Урок музыки и танца «Музыка и движения»

"Описание материала: Урок музыки и танца. Он позволяет раскрыть способности детей с помощью музыки, развить слух и чувство ритма. Научить их верно воспринимать язык музыкальных образов. Задача: Приобщить детей к музыке посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих детям лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства. Материал: «Полковый марш» В.А Юрек...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Музыка и движения»

Цель: полнее раскрыть способности детей с помощью музыки, развить слух и чувство ритма. Научить их правильно воспринимать язык музыкальных образов.

Задача: Приобщить детей к музыке посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих детям лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.

Материал: «Полковый марш» В.А Юрек, «Вальс» И.Штраус, «Пойду ль я, выйду ль я» русская народная песня.

План занятия

  1. Маршевость, танцевальность и песенность.

  2. Сочетание регулярной ритмической пульсации с нерегулярной акцентностью является особенностью танцевальной музыки.

  3. Значение танца в первобытном обществе.

  4. Своеобразие ритма определяет особенности танцевальной музыки.

  5. «Вальс» И.Штрауса.

  6. «Музыка и движение»

а)музыка,

б)движение.

в)музыкально-ритмическая деятельность.

г)Навыки выразительного движения.

д)Выразительное исполнение музыки.

е) наглядно-слуховой показ.

Ход занятия

1. Дети делают построение под «Полковой марш» В. А. Юрек.

Концертмейстер рассказывает детям:

«Несмотря на различный опыт общения человека» с музыкой он легко выделяет в произведении такие признаки, как маршевость, танцевальность и песенность. Независимо от произведения в котором звучат интонации марша, всегда возникают ощущения, что такая музыка может, объединить в шествие большое количество людей. Точно так же все слушатели чувствуют в произведении танцевальность независимо от того, какой культуре - европейской или неевропейской - данное произведение принадлежит. Песня, танец и марш древнейшие музыкальные жанры и их признаки остаются неизменными до нашего времени. Для маршевости характерна регулярная акцентность, которая связана с образами коллективного сознания. Танцевальность и ее «моторная ритмика» направлена на создание чувственных образов. Песенность с её нерегулярной ритмикой всегда характеризуют в музыкальном смысле индивидуальное сознание.

Вопрос концертмейстера к детям : «В каком из жанров ритм является ведущим средством передачи содержания музыки? Сочетание регулярной ритмической пульсации с нерегулярной акцентностью придает особую выразительность к музыкальному произведению.

Вопрос концентмейстера к детям: «К какому из музыкальных жанров принадлежит именно такой ритм?»

Ответ детей: «Такой ритм является особенностью танцевальной музыки.»

Краткий рассказ концертмейстера о том, какое значение имеет танец первобытном обществе.

В древности человеческое сознание тесно было связано с верованиями и культами, защищаясь от неблагоприятных сил, стихий человек совершал определенный ритуал, где важное место занимал танец. Посредством танца человек просил удачи в охоте, плодородия, урожая и всего, чего ему хотелось. Считалось, что чем лучше будет танец, тем больше шансов, что просьба будет услышана (духами или богами). Шло время, но художественные задачи танцевальности не изменялись. Сущность танца - движения. Движения есть перемещение тела в пространстве. Но очевидно, что танец не складывается лишь из перемещений, исполнения па и поворотов. Движение - это продолжение наших чувств, мыслей, стремлений. Это действие, рожденное нашей душой. Движения нашего внутреннего мира является источником движения нашей жизни - наших действий, нашего выбора решений, определяющих нашу судьбу. Мудрые греки говорили, что танец может научить человека не только чувствовать, но и проявлять, осуществлять, рождать движение. Не только созерцать гармонию, но и действовать согласно ее законам, жить в соответствии со своими внутренними ценностями, оставаться верным той музыке, которую слышит наше сердце. В основе любого танца лежит проявление чувств.

Когда мы (концертмейстер и дети) выяснили, что своеобразие ритма определяет особенность танцевальной музыки, мы можем привести различные примеры танцевальных ритмов.

Импровизация из танцевальных ритмов. Дети показывают какие ритмы они знают, показывает и хореграф.

Концертмейстер называет танец, исполняет, дети внимательно слушают, отстукивают ритм. Приходим к выводу, что у каждого танца свой ритмический рисунок, который и определяет своеобразие танца.

Концертмейстер: «Где находится источник ритмического рисунка у каждого танца?»

Откуда появились эти танцы? (Народные национальные).

Исполнение концертмейстером русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» и разучивание хороводных движений и движений характерных для русских народных танцев под эту музыку.

Предлагается для прослушивания «Вальс» И.Штрауса. Необходимо выделить характерные ритмические признаки и стилистические особенности вальса.

Рассказ концертмейстера о И.Штраусе.

Концертмейстер: «Вальс, который мы сегодня слушали принадлежит композитору, которого называют королем вальса. Это австрийский композитор И.Штраус. Именно благодаря И.Штраусу в 19 веке вальс обрел свое второе рождение. Почему второе рождение, да потому, что в 18 веке во времена Людовика 13 вальс был запрещенным танцем. Благодаря И.Штраусу вальс стал любимым танцем и в России. Волшебная легкость и красота мелодий пленяла сердца современников. Вальс зазвучал всюду: его танцевали на балах и площадях, его напевали, его исполняли как музыкальные миниатюры. Он завоевал театральную сцену, стал неотъемлемой частью балетов и оперных спектаклей.

Концертмейстер: «Дети, пожалуйста, выразите свое отношение к вальсу И.Штрауса?». Дети обсуждают.

Далее пробуют дети под руководством хореографа несколько движений, характерных для вальса.

Далее рассказ концертмейстера.

Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания, она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух, чувство ритма, научить правильно воспринимать язык музыкальных образов.

Приобщение детей к музыке идет различным путем. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться ее настроением, осознать характер произведения, понять его форму.

Концертмейстер: «Дети, мы говорим музыка и движение, а не движение и музыка, так как первое наиболее точно соответствует характеру нашей деятельности.»

Дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер. Контрастные построения, темповые и динамические изменения, ладовая ограниченность, повторность, несложные ритмы, акценты, чередование фраз - все это может отражаться в движении.

В свою очередь движения помогают детям полнее воспринимать музыкальный образ произведения. Музыка способствует выразительности движений. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.

Занятия ритмикой способствует физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на здоровье.

Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их четкость, выразительность.. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально-эстетические чувства. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, т.е. можно говорить о становлении творческого воображения.

Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы. Каждое ритмическое задание нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполняя указания хореографа. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного для каждого возраста и педагогически оправданного репертуара.

Музыкально-ритмический материал подбирается с учетом эффективности его звучания на праздничном концерте.

Навыки выразительного движения:

1. Ходить под музыку спокойно, бодро, бегать легко, подпрыгивать с небольшим продвижением вперед. Двигаться прямым галопом, выполнять движения с флажками, платочками (вверх, в сторону вправо, в сторону влево, вниз); легко пружинить ноги, слегка приседая; уметь из круга разойтись в разных направлениях и обратно; двигаться парами по кругу в плясках и хороводах; выполнять плясовые движения: ставить ногу на пятку, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши по коленям, вращать кистями рук, кружиться по одному, парами (шагом, мягким бегом); исполнять несложные пляски, самостоятельно используя элементы знакомых движений; стараться выразительно передавать характерные черты музыкально-игровых образов.

Выполнять танцевальные движения: выставлять ногу на пятку, притопывать каждой ногой, хлопать в ладоши, по коленям, вращать кисти рук, исполнять несложный танец, используя элементы знакомых движений, кружится по одному и в паре, на ходьбе и беге.

Во время разучивания музыкально-ритмических заданий концертмейстер пользуется методами:

1 . Выразительное исполнение музыки, он должен точно выполнять указанные в нотах оттенки, давать ясную фразировку, не допуская грубых динамических контрастов, задержек, изменений, замедления темпа, дополнительных аккордов, пассажей. Музыкальное произведение желательно исполнять так, как задумано самим композитором.

2. Целостный наглядно-слуховой показ. Музыка и движение единые. Хореограф один или с детьми может показывать разучиваемые движения под музыкальное сопровождение. Если движение показывает концертмейстер (один или в паре с хореографом), то он исполняет (напевает) мелодию. Тогда указания следуют за показом или предваряют его. Главное состоит в том, чтобы показать игру или танец в целом, его дух, его законченность, а затем уже детализировать отдельные движения. Ну, а точные указания и пример хореографа помогают детям технически правильно выполнить то или иное движение .

Вывод. Музыка и движения в танце - едины.

ЛИТЕРАТУРА:

Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Выпуск 1-2. Сост. И. Климкович, В. Малашева. - М.: Музыка, 1969-1971.

Классический танец. Сост. Д. Ярмолович. - С.-Пб.: Музыка, 1987.

Музыкальная хрестоматия современного бального танца Сост. Л. Ладыгин, А. Школьников. - М.: «Советский композитор», 1979.

Хайкина Т.Я. Задачи концертмейстера-пианиста хореографического класса. Итоги смотра методических работ преподавателей учебных заведений культуры и искусства за 1995-96 учебный год. - Тамбов, 1997.

Хрестоматия музыкального сопровождения уроков народно-сценического танца. Вып. 1-2. Сост. Е. Муськина. - С.-Пб.: Музыка, 1998.



© 2010-2022