с малых лет. Пасёт, бывало коров, срежет лозу, сделает себе дудочку и как заиграет, так коровы и перестанут щипать траву - насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше - в чистое синее небо к ясным звездам. Играл он весело - все веселились, играл печально - на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошёл ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта-чародея, перестали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями. И черти наслали на него, когда он по лесу шёл, 20 голодных волков.
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щёлкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка. Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли.
Перестал музыкант играть, а волки как сонные, в лес потянулись. Вот какой был музыкант чародей!
Учитель: Почему сказка названа "Музыкант-чародей"?
- Какое место занимает музыка в сказке, и какую роль играет?
- Почему музыка в сказке сделала чудо?
- Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?
- Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте?
Учитель: Что произошло бы со сказкой, если из неё исключить музыку?
III. Продолжение темы
-А вот пример из жизни.
Из письма санинструктора Марии Петровны Смирновой. ( Чтение письма с. 50-51.)поурочное планирование по музыке Автор:В.В.Алеева., Т.И.Науменко.
Прослушивание песни «Я на подвиг тебя провожала» (Муз.Н. Богословского Сл. В.И.Лебедева-Кумача)
Беседа:
-Как вы думаете, могла ли санинструктор Смирнова спасти раненого, если бы она не начала петь песню?
Слушание песни «Я на подвиг тебя провожала»
III. Итог урока.
Вывод: Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.
IV. Домашнее задание.
Сочинить сказку, в которой музыка играла бы главную роль.
На уроке внеклассного чтения по литературе прочитать рассказ И.С.Тургенева «Певцы»
5