Статья по работе с музыкально-одаренными детьми

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПАСТЕРНАК НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ГОРОД ВОРОНЕЖ

РОССИЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА У МУЗЫКАЛЬНО- ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ



Ключевые слова: творческий кризис, музыкально-одаренные дети, преодоление кризиса


Аннотация: в статье рассматриваются некоторые особенности возникновения и преодоления творческого кризиса у музыкально-одаренных детей


NATALIA PASTERNAK
CITY OF VORONEZH

RUSSIA

METHODICAL ASPECTS OF OVERCOMING OF CREATIVE CRISIS AT MUSICAL EXCEPTIONAL CHILDREN


Keywords: creative crisis, musical exceptional children, crisis overcoming

Abstract: the article discusses some of the features of appearance and creativity to overcome the crisis, musically-gifted children.















Методические аспекты преодоления творческого кризиса у музыкально- одаренных детей


Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой - «благоприятная возможность».

Джон Фитцджеральд Кеннеди

«…Я заметила по всей своей жизни, что кризисы для меня - самое любимое время… Отчаяние стимулирует к чему-то новому. Дает мысли, эмоции, заставляет двигаться дальше.»

Рената Литвинова

Как такого определения творческого кризиса нет. Однако проблема творческого кризиса существует. Творческие кризисы переживали практически все творчески одаренные личности, в том числе: Чайковский и Гоген, Рахманинов и Толстой, Верди и Гоголь. И у каждого из них существовали определенные способы его преодоления. Одни отправлялись в путешествие, другие меняли сферу деятельности, третьи ограничивали общение с внешним миром.

Проблема творческого кризиса (причины возникновения и пути его преодоления) волновала многих ученых, в том числе В.Г.Орешкина, И.Е. Петрова и др. А. П. Кашкаров в своей книге «Как преодолеть творческий кризис?» предлагает такое определение творческому кризису: «это временная потеря способности к созданию объективно новых материальных, культурных и духовных ценностей, сопровождающаяся негативными переживаниями и (или) душевным дискомфортом» [1].

К сожалению, проблема творческого кризиса затрагивает и творчески одаренных детей. Особенность творческого кризиса у школьников объясняется их возрастным, социальным и психоэмоциональным статусом и стандартизацией школьного образования. Именно в школе происходит переход из детского возраста в подростковый, который во многом является переломным моментом в развитии личности.

По выражению Л. С. Выготского в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, относительно неподвижного[2]. Кроме того, ребенок в общеобразовательном учебном заведении выполняет особую, главную на данный момент, для него социальную роль - роль школьника, находится в определенном образовательном пространстве, следовательно, все проявления этой роли, в том числе и творческая составляющая, находятся под влиянием межсоциальных взаимоотношений.

Существующие особенности творческого кризиса у школьников позволяют утверждать, что для его преодоления детям необходимы особые, высокоэффективные и личностно- ориентированные методы. Однако анализ массива существующих работ по данной тематике показывает, что таких специально разработанных методов не существует.

Целью моей работы: разработка высокоэффективных и личностно- ориентированных аспектов преодоления творческого кризиса у музыкально- одаренных детей; выявление и борьба с кризисом.

Для достижения этих целей необходимо было решить следующие задачи:

  • выявить причины возникновения творческого кризиса у школьников;

  • выявить проявления творческого кризиса у школьников;

  • разработать критерии диагностики творческого кризиса у школьников;

  • разработать методику борьбы с кризисным состоянием.

Одной из причин возникновения творческого кризиса у одаренного ребенка является чрезмерная загруженность. Как правило, одаренные дети проявляют яркие способности по многим школьным дисциплинам. Они являются участниками школьных олимпиад, соревнований, посещают множество кружков, учреждений дополнительного образования. В результате наступает момент, когда наступает физическая и эмоциональная усталость, которая находит проявление в апатии к активной деятельности. Ребенок ограничивает себя выполнением только необходимой школьной программы и выключается из активной внеурочной деятельности.

Другой причиной возникновения творческого кризиса может служить личностный аспект, связанный с физиологическими изменениями ребенка, которые более остро проявляются у мальчиков, особенно в вокальной деятельности, когда у ребенка начинается процесс мутации голоса. В этом случае он не может активно, как и раньше заниматься пением. Невозможность реализовывать свои потребности в музицировании вынуждает ребенка искать другие виды деятельности, в которых он не всегда достигает желаемых результатов. Это может усилению неуверенности в себе. Стремительно меняющийся организм ребенка в переходный период делает его более хрупким, а музыкально-одаренный ребенок обладает особенно тонкой психической организацией. Он по-особому чувствует окружающий мир, более тонко реагирует на интонацию человеческой речи, выражение лица собеседника, события, которые происходят вокруг него. Это рождает обостренное восприятие негативных процессов, происходящих в окружающей среде.

Существенную роль в возникновении творческого кризиса играет нежелание родителей видеть реализацию одаренности своих детей в музыкальной сфере. В результате ребенок отказывается от своей мечты, что в дальнейшем приводит к ощущению собственной нереализованности и неполноценности.

Среди причин возникновения творческого кризиса у одаренных детей можно назвать и недостаток или переизбыток информационно- ресурсного потока, так же зачастую его недостоверность. В первом случае, это влечет за собой информационный голод, во втором - информационную усталость, в третьем - профессиональную некомпетентность.

Стремительная информатизация вкупе с легкостью афиширования и самопрезентации "творческого продукта" в социальных сетях, быстрое получение обратной связи (обычно комплиментарного характера) формируют у молодых людей установку на легкость и доступность творчества. Снижение критического подхода к продуктам своей деятельности, недоверие к суждениям профессионалов (а это еще и более взрослая категория людей) вплоть до отрицания любой критики, ориентация на мнение сверстников, деятельностная мобильность (готовность резко сменить характер занятий) - эти и другие черты современной молодежи являются интересным вызовом педагогическому сообществу [1].

Конечно, опытный педагог может распознать наступление творческого кризиса у своего подопечного, но не всегда может дать этому объективную оценку. Существующие поведенческие критерии кризиса - трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство, негативизм и др. нельзя в полной мере использовать для оценки творческого кризиса у музыкально-одаренных детей [4] .

Объективизации оценки работы по преодолению творческого кризиса я предлагаю педагогу- наставнику утвердительно (да) или отрицательно (нет) ответить на 4 простых вопроса: (верно при изначальной потребности к творческой деятельности!)

Экспресс-опросник

  1. У ребёнка отсутствует инициатива в процессе творческой деятельности.

  2. Ребенок стал невнимательно относиться к замечаниям педагога и/или не реагировать на них.

  3. У ребёнка снизились или отсутствуют результаты творческой деятельности.

  4. Ребёнку требуется консультация психолога в связи напряженным психоэмоциональным состоянием.

Я предлагаю следующую трактовку полученных результатов:

- положительный ответ на 4 вопроса из 4-х - кризис достоверен;

- положительный ответ на3 вопроса из 4-х - кризис возможен;

- положительный ответ на 2 вопрос из 4-х - кризис маловероятен;

- положительный ответ на 1 вопрос из 4-х - ищи другую причину.

Процесс преодоления творческого кризиса у музыкально- одаренных детей можно представить в виде 7 ступеней.

  1. Педагогическая или воспитательная

  2. Психологическая

  3. Рекреационная

  4. Мотивационная

  5. Когнитивная

  6. Динамическая

  7. Закрепление результата и выход из кризиса

Расшифруем, что включает в себя каждая ступень.

1 ступень - педагогическая. На этой ступени пытаются устранить педагогические и семейные причины возникновения творческого кризиса у музыкально-одаренных детей. Это достигается с помощью проблемных бесед. Беседы могут проводиться в следующих вариантах:

  1. учитель по предмету (далее учитель- предметник), по которому одарен ребенок - одаренный ребенок;

  2. завуч по воспитательной работе - одаренный ребенок;

  3. социальный педагог - одаренный ребенок;

  4. учитель- предметник - родители одаренного ребенка;

  5. завуч по воспитательной работе - родители одаренного ребенка;

  6. социальный педагог - родители одаренного ребенка;

  7. учитель- предметник - одаренный ребёнок и родители одаренного ребенка;

  8. завуч по воспитательной работе - одаренный ребенок и родители одаренного ребенка;

  9. социальный педагог - одаренный ребенок и родители одаренного ребенка;

2 ступень - психологическая. В процессе своей педагогической деятельности (29 лет педагогического стажа) я часто сталкиваюсь с тем, что дети не осознают (не хотят осознавать) того, что у них начинается или уже начался творческий кризис. А ведь именно осознание проблемы лежит в основе её решения.

На этой ступени пытаются устранить личностные (в том числе и внутриличностные) проблемы одаренного ребёнка. Это достигается с помощью работы школьного психолога с одаренными детьми и их родителями.

3 ступень - рекреационная. Необходимо переключить внимание музыкально-одаренного ребенка на другой вид деятельности, достигая, таким образом, ощущения эмоционального отдыха. Примером может служить творческая личность А.П.Бородина, который с успехом совмещал композиторскую и научную деятельность, причем и в той и в другой области достиг значимых успехов.

На этой ступени к решению проблемы творческого кризиса следует привлекать учителей по изобразительному искусству, физической культуре, а также школьного психолога. Необходимо подчеркнуть, что при использовании метода арт-терапии следует исключить музыкотерапию, так как ее применение только усугубит проявление творческого кризиса музыкально-одаренных детей.

4 ступень - мотивационная. На этой ступени можно выделить 3 главные составляющие, на которые следует воздействовать в процессе мотивационной работы с музыкально- одаренными детьми:

  1. личностная составляющая;

  2. социальная;

  3. экономическая.

К реализации мотивационной ступени должны привлекаться все, кто взаимодействует с музыкально-одаренными детьми: семья, учителя-предметники, завучи по воспитательной работе, психологи и социальные педагоги.

5 ступень - когнитивная. На этой ступени пытаются устранить информационную (ресурсную) причину возникновения творческого кризиса.

Это достигается с помощью насыщения когнитивной сферы личности ребенка достоверной, новой, качественной информацией (например: посещение филармонии и театров, концертов заслуженных артистов, вокалистов, мастер-классы, творческие встречи и вечера, конференции и т. д.). На этом этапе также может применяться метод брейнсторминга или мозгового штурма, во время которого происходит мотивированная концентрация внимания и деятельности, результат которой должен вывести ребенка на новый более высокий уровень.

6 ступень - динамическая. На этом этапе происходит работа над модернизационной причиной творческого кризиса у музыкально- одаренных детей.

Это достигается с помощью самостоятельной работы ребенка над поставленной учителем- наставником целью, так и совместной работой учителя и ученика. При этом важно, чтобы учитель и ученик искали новые современные подходы к решению стоящих перед ними задач. Например, учитель ставит перед учеником цель: подготовить концертный (песенный, инструментальный, танцевальный) номер, значимость которого превосходит личностный параметр, и в большей степени важен для школы, города, страны (например, участие в концерте, посвященному годовщине победы в Великой Отечественной Войне).

7 ступень - закрепление результата и выход из кризиса. Ступень реализуется выступлением в концерте с подготовленным номером. После выступления ученика педагогу снова предлагается ответить вопросы, предлагаемые выше, чтобы объективизировать оценку проделанной работы по преодолению творческого кризиса.

При успешной реализации всех ступеней и соответствующем результате теста можно говорить об успешном выходе из кризиса.

Предлагаемая мною объективизация оценки работы по преодолению творческого кризиса также поможет выявить и в дальнейшем устранить недочёты/упущения, допущенные в процессе работы.

Таким образом, седьмая ступень является индикатором эффективности работы по преодолению творческого кризиса.

При этом стоит отметить, что двигаясь пошагово от одной ступени к другой, кризис может разрешиться уже на ранних (например, на 1, 2, 3 ступенях) этапах его преодоления.

Таким образом, для преодоления творческого кризиса у школьников необходим мультидисциплинарный подход (сочетание педагогики, психологии, изобразительного искусства, физической культуры).

Литература

  1. Кашкаров А. П. Как преодолеть творческий кризис? // Феникс; Ростов н/Д; 2014,-5-6 с,29-30 с

  2. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с. Л.С. Выготский.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция.// Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 160-163 с.

  4. Б. Мещеряков, В. Зинченко Большой психологический словарь// 3-е изд.? Прайм-Еврознак. 2002г. - 223с.

  5. Бабаева Ю.Д., Кононенко А.Ю.Творческие кризисы: проблемы и перспективы исследования //сб. Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности 2004 РГГУ М, - 5-14 с

  6. Психологический тренинг/ Н. Н.Васильев: Речь, 2008 г


10

© 2010-2022