Рабочая программа кружка Веселые нотки МБОУ СЫСОШ им. Н. А. Явловского

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка по Музыке учителя МБОУ «Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа им. Н.А.Явловского»

Туприной Анны Ивановны


Пояснительная записка внеаудиторного занятия «Веселые нотки» 7-8 класс.


Введение.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения - на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Цель программы:


  • Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;

  • Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:


  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей;

Занятия проводятся 1 час в неделю для каждого класса. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.

Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

В программе кружка вокального пения - индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще музыкальных данных.

Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для районных, школьных конкурсов сольного и ансамблевого пения, для других мероприятий.

Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.

Основные требования к уровню подготовленности обучающихся.

Должны знать и определять на слух:

- музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов

- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;

- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;

- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);

- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;

- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);

- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;

Уметь:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы - до второй октавы.

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;

- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);

- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;

- знать правила пения и охраны голоса;

- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,

- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;


Общее содержание учебного курса


Раздел

Тема

Количество часов

1


Раздел1: Музыкально-теоретические дисциплины

Введение.

Ладовое многообразие

5

2

Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения

Динамика.

3

Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.

4

Типы голосов.

Типы дыхания.

5

Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода

Урок слушания и анализа

6

Раздел 2 Вокальная работа.







Формирование певческих навыков. Роль распевки

15








7

Певческая установка

8

Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.

9

Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты.

10

Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции.

11

Дыхания

12

Единство художественного образа и исполнительства

13

Работа над тембровой окраской

14

Звуковедение. Развитие чувства ритма.

15

Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами

16

Развитие певческого диапазона. Унисонное пение.

17

Пение фальцетом.

18

Пение речитативом. Дикция

19

Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение.

20

Работа над музыкальным и сценическим образом.

21

Раздел 3 Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

Жанровое разнообразие музыки.

Роль песни в переломные моменты истории.

6

22

Песня в жизни человека.

История гимнов России.

23

Песня на войне.

Бардовская песня.

24

Современная музыка - что это?

Вокальные жанры в музыке

255

Творчество современных композиторов-песенников

Народное музыкальное творчество

26

Раздел 4 Работа с солистами

Владение своим голосовым аппаратом.

Использование певческих навыков.

6

27

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

Освоение исполнения бэк-вокал.

28

Расширение диапазона голоса.

Нотная грамота.

29

Дикция и артикуляция. Сценическая хореография.

Выявление индивидуальных красок голоса.

30

Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация.

Движения под музыку.

31

Постановка танцевальных движений

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

32

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.

33

Раздел 5 Теоретико-аналитическая работа

Беседа о гигиене певческого голоса

Народное творчество

2

34

Работа исполнителя-вокалиста

Урок-концерт

Итого:

34 часов












Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение



Программа рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 ч. в неделю в каждом классе).

В процессе занятий используются различные формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные, практические занятия; беседы, просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет, дисков; организация фотовыставок; концертная деятельность.

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности школьников. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях:

- словесный (знакомство детей с новой песней музыкальный руководитель начинает с беседы);

- наглядно - слуховой (по ходу беседы исполняет фрагменты песни);

- стимулирующий метод (сообщает интересные сведения об истории создания песни или о впечатлении, которое она должна оказать на слушателей);

- метод эмоционального воздействия (выражает свое отношение к песне тембром голоса, мимикой, жестами);

- объяснительно - иллюстративный (объяснение, художественное слово, использование фольклора);

- репродуктивный (разучивание, закрепление материала);

- исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);

- метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных, творческих способностей школьников.

Для реализации программы необходимо техническое оснащение занятий:

  • музыкальные инструменты (синтезатор);

  • музыкальный центр, телевизор;

  • аудиокассеты, диски;

  • музыкальная литература, распечатки нот.















Календарно - тематическое планирование.

Название раздела, темы

Содержание темы

Форма урока

Информационное сопровождение

Кол.часов

Дата

по плану 7 класса

Дата по плану 8 класса

1

Ладовое многообразие

Знакомство с артикуляционным аппаратом и его особенностями. Прослушивание голосов.

Понятие лад. Его значение в музыке.

Урок-путешествие

Фонограммы детских песен

Примеры мажорных и минорных произведений

2

01.09.15

04.09.15

2

Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения

Динамика.

Понятие-темп. Его разновидность. Определение темпа и лада на примере вокальных произведений

Динамические оттенки в музыке. Способность голоса. Работа над динамикой при исполнении распевок

Беседа

Запись произведений с различными темпами.

Запись произведений с яркими динамическими оттенками

2

08.09.15

11.09.15

3

Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-х частные.

Понятие жанр, песня, танец, марш. Особенности муз.жанров. Слушание.

Понятие музыкальная форма. Схематическое изображение 1,2,3-х частных форм в музыке.

Беседа

Запись танцевальной, маршевой и песенной музыки

Записи. 1,2,3частные музыкальные произведения

2

15.09.15

18.09.15

4

Типы голосов.

Типы дыхания.

Определение типов голосок каждого участника. Слушание вокальных произведений. Анализ- определение типа голоса

Дыхание. Дыхательная гимнастика. Вокальная работа

Практическое занятие.

Вокальные произведения

Фонограммы ансамблевых песен

2

22.09.15

25.09.15

5

Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода.

Жанр песня. Его особенности. Исполнение ансамблевое, сольное

Закрепление теоретического материала. Слушание, анализ музыкальных произведений.

Практическое занятие.

Песни в ансамблевом исполнении.

Произведения для интонационного анализа

2

29.09.15

02.10.15

6

Формирование певческих навыков. Роль распевки

Понятие певческие навыки. Знакомство с распевками. Вокальная работа.

Практическое занятие.

Нотные записи вокальных упражнений для работы.

2

06.10.15

09.10.15

7

Певческая установка

Основные положения корпуса и головы исполнителя во время пения

Практическое занятие.

Схема постановки корпуса и головы вокалиста. Правила пения

2

13.10.15

16.10.15

8

Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.

Интонирование. Вокальные упражнения для развития слуха исполнителя.

Практическое занятие.

Нотные записи вокальных упражнений для развития слуха

2

20.10.15

23.10.15

9

Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты.

Сольфеджирование. Знакомство с дирижёрскими жестами. Вокальная работа

Практическое занятие.

Нотные записи вокальных упражнений для развития слуха

2

27.10.15

30.10.15

10

Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции.

Разучивание упражнений для артикуляционного аппарата.

Практическое занятие.

Нотные записи вокальных упражнений для работы над артикуляцией

2

10.11.15

13.11.15

11

Дыхания

Вокальная работа. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика.

Занятие-постановка, репетиция

Нотные записи вокальных упражнений для развития дыхания

2

17.11.15

20.11.15

12

Единство художественного образа и исполнительства

Понятие художественный, музыкальный образ. Вокальная работа- передача образа при помощи средств музыкальной выразительности

Занятие-постановка, репетиция

Запись «+» и «-» для сольного исполнения

2

24.11.15

27.11.15

13

Работа над тембровой окраской

Понятие тембр. Смена тембра голоса. Вокальная работа

Занятие-постановка, репетиция

Запись «+» и «-» для сольного исполнения

2

01.12.15

04.12.15

14

Звуковедение. Развитие чувства ритма.

Разучивание произведений с различными ритмами (колыбельная, речитатив)

Занятие-постановка, репетиция

Запись «+» и «-» для сольного исполнения

2

08.12.15

11.12.15

15

Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами

Образ исполнителя на сцене. Вокальная работа

Занятие-постановка, репетиция

Запись «+» и «-» для сольного исполнения

2

15.12.15

18.12.15

16

Развитие певческого диапазона. Унисонное пение.

Распевка для развития голосового диапазона. Понятие унисон

Занятие-постановка, репетиция

Запись «+» и «-» для сольного исполнения

2

22.12.15

25.12.15

17

Развитие певческого диапазона. Унисонное пение.

. Распевка для развития голосового диапазона. Понятие унисон

Занятие-постановка, репетиция

2

29.12.15

15.01.16

18

Пение речитативом. Дикция

Ритмические особенности сольного произведения

Занятие-постановка, репетиция

2

12.01.16

22.01.16

19

Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение.

Понятие придыхательного пения. Практическая отработка.

Занятие-постановка, репетиция

2

19.01.16

29.01.16

20

Актированный день

2

26.01.16

05.02.16

21

Жанровое разнообразие музыки.

Роль песни в переломные моменты истории.

Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействиях.

Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных песен.

Беседа

Запись различных музыкальных жанров

Примеры революционных песен

2

02.02.16

12.02.16

22

Песня в жизни человека.

История гимнов России.

Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни.

Беседа о главной песни России. Как она менялась и почему?

Беседа

Запись гимнов

2

09.02.16

19.02.16

23

Песня на войне.

Бардовская песня.

Показать значение песен во время Великой Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней.

Знакомство с творчеством композиторов бардов: Визбор, Высоцкий, Окуджава…

Беседа

Военные песни.

Бардовская песня

2

16.02.16

26.02.16

24

Современная музыка.

Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке

Беседа

Образцы современной музыки

2

01.03.16

04.03.16

25

Народное музыкальное творчество

Особенности народной музыки. Знакомство с фольклором.


Беседа

Песни Шаинского

Запись фольклорных произведений

2

15.03.16

11.03.16

26

Владение своим голосом

Выбор музыкального произведения для сольного исполнения.

Разучивание сольных произведений.

Практическое занятие.

Примеры сольных произведений.

Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста

2

22.03.16

18.03.16

27

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

Освоение исполнения бэк-вокал.

Понятие манера исполнения. Вокальная работа

Пение под минус 1. вокальная работа

Занятие-постановка, репетиция

Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста

2

05.04.16

25.03.16

28

Расширение диапазона голоса.

Нотная грамота.

Разучивание распевок и муз произведений для расширения диапазона голоса

Знакомство с длительностями нот. Пение по нотам

Практическое занятие.

Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста

2

12.04.16

08.04.16

29

Дикция и артикуляция. Сценическая хореография.

Выявление индивидуальных красок голоса.

Работа над артикуляцией. Вокальная работа

Анализ возможностей голоса солиста.

Занятие-постановка, репетиция

Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста

2

19.04.16

15.04.16

30

Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация.

Движения под музыку.

Разучивание сольных произведений. Понятие импровизация

Работа над сценическим образом вокалиста

Занятие-постановка, репетиция

Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста

2

26.04.16

22.04.16

31

Постановка танцевальных движений

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Работа над сценическим образом вокалиста

Занятие-постановка, репетиция

Фонограмма и оригинал сольного произведения вокалиста

2

03.05.16

29.04.16

32

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.


Творчество

Беседа

Записи вокальных произведений великих певцов современности и прошлого

2

10.05.16

06.05.16

33

Беседа о гигиене певческого голоса

Народное творчество

Как беречь свой голосовой аппарат при простудных заболеваниях.

Особенности народной манеры исполнения. Слушание фольклорных произведений

Беседа

Народные песни

2

17.05.16

13.05.16

34

Контрольный тест по нотной грамоте

2

24.05.16

20.05.16

35

Урок-концерт

Закрепление изученного.

Практическое занятие.

Записи разученных песен

1

27.05.16

27.05.16

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

-несколько песен и самостоятельно исполнять их;

-правила пения при занятии любыми видами музыкальной деятельностью;

-классические и современные музыкальные произведения из программы

кружка

-жанры музыкальных произведений (опера, балет);

-музыкальные термины (импровизация, ноты, мелодия, гармония);

-значение динамических оттенков;

-звуки шумовые и музыкальные;

-силу звука и динамический слух.

-наиболее известные классические и современные музыкальные

произведения из программы кружка для слушания, самостоятельно

определять и называть их, указывать автора;

-музыкальные инструменты (скрипка, фортепиано, лира).

-нотную запись;

-размеры;

-паузы (запись);

-знаки альтерации;

-музыкальные термины (запись);

-интервалы, аккорды (мажорное и минорное трезвучия).

Обучающиеся должны уметь:

-самостоятельно начинать пение после вступления;

-применять полученные навыки при художественном исполнении

музыкальных произведений;

-инсценировать песни;

-петь хором, выполняя требования художественного исполнения.

-осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком

на всём диапазоне;

-контролировать слухом пение окружающих;

-самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

-сдерживать эмоционально - поведенческие отклонения на занятиях

музыкой и во время концертных исполнений;

-контролировать правильность самостоятельного исполнения

в сопровождении фонограммы.



Список литературы

1. Весёлые уроки музыки в школе и дома / Авт-сост З.Н Бугаева- М. : Издательство АСТ Донецк ; Сталкер, 2002

2. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е Оськина, Д. Г Парнес- М.: АСТ 2005г

3. В.В Федонюк. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. С-Петербург; Изд «Союз Художников»2003 год

4. Давыдова М.А. Уроки музыки- М.:ВАКО 2008г (Мастерская учителя)

5. Музыка для преподавателей, воспитателей, кл. руководителей 1-7 классов/ сост В. В Фадин. Волгоград: Учитель 2005

6. Самоучитель по пению ; перевод с английского/ Линда Маркуорт.- МАСТ Артель 2008

7. Мир вокального искусства : программа разработки занятий, методические рекомендации / авт. Сост Г.А Суязова- Волгоград: Учитель, 2009г

8. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие Т.А Затямина- М.: Глобус 2007

9. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания / Е.А Смолина - Ярославль; Академия развития, 2007г


© 2010-2022