Развернутое календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ п/п

Дата

Тема, тип урока

Вид контроля, измерители

Элемент содержания

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)


план

факт

предметные результаты

универсальные учебные действия (УУД)

личностные результаты (не оцениваются)

Информационно

-техническое

обеспечение

урока

«Музыка и литература».- 17 часов

1



Что роднит музыку с литературой.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Слушание музыки.

Устный контроль. Интонационно- образный анализ музыки. Хоровое пение


Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Реальная жизнь - источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация - единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация - язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.

•М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,

• Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;

•Р.н.п. «Во поле береза стояла»;

•П.Чайковский. Симфония №4;

Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Знать:

  • что роднит музыку с литературой;

  • о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства.

Уметь:

выявлять связи музыки и литературы


Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Портреты М.Глинки, П. Чайковского, репродукция картины И.Левитана «Вечер. Золотой плес», фонохрестоматия.


2



Вокальная музыка.

Комбинированный урок


Хоровое пение. Устный контроль.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки


Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Жанры вокальной музыки - песня.

•Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

•Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

•П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»;

Р.н.п. «У зари-то, у зореньки

Знать:

каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Основные жанры вокальной профессиональной музыки - романс, определение: камерная музыка.

Уметь:

  • называть основные жанры русских народных песен;

  • определять значение песни в жизни общества;

  • отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкального произведения, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в природе и искусстве.

Портреты П.Чайковского, Ц.Кюи, репродукция картины И.Левитана «Стога.Сумерки», фонохрестоматия

3



Вокальная музыка.

Народное музыкальное творчество.

Расширение и углубление

знании


Хоровое пение. Устный контроль.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни).

Народная песня, ее жанры и особенности.

Средства музыкальной выразительности - способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма

Русские народные песни:

«А мы просо сеяли»,

«Заплетися, плетень».

«Бояре, а мы к вам пришли»,

«Уж ты, поле мое»;

Понимать основные жанры народных песен, их особенности

Регулятивные:

Организовывать

свою деятельность, принимают ее целей и применяют их на практике

Познавательные: Выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.

Коммуникативные: Осваивать диалоговую форму общения.

Выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, песне. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России.

Репродукции картин К. Петрова-Водкина «Полдень», Б.Кустодиева «Голубой домик», фонохрестоматия

4



Вокальная музыка.

Развитие жанров камерной вокальной музыки - романс.

Расширение и углубление

знании


Хоровое пение. Устный контроль.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Развитие жанров камерной вокальной музыки - романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова

Понимать осноные жанры вокальной и профессиональной музыки - романс, камерная музыка; значение поэзии и ее неразделимость с музыкой.

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: Внимательно слушать, проникать в особенность музыкальной формы каждого романса, анализировать, делать выводы.

Коммуникативные:

ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкльных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Портреты А. Рубинштейна, А. Варламова, репродукция картины С. Ямомото «Летняя гора в дымке», таблички с новыми словами, фонохрестоматия.

5



Фольклор в музыке русских композиторов.

Урок обобщения и систематизации знаний

Интонационно- образный анализ музыки.

Устный контроль. Хоровое пение

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов.

«Колыбельная» А. Лядов.

Знать/понимать: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Уметь:

по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов

Портрет А.Лядова, иллюстрации к сказке, фонохрестоматия.

6



Фольклор в музыке русских композиторов.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов

Урок обобщения и систематизации знаний

Интонационно- образный анализ музыки.

Устный контроль. Хоровое пение.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Понимать интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов (национальный колорит музыки Востока в творчестве русского композитора).

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Познавательные: Внимательно вслушиваться в интонацию отдельных голосов внутри оркестра, прослеживать их развитие.

Благодаря музыке открыть в себе способность слышать другого человека. Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных народов.

Портрет Н.Римского-Корсакова, эскиз декорации Л. Бакста «Восточная фантазия», фонохрестоматия.

7



Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Урок закрепления нового материала

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ.

Устный контроль. Хоровое пение

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,

Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.

Вокализ. С. Рахманинов.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.


Знать/понимать:

жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Уметь:

выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь.

Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

Портреты С.Рахманинова, П.Чайковского, Г.Свиридова, М.Глинки, Ф.Мендельсна, Ф.Шуберта, репродукция картины Дж. Баррабла «Песня без слов», фонохрестоматия.

8



Вторая жизнь песни.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь:

исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.


Регулятивные:

выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках

Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

Портреты П.Чайковского, Э.Грига, фоно-

хрестоматия

9



Вторая жизнь песни.

Урок обобщения знаний.

Тест по теме: «Музыка и литература».-

Тест -письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

• Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Понимать особенности русской народной музыкальной культуры.

Познавательные:

Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание темы, для самостоятельно решают творческую задачу;

Коммуникативные:

Осваивают диалоговую и групповую форму общения.

Регулятивные :

Организовывают свою деятельность, принимают ее целей и применяют их на практике.

Проявлять интерес к фольклору русского народа, его историческому прошлому, истокам, традициям.

Портрет Н.Римского-Корсакова, фонохрестоматия, репродукция картины Б.Кустодиева «Морозный день», К.Васильева «Ожидание», фрагмент худ.фильма «Снегурочка» (1976г. Ленфильм).

10



«Всю жизнь мою несу родину в душе…»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Интонационно-
образный анализ
музыкального
и художественно-
го ряда.

Хоровое пение.

Беседа по теме занятия


Колокольный звон в музыке. Звучащие картины


Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Уметь:

сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

участвовать в коллективной исполнительской деятельности

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности

Портрет С. Рахманинова.

Фрагменты звучания колоколов, отрывок фильма о храмах.


11



Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

«Гармонии задумчивый поэт»

Комбинированный урок.

Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений


Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов - романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь:

размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.


Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы

Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности

Портреты Ф. Шопена.,В.А. Моцарта.

Презентация.

12



Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Оперная мозаика.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Интонационно- образный анализ музыки. Устный контроль


История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы - литературное произведение


Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения, как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

Уметь:

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: читать простое схематическое изображение.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления

Портрет М.И. Глинки.

Видеофрагменты из оперы М.И. Глинки « Руслан и Людмила».

13



Опера - былина Н. А. Римского- Корсакова «Садко»

Расширение и укрепление знаний

Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы

Опера - былина

Н. А. Римского- Корсакова «Садко»


Знать:

сюжет (либретто) оперы «Садко»

Уметь:

анализировать составляющие средств музыкальной выразительности

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа

Портрет Н. А. Римского- Корсакова

Видеофрагменты из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Садко».


14



Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Устный контроль. Интонационно- образный анализ фрагментов из балета

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета - литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Знать/понимать:

имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику.

Уметь:

участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Портреты лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев).

Видеофрагменты Балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».


15



Музыка в театре, кино, на телевидении.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Слушание музыки.

Хоровое пение. Беседа по теме занятия

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении

Знать/понимать:

роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Уметь:

участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач

Видеофрагменты музыкальных фильмов :

« Мерри Поппинс до свидания», « Брементские музыканты», « Необычайные приключения Петрова и Васечкина».

16



Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Урок обобщения знаний.


Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ

Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы

Знать/понимать: особенности жанра - мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь:

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.


Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничествосо сверстниками при решении музыкальных и творческих задач

Видеофрагменты отдельных номеров мюзикла «Кошки» Э.Уэббера.

17



Мир композитора.

Обобщение материала I полугодия.

Защита проекта по теме: «Музыка и литература».-


Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.

Знать/понимать: особенности жанра - мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь:

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.


Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Формировать уважение к личности композитора.

Презентации, иллюстрации, портреты композиторов подготовленные учащимися.

Музыка и изобразительное искусство- 18 часов

18



Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Слушание музыки.

Устный контроль. Хоровое пение


Жизнь - единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Знаменный распев. Концерт № 3 ф-но с оркестром С.Рахманинова

Беляев «Ангел».

«Изо ис-ва в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой» К.Шинкель. Родство искусств муз. и изо в создании образов в произведениях

Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь:

вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера муз. произведения

Диск

Портрет С. Рахманинова, репродукция картин Левитана «Над вечным покоем», «Русь».

19



« Небесное и земное» в звуках и красках.

Комбинированный урок.

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль


Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства

Шуберт «Аве Мария», Беляев «Ангел».

Три вечные струны: молитва, песнь, любовь… В любви рождается святое назначенье - от песни до молитвы.

Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь:

эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит - лад, ритм музыки - ритм изображения, форма - композиция.


Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать муз. Произведение и мнение других о музыке

Развитие эмоционально-открытого, позитивно-

уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг

Диск

Портрет Шуберта, репродукция картин Чюрлёниса «Миры»,

Рылова «В голубом просторе» и Пластова «Ужин тракториста»

20



«Звать через прошлое к настоящему»

Урок закрепления нового материала.

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль


Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь:

сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа

Диск

Портрет Прокофьева, репродукция картин П. Корина «Александр Невский»

Глазунова «Русь уходящая»

Просмотр отрывка худ. фильма «А. Невский».

21



Музыкальная живопись и живописная музыка.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

С.Рахманинов «Островок»

Струве «Музыка».

Добиться полного понимания уч-ся, что пейзаж в ис-ве не всегда копия картины природы, а воплощение эмоц. отклика художника и его восторг, отраженный в его произв. ис-ва. «Ты раскрой мне, природа, объятья…»

Знать/понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно - европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь:

сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.


Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека

Диск

Портрет С. Рахманинова, репродукция картин Менькова «Оркестр» и

Пикассо «Три музыканта».

22



И это все - весенних дней приметы! Фороллен - квинтет . « Дыхание русской песенности .»

Комбинированный урок



Уметь выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи; -

Знать :составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству


23



Образы живописи в музыке .Комбинированный урок.

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ.

Устный контроль

Дебюсси «Празднества»,

«Лунный свет»

Р.И.П. «Ты речка ли моя».

(игра цветов в музыке). Создать условия для ознакомления с направлением в искусстве - импрессионизм.

Знать:

Новые

направления в искусстве (музыка и изо). Уметь:

слушать и анализировать музыкальные произведения. Разучивание русской нар. песни «Ты речка ли моя».

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные:

Внимательно слушают; формируют ответы на вопросы; анализируют и делают выводы, строят рассуждения, построение речевого высказыв-ия. Для получения необходимой информации научить пользоваться справочной литературой.

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем, осваивают диалоговую форму общения

Воспитывать уважительное отношение к новому изучаемому материалу в муз. и изобраз. искусстве - импрессионизму.

Оценивают результаты деятельности


Диск

Портрет Дебюсси, репродукция картин Ренуара «Натюрморт» (цветы)

«Пейзажи Парижа»

Клод Моне «Завтрак на траве».

22



Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве Комбинированный урок

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ.

Устный контроль

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений С. В. Рахманинова и В. Г. Кикты)

С. Рахманинов концерт №3 ф-но с оркестром I ч.,

Колокольные набаты,

Серебренников «Семь моих цветных карандашей»

Колокольность - как весть святого торжества - выраженных в изобразительном и музыкальном искусствах. Древний храм златой вершиной блещет ярко…

Знать/понимать: Колокольность - важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям.

Уметь:

находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать муз. Произведение и мнение других о музыке

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач

Диск

Портрет С. Рахманинова и репродукции картин

Левитана «Вечерний звон» и

Юон «Ростов-Великий»

Фрагменты звучания колоколов, отрывок фильма о храмах.


23



Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Слушание музыки. Интонационно- образный анализ.

Устный контроль. Хоровое пение

Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

Мусоргский «Песня Варлаама»,

«Картинки с выставки» («Гном»)

Гладков «Песня о картинах».

Создать условия для сопоставления произведений музыки и живописи («Песня Варлаама», и «Протодъякон»); ознакомление с творческим содружеством композиторов «Могучая кучка»).

Знать/понимать: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель - слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Уметь:

сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;


Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека

Диск

Портрет М. Мусоргского и репродукции картин

Серова «Девочка с персиками» и

И. Репина «Протодъякон»

24



Волшебная палочка дирижера.

Комбинированный урок.

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный контроль (карточки)

Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира.

Л. Бетховен Симфония № 9 Синенко «Птица -музыка».

Дирижер - его роль в оркестре? Осознание учащимися роли дирижера в прочтении и исполнении музыкального произведения.

Познакомить учеников с выдающимися дирижерами прошлого (Бетховен, Штраус) и современными дирижерами (Спиваков, Светланов, Гергиев, Башмет).


Знать/понимать:

имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь:

передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

Диск

Портреты Л.Бетховена, Штрауса Спивакова, Светланова, Гергиева, Башмета.

Репродукция картины

Глазунова «Русь - уходящая».

Показ фрагментов выступлений выдающихся дирижеров и их оркестров.

25



Образы борьбы и победы в искусстве.

Комбинированный урок.

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ.

Устный контроль

Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором

Л. Бетховен

Увертюра «Эгмонт»

Синенко «Птица -музыка».

«О, душа моя, ныне - Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…» Через произведения Л.Бетховена показать и раскрыть образы бунта в душе композитора.

А. Моор «Свобода на баррикадах»

Плакаты ВОВ

И. Пророков Цикл «Борьба».


Уметь:

  • делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);

  • проводить интонационно-образный анализ музыки

Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека

Диск

Портрет Л.Бетховена,

Репродукции картин

А. Моор «Свобода на баррикадах» и

И. Пророкова Цикл «Борьба», Плакаты ВОВ.

26



Пейзаж в музыке.

Образы природы в творчестве музыкантов.

Комбинированный урок.


Тест по теме:

«Музыка и изобразительное искусство»

Хоровое пение.


Образ природы в живописи и в музыке. Выразительные средства. Выразительность - отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Музыка обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека. Изобразительные возможности музыки заключены в способности к различным звуковым имитациям - пения птиц, звука шагов, шума ветра и т.д.

Слушание: П. Чайковский «Апрель. Подснежник» ( из фо-ного цикла «Времена года»; И. Стравинский «Поцелуй земли» ( из балета «Весна священная»)

Пение: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей».


Уметь:слушать и анализировать музыкальные произведения П. Чайковского «Апрель. Подснежник» ( из фо-ного цикла «Времена года»; Наблюдать в музыкальных произведениях примеряя содружества нескольких видов искусства;

Познавательные:

Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание темы, для самостоятельно решают творческую задачу;

Коммуникативные:

Осваивают диалоговую и групповую форму общения.

Регулятивные :

Организовывают свою деятельность, принимают ее целей и применяют их на практике

Оценивают результаты действия.

Портреты композитора иллюстрации пейзажей. Диски с музыкой. Презентация.

27



Застывшая музыка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно- образный анализ.

Хоровое пение

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура - застывшая музыка.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка. Полифония.

Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах

Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах

«Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский

«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие - полифония.

Уметь:

соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач

Портреты композиторов, иллюстрации православных и католических храмов, иконы с изображением Богородицы, диски с музыкой.

28



Полифония в музыке и живописи.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Продолжение знакомства с творчеством

И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха - орган.

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра - фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),

Аве Мария.

М.К. Чюрленис. Фуга.

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие - полифония, фуга. Органная музыка.

Уметь:

соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека

Портреты композиторов, иллюстрации картин М,К.Чюрлёниса, иконы с изображением Богородицы, диски с музыкой.

29



Музыка на мольберте.

Комбинированный урок

Слушание музыки.

Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

  • М.К. Чюрленис. Фуга.

  • М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,

М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

Знать/понимать:

о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Уметь:

сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи

Портреты композитора, иллюстрации картин моря М,К.Чюрлёниса, , диски с музыкой, альбомы для рисования и краски. Презентация.

30



Импрессионизм в музыке и живописи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.

«Детский уголок» К.Дебюсси

«Диалог ветра с морем» К.Дебюсси

«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков

Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь:

определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

Портреты композитора, иллюстрации картин художников-импрессионистов, диски с музыкой, альбомы для рисования и краски. Фрагменты из оперы «Садко» Н.Римский - Корсаков (видео).

31



«О подвигах, о доблести и славе...»

Комбинированный урок.

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ.

Хоровое пение

Тема защиты Родины, в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием

Сопоставление художественных произведений.

Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:

«Помните»

«Наши дети»

«Реквием» стихи Р. Рождественского

Знать/понимать: установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.

Уметь:

выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека

Портреты композитора и поэта, иллюстрации картин на патриотическую тему, диски с музыкой. Презентация.

32



«В каждой мимолетности вижу я миры…»

Комбинированный урок.

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном - инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

- «Избушка на курьих ножках»,

-«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)

рисунки В.Гартмана.

Знать/понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Уметь:

выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

Портреты композиторов, иллюстрации картин В.Гартмана, диски с музыкой, альбомы для рисования и краски. Видеофрагменты

33



Мир композитора. С веком наравне.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

Знать/понимать:

о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Уметь:

владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.


Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

Портреты композиторов, иллюстрации картин, иконы, музыкальные диски.

34



Заключительный урок - обобщение.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

Уметь:

передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров.

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе

Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

Портреты композиторов, иллюстрации картин, иконы, музыкальные диски.

35



Защита проектов по теме: Музыка и изобразительное искусство

Устный контроль.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

Уметь:

передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров.

Познавательные :

Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание темы, для самостоятельно решают творческую задачу;

Коммуникативные:

Осваивают диалоговую и групповую форму общения.

Регулятивные :

Организовывают свою деятельность, принимают ее целей и применяют их на практике

\Готовность к сотрудничеству, творческой работе, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе

знакомого художественного материала.

Рефлексия.




© 2010-2022