- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок Звонкие голоса
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок Звонкие голоса
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петрова Л.Н. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
г. Апатиты Мурманской области
Принята на заседании
Методического Совета школы
Протокол №
от «30 » августа 2015
Утверждена
Приказ №
от « » августа 2015
Директор Г.И.Кудюмова
Рабочая программа
вокального кружка
Музыка
(учебный предмет)
« Звонкие голоса»
уровень основного общего образования
_5-7 класс
(класс)
______1 года____
(срок реализации)
Разработчик:
Петрова Л.Н..
учитель музыки
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа вокальной группы «Звонкие голоса» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта.
Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 5-7 классов в условиях ФГОС общего образования, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель данной программы - оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника группы, обучение его петь в группе, в хоре, формирование его певческой культуры.
Задачи:
формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания.
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
II Место курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№15 на внеурочную деятельность вокальной группы «Звонкие голоса» в 5-8 классах отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
III. Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период формирования певческих навыков.
Музыка может оказывать огромное воспитательное воздействие на весь духовный мир, нравственный облик и мировоззрение учащихся, приобщение к великим творениям музыкального искусства. Глубина изучаемого тематического систематизированного материала с учетом возрастных особенностей позволяет добиться более сконцентрированного и углубленного осмысления в передаче положительного духовного опыта поколений, пробуждение у учащихся интереса к музыке на основе развития у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения, испытывать потребность в систематическом общении с музыкой. К концу обучаемого курса накапливали опыт, впечатления от общения с высоким искусством, овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно глубокое постижение музыкальных произведений. Певческий голос - драгоценный дар, который следует охранять и пользовать разумно. Существует много методик и упражнений по развитию вокально-хоровых навыков, в работе с хоровыми коллективами.
Реализация кружковых занятий в общеобразовательных школах, дает возможность развивать свои вокальные данные всем желающим, не говоря уже о тех, кто не смог по разным причинам поступить в музыкальную школу имея природные данные. Выступления на различных концертах, конкурсах (школьных, городских, областных и.т.д.) стимулируют потребность к занятиям в кружке и совершенствовании вокальных навыков.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 11- 15 лет.
Сроки реализации программы - 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю, 68 занятий в год. Продолжительность занятий - 45 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
-
вокально-хоровая работа;
-
музыкально-ритмические упражнения;
-
дыхательная гимнастика.
Одним из важнейших этапов по основам вокальных навыков является распевка, как техническая сторона, которая напоминает разминку, так как живая ткань требует разогрева. Состоит из нескольких разделов, в одном занятии, взаимодополняющих друг друга. Основой методических подходов стали общепринятые методы обучения специальным вокальным навыкам с учетом особенностей строения и функций голосового аппарата - пение специально систематизированных звуков, интервалов, трезвучий, звукоряда, пассажей, а также упражнений, построенных на материале разучиваемого репертуара.
Вокально-интонационные упражнения помогают учащимся выработать навыки правильного звукообразования и чистого интонирования - основу правильного пения, будущего успеха.
Развитие творческих индивидуальных способностей; формирование у учащихся эстетического вкуса; практическое применение вокальных навыков, полученных во время занятий. Все упражнения построены с учетом методических требований:
-
Овладение диафрагмовым типом дыхания;
-
Овладение головным (фальцетным) пением;
-
Расширение зоны естественного звучания на основе развития вокальной техники и подвижности голоса.
звуковедение, интонация: мелодическое движение по звукоряду с постепенным повышением (секвентно) мелодии начиная с удобной тесситуры. Мелодия может быть пропета на одном слоге, либо на группе слогов, что составляет центр фонетического метода.
дыхание: правильное дыхание это основа вокального искусства. Правильным необходимо считать диафрагмовое дыхание (нижнереберное) в то время как детям присуще ключичное дыхание. Опорное дыхание основа правильного формирования звука.
дикция: правильное произношение гласных и согласных, их комплектование и окончание. Существует разница между речевой и певческой гласной:
что является основой артикуляции и формирование тембрового звучания.
a'capella: пение без сопровождения, самый эффективный метод работы над интонацией, включая внутренний слух и контроль.
динамика: лучший метод в разминке использовать длинные звуки, а что бы распевка не получилась безликой, должна присутствовать кульминация, законченность. Умение использовать динамику крещендо и диминуэндо, т.е. постепенно увеличивая звучание и постепенно затихая. Художественно- музыкальная, имеющая эмоциональные свойства фраза.
Подбор репертуара должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. В репертуаре должны присутствовать как классические, так и современные произведения.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
V. Характеристика планируемых результатов, на которые ориентирована программа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
-
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
-
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
-
формирование эмоциональное отношение к искусству;
-
формирование духовно-нравственных оснований;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
-
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
-
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
-
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
-
участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
-
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
-
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
-
использовать знаково-символические средства для решения задач;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
знать
-
элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
-
нотную грамоту;
-
правильную певческую установку;
-
особенности музыкального языка.
уметь
-
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
-
исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
-
выражать образное содержание музыки через пластику;
-
создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
-
исполнять вокально-хоровые произведения.
VI. Содержание учебного курса.
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
«Работа над постановкой голоса» - 15 часов.
Артикуляционная гимнастика; интонационно-фонетические упражнения; голосовые сигналы доречевой коммуникации; фонопедические приёмы в нефальцетном режиме; фонопедические приёмы перехода из нефальцетного в фальцетный режим; фонопедические приёмы в фальцетном режиме; искусство пения - это искусство дыхания; координация между слухом и голосом.
«Исполнение с аккомпанементом» - 10часов.
Интонирование мелодии; сольное пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента.
«Работа с фонограммой» - 15 часов.
Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера.
«Работа с микрофоном» - 5часов.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.
«Сценическая культура» - 5часов.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
«Работа над репертуаром» - 18 часов.
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
№
Название раздела
Часы
1
Работа над постановкой голоса
15
2
Исполнение с аккомпанементом
10
3
Работа с фонограммой
15
4
Работа с микрофоном
5
5
Сценическая культура
5
6
Работа над репертуаром
18
Итого
68
Тематическое планирование.
№
Тема
Основные понятия
Планируемые результаты
Вид контроля
предметные
метапредметные
1
Работа над постановкой голоса.
Артикуляция, интонация.
Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания); выражать образное содержание музыки через пластику; создавать коллективные музыкально-пластические композиции.
Личностные: творческая самореализация на занятии;
Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.
Исполнение
2
Работа с аккомпанементом.
Мелодия, аккомпанемент, фраза, кульминация.
Исполнение.
3
Работа с фонограммой.
Фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор.
Исполнение.
4
Работа с микрофоном.
Дикция, микрофон, утрирование.
Исполнение.
5
Сценическая культура.
Сцена, культура, певец, образ.
Исполнение.
6
Работа над репертуаром.
Репертуар.
Исполнение на сцене.
Тематика занятий
Количество часов
Первый триместр.
1. Индивидуальное прослушивание учащихся. Определение диапазонов. Выбор песенного репертуара на учебный год.
1
2. Основы кантилены. Укрепление голосового резонирования (высокой позиции). Работа над дыханием. Работа с песенным репертуаром.
6
3. Артикуляционные приемы, выработка интонационной и ритмической точности в распевках. Работа с песенным репертуаром.
6
4. Овладение головным звучанием и глубоким дыханием. Работа с песенным репертуаром.
6
5. Работа над штрихом нон лигато, гибкость и подвижность голосов при сохранении высокой позиции звука. Работа с песенным репертуаром.
1
Второй триместр
1. Работа над чистотой интонирования. Начальный этап пения двухголосия. Работа с песенным репертуаром.
6
2. Пение двухголосия с помощью поочередного интонационного мелодического оборота.
4
3. Выработка объемного дыхания при унисонном пении. Работа с песенным репертуаром.
4
4. Расширение диапазона голосов, распределение дыхания, выработка длительного дыхания на базе унисонного и двухголосного пения. Работа с песенным репертуаром.
6
5. Приближение звука к передним зубам и плавный переход одной гласной в другую без изменения положения гортани и певческого тембра. Работа с песенным репертуаром.
4
Третий триместр.
1. Работа над гласными звуками в унисоне и двухголосно. Работа с песенным репертуаром (отработка навыков)
1
2. Пение мажорных и минорных трезвучий сглаживание регистров. Работа с песенным репертуаром.
1
3. Цепное дыхание в упражнениях унисонных и двухголосных. Работа с песенным репертуаром.
3
4. Работа над чистотой интонирования гласных в звукосочетаниях (в том числе двухголосных).
2
5. Пение тетрахордов двухголосно. Работа с песенным репертуаром.
2
6. Работа над дикцией, твердой атакой звука с элементами филировки. Динамика движения мелодии. Работа с песенным репертуаром.
4
7. Пение гамм двухголосно. Работа с песенным репертуаром.
2
8. Выравнивание голосов, чистое интонирование и укрепление объемного дыхания. Работа с песенным репертуаром.
4
9. Интонационная и ансамблевая настройка. Работа с песенным репертуаром.
4
10. Комбинирование последовательностей усвоенного материала. Отчетный концерт.
1
Всего за год:
68
-
Материально-техническое обеспечение курса.
-
Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
-
Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.
-
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
-
Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.
Интернет-ресурсы:
-
Детям о музыке - muz-urok.ru/
-
Искусство слышать - iskusstvo.my1.ru/
-
Классическая музыка - classic.ru
-
Музыка и я - musicandi.ru/
Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.
-
Печатные пособия:
-
Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990.
-
Информационно-коммуникационные средства:
-
musicalive.ru;
-
pesni.ru;
-
fonogramka.ru.
-
Технические средства обучения:
-
компьютер
-
музыкальный центр
-
микшер
-
микрофоны
-
Учебно-практическое оборудование:
-
фортепиано
-
синтезатор
-
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.