• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»

Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»

Урок разработан по развивающей системе Занкова. Автор карса Музыка  Г.С.Ригина. 4 класс. II Четверть. Тема "Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты и инструменталисты".  Тема урока:«Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса». Цель: знакомство  с выдающимися исполнителями музыки, вокалистами. Задачи образовательные: познакомить учеников с основными тембрами женских голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто и выявить особенности тембровой окраски женского голоса. 
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Система Л.В.Занкова Автор Г.С.Ригина

4 класс

II четверть

Урок № 2


Тема: «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»


Цель: знакомство с выдающимися исполнителями музыки, вокалистами.

Задачи образовательные: познакомить учеников с основными тембрами женских голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто и выявить особенности тембровой окраски женского голоса;

Задачи развивающие: развитие музыкально - творческого мышления в процессе выполнения заданий; развитие чувства тембра и звуковысотных представлений; развитие вокально-хоровых навыков; навыков импровизации.

Задачи воспитывающие: приобщение к лучшим образцам русской музыкальной культуры через творчество выдающихся композиторов М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского - Корсакова.

Оборудование и музыкальный материал: Видеопроектор, компьютер, экран.

М.Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»;

П.Чайковский. Ария Полины из оперы «Пиковая дама»;

Н.А Римский - Корсаков. Песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);

Русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке» (пение).

Видеоряд: Мария Каллас, Вера Фирсова, Елизавета Шумская, Надежда Обухова, Лариса Авдеева.

Интернет - страница: fcior.edu.ru/catalog/meta/3/muzika. Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов: OMS 180, OMS 181, OMS 182.

Дополнительный материал: листы бумаги и фломастеры.

Термины, понятия, выписанные на доске.

Сопрано: драматическое, лирическое, колоратурное, лирико-колоратурное;

Меццо-сопрано;

Контральто.

Структура урока:

  • организационный момент;

  • проверка домашнего задания;

  • объяснение нового материала с использованием ЭУМ;

  • закрепление изученного материала в процессе выполнения практических заданий;

  • работа с тетрадью;

  • хоровое пение;

  • пение по нотам;

  • творческие задания;

  • диагностика;

  • оценивание.

Виды деятельности учащихся: слушание музыки, выполнение практических заданий на компьютере (тесты), разучивание и исполнение песен, пение по нотам и ручным знакам, выполнение письменных творческих заданий, движение под музыку.

Методы обучения: обобщение; словесный; наглядно-слуховой; анализ; создание проблемно-поисковых ситуаций; творческие и эвристические задания.



Ход урока


  • Вокальное приветствие: Учитель «Здравствуйте, ученики».

Учащиеся «Здравствуйте, учитель».


  • Проверка домашнего задания

Учитель. На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с певческими голосами и узнали, что все человеческие голоса отличаются друг от друга высотой, силой и окраской голоса, или тембром. Дома вы должны были прочитать тематический текст и более внимательно изучить иллюстрации, в том числе те, которые не рассматривались на уроке. Я предлагаю провести блиц - опрос и выявить степень усвоения материала по теме прошлого урока: «Выдающиеся исполнители. Вокалисты. Мужские голоса».

Блиц - опрос


Учитель. Дайте определение тембра.

  • Тембр - качество звука, его "окраска", "характер", которое позволяет различать звуки одной и той же высоты, исполняемые на различных инструментах или различными голосами.

Учитель. Какие бывают певческие голоса?

  • В зависимости от тембра и высоты певческие голоса делятся на низкие, средние и высокие.

Учитель. На какие группы делятся мужские голоса?

  • Мужские голоса делятся на три группы: тенор, баритон и бас.

Учитель. Назовите мужские голоса по высоте регистра?

  • Тенор - высокий;

  • Баритон - средний;

  • Бас - низкий.

Учитель. Какие бывают тенора?

  • Тенор бывает лирический и драматический.

Учитель. Назовите знаменитых русских теноров?

  • Леонид Собинов, Иван Козловский, Сергей Лемешев.

Учитель. Назовите знаменитых испанских теноров?

  • Пласидо Доминго, Хосе Каррерас.

Учитель. Назовите знаменитых итальянских теноров?

  • Энрико Карузо, Лучано Паваротти.

Учитель. Назовите имя эстонского певца, у которого средний по регистру голос?

  • Георг Отс.

Учитель. Назовите имя знаменитого на весь мир русского баса?

  • Федор Шаляпин.

Учитель. Молодцы.


  • Слушание («Певческие голоса: сопрано, бас, тенор, дискант и другие».

Информационный модуль. OMS 180)

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с женскими певческими голосами. Они делятся на сопрано, меццо-сопрано и контральто.

Сопрано - самый высокий голос. В музыкальной практике есть три основных типа сопрано. Для драматического сопрано характерны плотность, насыщенность тембра, ровность звучания на всем диапазоне. Именно для него написаны партии Лизы в опере «Пиковая дама» Чайковского, Аиды в одноименной опере Верди. Таким голосом обладала знаменитая греческая певица Мария Каллас.

Каллас Мария (1923-1977) - выдающаяся греческая певица (сопрано), прославившаяся в период после Второй мировой войны.

Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»


Рис. №1 Мария Каллас

Лирическому сопрано свойственны мягкость тембра, гибкость, подвижность. П.И. Чайковский поручил этому голосу, нежному, легкому, полному душевной теплоты, партию Татьяны в своей опере «Евгений Онегин». Колоратурное сопрано поражает легкостью, необыкновенной подвижностью голоса, свободным звучанием высокого регистра. Для него написано много блестящих виртуозных партий в разных операх, например, Людмила в «Руслане и Людмиле» Глинки. «Каватину Людмилы» великолепно исполняла Вера Фирсова, знаменитое русское сопрано. (mp3 №1)

Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»

Рис. №2 Вера Фирсова


Фирсова Вера Михайловна (1918 - 1993) - народная артистка РСФСР. В годы Великой Отечественной войны участвовала в концертных бригадах, выезжавших на фронт. В 1947 году, после окончания консерватории, была принята по конкурсу в Большой театр СССР солисткой оперы. За это время исполняла все партии колоратурного сопрано и некоторые партии лирического сопрано всех спектаклей репертуара театра.
Бывают голоса, которые сочетают в себе различные качества, например, лирико-колоратурное или лирико-драматическое сопрано. У знаменитой русской певицы Елизаветы Шумской было лирико-колоратурное сопрано.

Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»

Рис. №3 Елизавета Шумская

Шумская Елизавета Владимировна (1905-1988) - русская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка России (1951). В 1944-58 в Большом театре. В 1950 году получила Государственную премию СССР
Меццо - сопрано - низкий, грудной, бархатистый женский голос. По характеру он близок драматическому сопрано, но ниже и насыщеннее его. Возможности меццо-сопрано очень велики. Этому голосу многие композиторы поручают роли сильных, волевых женщин: Кармен в опере Бизе «Кармен», Полина в опере Чайковского «Пиковая дама». Прекрасным меццо-сопрано обладала русская певица Надежда Обухова. (mp3 № 2)

Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»


Рис. №4 Надежда Обухова


Обухова Надежда Андреевна (1886-1961) - певица (меццо-сопрано), выдающаяся представительница русской вокальной школы. Окончила Московскую консерваторию. В 1916-43 - солистка Большого театра. Голос ее отличался широтой диапазона, певучестью, гибкостью, редкой красотой тембра, легкостью и насыщенностью звучания.

Контральто - самый низкий женский певческий голос. Иногда его считают разновидностью меццо-сопрано. Этому голосу композиторы поручают партии юношей и мальчиков-подростков. Лариса Авдеева была великолепной исполнительницей партий контральто. (mp3 №3).

Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»


Рис. №5 Лариса Авдеева

Авдеева Лариса Ивановна (1925) - русская певица (меццо-сопрано). Родилась в Москве, в семье оперного певца. Прекрасно исполняла романсы и эстрадные песни, в 50-е годы её голос постоянно звучал на радио. Народная артистка РСФСР (1964).


  • Практические задания. («Певческие голоса: сопрано, бас, тенор, дискант и другие». Практическое занятие. OMS 181). Работа за компьютерами.

  • Определение тембра

Учитель. Закрепите знания - выполните все задания модуля «Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, дискант и другие. Практика» и добейтесь положительного результата.

Задание: Послушайте голоса разных исполнителей. Найдите соответствие голоса и название его тембра. Переместите название тембра под соответствующие музыкальные фрагменты.

Ответы:

М.Мусоргский

Романс

«Блоха»

Ф.И.Шаляпин

М.Глинка. Каватина Людмилы из оперы Руслан и Людмила»

В.Фирсова

Дж.Пуччини

Ария Калафа

из оперы

«Турандот»

Л.Паваротти

Н.Римский - Корсаков

Песня Леля из оперы «Снегурочка»

Л.Авдеева

П.Чайковский Ария Полины из оперы «Пиковая дама»

Н.Обухова

И.Кальман

Ария Мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка»

Г.Отс

Бас

Сопрано

Тенор

Контральто

Меццо-сопрано

Баритон

Результат выполнения не оценивается.


  • Игра «Музыкальная палитра»

Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформировать творческую группу художников - декораторов, выбрать руководителя для выполнения задания по алгоритму.

Алгоритм руководителю группы художников - декораторов.

1. Внимательно прослушать музыкальные фрагменты с женскими голосами.

2. Распределить группу художников - декораторов на подгруппы.

3. Помочь подгруппам выбрать тембр женского голоса.

4. Помочь продемонстрировать работу, комментируя выбор цветовой гаммы к выбранному тембру.

В результате класс разбился на 3 подгруппы. В 1й подгруппе учащиеся изобразили на бумаге свои ощущения от высокого регистра - сопрано; во 2й подгруппе учащиеся изобразили свои ощущения от среднего регистра - меццо - сопрано, в 3й подгруппе учащиеся изобразили ощущения от низкого регистра - контральто.

Вывод делают дети с помощью руководителя творческой группы. В рисунках ребята выразили всю гамму чувств, связанных с музыкой и их внутренним состоянием.

  • для высокого регистра (сопрано) дети выбрали светлые, голубые, розовые, желтые, белые цвета (рис.№1);

  • для среднего регистра (меццо - сопрано) более яркие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые цвета (рис.№2)

  • для низкого регистра (контральто) темные, сочные, насыщенные цвета










Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»

Рисунок №1 - Сопрано.




Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»

Рисунок № 2 - Меццо - сопрано





Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»

Рисунок №3 - Контральто




  • Работа с тетрадью. (Рабочая тетрадь стр.11-12)

Задания и вопросы

  1. Подчеркните из предложенных ниже голосов только женские.

  • Бас, альт, тенор, меццо-сопрано, баритон, сопрано, контральто.

  1. Что означает знак бемоль Ь? Как он называется.

  • Знак (бемоль) понижает звук на полтона и ставится перед нотой.

  1. Заполните таблицу, впишите имена выдающихся исполнителей.

Женские голоса


Высокий

Сопрано

Средний

Меццо-сопрано

Низкий

Контральто

  • Мария Каллас


  • Надежда Обухова


  • Лариса Авдеева



  1. Может ли данная репродукция служить иллюстрацией к опере Н.А.Римского - Корсакова «Снегурочка»?


Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»


  • Может, так как на ней изображены герои оперы «Снегурочка»: Снегурочка и Лель.

  1. Какому голосу композиторы поручают партии юношей и мальчиков-подростков?

  • Низкому женскому голосу контральто, чтобы подчеркнуть молодость, юность героев.

  1. Попробуйте сочинить песенку, загадку, коротенький рассказ, сказку или занимательную историю про знак бемоль. (Рабочая тетрадь, стр. 11)

  • Песенка - загадка

1 ученик Что за знак написан тут?

Для чего он, как зовут?
2 ученик Звать меня бемоль, друзья,

Понижаю ноту я.
1 ученик А скажи, на сколько?
2 ученик На полтона только.

  • Загадка

Знак бемоль, знак бемоль,

Что он означает?

Этот знак, этот знак,

Ноту понижает.

  • Песенка

Особенные знаки

Вписались в нотный ряд

И в нём от их атаки

Произошел разлад.

Диезы возгордились,

Вверх устремились вдруг

И славно потрудились,

Повысив каждый звук.

Но, вопреки их воле,

Исполнив свой каприз,

Строптивые бемоли

Всех потянули вниз.

  • Рассказ

Шёл однажды Бемоль по музыкальному городку и повстречал Диеза. Бемоль говорит низким голосом «Давай дружить». Диез ответил высоким голосом «Давай». Пошли они дальше и услышали прекрасные звуки, которые доносились из парка. Подойдя поближе, они увидели музыканта, играющего на скрипке. Бемоль предложил музыканту играть ниже, а Диез выше. Они поссорились. В их разговор вмешался Бекар, который стоял неподалеку и слушал скрипача. «Друзья, не стоит ссориться. Пусть музыкант играет как хочет. Ведь под его музыку танцует, веселится народ музыкального городка».

Учитель. Молодцы. Вы прекрасно справились с заданиями.

  • Хоровое пение.

Учитель: Споем гамму ми минор. Учитель объясняет детям, что это минорная гамма, параллельна гамме соль мажор, поэтому в ней при ключе стоит знак фа диез. Знакомит учащихся с новыми для них нотами: ля и си малой октавы, показывает их местонахождение на клавиатуре.

Разучивается русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке», которая дана в тональности ми минор.

Учитель. - Каков характер музыки? (Поэтичный, нежный, ласковый). Для того чтобы восприятие минора было нагляднее, можно сыграть один куплет в мажоре, а затем спросить детей:

Учитель. «Почему лучше звучит эта живая, светлая мелодия в первом исполнении»? (Придает мягкость мелодии и лучше передает поэтичность текста).

Разучиваем песню по фразам. Начинаем с первого голоса. Работаем над характерным распеванием: «ле-е-соч-ке», «дуб-ра-а-ве».

При пении на два голоса надо добиваться прежде всего выстраивания первого интервала. Предварительная настройка на тоническое трезвучие необходима.


  • Движения под музыку. Учитель предлагает исполнить песню «Как в лесу, лесу, лесочке» с хороводными движениями. Дети должны смотреть друг другу в затылок и тянуть носочек.

  • Повторение.

Учитель. Повторим русскую народную песню «Как под горкой». Учитель играет попевку в тональности до мажор. Дети слушают и «играют» на своих клавиатурах в учебниках стр. 29.

Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»

Далее учитель играет попевку в тональности фа мажор без бемоля. Выясняется, что ее мелодия звучит неправильно. Объяснить детям. Что для правильного звучания мелодии надо нажать черную клавишу, находящуюся слева от клавиши «си». Т.е. понизить звук «си» на полтона. В нотном примере для этого ставится перед нотой си знак бемоль. (Учебник, стр.29)


  • Пение по нотам.

Учитель. Споем попевку по нотам от клавиши «фа» и мягко произнося слово «бемоль», и покажем ступени ручными знаками. Дети еще раз убеждаются в том, что ля-си бемоль - это маленькое расстояние между ступеньками ВИ и НА, равное полутону.

  • Диагностика.

Учитель. Чтобы сделать вывод о знаниях, полученных на сегодняшнем уроке, прослушайте 3 незнакомых фрагмента: (1. Ария Снегурочки, 2. Ария Весны, 3. Третья песнь Леля из оперы «Снегурочка» Н.Римского - Корсакова) те, кто считает, что звучит высокий женский (средний, низкий) голос поднимает руки, а те, кто считает иначе, руки не поднимают (учитель отслеживает количество поднятых рук, т.е. правильных и неправильных ответов).

  • Вывод. Учитель. Что нового сегодня вы узнали на уроке?

Ответы учащихся.

- Сегодня на уроке мы узнали, что женские голоса делятся на сопрано (высокий), меццо - сопрано (средний), контральто (низкий).

- Основные типы сопрано - драматическое, лирическое, колоратурное.

- Характерные особенности драматического сопрано - плотность, насыщенность тембра, ровность звучания на всем диапазоне;

- Характерные особенности лирического сопрано - мягкость тембра, гибкость, подвижность;

- Характерные особенности колоратурного сопрано - легкость, подвижностью голоса, свободное звучанием высокого регистра.

- Бывают голоса, которые сочетают в себе различные качества - лирико-колоратурное или лирико-драматическое сопрано.

- Познакомились с выдающимися оперными исполнителями: Марией Каллас, Верой Фирсовой, Елизаветой Шумской, Надеждой Обуховой, Ларисой Авдеевой.

- Слушали музыку русских композиторов: М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского - Корсакова.

  • Домашнее задание.


Учитель. Поэт Константин Бальмонт в одном из стихотворений провел интересные параллели между тембрами музыкальных инструментов и цветом (светом):

Цветные инструменты

Звук арфы - серебристо-голубой.

Всклик скрипки - блеск алмаза хрусталистый.

Виолончели - мед густой и мглистый.

Рой красных струй, исторгнутых трубой.

Свирель - лазурь, разъятая борьбой,

Кристалл разбитый, утра ход росистый.

Колоколец ужалы - сон сквозистый.

Рояль - волна с волною вперебой.

Флейты звук зоревый, голубой,

Так по-детскому ласково-малый,

Барабаны глухой перебой,

Звук литавр торжествующе-алый.

А какими вам представляются инструменты оркестра (симфонического, эстрадного, народного)?

  1. «Раскрасьте» 5-7 инструментов и объясните выбор цвета. Почему они именно такие?

2. Подготовиться к контрольной работе по теме: «Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, дискант и другие».

  1. Изучите содержание информационного модуля «Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, дискант и другие». Более внимательно изучите иллюстрации, в том числе те, которые не рассматривались на уроке. (OMS 180).

  2. Закрепите знания - выполните все задания модуля «Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, дискант и другие. Практика» (OMS 181) и добейтесь положительного результата.

3.Проверьте уровень своих знаний - выполните тестовое задание «Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, дискант и другие». (OMS 182)

Тест состоит из 2 заданий. Тест № 1, Тест № 2.


Тест № 1

Задание 1. Термины

Прочитайте определение и переместите его в рамку с соответствующим термином.

Тенор

Баритон

Бас

Сопрано

Меццо-сопрано

Контральто

< Самый низкий мужской голос, передающий разнохарактерные образы >

< Средний мужской голос, исполняющий партии мужественного характера >

< Высокий мужской голос со светлым и мягким тембром >

< Низкий, грудной, бархатистый женский голос>

< Высокий женский голос, мягкий, гибкий и подвижный>

< Самый низкий женский голос, исполняющий партии юношей>


Тест № 2

Задание 2. Музыкальные фрагменты. Четыре музыкальных фрагмента разбиты на 2 части. Послушайте и соедините половинки скрипичных ключей так, чтобы получился фрагмент из одного произведения.

(Если учащиеся затрудняются выполнить практическое или тестовое задание, они могут обратиться к информационным модулям).

(В конце урока учитель обращает внимание ребят на то, что дома учащиеся могут найти материал для подготовки на сайте: fcior.edu.ru/catalog/meta/3/muzika или скачать на электронные носители в компьютерном классе).

Критерии оценивания: активность на уроке; количество и качество ответов (оригинальность, точность, убедительность, развернутость ответа).

Список использованных источников.

1. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. / Е.А.Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2006. -128с. (в помощь учителю).

2. Уроки музыки с применением информационных технологий . 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / авт.- сост. Л.В.Золина. - М.; Издательство «Глобус», 2009, - 176с.- (Современная школа).

3. Диагностика музыкальных способностей детей /Анисимов В.П. . - М., 2004

4. Методические рекомендации к учебнику Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание. 4 класс Ригина Г.С. / - Самара, 2006

5. Музыка. Учебник. Обучение. Творческое развитие. Воспитание. 4 класс / Ригина Г.С. - Самара, 2010

6. Музыка. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» 1,2,3,4 класс. Обучение. Творческое развитие. Воспитание. / Ригина Г.С. - Самара, 2011

7.fcior.edu.ru/catalog/meta/3/muzika. Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов: OMS 180, OMS 181, OMS 182.Конспект урока по музыке «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»

Сметанина Елена Николаевна, учитель музыки высшей квалификационной категории муниципального образовательного бюджетного учреждения «Лицей №3» города Оренбурга

1


© 2010-2022