• Преподавателю
  • Музыка
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР» НАПРАВЛЕНИЕ «ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР» НАПРАВЛЕНИЕ «ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

Внекласная работа по ФГОС 2 для 5х классов по программе "Клавишный синтезатор"       Данная рабочая  программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:В основе ее лежит программа «Клавишный синтезатор» (автор И. М. Красильников), выпущенная Методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре г. Москвы (2001) и Министерством культуры РФ (2002 г.). Внесенные в настоящее издание коррективы связаны с обогащ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р. П. ЧУНСКИЙ

ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрено на заседании ШМО учителей истории и обществознания

Протокол №____ от _____________

Руководитель ШМО: ____________

(Ю.А. Шибанова)

Согласовано

заместитель директора по учебно-

воспитательной работе:________________

(О.А. Емельянович)

Утверждено

директором МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский

Приказ № ____ от __________

Директор: ________ (Н. П. Котвицкая)

м.п.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР»

НАПРАВЛЕНИЕ «ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

(Автор программы: доктор педагогических наук,

доцент, ведущий научный сотрудник учреждения Российской Академии

образования «Институт художественного образования»,

член Союза композиторов России Красильников И. М.)

Составитель:

Заостровцева Арина Сергеевна,

учитель музыки и МХК

МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский

первой квалификационной категории


2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

  • Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.20011 г. № 3-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  • Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский Чунского района Иркутской области, утверждённым постановлением мэра Чунского района Иркутской области 31.10.2011г. № 575.

  • Основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский (2014-2019гг.), утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от 17.05.2014г. № О-140.

  • Программой развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №29 р.п. Чунский на 2011-2015 г., утверждённой приказом МОБУ СОШ №29 р.п. Чунский от 02.05.2012 года №О -161.

  • Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС ООО, утверждённым приказом МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский от 17.05.2014 № О-141/1.

  • Приказом МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский от ___.08.2014 года №____ «Об утверждении учебных планов и планов внеурочной деятельности МОБУ СОШ № 29 р. п. Чунский на 2014-2015 учебный год».

  • Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия РО № 045825, регистрационный № 4836), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 03.04.2012 года.

  • Свидетельством о государственной аккредитации (серия 38 АО1 № 0000208, регистрационный №2084), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 01.10.2012 года.

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

  • Рекомендациями «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

  • Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Примерная образовательная программа дополнительного образования детей «Клавишный синтезатор» имеет художественно-эстетическую направленность. Она предназначена для приобщения учащихся к музыкально-творческой деятельности с помощью клавишного синтезатора - музыкального инструмента нового поколения, построенного на основе цифровых технологий.

Отличительные особенности программы.

В основе ее лежит программа «Клавишный синтезатор» (автор И. М. Красильников), выпущенная Методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре г. Москвы (2001) и Министерством культуры РФ (2002 г.). Внесенные в настоящее издание коррективы связаны с обогащением некоторых творческих действий учеников (редактирование паттернов, использование мультипанели), которые оказались доступными им на более ранних этапах обучения, дифференциацией обучения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся, некоторыми терминологическими уточнениями, а также - с оформлением (в частности, добавлены разделы: учебно-тематический план, ожидаемые результаты, критерии оценки выступлений ученика, условия реализации программы, а также подразделы внутри основных, конкретизирующие их содержание).

Появление многочисленных новых научных, методических и учебных пособий по клавишному синтезатору обусловило обновление списка литературы. Расширен и список музыкальных произведений для показа в течение учебного года на зачетах и академических концертах. Он разделен на произведения, предназначенные для освоения клавишного синтезатора как предмета по выбору (базовый уровень) и основного музыкального инструмента (уровень повышенной сложности). В процессе обучения в классе клавишного синтезатора как основного музыкального инструмента возможно обращение к произведениям из обеих частей репертуарного списка.

Актуальность программы.

Бурное развитие информационных технологий в последние десятилетия обусловило процесс совершенствования электронного музыкального инструментария. Новые цифровые клавишные музыкальные инструменты при улучшении качества звучания и расширении функциональных возможностей по сравнению со своими предшественниками отличаются простотой управления и дешевизной. Эти инструменты не только прочно обосновались в профессиональной музыке, но и получают все более широкое распространение в повседневном обиходе как инструменты любительского музицирования. Это объективно ставит перед музыкальным образованием задачу обучения игре на этих инструментах и приобщения таким образом широких масс людей к музыкальной культуре. Даная задача с учетом новых возможностей клавишного синтезатора и послужила причиной появления данной примерной программы.

Педагогическая целесообразность программы.

Клавишный синтезатор предъявляет музыканту иные, по сравнению с традиционными механическими или электронными аналоговыми инструментами, более универсальные требования. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трех ролей: композитора, исполнителя или звукорежиссера, то сегодня, опираясь на новый инструментарий, он объединяет в своем творчестве все эти виды деятельности. Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки каждый из этих видов деятельности приобретает более простые формы. Творчество музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно - простым и продуктивным.

Все это делает клавишный синтезатор чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков.

Цель программы: приобщение учащихся к музицированию на клавишном синтезаторе в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, создания оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции) и на этой основе формирование музыкальности учащихся, их эстетической и нравственной культуры.

Программа «Клавишный синтезатор» предполагает освоение предмета «Музыкальный инструмент» не только в рамках основной сетки часов учебного плана, но и в качестве предмета по выбору. Во втором случае синтезатор способен выполнять те же дидактические функции, что и общее фортепиано: развивать гармонический слух, способность целостно воспринимать многоэлементную полифонизированную музыкальную фактуру. Вместе с тем, цифровой инструмент, обладая помимо многоголосия массой других выразительных возможностей, способствуют значительному расширению представлений учащихся о музыкальном целом. К тому же эти новые выразительные возможности познаются учащимися в процессе продуктивной творческой деятельности, основу которой составляет аранжировка музыки для электронных инструментов, а, следовательно, появляется столь желанная для их музыкального развития возможность интеграции деятельности исполнительской и продуктивной, творческой.

Образовательная цель достигается на основе решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Обучающие задачи.

1. Изучение художественных возможностей клавишного синтезатора: ознакомление с его звуковым материалом и средствами внесения в него различных корректив, а также с некоторыми методами звукового синтеза; освоение приемов управления фактурой музыкального звучания, связанных с различными режимами игры и применением секвенсера.

2. Получение базовых знаний по музыкальной грамоте и теории: гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, система тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме (период, простые двух - и трехчастная формы, вариационная, рондо, сложная трехчастная, сонатная, циклические формы), инструментовке (классификация электронных голосов и методы их применения), звукорежиссуре (способы формирования объема звучания, его окраски и пространственного расположения с помощью звукорежиссерских эффектов различного вида).

3. Освоение исполнительской техники: постановка рук на клавиатуре синтезатора, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.

4. Совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности*: электронной аранжировке и исполнении музыки, чтении с листа, игре в ансамбле, записи на многодорожечный секвенсор, подборе по слуху, импровизации и элементарном сочинении.

Развивающие задачи.

1. Гармоничное развитие композиторских, исполнительских и звукорежиссерских способностей, связанных с электронным музыкальным творчеством, развитие у учащихся интереса к музыкальной деятельности, хорошего музыкального вкуса.

2. Развитие воображения, мышления, воли - качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

Воспитательные задачи.

1. Духовное возвышение учащихся путем приобщения их к художественному творчеству.

2. Их эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального искусства.

3. Нравственное обогащение учащихся через освоение содержания музыкальных произведений, ознакомление с зашифрованными в их тексте авторскими оценками событий художественного повествования, стремление самому осмыслить и воплотить в звуки собственные чувства, оценку своих помыслов и поступков по формируемым в процессе музыкального творчества критериям прекрасного и безобразного.

Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.


Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• показ;


Словесный метод
• беседы с элементами диалога;
• сообщение дополнительного материала;
• рассматривание наглядного материала;


Практический метод
• музицирование коллективное индивидуальное.

Основной формой обучения в классе клавишного синтезатора являются индивидуальные занятия. Однако наряду с ними в целях организации творческих соревновательных форм общения учащихся могут проводиться и индивидуально-групповые (по 2-4 ученика) занятия с соответствующим увеличением времени каждого урока или без такового при наличии в классе нескольких синтезаторов с наушниками.

Место курса в учебном плане внеурочной деятельности

Данная программа внеурочной деятельности взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы - создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса. В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях воспитания творчески развитой личности, обучающимся 5 классов предложен курс по выбору обучающихся «Клавишный синтезатор». Программа реализуется при часовом режиме работы в неделю, всего 34 часа, продолжительность занятия - 40 минут. Сроки реализации программы 5 лет. Занятия по пятилетнему курсу обучения- с девяти-одиннадцатилетнего возраста.

Требования к уровню подготовки

(личностные, метапредметные и предметные результаты)

Личностные: формирование и воспитание личной заинтересованности в творческом процессе электронного музицирования, эмоциональной отзывчивости на музыку; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к культуре, как своего народа, так и других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; готовность слушать собеседника и вести диалог; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные: Уметь обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; уметь применять освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях; стимулирование музыкально-творческой деятельности; развитие интонационного, тембрового и аналитического видов слуха и чувства ритма;

совершенствование музыкального восприятия, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.

Содержание курса

Первый класс

Выразительные возможности клавишных синтезаторов. Названия и характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных синтезаторов. Главные клавиши управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start, intro, ending.

Освоение базовых компонентов нотной грамоты: нотоносец, скрипичный и басовый ключи, обозначение нот (графическое, слоговое и буквенное), мажорная и минорная гаммы, тональности до одного знака при ключе, знаки альтерации, названия октав, длительности, паузы, тактовый размер 2/4, 3/4, 4/4, затакт, наиболее употребительные динамические и штриховые обозначения, аппликатура.

Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете. Первичные музыкальные жанры: песня, танец и марш.

Организация целесообразных игровых движений («постановка рук»). Игра нон легато, а затем легато в одной позиции и с подкладыванием первого пальца.

Подготовительные упражнения по чтению нот с листа. Исполнение простейших партий в ансамбле с педагогом (в четыре руки) и в режиме «-1». Пение и подбор на клавиатуре по слуху знакомых мелодий.

Импровизация (вокальная и инструментальная) фраз и предложений в процессе «музыкального диалога» с учителем (вопрос - ответ, утверждение - возражение, подтверждение и т. п.). Импровизация «звуковых картинок» на основе шумовых эффектов синтезатора*.

Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов (casio chord, single finger и т. п.) на основе трезвучий, построенных на I, IV и V ступенях мажора в трех-четырех тональностях; подбор паттерна, исходя из метра (двух - или трехдольного) и преобладающего ритмического рисунка мелодии (восьмыми, четвертями), редактирование паттерна с помощью отключения отдельных дорожек, регулировки их динамического баланса* и замены прописанных на них тембров*; подбор тембра мелодии в соответствии с ее жанровой основой и формой (периода или куплетной).

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и исполнить на синтезаторе 20-30 (10-15)** небольших произведений народной, классической и современной музыки.

*Здесь и далее учебные темы, помеченные звездочкой, необязательны для освоения в процессе обучения в рамках предмета по выбору.

**Здесь и далее первые два числа относятся к обучению по предмету музыкальный инструмент, вторые, указанные в скобках числа относятся к обучению в рамках предмета по выбору.

Второй класс

Голоса синтезатора, имитирующие струнные, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные и электронные инструменты. Паттерны народной, джазовой, классической и современной популярной музыки.

Диатонические интервалы в пределах октавы. Аккорды: мажорное и минорное трезвучие, малый мажорный (доминантовый) септаккорд. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Мажорные и минорные тональности до двух знаков при ключе. Бекар. Тактовый размер 3/8 и 6/8. Фразировочная лига. Знаки повторения и сокращения (D. c., D. c. al fine, D. c. al *-*).

Содержание и форма музыки. Понятие о средствах музыкальной выразительности: мелодии, гармонии, фактуре, тембре, композиционной форме. Понятие тоники, доминанты и субдоминанты. Различение электронных тембров по светлой и темной окраске, а также амплитудной огибающей. Простые двух - и трехчастная музыкальные формы.

Игра легато и стаккато. Несложное двухголосное движение в партиях правой и левой руки.

Развитие навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов автоаккомпанемента с использованием тонических, субдоминантовых, доминантовых трезвучий и доминантсептаккорда в тональностях до двух знаков при ключе, простейшие случаи применения автоаккомпанемента в режиме обычного взятия аккордов (fingered); жанровые и стилистические критерии в выборе паттерна, редактирование паттерна с помощью записи собственного материала на одну или несколько его дорожек*; применение в автоаккомпанементе ритмических заполнений (fill in), применение автоматических ударных без автоаккомпанемента (drum machine), вплетение в музыкальную ткань звуковых эффектов*; инструментовка пьес, написанных в простой двух - и трехчастной формах с применением режимов автосопровождения, а также - обычной (normal) и разделенной (split) клавиатуры, редактирование тембра с помощью задержки, вибрации и тремоло*.

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки 14-20 (7-10) различных музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.

Третий класс

Голоса наличных синтезаторов из банков клавишных (различные виды фортепиано, органов и др.) и хроматических ударных инструментов; голоса струнных (смычковых, щипковых и плекторных), деревянно-духовых (язычковых и лабиальных) инструментов и различных представителей басовой группы. Разновидности паттернов народной и современной популярной музыки: кантри, латиноамериканские, карибские, поп, рок. Ознакомление с художественными возможностями многодорожечного секвенсера.

Обращение интервалов. Хроматическая гамма. Тональности до четырех знаков при ключе. Трезвучия тонической, доминантовой, субдоминантовой группы и доминантсептаккорд с обращениями. Трезвучие с секстой. Обозначение темпа в общепринятых (итальянских) терминах и с помощью метронома. Триоль. Фермата.

Понятие о фактурных функциях голосов. Мелодия и бас как основа музыкальной ткани. Формообразующая функция гармонии, фактуры и тембра. Вариационная и рондообразная формы.

Чтение с листа пьес уровня трудности 1 класса. Исполнение в ансамбле с педагогом или другими учениками несложных пьес с применением электронных и механических инструментов. Подбор по слуху и исполнение с автоаккомпанементом знакомых мелодий.

Импровизация в медленном темпе мелодического узора на основе простейших гармонических последовательностей (например, |C | // |Dm | // |G7 | // |C | // |; |C |Am |Dm |G7|; |Cm | // | // | // |Fm | // | // | // |G7 | // | // | // |; |Cm |Bb |Ab |G7| и т. п.) с применением приемов арпеджирования и опевания аккордовых звуков под автоаккомпанемент педагога или в режиме «свободного сеанса» (free session) автоаккомпанемента. Возможно сочинение для синтезатора небольших пьес на предложенный сюжет и песен*.

Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки: гармонизация мелодии в режиме fingered с применением трезвучий тонической, субдоминантовой, доминантовой групп и доминантсептаккорда в тональностях до четырех знаков при ключе; использование в фактуре аранжировки мелодических построений («мультипадов»), записанных с клавиатуры (при наличии соответствующих возможностей на имеющихся инструментах)*; выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки; художественно обоснованный выбор мелодического голоса, относящегося к той или иной подгруппе струнных, духовых, клавишных или хроматических ударных инструментов; тембровые миксты (dual mode) и автогармонизация (auto harmonie) в мелодическом голосе, обогащение его фактуры с помощью звукового колеса (pitch bender) и режима портаменто*; применение многодорожечного секвенсера при записи музыкальных произведений, написанных в простых, вариационной и рондообразной* формах.

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки 14-18 (7-9) различных музыкальных произведений и исполнить их (записать с помощью секвенсера) на синтезаторе.

Четвертый класс

Голоса синтезатора, имитирующие народные и электронные инструменты. Паттерны архаического, классического и современного джаза; паттерны смешанных стилей (джаз-рок, фьюжн, диско). Понятие о МИДИ. Редактирование музыкального звучания при записи на многодорожечный секвенсер: исправление допущенных ошибок, корректирование темпа, установка динамического баланса дорожек.

Звукорежиссерские эффекты: временные (реверберация, дилэй, эхо и др.), частотные (фильтры, эквалайзер, вау и др.), динамические (компрессоры, дисторшн, овердрайв и др.), пространственные (панорама, пинг-понг, тремоло и др.), комбинированные*.

Тональности до шести знаков при ключе. Трезвучия и септаккорды на VII ступени. Септаккорды на II, III и VI ступенях. Синкопа (внутри - и междутактовая). Блюзовая гамма. Отклонения и модуляции в параллельные тональности. Различные способы изложения гармонических голосов фактуры. Понятие о голосоведении. Темброфактурная функциональность. Сложная трехчастная форма.

Чтение с листа пьес уровня трудности 2 класса. Игра в ансамбле при объединении в ансамблевой партии звуковых ресурсов нескольких МИДИ-устройств*. Аккомпанемент пению и сольной инструментальной партии. Подбор по слуху знакомых произведений с имитацией фактуры оригинала.

Импровизация мелодического орнамента на основе ритмического рисунка и гармонических последовательностей автоаккомпанемента, включающих в себя пройденные трезвучия и септаккорды побочных ступеней (например, |C |Am7 |Dm7 |G7|; |Cm |Bb7 |Eb | // |Dm7\5- |G7 |Cm | // |) с применением блюзовых тонов, а также проходящих тонов и задержаний. Возможно сочинение для синтезатора пьес в простой двух - или трехчастной формах и песен*.

Дальнейшее совершенствование творческих навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии с использованием трезвучий и септаккордов на VII ступени, а также септаккордов на II, III и VI ступенях в пройденных тональностях; подбор паттернов для мелодий джазового, фольклорного и смешанного стилей, редактирование ритмического рисунка паттерна и конструирование его оригинальных разновидностей из элементов, принадлежащих имеющимся в памяти инструмента паттернам*; применение голосов синтезатора, имитирующих народные и электронные инструменты; джазовая артикуляция и свингование; редактирование звучания с помощью звукорежиссерских эффектов - временных, частотных, динамических, пространственных, комбинированных*; запись и редактирование с помощью многодорожечного секвенсора музыкальных произведений, написанных в различных простых, вариационной, рондообразной и сложной трехчастной* формах.

В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки 14-18 (7-9) различных музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.

Пятый класс

Голоса синтезатора, имитирующие ударные инструменты без определенной высоты звука. Звуковой синтез на основе установок формы волны, кривой громкости, панорамы и других голосовых параметров*. Паттерны наличных синтезаторов, не пройденные в предыдущих классах (например, из банков вальсов, бальных танцев, классических и др.). Создание оригинальных разновидностей паттерна. Различные возможности редактирования музыкального звучания с помощью многодорожечного секвенсера синтезатора: квантизация, панорамирование, применение звуковых эффектов и др.

Тональности до семи знаков при ключе. Квинтовый круг тональностей. Трезвучия и септаккорды с альтерированными и задержанными тонами. Септаккорды на I и IV ступенях. Модуляции в родственные тональности.

Педаль и контрапункт (подголосок) в музыкальной фактуре. Колорит гармонии, фактуры и тембра. Сонатная и циклические формы. Создание музыкального образа - цель работы над музыкальной формой в процессе аранжировки. Взаимосвязь различных элементов музыкальной формы и их взаимодействие с центральным элементом - мелодией.

Чтение с листа пьес уровня трудности третьего класса. Исполнение в ансамбле с участием электронных инструментов различных музыкальных произведений, в том числе - в аранжировке, выполненной учениками*. Совершенствование навыков подбора по слуху и импровизации на основе полученных в ходе обучения музыкально-теоретических знаний. Применение в импровизации ломаных арпеджио и хроматических проходящих тонов. (Примерная сложность ритмогармонической основы импровизации: |C |C5+ |Am | // |F |F5+ |Dm | // |E7 | // |Am | // |Dm7 | // |G7 | // |; |Cm7 | // |Fm7 | // |Bb7 |Ab7 |G7sus4 | // |). Возможно сочинение для синтезатора пьес во всех пройденных за период обучения формах*.

Аранжировка и исполнение, а также запись на многодорожечный секвенсер музыки, основанной на гибких формах фактурного и тембрового развития и включающей в себя различные виды трезвучий и септаккордов всех ступеней, модуляции в родственные тональности. Достижение художественной выразительности записанной на секвенсер музыки с помощью различных операций редактирования ее фактуры, тембра, динамического баланса и панорамы, а также - на основе использования созданных учеником оригинальных звуков и паттернов.

В течение учебного года ученик под руководством преподавателя должен создать аранжировки 10-15 (5-7) различных музыкальных произведений, исполнить или записать их на многодорожечный секвенсер синтезатора.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятий

Кол-во часов

Форма занятий

Перечень универсальных действий обучающихся

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

1

Вводное занятие. Художественные возможности синтезатора

1


2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

Теория музыки

Буквенно-цифровая система

Традиционные аккордовые обороты

Блюзовая гамма

Практика

9

1

2

1

5


3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

Импровизация

Жанровая импровизация

Джазовая импровизация

Ритмическая импровизация

Ансамблевая импровизация

Практика

18

3

5

1

1

8


4.

4.1.

4.2.

4.3

4.4.

Аранжировка

Аранжировка произведений из репертуара фортепианного класса
Аранжировка сочиненных произведений

Практика

20

5

5

10


5.

5.1.

5.2.

5.3.

Сочинение

Сочинение элементов к джазовым темам

Сочинение жанровых произведений на основе заданных эскизов

Практика

20

4

6

10


Итого за год

68



٭ В программе предусмотрен резерв для возможного перераспределения часов, в зависимости от подготовки учащихся к восприятию содержания курса.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Условия реализации.

Важнейшим условием успешной реализации задач данной программы является разумный подбор учебного репертуара. Он должен включать наилучшие образцы музыкального искусства, быть сбалансированным по жанрам и стилям, отвечать возрастным возможностям ученика и особенностям наличного электронного инструмента. Соответствие этого репертуара уровню музыкально-творческих компетенций ученика, прописанных в годовых требованих по классам, обеспечит его успешное продвижение в электронной аранжировке и исполнении музыкальных произведений.

Не менее важным условием является обогащение учебно-музыкальной деятельности за счет иных видов музицирования: игры по слуху, игры в ансамбле, импровизации и сочинении, что будет способствовать гармонизации музыкальных способностей ученика. Ориентиром в развитии этих видов деятельности также являются годовые требования по классам.

Решая с учеником творческие задачи, следует постоянно обращаться к музыкально-теоретическим закономерностям, служащим основой решения данных задач, раскрывать их специфические особенности и целенаправленно стимулировать творческие проявления ученика.

В целях более глубокого освоения способов творческих действий, связанных с музыкально-цифровыми технологиями, учащимся, которые занимаются в классе специального клавишного синтезатора, могут быть рекомендованы занятия в студии компьютерной музыки в качестве предмета по выбору.

Материально-технические условия.

Класс для занятий по клавишному синтезатору должен отвечать необходимым санитарно-гигиеническим нормам: естественная вентиляция, хорошее освещение и температурный режим. В этом классе должны находиться:

· синтезатор (в комплекте с адаптером, пультом, подставкой);

· электрическая розетка и удлиннитель;

· нотная литература;

· книги по музыке, справочные издания;

· стол преподавателя - 1;

· стул для преподавателя и ученика - 2.

Для организации концертных выступлений учащихся нужно также иметь усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания к этому может быть добавлен микшерный пульт. Желательно также наличие звукового процессора, который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить его выразительные возможности.

Для записи и воспроизведения творческих работ учащихся желательно также иметь магнитофон (аналоговый, цифровой, пишущий CD-Rom и т. п.).

Организационно-административные условия.

· Открытие в образовательном учреждении класса клавишного синтезатора;

· возможность ремонта инструментов;

· возможность ксерокопирования нот и дидактических материалов.

Применение на занятиях разнообразных видов и комплектаций цифровых инструментов, от одного синтезатора до полного набора концертного электроакустического оборудования, вносит большое разнообразие в учебный процесс. Поэтому, намечая решение многих важнейших задач воспитания любителя электронного музицирования, данная программа, вместе с тем, предоставляют педагогу, в зависимости от наличного инструментария, возможность внесения в нее тех или иных частных поправок, связанных с редуцированием учебной музыкально-творческой деятельности или, напротив, - с ее усложнением и обогащением.

Особенности решения учебных задач.

Общий объем и сложность приобретаемых в классе клавишного синтезатора знаний, умений и навыков в целом не превышает тех, которые получают учащиеся в классе традиционной специализации в системе начального музыкального образования. Так при увеличении теоретической насыщенности занятий по цифровому инструменту значительно упрощаются технические проблемы, которые зачастую становятся главным камнем преткновения при освоении механических инструментов.

Распределение по классам музыкально-теоретического материала происходит по принципу последовательного систематического охвата всех необходимых для развернутых форм электронного музицирования проблем. При этом порядок изучения этих проблем выстраивается в направлении от общего к частному, что позволяет учащимся постоянно держать в поле зрения всю систему необходимых для электронного музицирования знаний, постепенно углубляя их и, соответственно, повышая уровень данной музыкально-творческой деятельности.

Усложнение учебных задач идет в соответствии с возрастными возможностями учащихся и во многом отвечает темпу и этапности усложнения аналогичных задач в действующих программах по сольфеджио и исполнительским специальностям. Это не только устраняет возможные противоречия между новыми и традиционными учебными курсами, но способствует более глубокому усвоению учащимися каждого из данных предметов.

Вместе с тем, занятия электронной аранжировкой подразумевают приобщение учащихся к основам гармонии, инструментовки, звукорежиссуры. Освоение этих новых знаний также увязывается с решением учебных задач традиционных курсов. Например, изучение музыкальной грамоты на уроках сольфеджио становится для них плацдармом для продвижения в области музыкальной теории на занятиях по синтезатору, а выработка ряда творческих навыков на этих занятиях (гармонизация, построение фактуры, инструментовка), в свою очередь, позволяет более эффективно решать художественные задачи в исполнении музыки на традиционных механических инструментах.

Репертуар.

Репертуар, на основе которого решаются учебные, воспитательные и развивающие задачи по данному курсу, также является фактором, связывающим его с традиционными. В обоих случаях центральной составляющей этого репертуара оказывается классическая и народная музыка, в которой сконцентрированы главные ценности данного вида искусства, а также лучшие образцы современной музыки академических и массовых жанров. Важно преодолеть односторонние представления учащихся о синтезаторе как связанном исключительно с молодежной развлекательной музыкой и сделать этот инструмент средством формирования хорошего музыкального вкуса. Данная направленность при подборе учебного репертуара, разумеется, предполагает учет индивидуальных интересов и склонностей учащихся.

Общее количество произведений, которые должны быть пройдены в каждом классе, дается в годовых требованиях. При этом указываются два таких числа. Большее из них относится к обучению по предмету «Музыкальный инструмент» в рамках основного учебного плана. Меньшее, указанное в скобках, относится к использованию этих инструментов в рамках предмета по выбору. При этом произведения подбираются из специально предназначенного для предмета по выбору списка. С целью достижения дифференциации обучения допускается включение в учебный репертуар не только разных по трудности произведений, но и некоторое увеличение или уменьшение их количества в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся.

Каждое из произведений должно быть аранжировано и исполнено (записано в память секвенсора) учеником. При этом степень завершенности этой работы может быть различной - некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного показа, некоторые - для исполнения в классе или просто в порядке ознакомления. Все это необходимо отразить в индивидуальном плане ученика.

Литература для учителя

  1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. - Л., 1974.

  2. Браун Р. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере. / Пер. с англ. - М.: ЭКОМ, 1998.

  3. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. - М., 1979.

  4. Володин А. Электромузыкальные инструменты. - М., 1979.

  5. Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментов и вокально-инструментальных ансамблей. - М., 1983.

  6. Дубровский Д. Компьютер для музыкантов-любителей и профессионалов. Практическое пособие. - М.: Триумф, 1999.

  7. Живайкин П. Как играть современную популярную детскую музыку. - М.: Хобби-Центр, 2001.

  8. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 1. / Сост. и перелож. Л.Е. Петренко - М.: Музыка, 2002.

  9. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 2. / Сост. и перелож. Л.Е. Петренко - М.: Музыка, 2002.

  10. Красильников И. Проблемы построения методики игре на синтезаторе. /Искусство в школе. №2, №3. - М.,1996.

  11. Красильников И. Синтезатор на уроке? / Искусство в школе. №2. - М., 1995.

  12. Красильников И.М. Аранжировка народной музыки для электронных инструментов. / Музыка и время. №7 - 2003.

  13. Красильников И.М. Детская электронная музыка - новая сфера творчества. / Музыка и электроника. №3 - 2004.

  14. Красильников И.М. Основные этапы освоения музицирования на клавишных синтезаторах. / Искусство в школе. №4 - 2013.

  15. Красильников И.М. Работа на основе MIDI-секвенсоров. / Музыка и электроника. №2, №3 - 2004.

  16. Красильников И.М. Электронное музицирование - новый вид досуговой деятельности. / И.М. Красильников. - Омск, 2013.

  17. Петелин Р., Петелин Ю. Аранжировка музыки на РС. - СПб.: BHV - Санкт-Петербург, 1999.

  18. Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр в РС. - СПб.: BHV - Санкт-Петербург, 1998.

  19. Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр в персональном компьютере. - СПб.: Полигон, 1997.

  20. Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ. - М.: Композитор, 2000.

  21. Пешняк В. Уроки игры на синтезаторе. Учебное пособие для класса синтезатора ДМШ. Вып.1. - М.: Композитор, 1998.

  22. Рабин Д. Музыка и компьютер: настольная студия / Пер. с англ. - Мн.: Поппури, 1998.

  23. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. Пособие для преподавателей, детей и родителей. - М.: ЦДСК, 1994.

  24. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984.

  25. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. - М., 1959.

Литература для обучающихся

  1. Важов С. Школы игры на синтезаторе. - СПб.: Композитор, 1998.

  2. Живайкин П. Школа блюза, буги-вуги и рок-н-рола. Практическое пособие для начинающих и опытных пианистов. - М.: Хобби-Центр, 2001.

  3. Знакомство с синтезатором: Самоучитель. / Сост. В.В. Кузнецова - М.: Хобби-Центр, 2001.

  4. Обучение с увлечением. Нескучная антология облегченных популярных мелодий для фортепиано и синтезатора. Выпуск 1-5. - М.: Мелограф, 1999.

  5. Романенко В.В. Гармония популярной песни. - М.: Хобби-Центр, 2001.

  6. Романенко В.В. Начальный курс джазовой импровизации на фортепиано. - М.: Хобби-Центр, 2001.

  7. Романенко В.В. Учись импровизировать. - М.: Хобби-Центр, 2001.

  8. Романенко В.В. Учись сочинять. - М.: Хобби-Центр, 2001.

  9. Тургенева Э.Ш., Малюков А.Н. Пианист - фантазер. Учеб. пособие по развитию творческих навыков и транспонированию. - М.: Советский композитор, 1988.

Средства обучения

1. Клавишный синтезатор YAMAHA серии PSR - 1шт.

  • 5 октав, 489 тембров, включая 360 XG, 155 стилей, 30 пресетных стилей,

  • музыкальная база данных на 256 вступлений,

  • колесо управления модуляцией звука,

  • arpeggiator,

  • мастер EQ,

  • performance Assistant,

  • LC дисплей,

  • Flash ROM,

  • Preset Master EQ,

  • USB to Host (USB-MIDI).2010.

Полезные ссылки в сети Интернет

  1. «Школа игры на синтезаторе» (ale07.ru/music/notes/song/sintezator/sam_krasilnikov.htm).

Предполагаемая результативность курса

В результате обучения по данной программе учащийся должен:

  1. Уметь определять гармоническую идею заданного музыкального фрагмента, форму.

  2. Применять на практике основные приемы импровизации.

  3. Использовать знания музыкальной грамоты (различать стили, жанры музыкальных произведений), владеть навыками простой аранжировки.

  4. Выполнять задания по сочинению тем в характерных особенностях жанра.

Обучение старшеклассников игре на синтезаторе будет способствовать:

  • повышению интереса учащихся к творческому процессу и к занятиям в целом;

  • формированию обстановки сотрудничества, развитие творческой свободы в музыкально-исполнительской деятельности учащихся;

  • расширению слуховых представлений о звучании инструментов;

  • повышению образовательного уровня учащихся, их обогащению новыми знаниями и умениями - теоретическими сведениями в области гармонии, музыкальной формы, музыкальных инструментов, умений импровизации, аранжировки, сочинения, ансамблевой работы с инструментальной группой.



© 2010-2022