Конспект уроков во 2 классе по теме: Сказка в музыке

Блок уроков во 2 классе по теме: "Сказка в музыке" В основу легла сюита Эдварда Грига "Пер Гюнт" по одноименной драме Генрика Ибсена. На примере данного произведения закрепить знания о средствах музыкальной выразительности, полученные ранее. Провести сравнительный анализ двух женских образов Сольвейг и Анитры, используя полученные знания о средствах музыкальной выразительности. Пожлвести учеников к выводу, что самое главное богатство и счастье для каждого человека - это его близкие и родной дом....
Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Сказка в музыке»

Урок №1

Урок начинается с музыкального приветствия.

Учитель (поёт): Внимание, внимание тишина.

Дети: Внимание, внимание чудеса

У: Здравствуйте, ребята.

Д: Здравствуйте, учитель.

Учитель: Сейчас прозвучит музыкальная загадка. Ваша задача узнать произведение, вспомнить автора и откуда эта музыка.

Звучит пьеса «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт»

Дети называют произведение, автора. Рассказывают то, что помнят с прошлого урока о Норвегии и Эдварде Григе. Вспоминаем, что в этом году исполняется 100 лет со дня смерти Э. Грига. Обращаемся к учебнику Усачёвой В. и Школяр Л. «Музыкальная культура 2 класс». Дети читают фрагмент о жизни композитора, рассматривают иллюстрацию «Григ на берегу моря». Вспоминаем начало драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт».

У: Когда звучит пьеса «Утро» в сюите?

Д: В начале произведения, т. к. Пер Гюнт ранним утром отправляется из родной деревни в поисках счастья.

У: Какая музыка по характеру, какой лад, сколько в музыке частей?

Д: Музыка спокойная, нежная, светлая. Лад-мажор, одночастное произведение.

У: Давайте обратимся к учебнику. Посмотрите, как художник изобразил утор?

Д: Яркие краски, светлые тона, вся картина пронизана светом.

У: Получается, что вы правы. Раз краски яркие, светлые, значит это мажор. Как вы определили, что это одночастное произведение.

Д: Один характер музыки, один тип песенный, значит 1 часть.

У: Всё абсолютно правильно. Мы подробно разобрали эту пьесу, а теперь давайте, её исполним. Но прежде разогреем наши голоса.

Распевка «Солнышко встаёт, спать нам не даёт» исполняется поступенно от 1-ой до 5-ой ступени. После этого приступаем к работе над вокальным исполнением пьесы «Утро». При пении обращать внимание ребят на динамическое развитие музыки. На плакате, на котором записана пьеса «Утро» попросить детей расставить знаки динамики: p, затем крещендо и финал f. После чего мы используем пластическое интонирование, которое помогает детям ярче передать образ поднимающегося солнышка и опять таки физкультминутка на уроке.

У: Вам интересно узнать о дальнейших приключениях Пер Гюнта? Слушайте. Пер Гюнт отправился из дома ранним утром, но вы помните, что Норвегия - это страна гор и лесов. Юноша очень долго шел, и в горах его настигла ночь. Он не стал продолжать своё путешествие и, найдя большую, сухую пещеру, лёг в ней спать. Но спал Пер Гюнт не долго, так как услышал какие-то странные звуки, которые приближались. Послушайте музыку, которую услышал Пер Гюнт и скажите: - Что произошло в пещере, кто издавал эти звуки?

Звучит пьеса Э. Грига «В пещере горного короля».

Дети дают свои варианты ответов.

У: Пер Гюнт увидел приближающихся троллей во главе с их королём. Юноша очень испугался, но тролли и не думали его обижать. Горный король предложил ему стать хранителем горных богатств, т. к. сам король уже стар, а тролли такой ненадежный народ. Взору Пер Гюнта предстали огромные горы драгоценных камней, самоцветов и золота. Как вы думаете, согласится Пер Гюнт остаться? (ответы детей). Но король сказал дальше: - Став хранителем богатств, ты должен навсегда забыть свой дом, своих близких и стать одним из нас, собою лишь доволен, будь тролль. Каков будет ответ Пера Гюнта, ведь он так мечтал о счастье, а разве богатство это не счастье?

(Ответы детей)

У: Действительно, Пер Гюнт не принял предложение горного короля, кроме того, ветер донёс до него эти звуки. Что это за музыка?

Звучит «Песня Сольвейг».

Вы всё правильно вспомнили дети - это «Песня Сольвейг».

У: Кто такая Сольвейг?

Д: Его возлюбленная.

У: Сколько частей в этом произведении?

Д: 2 части.

У: Почему так печальна 1 часть?

Д: Сольвейг грустит по любимому и обещает его ждать.

У: Почему 2 часть такая весёлая?

Д: Она надеется, что Пер Гюнт скоро вернётся.

У: Давайте же во время исполнения передадим эту смену характеров.

При пении обращать внимание на пофразное дыхание, дикцию, точку в конце слова.

Исполнение «Песни Сольвейг»

Как же важно, чтобы у каждого человека было место, куда можно вернуться, где тебя любят и ждут, где тебе знаком каждый дом, каждая травиночка. И всем им ты можешь сказать: Здравствуйте! Именно об этом рассказывается в песне Ю. Чичкова на слова К. Ибряева «Здравствуй, Родина моя ».

Исполнение песни. Разучивание её с классом.

Урок № 2

Музыкальное приветствие.

Звучит пьеса «Утро» Э. Грига.

Вспоминаем вместе с детьми, что это за музыка, откуда.

Распевание. Исполнение песни «Утро». Сначала без движений, а затем с пластическим интонированием стоя.

У: Кто помнит, какие приключения происходили с Пер Гюнтом?

Д: Он попал в пещеру горного короля, (дети вспоминают рассказ учителя).

У: Давайте ещё раз послушаем это произведение и подумайте, за счёт каких средств музыкальной выразительности происходит развитие музыки.

Слушание пьесы «В пещере горного короля».

Д: В пьесе ускоряется темп, меняется динамика (крещендо к финалу), в конце начинает звучать весь оркестр.

У: А почему композитор использует темповое и динамическое развитие?

Д: Для того, чтобы лучше изобразить погоню за Пер Гюнтом.

У: А кто помог Пер Гюнту вспомнить о доме?

Д: Сольвейг своей песней.

У: Давайте вспомним и исполним её.

Исполнение «Песни Сольвейг».

У: Как вы думаете, сколько Сольвейг ждала Пер Гюнта? (ответы детей). Она ждала его 20 лет. А знаете почему? Потому что Пер Гюнт не вернулся домой после пещеры горного короля, а отправился дальше. И попал он в пустыню, где встретился с Великой Кривой. Откройте учебники и прочитаем по ролям диалог Пера Гюнта с Великой Кривой (учебник Усачёвой В, Школяр Л. «Музыкальная культура 2 класс»). Итак, задача Кривой сбить с пути Пер Гюнта. Послушайте, как передал это в музыке Э. Григ. В сюите он даёт имя Велиеой Кривой - Анитра. Сравните образ Анитры и Сольвейг.

Слушание «Танца Анитры»

У: Эти образы похожи или они разные?

Д: Они разные. Сольвейг нежная, скромная, верная. А Анитра смелая, её музыка яркая, завораживающая, пугающая, как будто она хочет закружить Пер Гюнта.

У: Она кружила Пер Гюнта по пустыне несколько лет пока ветерок не донёс ему что?

Д: «Песню Сольвейг»

У: Верно. Юноша кое-как вышел к людям и вспомнил о своём доме. У нас с вами тоже есть чудесная песня о доме. Какая?

Д: «Здравствуй, Родина моя»

Разучивание песни до конца и исполнение.

У: Вернулся ли Пер Гюнт домой или нет? Это мы узнаем с вами на следующем уроке.

5

© 2010-2022