Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок Звонкие голоса

Рабочая программа вокальной группы «Звонкие голоса» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 5-7 классов в условиях ФГОС общего образования, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

г. Апатиты Мурманской области


Принята на заседании

Методического Совета школы

Протокол №

от «30 » августа 2015


Утверждена

Приказ №

от « » августа 2015

Директор Г.И.Кудюмова

Рабочая программа

вокального кружка

Музыка

(учебный предмет)

« Звонкие голоса»


уровень основного общего образования

_5-7 класс

(класс)

______1 года____

(срок реализации)


Разработчик:

Петрова Л.Н..

учитель музыки

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа вокальной группы «Звонкие голоса» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта.

Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.

Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.

Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 5-7 классов в условиях ФГОС общего образования, расширением их концертной исполнительской деятельности.

Цель данной программы - оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника группы, обучение его петь в группе, в хоре, формирование его певческой культуры.

Задачи:

формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;

развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания.

воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.

формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;

II Место курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№15 на внеурочную деятельность вокальной группы «Звонкие голоса» в 5-8 классах отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

III. Общая характеристика курса.

Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период формирования певческих навыков.

Музыка может оказывать огромное воспитательное воздействие на весь духовный мир, нравственный облик и мировоззрение учащихся, приобщение к великим творениям музыкального искусства. Глубина изучаемого тематического систематизированного материала с учетом возрастных особенностей позволяет добиться более сконцентрированного и углубленного осмысления в передаче положительного духовного опыта поколений, пробуждение у учащихся интереса к музыке на основе развития у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения, испытывать потребность в систематическом общении с музыкой. К концу обучаемого курса накапливали опыт, впечатления от общения с высоким искусством, овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно глубокое постижение музыкальных произведений. Певческий голос - драгоценный дар, который следует охранять и пользовать разумно. Существует много методик и упражнений по развитию вокально-хоровых навыков, в работе с хоровыми коллективами.

Реализация кружковых занятий в общеобразовательных школах, дает возможность развивать свои вокальные данные всем желающим, не говоря уже о тех, кто не смог по разным причинам поступить в музыкальную школу имея природные данные. Выступления на различных концертах, конкурсах (школьных, городских, областных и.т.д.) стимулируют потребность к занятиям в кружке и совершенствовании вокальных навыков.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 11- 15 лет.

Сроки реализации программы - 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю, 68 занятий в год. Продолжительность занятий - 45 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокально-хоровая работа;

  • музыкально-ритмические упражнения;

  • дыхательная гимнастика.

Одним из важнейших этапов по основам вокальных навыков является распевка, как техническая сторона, которая напоминает разминку, так как живая ткань требует разогрева. Состоит из нескольких разделов, в одном занятии, взаимодополняющих друг друга. Основой методических подходов стали общепринятые методы обучения специальным вокальным навыкам с учетом особенностей строения и функций голосового аппарата - пение специально систематизированных звуков, интервалов, трезвучий, звукоряда, пассажей, а также упражнений, построенных на материале разучиваемого репертуара.

Вокально-интонационные упражнения помогают учащимся выработать навыки правильного звукообразования и чистого интонирования - основу правильного пения, будущего успеха.

Развитие творческих индивидуальных способностей; формирование у учащихся эстетического вкуса; практическое применение вокальных навыков, полученных во время занятий. Все упражнения построены с учетом методических требований:

  • Овладение диафрагмовым типом дыхания;

  • Овладение головным (фальцетным) пением;

  • Расширение зоны естественного звучания на основе развития вокальной техники и подвижности голоса.

звуковедение, интонация: мелодическое движение по звукоряду с постепенным повышением (секвентно) мелодии начиная с удобной тесситуры. Мелодия может быть пропета на одном слоге, либо на группе слогов, что составляет центр фонетического метода.

дыхание: правильное дыхание это основа вокального искусства. Правильным необходимо считать диафрагмовое дыхание (нижнереберное) в то время как детям присуще ключичное дыхание. Опорное дыхание основа правильного формирования звука.

дикция: правильное произношение гласных и согласных, их комплектование и окончание. Существует разница между речевой и певческой гласной:

что является основой артикуляции и формирование тембрового звучания.

a'capella: пение без сопровождения, самый эффективный метод работы над интонацией, включая внутренний слух и контроль.

динамика: лучший метод в разминке использовать длинные звуки, а что бы распевка не получилась безликой, должна присутствовать кульминация, законченность. Умение использовать динамику крещендо и диминуэндо, т.е. постепенно увеличивая звучание и постепенно затихая. Художественно- музыкальная, имеющая эмоциональные свойства фраза.

Подбор репертуара должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. В репертуаре должны присутствовать как классические, так и современные произведения.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.

Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

V. Характеристика планируемых результатов, на которые ориентирована программа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

  • формирование эмоциональное отношение к искусству;

  • формирование духовно-нравственных оснований;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;

  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;

  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:

знать

  • элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

  • нотную грамоту;

  • правильную певческую установку;

  • особенности музыкального языка.

уметь

  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;

  • выражать образное содержание музыки через пластику;

  • создавать коллективные музыкально-пластические композиции;

  • исполнять вокально-хоровые произведения.

VI. Содержание учебного курса.

Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

«Работа над постановкой голоса» - 15 часов.

Артикуляционная гимнастика; интонационно-фонетические упражнения; голосовые сигналы доречевой коммуникации; фонопедические приёмы в нефальцетном режиме; фонопедические приёмы перехода из нефальцетного в фальцетный режим; фонопедические приёмы в фальцетном режиме; искусство пения - это искусство дыхания; координация между слухом и голосом.

«Исполнение с аккомпанементом» - 10часов.

Интонирование мелодии; сольное пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента.

«Работа с фонограммой» - 15 часов.

Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера.

«Работа с микрофоном» - 5часов.

Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.

«Сценическая культура» - 5часов.

Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.

«Работа над репертуаром» - 18 часов.

Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.

Название раздела

Часы

1

Работа над постановкой голоса

15

2

Исполнение с аккомпанементом

10

3

Работа с фонограммой

15

4

Работа с микрофоном

5

5

Сценическая культура

5

6

Работа над репертуаром

18

Итого

68

Тематическое планирование.

Тема

Основные понятия

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные

метапредметные

1

Работа над постановкой голоса.

Артикуляция, интонация.

Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания); выражать образное содержание музыки через пластику; создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

Личностные: творческая самореализация на занятии;

Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.

Исполнение

2

Работа с аккомпанементом.

Мелодия, аккомпанемент, фраза, кульминация.

Исполнение.

3

Работа с фонограммой.

Фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор.

Исполнение.

4

Работа с микрофоном.

Дикция, микрофон, утрирование.

Исполнение.

5

Сценическая культура.

Сцена, культура, певец, образ.

Исполнение.

6

Работа над репертуаром.

Репертуар.

Исполнение на сцене.

Тематика занятий

Количество часов

Первый триместр.

1. Индивидуальное прослушивание учащихся. Определение диапазонов. Выбор песенного репертуара на учебный год.

1

2. Основы кантилены. Укрепление голосового резонирования (высокой позиции). Работа над дыханием. Работа с песенным репертуаром.

6

3. Артикуляционные приемы, выработка интонационной и ритмической точности в распевках. Работа с песенным репертуаром.

6

4. Овладение головным звучанием и глубоким дыханием. Работа с песенным репертуаром.

6

5. Работа над штрихом нон лигато, гибкость и подвижность голосов при сохранении высокой позиции звука. Работа с песенным репертуаром.


1

Второй триместр

1. Работа над чистотой интонирования. Начальный этап пения двухголосия. Работа с песенным репертуаром.

6

2. Пение двухголосия с помощью поочередного интонационного мелодического оборота.

4

3. Выработка объемного дыхания при унисонном пении. Работа с песенным репертуаром.

4

4. Расширение диапазона голосов, распределение дыхания, выработка длительного дыхания на базе унисонного и двухголосного пения. Работа с песенным репертуаром.

6

5. Приближение звука к передним зубам и плавный переход одной гласной в другую без изменения положения гортани и певческого тембра. Работа с песенным репертуаром.

4

Третий триместр.

1. Работа над гласными звуками в унисоне и двухголосно. Работа с песенным репертуаром (отработка навыков)

1

2. Пение мажорных и минорных трезвучий сглаживание регистров. Работа с песенным репертуаром.

1

3. Цепное дыхание в упражнениях унисонных и двухголосных. Работа с песенным репертуаром.

3

4. Работа над чистотой интонирования гласных в звукосочетаниях (в том числе двухголосных).

2

5. Пение тетрахордов двухголосно. Работа с песенным репертуаром.

2

6. Работа над дикцией, твердой атакой звука с элементами филировки. Динамика движения мелодии. Работа с песенным репертуаром.

4

7. Пение гамм двухголосно. Работа с песенным репертуаром.

2

8. Выравнивание голосов, чистое интонирование и укрепление объемного дыхания. Работа с песенным репертуаром.

4

9. Интонационная и ансамблевая настройка. Работа с песенным репертуаром.

4

10. Комбинирование последовательностей усвоенного материала. Отчетный концерт.

1

Всего за год:

68


  1. Материально-техническое обеспечение курса.

  • Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.

  • Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.

  • Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.

  • Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.

Интернет-ресурсы:

  • Детям о музыке - muz-urok.ru/

  • Искусство слышать - iskusstvo.my1.ru/

  • Классическая музыка - classic.ru

  • Музыка и я - musicandi.ru/

Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

  1. Печатные пособия:

  • Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990.

  1. Информационно-коммуникационные средства:

  • musicalive.ru;

  • pesni.ru;

  • fonogramka.ru.

  1. Технические средства обучения:

  • компьютер

  • музыкальный центр

  • микшер

  • микрофоны

  1. Учебно-практическое оборудование:

  • фортепиано

  • синтезатор

  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.


© 2010-2022