• Преподавателю
  • Музыка
  • Программа дополнительного образования по музыке для учащихся 1х классов «Прекрасное вокруг нас»

Программа дополнительного образования по музыке для учащихся 1х классов «Прекрасное вокруг нас»

Пояснительная записка Занятия   проводятся по  авторской программе  Л.Л.Этемез  «Прекрасное вокруг нас»  для детей 7лет.                                                                                          Содержание программы  «Прекрасное вокруг нас» основано на закономерностях музыкального искусства, на базовых категориях и понятиях, которые отражены в «Требованиях» к содержанию школьного образования образовательной области «Искусство». Программа «Прекрасное вокруг нас» рассчитана на 1 год...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного образования по музыке для учащихся 1х классов «Прекрасное вокруг нас»



Программа

дополнительного образования

по музыке

для учащихся 1х классов

«Прекрасное вокруг нас»

Автор программы учитель музыки

высшей профессиональной категории

Этемез Л.Л.

2014 - 2015

Г. Удачный

Программа

«Прекрасное вокруг нас»

Пояснительная записка

Занятия проводятся по авторской программе Л.Л.Этемез «Прекрасное вокруг нас» для детей 7лет. Содержание программы «Прекрасное вокруг нас» основано на закономерностях музыкального искусства, на базовых категориях и понятиях, которые отражены в «Требованиях» к содержанию школьного образования образовательной области «Искусство».

Программа «Прекрасное вокруг нас» рассчитана на 1 год для детей 7лет школьного возраста 1 час в неделю, 34 занятия в год.

Освоение содержания программы «Прекрасное вокруг нас» является начальной ступенью формирования у школьников целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального фольклора, современного, музыкального творчества.

В центре программы «Прекрасное вокруг нас» - различные явления русской музыкальной культуры. И это не случайно, так как программа предназначена для школьных образовательных учреждений России.

Обучающиеся, в разделах программы «Прекрасное вокруг нас», ориентируются на знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте. Это необходимо для того, чтобы дети могли осознать роль музыки в повседневной жизни человека вообще, и в своей собственной. Постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.

Цель программы:

ввести в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию.

Основой содержания программы являются: музыкальные жанры, от простых доступных ребёнку интонаций, песен, танцев, маршей, которые они осваивают, включаясь в процесс активного их исполнения, к более сложным жанрам. Чтобы музыкальный язык стал понятен школьникам, в игровой форме вводятся элементарные понятия из области музыкальной грамоты, которые они осваивают в процессе пения, пластического интонирования, инструментального музицирования, импровизации.

Большое внимание уделяется развитию речевых навыков школьников, связанного с расширением их эмоционально-смыслового словаря, необходимого для отклика на характер и на строение музыки.

В программе предлагаются разнообразные творческие задания для детей. Проблемные вопросы, обращенные к юным «композиторам», исполнителям, слушателям, настраивают их на размышления о музыке.

Детям предлагается выказать свое отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные оригинальные исполнительские интерпретации.

Цели и задачи (7 лет):

  • формирование у детей эмоционально - радостных ощущений от активного участия в совместном коллективном музицировании;

  • знакомство детей с различными шумовыми инструментами, доступными им для игры;

  • развитие слуховых и телесных ощущений равномерной метрической пульсации (в музыке умеренного типа);

  • формирование слуховых и телесных ощущений основных выразительных средств музыки;

  • освоение музыкальных темпов (быстро - медленно), контрастной динамики (громко - тихо), контрастных ладов (мажор - минор) через движение, деятельность, игру;

  • развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных играх со словом, инструментами и звучащими предметами;

  • созвучие стихов и сказок;

  • развивать способность самостоятельно выбирать жесты, мимику, интонации, пластику для передачи контрастных

образов.

* расширение образовательной среды;

* повышение интереса детей к классической музыке;

* расширение интонационно - образного багажа дошкольника;

* развитие эмоционального отклика на музыку;

* формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству,

как части окружающей его жизни;

* погружение детей в музыку, знание самой музыки,

* развитие навыков коллективного музицирования,

простейших импровизаций.

Методы музыкального образования:

*метод художественного, нравственно - эстетического познания музыки;

*метод эмоциональной драматургии;

*метод интонационно - стилевого постижения музыки;

*метод концентричности организации музыкального материала;

*метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении»;

*метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей»;

*метод игры.

Программа «Прекрасное вокруг нас» предлагается для дополнительного образования обучающихся 7лет общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, центров дополнительного образования.

Детские голоса имеют высокое головное звучание. По содержанию обертонов они беднее голосов взрослых, особенно в младшем школьном возрасте, но обладают особой серебристостью и легкостью. Хотя голоса детей и уступают по силе голосам взрослых, но отличаются большей звонкостью и «полётностью». Такие свойства тембра придают детским голосам особую прелесть. Качественные отличия детских голосов связаны с анатомо - физиологическими особенностями голосового аппарата и всего растущего детского организма.

Гортань у детей расположена высоко. Она приблизительно в 2-2,5 раза меньше гортани взрослых. Хрящи гортани гибкие, мягкие, полностью не сформированы. Поэтому детская гортань отличается эластичностью и большой подвижностью. Мышцы гортани развиты слабо. Голосовые складки детей коротки, узки и тонки.

Голосовые мышцы развиты не достаточно, диапазон голоса ограничен. В этом возрасте детские голоса имеют приблизительно одинаковый диапазон в пределах первой октавы. Крайние ноты диапазона, особенно до первой октавы, дети берут с трудом. Голоса мальчиков и девочек мало отличаются по характеру звучания.

На начальном этапе создается регулировочный вокально-музыкальный образ, складывается понимание способов выполнения вокальных действий и делаются попытки их осуществить. Но у начинающего певца эти попытки еще не устойчивы и неточны, много ошибок и лишних движений. Ему приходится внимательно следить за всеми компонентами воспроизведения звука, его внимание очень напряжено. На этом этапе идет образование условно-рефлекторных связей в соответствии с заданной акустической нормой.

Дети учатся правильно интонировать (попадать в мелодию), основам звуковедения и дыхания. Звучание одноголосное. Обязательно присутствие игровых элементов, театрализации, пластического интонирования, игры на музыкальных инструментах, требующих от детей перевоплощения, богатой фантазии, воображения.

Виды музыкальной деятельности по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Это хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера, освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.



Разработка часов в тематическом планировании на один год

школьного обучения

34 ч

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Занятия

Разделы и темы программы

Количество часов

1раздел: «Прекрасна ты, осенняя пора».

4 часа

1.

«Что нам осень принесёт».

1час

2.

«Ароматы и вкусы осени».

1час

3.

«Мир цветов на земле».

1 час

4.

«Цветы на окошках».

1 час

2й раздел: «Музыкальные шедевры».

6 часов

5.

«Сказка о горном озере и водопаде».

1час

6.

«Сказка о воде».

1час

7.

«Сказка в творчестве С. С. Прокофьева».

1час

8.

«Путешествуем вместе с музыкой П.И.Чайковского.

1час

9.

«Сказочная музыка Эдварда Грига».

1 час

10.

«Придумаем сказку».

1 час

3й раздел: «Белая книга зимы».

6 часов

11.

«Первые заморозки», «Чудесный зимний день».

1час

12.

«Подружил всех Новый Год».

1 час

13.

«Новый год вокруг ёлки хоровод».

1час

14.

«Как-то раз под Новый год зайцы собрались в поход».

1 час.

15.

«Белая книга зимы».

1 час.

16.

«Снежная королева».

1 час.

4й раздел: «Солдатушки - бравы ребятушки».

2 часа

17.

«Русские богатыри».

1 час.

18.

«Защитники святой Руси».

1 час.

5й раздел: «Мамин праздник».

2 часа

19.

«При солнышке тепло - при матушке добро».

1 час.

20.

«Мелодия - душа музыки».

1 час.

6й раздел: «Приметы весны».

10 часов.

21.

«Весенний парад земли».

1 час.

22.

«Радуемся солнышку».

1 час.

23.

«Пришла весна, играй детвора».

1 час.

24.

«Весна в произведениях Н. А. Римского-Корсакова».

1 час

25.

«За окошком весна».

1 час

26.

«Весна в произведениях - А. Вивальди».

1 час

27.

«Весна в произведениях - Глинки и Чайковского».

1 час.

28.

«Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов».

1 час.

29.

«Голоса птиц».

1 час.

30.

«Путешествие на воздушном шаре».

1 час.

7й раздел: «Пусть зло на проделки хитро, но всёж побеждает добро».

4 часа

31.

«Я добрый».

1 час.

32.

«Мои игрушки»

1 час.

33.

«Бабочки».

1 час.

34.

«Нам посчастливилось родиться на Руси».

1 час.

Всего:

34 часа.

Содержание программы:

1раздел: «Прекрасна ты, осенняя пора».

1.«Что нам осень принесёт». Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными обучающихся. Стихи об осени - «Дождинки». Разучивание песни «Дождик». С. Иванова и песни «Медуза»

Ю. Верижникова. «Игра с листьями». Распевки - календарики. Слайды «Природа осени».

2. «Ароматы и вкусы осени». Урожай осени (вопросы и показ овощей и фруктов). Продолжение разучивания песни «Дождик». Разучивание песни «Волк». Распевки-календарики «Дождик бывает осенним». Слушание: П.И.Чайковский «Осенняя песня».

3. «Мир цветов на земле». Песня «Две ромашки». Загадки «Сказительницы о цветах». Игра «Идем гуськом». Разучивание песни «Волк». Песенка-игра для развития певческих навыков «Лошадка». Слайды «Цветы»

4.«Цветы на окошках». Разучивание песни «Цветы на окошках». Слайды «Цветы». Песенка - игра для развития певческих навыков «Синичка».

2й раздел: «Музыкальные шедевры».

5.Сказка о горном озере и водопаде». Чтение сказки. Песня «Буги-вуги». Сказка о горном озере и водопаде». Речевая игра «Смешные человечки». Упражнение «Развиваем музыкальный слух». Слушание звуков ручья, озера, моря. Слайды «Море, океан, озеро».

6. «Сказка о воде». «Моря, океаны и их обитатели». Сказка «Я принесла с собой дождь». Песня «У кого какая, песня». Игра «Дзинь - бум». Слушание звуков моря.

7.«Сказка в творчестве С. С. Прокофьева». Беседа о сказках. Слушание: «Сказочка» С. С. Прокофьев. «Песенка зайчат».

8.«Путешествуем вместе с музыкой П.И.Чайковского. Видеоряд о Чайковском. Слушание: « Старинная французская песенка». Разучивание «Русская песня».

9.«Сказочная музыка Эдварда Грига». Песня «Фея музыки». Слушание: Эдвард Григ «Утро». Речевая игра: «Шла собака».

10.«Придумаем сказку». Песня «Фея музыки». Песни - календарики «Снег засыпал все пути». Речевая игра «Где спит рыбка».

3й раздел: «Белая книга зимы».

11. «Первые заморозки», «Чудесный зимний день». Разучивание песни «Зимняя сказка». Стихотворение «Белоснежная зимушка нежная». Речевая игра «Шли по узенькой дорожке».

12.«Подружил всех Новый Год». Упражнения на дыхание по методике

А. Н. Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики», «Песня цыпленка». Игра «Тик - так».

13.«Новый год вокруг ёлки хоровод». Разучивание песни « Илюшкина ёлка». Стихотворение «Мороз - красный нос». Распевки. Упражнения на д Упражнения на дыхание по методике А. Н .Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики».

14.«Как-то раз под Новый год зайцы собрались в поход». Продолжение разучивания песни «Ильюшкина ёлка». Песенки - игры для развития певческих навыков «Тучка - сердючка». Упражнения на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики».

15.«Белая книга зимы». Разучивание песни «Подружил всех Новый год». Стихотворение «Чудесный зимний день». Упражнения на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой: «Кошечка», «Погончики».

16. «Снежная королева». Песня «По лесочку мы гуляем». Игра «Ручками мы хлопнем, ножками мы топнем». Упражнения на дыхание по методике

А. Н. Стрельниковой: «Большой маятник».

4й раздел: «Солдатушки - бравы ребятушки».

17. «Русские богатыри». Разучивание «Частушки праздничные». Игра «Водичка - водичка умой мое личико». Разучивание песни «Киска Кет».

18.«Защитники святой Руси». Беседа «Илья Муромец». Разучивание «Частушки праздничные». Игра «Водичка - водичка умой моё личико».

5й раздел: «Мамин праздник».

19.«При солнышке тепло - при матушке добро». Беседа о празднике. Стихотворение «Мамочка родная». Песенки - игры для развития певческих навыков «Коза».

20. «Мелодия - душа музыки».

1. Разучивание песни: муз. Р. Рустамова, слова Л. Мироновой «Мы запели песенку». Разучивание песни « Золотая рыбка». Музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель.

6й раздел: «Приметы весны».

21. «Весенний парад земли». Разучивание песни «Бумажные кораблики». Музыка О. Буйновской, слова О. Высотской. Песня «Где же одуванчики». Музыка и слова З. Б. Каваевой. Слушание голосов различных птиц.

22. «Радуемся солнышку». Отгадываем загадки «Букашки - таракашки». Игра «На травке». Песня «Зайки сели на качели». Музыка и слова Г. Г. Погореловой.

23. «Пришла весна, играй детвора». Стихи «Машина», «Лошадка», «Карусель» и другие. Песня «Во дворе на солнышке». Музыка и текст

Л. Раздорбариной.

24.«Весна в произведениях Н. А. Римского - Корсакова». Слушание «Сказка о царе Салтане». Песня «Мышка и аппетит». Музыка и текст Л. Раздорбариной Разучивание песенки Белая овечка». Музыка и текст Л. Раздорбариной.

25. «За окошком весна». Разучивание песни «Скакалочка». Музыка А. Филиппенко. Разучивание песни «О мишке». Музыка А. Филиппенко.

26. «Весна в произведениях - А. Вивальди». Слушание: Отрывок из концерта «Весна». Знакомство с русской народной песней. Разучивание песни «Васька - кот». Слова Н. Френкель.

27.«Весна в произведениях - Глинки и Чайковского». Разучивание песни «Васька - кот». Слова Н. Френкель. Слушание пьесы из «Времён года» Чайковского.

28.«Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов». Повторение и закрепление песен, понравившихся детям. Слайды. Занятие - концерт.

29.«Голоса птиц». Слушание в записи голосов различных птиц. Стих. Разучивание песни «Вороны».

30. «Путешествие на воздушном шаре». Песня « Разноцветные шары». Песня «Лиса». Стих. «Земной шар».

7й раздел: «Пусть зло на проделки хитро, но всёж побеждает добро».

31.«Я добрый». Беседа. Стихотворение « Я люблю щенка кормить». Песня «Добрый жук».

32.«Мои игрушки». Песня «Про Мишку». Распевки для развития певческих навыков. Песня «Добрый жук». Повторение.

33.Бабочки». Слайды «Бабочки». Песня «Добрый жук» Повторение.

34.«Нам посчастливилось родиться на Руси». Занятие - концерт



Рабочая программа по музыке

«Прекрасное вокруг нас»

для детей 7 лет

У

Р

О

К

А

Содержание

(общая тема,

тема урока)

Количество

ча

сов



34ч

Дата проведения уроков

Предполагаемые результаты урока (перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся на уроке)

Контроль достиже-

ния результа-та (измери

тели)

Ресурсное

обеспечение

П

р

и

м

е

ч

а

н

и

е


П

ла

ни

руемая

Фак

ти

ческая


1раздел: «Прекрасна ты, осенняя пора» 4 часа

Урок №1

№1.

«Что нам осень принесёт».

1

4.09

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Импровизировать в соответствии с заданным заданием

1.Стихи об осени - «Дождинки».

2. Разучивание песни «Дождик».

С. Иванова и песни «Медуза» Ю.Верижнико-ва.

3. «Игра с листьями».

4.Распевки-календарики

5.Слайды «Природа осени».

Урок №2

№2.

«Ароматы и вкусы осени».

1

11.09

Наблюдение за музыкой в жизни человека и звучанием природы.

Наблю-дать за процесс-сом и результа-

том музыкального развития.

1. Урожай осени (вопросы и показ овощей и фруктов).

2.Продолжение разучивания песни «Дождик».

3.Разучивание песни «Волк».

4.Распевки-календарики «Дождик бывает осенним».

5. Слушание: П.И.Чайковский «Осенняя песня».

Урок №3

№3.

«Мир цветов на земле».

1

18.09

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Устный

опрос по знанию музыкаль-ных терминов

1. Песня «Две ромашки».

2.Загадки «Сказительницы о цветах».

2.Игра «Идем гуськом».

3.Разучивание песни «Волк».

4.Песенка-игра для развития певческих навыков «Лошадка».

5.Слайды «Цветы».

Урок №4

№4.«Цветы на окошках».

1

25.09

Осуществлять первые опыты сочинения, импровизировать в пении, игре, пластике.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Оцени-вать собствен-

ную музыкаль-ную деятель-

ность.

Разучивание песни «Цветы на окошках». Слайды «Цветы». Песенка - игра для развития певческих навыков «Синичка».

2й раздел: «Музыкальные шедевры» - 6 часов.

Урок №5

№5.Сказка о горном озере и водопаде».

1

2 октябрь

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Предла-

гать варианты

интерп-ретации музыкальных произведений.

. Чтение сказки. Песня «Буги-вуги». Сказка о горном озере и водопаде». Речевая игра «Смешные человечки». Упражнение «Развиваем музыкальный слух».

Слушание звуков ручья, озера, моря.

Слайды «Море, океан, озеро

Урок№6.

№6. «Сказка о воде».

«Моря, океаны и их обитатели».


Сказка «Я принесла с собой дождь». Песня: «У кого какая, песня».

Игра «Дзинь - бум».

Слушание звуков моря.

Урок №7

№7.«Сказка в творчестве С.С.Прокофьева».

1

9.10

Воплощать художественно- образное содержание народной и профессиональной музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Узнавать певческие голоса-

детские,

мужские, женские.

Беседа о сказках.

Слушание: «Сказочка» С.С.Прокофь-ев. Песенка зайчат.

Урок №8

№8.«Путешествуем вместе с музыкой П.И.Чайковского.

1

16.10

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Оцени-вать собствен-ную музыкаль-ную деятель-

ность.

Видеоряд о Чайковском. Слушание: « Старинная французская песенка». Разучивание «Русская песня».

Урок №9

№9.«Сказочная музыка Эдварда Грига».

1

23.10

Импровизировать в соответствии с заданным, либо самостоятельно выбранным музыкальным образом

( вокальная, танцевальная импровизация)

Опреде-лять разновид-ности хоровых коллек-

тивов.

Песня «Фея музыки». Слушание: Эдвард Григ «Утро».

Речевая игра: «Шла собака».

Урок №10

№10.«Приду-маем сказку».

1

30.10

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Контроль по распозна-ванию прослушанных произведений и распозна-ванию

Музыкаль-ных произве-

дений

Песня «Фея музыки». Песни - календарики «Снег засыпал все пути». Речевая игра «Где спит рыбка».



3й раздел: «Белая книга зимы» - 6 часов.

Урок №11

№11. «Первые заморозки», «Чудесный зимний день».

1

20 ноябрь

Оценивать собственную музыкально - творческую деятельность

Устный

опрос по зна-

нию музыкальных терминов

Разучивание песни «Зимняя сказка». Стихотворе-ние

«Белоснежная зимушка нежная». Речевая игра «Шли по узенькой дорожке».



Урок №12

№12.«Подружил всех Новый Год».

1

27ноябрь

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Пение музыкаль-ных классических произве

дений и их узнавание.

Упражнения на дыхание по методике А.Н.Стрельни-ковой: «Ладошки», «Погончики», «Песня цыпленка». Игра «Тик - так».

Урок №13

№13.«Новый год вокруг ёлки хоровод».

1

4декабрь

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира

Узнавать певческие голоса

(детские, мужские, женские).

Разучивание песни

« Ильюшкина ёлка». Стихотворение «Мороз - красный нос». Распевки.

Урок №14

№14.«Как-то раз под Новый год зайцы собрались в поход».

1

11.12

Определять разновидности оркестровых коллективов (симфонических, народных инструментов и др.)

Соотносить художественно - образное содержание музыкального произведения .

Оцени-вать собствен-ную музыкальную деятель-

ность.

Продолжение разучивания песни

« Ильюшкина ёлка».

Песенки - игры для развития певческих навыков «Тучка-сердючка». Упражнения на дыхание по методике А.Н.Стрельни-ковой: «Ладошки», «Погончики».

Урок №15

№15.«Белая книга зимы».

1

18.12

Участвовать в коллективном исполнении хоровых произведений, оценивать исполнение

Осуществ-лять музыкально -исполни-

тельский замысел

Разучивание песен «Подружил всех Новый год». Стихотворе-ние «Чудесный зимний день».

Урок №16

№ 16. «Снежная королева».

1

25.12

Воплощать художественно - образное содержание музыкального творчества в песнях, играх, действиях.

Подби-рать мелодии народных песен.

Песня «По лесочку мы гуляем».

Игра «Ручками мы хлопнем, ножками мы топнем».

4й раздел: «Солдатушки - бравы ребятушки» - 2 часа.

Урок

№17

№17. «Русские богатыри».

1

15январь 20

14

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

Конт-роль устный по знанию разновидностей музыкальных произве

дений.

Разучивание «Частушки праздничные».

Игра «Водич-ка - водичка умой мое личико».

Разучивание песни «Киска Кет».

Урок

№18

№18.«Защит-ники святой Руси».

1

22.01

Исполнять различные по образному содержанию образцы музыкально - поэтического творчества народов мира.







Устный

опрос по зна-

нию музыкаль-ных терминов

Беседа «Илья Муромец».

Разучивание

Частушки праздничные

Игра

«Водичка - водичка умой мое личико».

5й раздел: «Мамин праздник» - 2 часа.



Урок №19

№19.«При солнышке тепло - при матушке добро».

1

29.01

Воплощать художественно - образное содержание музыкального творчества в песнях, играх, действиях.

Узнавать певческие голоса

(детские, мужские, женские).

Беседа о празднике.

Стихотворе-

ние «Мамочка родная».

Песенки - игры для развития певческих навыков «Коза».

Урок №20



№20. «Мелодия - душа музыки».

1

5февраль

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Оцени-вать собствен-ную музыкаль-ную деятель-

ность.

1. Разучивание песни: муз. Р.Рустамова,

слова Л.Мироновой «Мы запели песенку».

2. Разучивание песни « Золотая рыбка». Музыка В.Карасевой, слова Н.Френкель.

6й раздел: «Приметы весны» - 10 часов

Урок №21

№21. «Весенний парад земли».

1

12.02

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Сочинять, подби-рать по слуху.

Разучивание песни «Бумажные кораблики». Музыка О.Буйновскойслова О.Высотской.

Песня «Где же одуванчики». Музыка и слова З.Б.Каваевой.

Слушание голосов различных птиц .

Урок №22

№22. «Радуемся солнышку».

1

19.02

Воплощать художественно - образное содержание музыкального творчества в песнях, играх, действиях.

Предла-гать варианты

Интерпре-тации музыкальных произведений.

Отгадываем загадки «Букашки - таракашки».

Игра «На травке».

Песня «Зайки сели на качели». Музыка и слова Г.Г.Погорело-вой.

Урок №23

№ 23. «Пришла весна, играй детвора».

1

26.

02

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Узнавать певческие голоса

(детские, мужские, женские).

Стихи «Машина», «Лошадка», «Карусель» и другие.

Песня «Во дворе на солнышке». Музыка и текст Л. Раздорбариной.

Урок №24

№24.«Весна в произведениях-Н.А.Римского-Корсакова».

1

5

март

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Конт-роль по распознаванию прослушанных произведений и распознаванию

музыкальных произве

дений

Слушание «Сказка о Царе Салтане».

Песня «Мышка и аппетит». Музыка и текст Л. Раздорбариной.

Разучивание песенки Белая овечка». Музыка и текст Л. Раздорбари-ной.

Урок №25

№25. «За окошком весна».

1

12

март

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Конт-роль по распознаванию прослушанных произве-дений и распознаванию

музыкальных произве

дений

Разучивание песни «Скакалочка». Музыка А.Филиппенко.

Разучивание песни «О мишке». Музыка А.Филиппенко.



Урок №26

№26.«Весна в произведениях -Глинки и Чайковского».

1

19

март

Осуществлять первые опыты сочинения, импровизировать в пении, игре, пластике.

Конт-роль устный по знанию разновидностей музыкальных произве

дений

. Разучивание песни «Васька - кот». Слова Н.Френкель.

Слушание пьесы из «Времён года» Чайковского.

Урок №27

№28.«Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов».

1

2апрель

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Пение музыкаль-ных классических произве

дений и их узнава-ние.

Повторение и закрепление песен, понравившихся детям.

Слайды.

Занятие - концерт.



Урок №28

№28. «Путешествие на воздушном шаре».

1

9апрель

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Устный

опрос по зна-

нию музыкальных терминов

Песня

«Разноцвет-ные шары». Песня «Лиса».

Стих. «Земной шар»

Урок №29

№29. «Весна в произведениях - А.Вивальди».

1

16

апрель

Соотносить художественно - образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Пение музыкальных классических произве

дений и их узнавание

. Слушание: Отрывок из концерта «Весна».

Знакомство с русской народной песней. Разучивание песни «Васька - кот». Слова Н.Френкель.

Урок №30

№30.«Весна в произведениях

Н.А.Римского-Корсакова».

1

23

апрель

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Пение музыкальных классических произве

дений и их узнавание

Устный

опрос по зна-

нию музыкальных терминов

Слушание «Сказка о Царе Салтане».

Песня «Мышка и аппетит». Музыка и текст Л. Раздорбариной.

Разучивание песенки Белая овечка». Музыка и текст Л. Раздорбари-ной

7й раздел: «Пусть зло на проделки хитро, но всёж побеждает добро» - 4 часа.

Урок №31

№31.«Я добрый».

Беседа.

стихотворение

« Я люблю щенка кормить». Песня «Добрый жук».

1

30. апр

№31.«Я добрый».

Беседа.

стихотворение

« Я люблю щенка кормить». Песня «Добрый жук».

Урок №32

№32.«Мои игрушки».

1

8май

Наблюдение за музыкой в жизни человека и звучанием природы.

Пение музыкальных классических произве-

дений и их узнавание.

Песня « Про Мишку». Распевки для развития певческих навыков. Песня «Добрый жук».

Повторение.

Урок №33

№34.«Нам посчастливилось родиться на Руси». Занятие - концерт

1

22май

Определять разновидности оркестровых коллективов (симфонических, народных инструментов и др.)

Соотносить художественно - образное содержание музыкального произведения .

Пение музыкальных классических произве

дений и их узнавание.

Повторение выученного песенного репертуара в течение года.

Урок №34

Урок - концерт

1

29 май


За год: всего 34 урока

Планируемый результат.


Надеюсь, что используемые инновационные методы вокальной работы в данной программе «Прекрасное вокруг нас» позволят отметить не только положительную динамику формирования вокально-певческих навыков, но и развития музыкального слуха в ладовом, интонационном, тембровом, гармоническом отношениях, воспитают у детей навыки и основы разумного пения и элементы резонансной вокальной техники.

Проблема контроля знаний, умений и навыков учащихся является ключевой, так, как от правильности её решения зависит эффективность обучения по данной программе. Теоретический материал, т.е. знание музыкальных жанров, истории создания известных произведений, знания о выдающихся исполнителях песен и др. проверяется тестовым способом, привлекая компьютерные технологии и музыкальные программы в стиле викторин (вопросов и ответов).

Вокальная техника и уровень мастерства вокалистов студии оценивается педагогом на уроках студии, на концертах, на вокальных фестивалях, конкурсах зрителями и жюри. Сам дети оценивает себя, прослушивая свои записи на аудио пленках и видеопленках, анализируя и сравнивая своё пение. Основным показателем результативности программы, используемых в ней приёмов и методов работы, является мобилизация созидательных творческих сил и способности учащихся через глубоко прочувствованные занятия, в том числе, через концертную исполнительскую деятельность. Урокам-концертам и конкурсам, которые проводятся в каждой четверти, в данной программе придаётся огромное значение. Это своего рода небольшой экзамен педагогу: какие же способности он смог раскрыть у обучающихся, какой творческий потенциал выявить. На вокальных конкурсах и фестивалях должно проводиться награждение учащихся по различным номинациям - это награждение несёт огромное значение. Это великий стимул обучающемуся и утверждение

веры в то, что он большая Вселенная, Здесь живёт огромное количество талантов, и нужно открыть их в себе.


По завершению обучения, обучающиеся должны усвоить теоретический курс, должны уметь:

  • исполнять произведение соло и в ансамбле с учётом динамических оттенков;

  • понимать целостность стихов в песнях, уметь находить в них свой собственный смысл, чувствовать радость постижения мира, удивляться его красоте и гармонии.


Условия для реализации программы.

Программу «Прекрасное вокруг нас» должен вести преподаватель пения - грамотный вокальный педагог, знающий вокальную методику и достаточно знакомый со спецификой детского вокального воспитания. Ведь привитый ребёнку механизм певческого голосообразования - это основа голоса будущего взрослого человека, и в этом плане роль детского вокального педагога также важна, как и ответственна.



Методическое оснащение курса.

1. Чарелли Э.М.: «Учитесь говорить». Свердловск, Издательство Уральского университета, 1991.

2. Козлянинова И.П.; Чарелли Э.М.: «Тайны нашего голоса». Екатеринбург, 1992.

3. Вербов А.М.: «Техника постановки голоса». Государственное музыкальное издательство, 1961.

  1. Видеофильмы и компьютерные самообучающие программы: «Энциклопедия классической музыки». Москва, М.ЭКСФОРС, 2002.

Материально-техническое обеспечение курса.


1. Кабинет музыки, который соответствует всем требованиям, необходимым для проведения уроков и внеклассных мероприятий, художественно-эстетически оформленный с учётом музыкальных тем.

2. Аппаратура звукозаписи фонограмм.

3. Компьютер.

4. Фонотека музыкальных дисков и аудио кассет.

5. Музыкальные видеофильмы.

6. Телевизор.

  1. Видеомагнитофон.

  2. Аудио магнитофон.

  3. Фортепиано.

  4. Электроклавишные инструменты.

  5. Музыкальный центр с караоке-дисками.

  6. Микрофоны (стационарные и радио).

  7. Микшерный пульт.

  8. Акустическая система.

Рекомендации для проведения занятий.

Слабые вокальные способности, плохая профессиональная подготовка - вот сегодняшняя массовая культура, поэтому это комплексная студийная программа охватывает широкий круг произведений: от популярной до высот классической музыки, от простых песен до вершин поэтической классики. Для работы по этой программе необходимо провести тестирование творческих и, в особенности музыкальных и вокальных особенностей обучающихся. С целью фиксации и последующего подробного анализа различных педагогических нюансов и вокальных возможностей голоса, возникающих в процессе ведения занятия, ход занятия и некоторые моменты исполнения произведения должны записываться на видео и аудио плёнку.

Данная программа рассчитана на год обучения с детьми, имеющими хорошие музыкальные способности, возможно работа на более длительный срок, если состав учащихся формируется произвольным образом без предварительного тестирования музыкальных способностей. Продолжительность курса 34 академических часа. Хочется отметить, что одним из важных условий реализации программы «Прекрасное вокруг нас» является групповая работа (10-12 человек), направленная на развитие творческих способностей каждого ребёнка. Год обучения включает в себя общие занятия групповые. Предусмотрена работа с детьми 7 лет. На занятии в группе по этой программе обучающиеся участвуют в различных видах деятельности:

слушание, музицирование, включающие в себя вокальное исполнительство, коллективное музицирование, импровизацию (вокальную, пластическую, музыкально-ритмическую деятельность).

Особое внимание здесь обращается на личность каждого обучающегося, на сугубо индивидуальные его способности и возможности, на формирование и совершенствование практических навыков певческого голосообразования и исполнения художественных произведений.

Предлагаемая программа «Прекрасное вокруг нас» для обучающихся 4-5 лет будет способствовать повышению эффективности не только образования, но и воспитания.

Дополнительный репертуар:



1) « Весёлая мышка» муз. и сл. А. Варламова

2) «Три весёлых зайчика» муз. и сл. К. Костина

3) «Ёлочка» М. Карасёв, З. Александрова

4) «Бравые солдаты».

5) «Смешной человечек» А. Журбин, П. Синявский

6) «Гномик» О. Юдахина, О. Новицкая

7) «Песенка мамонтенка» В. Шаинский, Д. Непомнящая

8) «Зимнее утро» О. Полякова, В. Орлов

9) «Простая песенка» В. Дементьев, В. Семернин

10) «Муравей» Л. Абелян.

Список литературы



  1. Апраксина О. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 17. М., 1986.



  1. Багадуров В.А. «Вокальное воспитание детей». М., 1953.



  1. Вербов А.М. «Техника постановки голоса». Государственное музыкальное издательство, 1961.



  1. Гейнрикс И. «Музыкальный слух и его развитие». М.: Музыка, 1978.



  1. Гульяну Е. «Детям о музыке». М.: «Аквариум», 1996.



  1. Емельянов В. «Развитие голоса - координация и тренинг». Спб, издательство «Лань».



  1. Козлянникова И.П.; Чарелли Э.М: «Тайны нашего голоса». Екатеринбург, 1992.



  1. Левашова О.; Келдыш Ю.: «История русской музыки том 1». М.: Музыка. 1890.



  1. Л.Мархасев: «Серенада». Ленинград, «Советский композитор», 1998.



  1. Менабени А.Г.: «Методика обучения сольному пению». М.: Просвещение, 1997.



  1. Рачина Б.С.: «Путешествие в страну музыки». Спб «МиМ-Экспресс».



  1. Панкевич Г.: « Звучащие образы». М.: Знание, 1997.



  1. Теплов Б.М.: «Психология музыкальных способностей». М., 1947, с.48.



  1. Струве Г.А.: «Школьный хор». М.: Просвещение, 1981.



  1. Чарели Э.М.: «Учитесь говорить». Свердловское издательство Уральского университета, 1991.





© 2010-2022