Календарно-тематическое планирование Музыка 8-9 кл

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8 класс

Наименование раздела программы

Кол. часов

Тема урока

Основные виды деятельности

Оборудование

Требования к уровню

Вид контроля

Дата

1

1 четверть

Традиции в музыке. 3 часа.

1

Музыка старая и новая.

Летние музыкальные впечатления. Повторение ЗУН прошедшего года. Разучивание и исполнение песни Островского «Песня остается с человеком».

Фонохрестоматия

Уметь рассказать о летних музыкальных впечатлениях, Закрепить знания о музыкальных образах, их характеристики, Форме в музыке. Воспринимать мелодию песни Островского «Песня остается с человеком», воспроизводить в хоровом звучании.

Устный опрос по темам 7 класса. Контроль интонирования песни.

3.09

2

Традиции в музыке

1

Настоящая музыка не бывает старой

Разучивание и исполнение вокальных упражнений на выравнивание звучания голоса. Разучивание и исполнение песни Хренникова «Московские окна». Слушание музыки Бетховена «Лунная соната», «Симфония № 9» (финал), обмен мнениями.

фонохрестоматия

Уметь исполнять вокальные упражнения по дирижерскому жесту. Выделять интонационное ядро в мелодии песни «Московские окна». Четко артикулировать литературный текст. Эмоционально характеризовать средства музыкальной выразительности в произведениях Бетховена, анализировать их.

Слуховой контроль исполнения песни «Московские окна», устный опрос по теме урока.

10.09

3

Традиции в музыке

1

Живая сила традиции.

Исполнение распевок-канонов. Закрепление знания песни «Московские окна». Разучивание песни Чичкова «Наша школьная страна».Знакомство с творчеством Мусоргского. Слушание "«Монолога Пимена» из оперы «Борис Годунов».

фонохрестоматия

Уметь выразительно исполнять песню «Московские окна», следить за дирижерским жестом. Распределять дыхание в песне «Наша Школьная страна». Отмечать связь литературного и музыкального текстов в опере «Борис Годунов» и средства музыкальной выразительности.

Составить представление о ЗУН обучающихся на начало учебного года. Самоконтроль исполнения песни «Московские окна».

17.09

4.

Вечные темы в музыке. 6 часов.

1.

Искусство начинается с мифа.

Распевание канонов. Исполнение песни «Наша школьная страна. Повторение Гимна лицеистов. Слушание фрагментов из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», сцена Весны с птицами. Разучивание песни Дубравина «Песня о земной красоте».

фонохрестоматия

Уметь исполнять песню «Наша школьная страна» легким, чистым звуком, на цепном дыхании. Выразительно читать отрывок из сказки Островского «Снегурочка»-пролог. Отмечать выразительные и изобразительные моменты в музыке. Знать и исполнять наизусть текст Гимна Лицея.

Наблюдение и помощь творчества. Поддержка инициативы обучающихся.

24.09

5.

Вечные темы в музыке

1

Мир сказочной мифологии: опера Римского-Корсакова «Снегурочка».

Разучивание распевок на расширение диапазона голоса. Разучивание и исполнение песни Дубравина «Старый собор». Слушание фрагментов из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» (Песня Леля, Хороводные песни).

фонохрестоматия

Закрепить правильную певческую установку.

Уметь исполнять песню «Старый собор» мягким звуком без нажима на голосовые связки (былинный распев). Уметь определять характер музыки в опере «Снегурочка», особенности расревных слогов.

Устный опрос по творчеству Римского-Корсакова.

1.10

6.

Вечные темы в музыке

1

Языческая Русь в «Весне Священной» И. Стравинского.

Закрепление вокальных упражнений на расширение певческого диапазона. Повторение «Гимна России».

Беседа о творчестве Стравинского. Слушание музыки из балета «Весна Священная», пляски щеголих.

фонохрестоматия

Уметь исполнять наизусть Гимн России. Услышать стихийную необузданность ритма в балете Стравинского. Иметь понятие о древних традициях Руси, обрядах, закличках. Определять средства музыкальной выразительности: тембр, гармонию ритм. Слышать разных исполнителей музыкальных партий, их имена.

Слуховой контроль исполнения Гимна России.

Устный опрос по теме урока. Заполнение кроссворда по теме; балет, опера.

8.10

7.

Вечные темы в музыке

1

Природа в музыке как вечная тема.

Слушание фрагмента К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна». Беседа о творчестве К. Дебюсси. Разучивание и исполнение песни Квинта «Здравствуй мир»

Знакомство с жанром прелюдии. .

фонохрестоматия

Умение чисто интонировать и передавать через исполнение характер песни «Здравствуй мир». Владеть умением анализировать интонационно-тематический строй прелюдии Дебюсси. Знать о импрессионизме как стиле в музыке, его особенностях. Объяснять жанр прелюдии.

Слуховой контроль за исполнением песни «Здравствуй мир», самоконтроль творчества.

15.10

8.

Вечные темы в музыке

1

«Благословляю вас, леса…»

Совершенствование ЗУН.

Повторение вокальных упражнений. Исполнение песни «Здравствуй мир». Разучивание песни «Этот большой мир». Беседа о творчестве П. И. Чайковского. Слушание романса «Благословляю вас, леса».

Фонохрестоматия DVD «Мелодия духа»

Уметь выдерживать темп и исполнять без сопровождения инструмента песню «Здравствуй мир». Вслушиваться в интонацию песни «Этот большой мир». Приводить примеры вокального творчества Чайковского, определять тембр голосов исполнителей и инструментов сопровождения.

Заполнение кроссворда по теме: «Природа в искусстве». Слуховой контроль за исполнением песен: интонация, темп, характер.

22.10

9.

Вечные темы в музыке



2 четверть

1

Заключительный урок.

Выполнение заданий по творчеству композиторов: Римский-Корсаков, Стравинский, Дебюсси, Чайковский.

Фонохрестоматия DVD «Мелодия духа»

Уметь самореализоваться через исполнительство. Анализировать и обобщать полученные знания в I четверти.

Знать фамилии композиторов и их произведения в музыкальной викторине, отвечать на поставленные учителем вопросы по творчеству композиторов, жанрам, стилю и характеру пьес.

Контроль исполнения песен. Музыкальная викторина, тест, устный опрос по темам четверти.

29.10

10.

Мир человеческих чувств

(10 часов)

1.

Образы радости в музыке.

Разучивание и исполнение вокальных упражнений на расширение диапазона голоса. Разучивание и исполнение песни Моцарта «Слава солнцу, слава миру». Беседа о творчестве В. А. Моцарта. Слушание музыки Моцарта «Концерт № 23 для фортепиано с оркестром». Слушание хороводной песни Садко из оперы Римского-Корсакова «Садко».

Фонохрестоматия DVD «Мелодия духа», «Громкое дело»

Уметь исполнять вокальные упражнения вдумчиво, следить за артикуляцией. Исполнять мелодию песни Моцарта светлым, чистым звуком. Понимать и называть средства музыкальной выразительности, определяющие чувство радости в музыке Моцарта и Римского-Корсакова.

Слуховой контроль за исполнением вокальных упражнений и звучанием песни «Слава солнцу, слава миру». Устный фронтальный опрос по теме урока.



12.11

11

Мир человеческих чувств

1.

«Мелодией одной звучит печаль и радость».

Разучивание упражнений на стройность звучания унисона, Исполнение песни Моцарта «Слава солнцу, слава миру». Беседа о вокальном творчестве С. Рахманинова. Слушание романса «Здесь хорошо…».Знакомство с произведением Д. Шостаковича ,на стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие», из сюиты для баса и ф-но.

CD «Колокольные звоны»

Уметь исполнять песню Моцарта в группе и сольно. Понимать особенность звучания романса. Сравнивать средства музыкальной выразительности 2х музыкальных фрагментов Шостаковича и Моцарта. Знать понятие - сюита.

Корректировка исполнения песни Моцарта. Ответы на вопросы по вокальному творчеству: тембр голосов, литературная основа романса, образ. .

19.11

12

Мир человеческих чувств

1.

«Слезы людские, о слезы людские».

Исполнение вокальных упражнений на совершенствование чистоты интонации. Разучивание и исполнение песни В. Высотского «Братские могилы». Слушание музыки П. И Чайковского «Болезнь куклы», Р. Шумана «Грезы», А. Макаревича «Пока горит свеча», А. Рыбникова «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось».

Фонохрестоматия

Слышать и точно исполнять мелодию песни Высоцкого «Братские могилы», анализировать характер песни и стиль исполнения. Находить и объяснять наиболее яркие музыкальные средства образным языком в пьесах Шумана и Чайковского. Уметь дать слушательскую оценку песням «Пока горит свеча» Макаревича, «Я тебя никогда не забуду» Рыбникова.

Выполнение теста по темам: «Образы радости и печали в музыке». Контроль и самоконтроль за исполнением песни Высотского.

26.11

13

Мир человеческих чувств

1.

Бессмертные звуки «Лунной сонаты».

Исполнение песни Высотского «Братские могилы». Разучивание песни Газманова «Господа офицеры». Беседа о творчестве Л. Ван Бетховена. Слушание «Лунной сонаты».

Фонохрестоматия

Уметь выделять наиболее важные слова в литературном тексте песни Высотского «Братские могилы». Исполнять выразительно с аккомпанементом и без него. Точно интонировать мелодию песни «Господа офицеры». Уметь сопоставлять разные фрагменты сонаты, анализировать средства музыкальной выразительности. Уметь вести диалог о жанре «соната» и фортепианном творчестве Бетховена.

Устный фронтальный опрос по теме «Бетховен».

3.12

14

Мир человеческих чувств

1

Тема любви в музыке П. Чайковского «Евгений Онегин».

Исполнение вокальных упражнений на расширение диапазона голоса. Исполнение песни Газманова «Господа офицеры». Знакомство с оперным творчеством П. И. Чайковского. Слушание отрывка из оперы «Евгений Онегин». Сцена письма.

Фонохрестоматия

Уметь передавать патриотические чувства через вокализацию, исполнение песни «Господа офицеры».Использовать знания об оперном жанре для определения, сравнения , сопоставления средств музыкальной выразительности в опере Чайковского «Евгений Онегин». Проследить развитие образов, драматургию, связь литературы и музыки.

Слуховой контроль за исполнением песни «Господа офицеры»: ритм, артикуляция, темп, выразительность.

10.12

15

Мир человеческих чувств

1

«В крови горит огонь желанья».

Знакомство с творчеством М.И Глинки в жанре романса. «В крови горит огонь желанья» на стихи А.С.Пушкина

Фонохрестоматия

Уметь передавать через собственное исполнение характеры песен, разбираться в смысле текстов. Осознанно размышлять о природе двух видов искусств - литературе и музыке. Приводить примеры взаимосвязи различных видов искусств. Установить сходство и различие языков музыки и поэзии на примере романса Глинки - Пушкина «В крови горит огонь желанья».

Ответы на вопросы по теме «Романс». Самоконтроль исполнения песен.

17.12

16

Мир человеческих чувств

1

Мелодией одной звучат печаль и радость

Исполнение песен четверти и повторение любимых песен обучающихся. Привлечение к исполнению аккомпанементов детей.

Фонохрестоматия

Приводить примеры взаимосвязи различных видов искусств. Установить сходство и различие языков музыки и поэзии

Самоконтроль исполнения песен.

24.12


9 класс

1

1 четверть

Мир человеческих чувств

1

Трагедия любви в музыке

Вокальные упражнения на артикуляцию и ансамблевое звучание.

Разучивание и исполнение песни Крылатова «Школьный романс».

Слушание: П.Чайковский «Ромео и Джульетта», Р.Вагнер «Тристан и Изольда».

Фонохрестоматия

Уметь исполнять песню Крылатова «Школьный романс» четко артикулируя слова и слушая ансамблевое звучание.

Анализировать музыкальный материал произведений П.Чайковский «Ромео и Джульетта» П.Чайковского и «Тристан и Изольда» Р.Вагнера.

Называть литературные и музыкальные произведения о трагической любви.

Знать жанр «увертюры-фантазии».

Слуховой контроль исполнения.

Устный опрос по теме.

4.09

2

Мир человеческих чувств

1

Людвиг Ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Вокальные упражнения на расширение диапазона голоса.

Исполнение песни «Школьный романс» Крылатова.

Разучивание и исполнение песни «Гляжу в озера синие» Афанасьева.

Слушание: увертюра «Эгмонт» Л.В.Бетховена.

Фонохрестоматия

Исполнять песни «Гляжу в озера синие» и «Школьный романс», экономно расходуя дыхание, четко произнося текст.

Знать жанр увертюры, ее строение, основные образы, средства музыкальной выразительности.

Уметь рассказать о творчестве Бетховена.

Опрос по теме.

Слуховой контроль исполнения песен.

11.09

3

Мир человеческих чувств

1

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

Исполнение песен по желанию детей.

Слушание: «Тройка» Г.Свиридова, «Зимняя дорога» Алябьева на стихи Пушкина.

Фонохрестоматия

Исполнение песен выразительно, с личным отношением к содержанию.

Обобщать сведения по теме «Мир человеческих чувств», анализировать средства музыкальной выразительности.

Знать имена композиторов и их произведения по данной теме.

Слуховой контроль. Опрос. Тест по теме. Викторина.

18.09

4.

В поисках истины и красоты

(5 часов)

1

Мир духовной музыки

Разучивание вокальных упражнений на развитие певческого дыхания.

Исполнение песни «Замыкая круг» К.Кельми.

Слушание: «Херувимская песнь» М.Глинки, «Отче наш» А.Никольского.

Фонохрестоматия

Уметь исполнять песню «Замыкая круг» Кельми в двухголосном варианте по группам.

Иметь представление о духовных традициях различных народов.

Делать анализ средств музыкальной выразительности, образов духовной музыки на примере «Херувимской песни» М.Глинки, «Отче наш» А.Никольского.

Наблюдение за эмоциональным состоянием обучающихся во время слушания духовной музыки.

25.09

5.

В поисках истины и красоты

1

Колокольный звон на Руси

Разучивание и исполнение песни «Колокола» Е.Крылатова.

Слушание: Праздничный Пасхальный звон Троицко-Сергиевой Лавры, «Колокола» Рахманинова.

Фонохрестоматия

Уметь исполнять песню «Колокола» Крылатова в декламационном стиле, распевно, точно воспроизводя мелодию.

Знать сведения о колоколах, их голосах, перезвонах.

Знать особенность колокольных звонов в произведениях Рахманинова, Мусоргского.

Опрос фронтальный.

Слуховой контроль исполнения песни, самоконтроль.

2.10

6.

В поисках истины и красоты

1

Рождественская звезда

Разучивание и исполнение песни «Город золотой» Ф.ди Милана в обработке Б.Гребенщикова.

Слушание: международный христианский Гимн «Тихая ночь», «Рождество Твое, Христе Боже наш» Лядова.

Фонохрестоматия

Уметь исполнять песню «Город золотой» выразительно, выстраивая ансамбль, слушая друг друга.

Показать знания о христианских праздниках, обрядах, связанных с ними, времени их празднования.

Устный опрос, наблюдение, самоконтроль исполнения песни.

9.10

7.

В поисках истины и красоты

1

От Рождества до крещения

Исполнение колядных песен с драматизацией.

Слушание: «Святки» (Декабрь) из цикла «Времена года» Чайковского и «Колядные песни» Римского-Корсакова.

Фонохрестоматия

Уметь исполнять колядные песни образно, выразительно, поддерживая православные традиции духовной музыки.

Иметь представление о фортепианном цикле «Времена года» Чайковского, его образной основе.

Называть главные православные праздники, обряды, традиции. Знать суть православных праздников Рождество и Крещение.

Слуховой контроль исполнения колядок.

Опрос по теме урока.

16.10

8.

В поисках истины и красоты

1

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.

Разучивание и исполнение песни «Все пройдет» М.Дунаевского.

Слушание: «Ангел вопияше» П.Чайковского, увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова, «Запечатленный ангел» №1 Р.Щедрина.

Фонохрестоматия

Уметь выявлять наиболее яркие средства музыкальной выразительности, используемые в произведениях композиторов по данной теме.

Наблюдение за эмоциональным состоянием обучающихся, контроль слушательской культуры.

Самоанализ исполнения песни.

Самостоятельная работа по теме.

23.10

9.

Современный стиль музыки

(8 часов)

1

Как мы понимаем современность

Разучивание и исполнение песни «Честная бедность» Г.Свиридова - Р.Бернса.

Слушание: «Пасифик 231» А.Онеггера, «Попутная песня» М.Глинки.

Фонохрестоматия

Уметь исполнять песню «Честная бедность» Г.Свиридова - Р.Бернса в едином темпе с собственным ритмическим сопровождением (хлопки, щелчки, притопы, пришлепы).

Отмечать характерные особенности каждой эпохи в музыке.

Находить общие черты в образном содержании музыки на основе произведений «Пасифик 231» А.Онеггера, «Попутная песня» М.Глинки.

Устный опрос.

Взаимоконтроль исполнения песни.

30.10

10.

Современный стиль музыки

1

Вечные сюжеты

Разучивание и исполнение песни «Песня о надежде» из т/ф «Не покидай» Крылатова.

Слушание: «Смерть гладиатора» из балета «Спартак» А.Хачатуряна и Адажио Спартака и Фригии.

Фонохрестоматия

Уметь исполнять «Песню о надежде» распевно, выразительно, следуя дирижерскому жесту.

Знать особенности творчества Хачатуряна: синтез армянской и русской музыки.

Определять народно-национальные интонации балета «Спартак», его эмоциональную окраску.

Слуховой контроль исполнения песни, выслушивание мнений обучающихся о музыке.

13.11

11.

Современный стиль музыки

1

Филосовские образы XX века: «Турангалила- симфония» О. Мессиана.

Повторение песен по желанию детей.

Беседа о творчестве О. Мессиана. Слушание: «Ликование звезд» 5 часть; «Сад сна любви» 6 часть. «Турангалила- симфонии».О.Мессиана.

Фонохрестоматия

Принимать активное участие в исполнение песен, эмоционально передавать характер произведений. Иметь представление о творчестве О.Мессиана. Называть наиболее яркие средства музыкальной выразительности в симфонии композитора. Анализировать образное содержание музыкальны фрагментов.

Заполнение музыкального кроссворда по произведениям и композиторам. Слуховой контроль исполнения песен.

20.11

12.

Современный стиль музыки

1.

Джазовая и эстрадная музыка.

Вокальные упражнения на развитие интонационного слуха. Разучивание и исполнение песни Б. Кемпферда «Путники в ночи». Слушание: «Колыбельная Клары», дуэт Бесс и Порги из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Привет, Долли» Д. Германа, «Вчера» Дж. Леннона, П. Макартни.

Фонохрестоматия

Чисто интонировать песню «Путники в ночи». Уметь исполнять ее сольно и в хоре. Слышать, сравнивать и выделять наиболее яркие средства музыкальной выразительности в джазовых и эстрадных композициях. Знать понятия: спиричуэлс, блюз, регтайм, диксилент, свинг. Иметь представление о музыке биг-бэнд, шансон, кантри, бит-музыка, рок- музыка, диско.

Тест, устный опрос, музыкальный кроссворд.

27.11

13.

Современный стиль музыки

1

Лирические страницы советской музыки

Упражнения на выравнивание певческого диапазона. Разучивание и исполнение песни «Музыка для всех» В.Раинчика.

Беседа о творчестве С.Слонимского и А.Эшпая.

Слушание: «Я недаром печальной слыву…» С.Слонимского на стихи А.Ахматовой из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахматовой» и «Симфония №2» (2 часть - фрагмент) А.Эшпая.

Фонохрестоматия

Самостоятельное исполнение песни «Музыка для всех» Раинчика.

Знать особенности образного строения произведений Слонимского на примере музыки «Я недаром печальной слыву» на стихи Ахматовой.

Уметь выделять наиболее яркие средства музыкальной выразительности и способы выражения (лиризм, напевность, близость музыки к поэтическому изложению).

Понимать особенность творчества А.Эшпая, основанную на народных интонациях.

Взаимоконтроль исполнения песен.

Устный опрос по творчеству композиторов.

4.12

14.

Современный стиль музыки

1

Диалог времен в музыке А.Шнитке

Разучивание и исполнение песни «Уголок России» Шаинского.

Беседа о творчестве А.Шнитке.

Слушание «Ангел запечатленный» и Preludio; Toccata. Из «Concerto grosso» №1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра Шнитке.

Фонохрестоматия

Исполнять в группах и сольно песню «Уголок России» Шаинского, уметь выразительно передавать характер музыки.

Отмечать новаторский стиль музыки А.Шнитке (связь времен и культур разных народов, разнообразие жанров и стилевых особенностей, полистилистика).

Уметь проводить интонационно-тематический анализ сочинений Шнитке.

Работа с таблицами по творчеству композиторов.

Устный опрос.

11.12

15.

Современный стиль музыки

1

«Любовь никогда не перестанет»

Разучивание и исполнение песни «На братских могилах» В.Высоцкого.

Беседа о творчестве Г.Свиридова.

Слушание: «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова (фрагмент), «Романс» из музыки к драме Пушкина «Метель»

Фоохрестоматия

Выразительно исполнять песню «На братских могилах» В.Высоцкого.

Преломлять полученные знания в личностно-эмоциональном отношении к образному миру музыки.

Размышлять о музыке (устно и письменно), отвечать на вопросы, выполнять проблемно-творческие задания по темам курса предмета «Музыка».

Ответы на вопросы, самостоятельная работа (письменная).

Самоконтроль исполнения песни.

18.12

16

Современный стиль музыки

1

«Музыка всегда остается»

Использование музыкального материала курса «Музыка» 8 класса: песни, творчество композиторов, произведения, жанры, стили, средства музыкальной выразительности, музыкально-творческая деятельность, рассуждения о музыке и т.д.

Фонохрестоматия

Уметь систематизировать, обобщать знания о творчестве композиторов, аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека.

Уметь обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров.

Использовать в самостоятельном творчестве полученные вокально-хоровые навыки.

Устный опрос.

Тестирование.

Самостоятельная работа.

Музыкальная викторина.

Обмен мнениями.

Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль вокально-творческой деятельности.

25.12


© 2010-2022