Построение музыки. Одночастная форма произведения

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Утверждаю:

Преподаватель методики преподавания музыки: ________/ Н.В. Царан/

Согласованно:

Учитель________/ Н.В. Лазутова

Конспект

урока по музыке

«Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения»


Провела студентка группы ПНК-21: Ануфриева К.А.

Место проведения: 3 «Д» класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в

с. Тулиновка.

Дата проведения: 25.03.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Н.В. Царан/

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ Н.В. Лазутова/

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Н.В. Царан/

Тамбов

2015

Тема: «Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: 1. Дать детям понятия о музыкальных построениях, музыкальных формах.

2.Закрепить в сознании учащихся понимание того, что в музыке ни один выразительный элемент не существует отдельно.

3.Формирование художественного восприятия у детей музыкальных произведений.

Учебно-методическое обеспечение наглядность (слуховая): Презентация, Чайковский П.И симфония №6, 3 часть; Л. Бетховен «Сурок», симфония №5, симфония №8; Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!»

УУД:

Личностные УУД

1. Выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

2. Наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;

3. Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыкальных произведений;

4. Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, рисунках по музыкальным произведениям.

Регулятивные УУД

1. Умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;

2. Умение формулировать собственное мнение и позицию;

3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

Познавательные УУД

1. Умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями;

2. Осуществление простых обобщений между отдельными произведениями музыки на основе выявления сущностной связи;

3. Распознавание настроения, чувств, выраженных в музыке.

Коммуникативные УУД

1. Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач.




Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ι. Мотивация познавательной деятельности.

Здравствуйте! Меня зовут Кристина Александровна, и сегодня ваше занятие проведу я! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся новыми видами построения музыки и научимся отличать её от других видов.

Организационный момент

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

« Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств», - так однажды сказал Людвиг ванн Бетховен, размышляя об удивительном явлении в жизни человека - музыкальном искусстве. Слайд 1

Мы тоже с вами размышляли о том, что музыка выражает мысли и чувства человека. Но у Бетховена музыка ещё и связывающее звено между чувством и мыслью. Что же проясняет для нас это высказывание? Представьте себе, что у вас возникает чувство необычное, сильное и хочется им поделиться. Вы ищете слова, поизносите их, но, кажется, что-то главное при этом теряется. И сколько бы ни добавлять ещё уточняющих слов, всё не то! Оказывается, не всё можно высказывать словами! Но вот зазвучало всего лишь несколько нот, и мы переживаем гибель героя, тоскуем о том, кого любим, стремимся к заветной цели.

Музыкальная интонация из Симфонии №5 Бетховена

Какое настроение в этом музыкальном произведении?

Музыкальная интонация из «Арии Сусанина»

Какое настроение в этом музыкальном произведении?

Музыкальная интонация из «Песни Сольвейг»

Какое настроение в этом музыкальном произведении?

ΙΙI. Выявление места и причины затруднения.

Итак, тема нашего урока : «Введение в тему

«Построение музыки». Одночастная форма произведения»


Для владения всеми средствами выразительности, композитор много работает над формой всего произведения: ад его целым и тем, из чего она состоит.

Ничто не существует без формы. Возьмём, для примера, любую вещь: вазу, платье, шкаф, дом, мяч, наконец - рояль…..

Чтобы они стали нужны человеку и были красивы, мастера находят нужную форму для каждой. Представьте себе вместо платья - один рукав, дом без одной стены или просто одну крышу.

А можно ли в половину вазы поставить или налить что-нибудь?

А квадратный мяч разве покатится?

И хотя музыку и её содержание нельзя потрогать руками, вылепить, как сосуд, из глины или выстругать из дерева, форму её можно ощутить, понять. Бесформенной она быть не может.

Ребята, как вы понимаете, что такое форма музыки?







Музыкальные формы подразделяются на простые и сложные. Слайд 2,3

К простым формам относится:

  1. Одночастная (период)

  2. Двухчастная (куплетная, песенная)

  3. Трёхчастная

  4. Вариационная

  5. Форма рондо

Сложные музыкальные формы:

  1. Сонатная форма

  2. Сложная трёхчастная форма

  3. Сложная вариационная

  4. Рондо-соната

А ещё композиторами написано огромное количество музыки в так называемой свободной форме.

А сегодня мы подробно остановимся на рассмотрении простой формы одночастная и узнаем её особенности.

Т.е. один образ, один характер, одно настроение!

Как вы думаете нужно считать количество частей?

Для начала нужно научиться понимать, почему в одном музыкальном произведении требуется смена характера, а в другом нет. А сосчитать части не трудно.

Физкультминутка

ΙV. Построение проекта выхода из затруднения.

Я хочу вам сказать, что песня - одна из самых простых форм музыки, например «Сурка» Л. Бетховена или «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова.

Прослушивание музыки

Там всё время повторяются одинаковые по музыке, но различные по тексту части. Каждая из них - это куплет. Получается, что куплетов несколько, но часть-то одна. Значит и форма одночастная.

Прослушивание музыки Ю. Чичикова «Здравствуй, Родина моя!». Слайд 4

Схема одночастная

Есть одна разница между этими песнями: после куплета в песне «Сурок» поётся ещё одно построение (часть), в котором при повторе не меняется ни музыка, ни текст. Куплет получил название запев (1-я часть), а следующий за ним - припев (2-я часть).

Прослушивание музыки Л. Бетховена «Сурок».

Схема двухчастная

Вот так на цветной схеме наглядно видно, что песни написаны в простой одночастной и двухчастной форме.

V. Реализация построенного проекта.

Ребята, давайте с вами немного поиграем. Я вам включаю мелодии и если они относятся к одночастным формам произведения, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то вы тихонечко сидите.

«Песня Сольвейг» Э Грига - двухчастная форма

«Неаполитанская песенка» П.И.Чайковского - двухчастная

«Марширующие поросята» Б.Берлина - одночастная форма

«Пастушья песня»-французская народная песня - рондо

«Утренняя молитва» П.И. Чайковский «Детский альбом» - одночастная форма

VΙ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Пётр Ильи́ч Чайко́вский - русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру. Слайд 5

Сейчас мы с вами прослушаем симфонию №6, 3 часть П.Л. Чайковского

И так, какой же характер этой симфонии?

Какие чувства вызывает у вас эта симфония?

С чем ассоциируется у вас это симфония?

Какая картина возникает у вас в голове после прослушивания этой симфонии?

VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Теперь вы самостоятельно выполните задание.

Я включу вам симфонию №8 Бетховена, а вы внимательно слушаете и одновременно рисуете рисунок к этой мелодии.

VIII. Включение в систему знаний и повторения.

В конце урока, я предлагаю вам изучить песню «Здравствуй, Родина моя!»

Давайте с вами прочитаем эту песню.

Исполнение песни.

Музыка Юрия Чичкова
Слова Константина Ибряева

Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!»

Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
«Ты скорей, дружок, расти».

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:
«Здравствуй, Родина моя!»

ΙХ. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что такое музыкальная форма?

Как вы понимаете одночастная форма произведения?

С каким композитором познакомились? Какое произведение его слушали?

Чем ещё занимались на уроке?

Мне очень понравилось сегодня работать с вами на уроке!

Выставление оценок. Сегодня на уроке мне очень понравилось, как работали….

Итак, ребята, наш урок подошел к концу, всем спасибо за внимание.




Дети внимательно слушают учителя.











Нет

Нет

Музыка́льная фо́рма (лат. forma - вид, облик, образ, наружность, красота) композиция определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.)

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания - разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки). Это её построение






Да


Дети выполняют движения.



















Дети выполняют задание



Дети разучивают и исполняют песню «Здравствуй, Родина моя!»



© 2010-2022