ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мирошниченко М.Б.,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. Саши Ковалева,

г. Североморск, Российская Федерация

ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Путь к музыке для многих детей начинается с овладения игрой на фортепиано в различных образовательных учреждениях начального музыкального образования. Лишь некоторые дети станут в будущем профессиональными музыкантами, поскольку в процессе музыкального обучение в них окажутся особые творческие качества, которые и станут предпосылкой музыкально-профессионального образования. Значительная часть учеников обучаются игре на фортепиано, не мечтают о профессии музыканта, но настолько роднятся с музыкой, она становится частью их жизни. Некоторые же ученики в результате занятий в классе фортепиано теряют интерес к музыке, которая вначале так привлекала их.

Возникают вопросы: «Почему в процессе обучения игры на фортепиано даже у одного и того же педагога наблюдается разное отношение учащихся к музицированию? Все ли здесь зависит только от индивидуальных различий учащихся?» Размышления над этими вопросами определили цель данной статьи - рассмотреть проблему обучения учащихся игре на фортепиано с позиций теории обучения. Как известно, обучение - это творческий целенаправленный процесс усвоения учащимися знаний, овладения умениями и навыками; одна из составляющих процесса обучения, которая охватывает деятельность ученика и управляется педагогом. Важной особенностью обучения является характер его течения, ведь процесс обучения может происходить по-разному: с разным приложением усилий, активности, самостоятельности.

В одних случаях он носит характер подражательный, репродуктивный, в других - поисковый, в иных - творческий. Именно характер протекания обучения влияет на его конечный результат - основательность знаний, умений, навыков. Особенность обучения определяется также его структурой, в которую входят те же компоненты, что и к любой иной деятельности - цель, мотивы, содержание, средства, результаты. Поскольку целенаправленность обучения обязательно требует системности и последовательности в усвоении знаний, умений и навыков, его ход лимитируется компонентами учебного процесса - его содержанием, методами, организацией.

Современная фортепианная педагогика рассматривает обучение как неотъемлемую часть инструментального обучения, которое заключается в самостоятельной учебной деятельности обучающегося под опосредованным руководством педагога. Понимая важность педагогически целесообразной организации обучения игры на фортепиано, к этой проблеме в разное время обращались Л.Баренбойм, Н.Кашкадамова, А.Николаев, Г.Нейгауз, М.Фейгин, А.Хальм, Г.Цыпин, В.Шульгина, А.Щелокова и другие.

Накоплен значительный опыт мотивации обучения игры на фортепиано, разработаны методы и логика управления этим процессом, созданы школы игры на фортепиано, в основу которых в той или иной степени положена идея развития самостоятельной учебно-исполнительской деятельности учеников. Однако многие вопросы организации обучения игре на фортепиано, особенно в

учреждениях начального музыкального образования, пока не получили надлежащего освещения в научно-методической литературе. Это и определяет актуальность проблемы, к которой мы обратились в данной статье.

Обучение ребенка сопряжено с деятельностью педагога. Планируя учебный процесс, выстраивая систему познавательно-творческих заданий и самостоятельных действий ученика, педагог подводит его к желаемому результату. Немецкий педагог А.Хальм отмечал, что руководство педагога должно заключаться не только в том, чтобы указывать ученику определенный путь, но и в том, чтобы побудить самостоятельное движение вперед. В какой способ? Самими методами работы, обращенными, прежде всего, к слуху обучающегося; методами, благодаря которым педагог учит его задумываться, высказывать суждения, обобщать, самому искать ответы на посильные практические вопросы, вносить исполнительские изменения в текст, сравнивать

варианты и выбирать лучшие из них, решать элементарные композиторские задачи.

Однако обучение может тормозить развитие активности и самостоятельности ученика, если оно превратится в чрезмерную опеку. Проблема «учитель - ученик», что нередко возникает в процессе инструментального обучения, достаточно сложная. В каждом конкретном случае она выглядит по-разному, хотя основа чаще всего одна: диктат со стороны педагога, и стремление выйти из-под этого диктата, нежелание примириться с ним - со стороны обучающегося. Многолетнее обучение в Доме детского творчества под руководством педагога нередко приводит к нивелированию индивидуальности обучающегося, пассивности, неуверенности в своих силах.

Следующая проблема связана со стремлением педагога как можно быстрее достичь определенного результата. При этом узкая направленность обучения на результат, на успех «любой ценой» может мешать развитию личности, привести к выработке прагматичной позиции. Поэтому важно стремиться к единству результативной и процессуальной мотивации поведения обучающегося, его направленности на результат и на способ учебной деятельности.

Содержанием обучения выступает не столько исполнительская техника, сколько самовоспитание личности обучающегося, что решает свои задачи, исходя из своего индивидуально неповторимого жизненного и художественного опыта. Если этого нет, то обучение из сложного воспитательного процесса может превратиться в отработку определенного количества приемов и навыков игры на инструменте, что отнюдь не касаются внутренней сущности личности ребенка.

Эффективность обучения игре на фортепиано в значительной степени определяется качеством педагогического управления этим процессом, которое должно направляться на создание благоприятных условий для музыкального развития личности, обеспечение глубокого постижения учеником содержания музыкальных произведений, усвоения и систематизации музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков.

Суть обучения игре на фортепиано заключается в целесообразном воздействии на ребенка с целью организации и мотивации его деятельности, направленной на овладение инструментом; в стимулировании и совершенствовании форм его сознательного протекания; в установлении духовной общности с учеником, отношений взаимного уважения и доверия.


Список использованной литературы

1. Баренбойм Л. Путь к музицированию: Исследование. - Изд. 2-е, доп. - Л.:

Сов.композитор, 1979. - 352 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / Под ред. А Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

3. Щукина Г. В. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном

процессе: Учеб.пособие. - М: Просвещение, 1979. - 160 с.

© Мирошниченко М.Б., 2016

4


© 2010-2022