- Преподавателю
- Музыка
- Музыкально-тематическое занятие для детей старшего возраста Мелодичная домбра
Музыкально-тематическое занятие для детей старшего возраста Мелодичная домбра
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Убушаева И.С. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Герел»
«СЭЭХН ДУУТА ДОМБР» -
МЕЛОДИЧНАЯ ДОМБРА
музыкально-тематическое занятие для детей
старшего дошкольного возраста
Автор: Убушаева Инна Сергеевна,
музыкальный руководитель
Краткая аннотация:
Занятие проходит в форме молодежной вечеринки. Знакомство детей с калмыцким народным инструментом- домброй, описание, форма, извлечение звуков, использование инструмента в разных видах музыкальной деятельности ( слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра)
Цель занятия:
-
Развивать и воспитывать чувство любви к родине, к традициям и обычаям своего народа;
-
Воспитывать устойчивый интерес и любовь к народной музыке, к народным инструментам;
-
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту;
-
Продолжать работу по ознакомлению с известными людьми Калмыкии;
-
Развивать коммуникативные способности, культуру общения, соблюдение этических норм.
Предварительная работа:
Разучивание песни «Цаган сар» муз.народная, шаваши.
Стихотворение «Домбра» Б.Сангаджиевой,
Слушать музыку в исполнении разных инструментов,
Разучить движения калмыцкого танца.
Ход занятия:
В музыкальный зал под музыку входят дети 1 подгруппы.
М.р.( музыкальный руководитель)- Мендвт, куукд! Здравствуйте, дети!
Сегодня у нас- молодежная вечеринка. К нам должны прийти гости, нужно подготовиться к их встрече. Девочки , постелите коврики-девскиры, приготовьте чай. Мальчики, встречайте гостей!
За дверью слышны голоса гостей- детей 2 подгруппы. Мальчики заводят в зал гостей.
Гости- Медвт, цугар!
М.р.- Мендвт, сэн-менд йовж ирвтэ?
Уралан йовад суутн.
Ковуд, гиичнриг суулгтн, куукд, цээгэн огтн.
Дети рассаживают гостей на девскиры, подают чай в пиалах.
Воспитатель- Нэ, мадниг дуудснтн ханлтан оргжэнэвидн.
Нээртн сээхн болтха,
Наснтн ут болтха.
Суусарн онр болтн,
Бээсэрн байн болтн.
Домбрин жиннсн когтэ,
Дуувр сээхн биитэ.
Ниицнгу ни-негтэ,
Ниилсн айста дуута,
Ээм-ээмэн тушлдэд,
Эгц дууган дуулдад.
Цугар амр менд,
Сэн-сээхн йовцхатн!
Все- Йорэл буттхэ!
Воспитатель- Тана селэнэ куукд ухата, билгтэ, эрдмтэ гиж цугар келлднэ.
М.р.- Ээ, манна куукд- кучтэ.Дала ду меднэ,биилхлэ- биилнэ, дакад олн тээлвртэ туульс меднэ.Ода таднд Бая нег тээлвртэ тууль келх.
Конкурс загадок.
Дети загадывают друг другу загадки и отгадывают их.
Воспитатель- Ямаран ухата куукд! Ода мини тээлвртэ тууль тээлж чадхт? Сонгстн.
-
Сукин биитэ, сэнг дала дуута,
Нэрхн хойр хоолта,зах хойр товчта. ( домбр)
*Хойр нэрхн чивгциг модн деер татж,
Жиннсн сээхн дуунднь цугар босад биилж.( домбр)
М.р.- Молодцы, отгадали. А мою загадку отгадаете?
1. «Заиграли 2 струны на 4 стороны.»( домбра)
2. «Струны заиграли, ноги заплясали.» (домбра)
-Посмотрите, вот она домбра- калмыцкий народный инструмент. Как она красива! ( демонстрирует)
Домбра- это деревянный двухструнный инструмент. Раньше выделывали ее из клена, ивы, березы, акации, а иногда из сосны. Корпус имеет грушевидную или треугольную форму. Склеивали домбру осетровым клеем, а струны делали из тонкой бараньей кишки, обработанной особым способом. У нее прекрасная фигура- корпус с длинной изящной шеей, которая оканчивается головкой с колками. Это верхняя дека, а ней прорези. А это -нижняя дека. Звук извлекается пальцами, т.е. бряцанием. ( показ)
-А сейчас посмотрите на эту домбру ( показ ).Эту домбру сделал наш земляк- Эрдни Манджиевич Мукобенов. Корпус домбры он делал из фанеры, клеил, красил, рисовал национальный орнамент, покрывал лаком.
-А вот эту домбру( показ)-сделали в Москве на фабрике, где кроме домбры изготавливают и другие инструменты. Давайте послушаем домбру.
Запись «Домбровые наигрыши» калмыцкие народные мелодии в исполнении Заслуженной артистки калмыки Булгун Манджураковой.
М.р.- Понравилось ли вам звучание домбры?
Какая домбра разная: и певучая, и нежная, и яркая, полная ритма! Так и хочется пуститься в пляс! А вы знаете, что домбра- самый любимый инструмент в республике. Без домбры не обходится ни один калмыцкий праздник, вечеринка, свадьба. Под домбру люди поют песни, танцуют, а джангарчи рассказывают сказки из народного эпоса «Джангар».
Под звучную мелодию домбры плясали и приговаривали шаваши- приговорки.Вот послушайте.
М.руководитель играет на домбре, воспитатель проговаривает шаваш.
Шаваши.
-
Дуута модн домбриг,дунь гартнь цокита,
Дуран огсн иньгэн докъялн бээж медитэ.
2.Шар харга домбринь шавднь болж цокита!
Сээхн бичкн иньгуд, шагагарнь мульжитэ!
М.р.- Шавашами воодушевляли и поднимали дух домбристов, ведь им приходилось играть долго. А хорошие домбристы-виртуозы- были нарасхват.
З ними ездили даже в соседние хотоны. В настоящее время проводятся конкурсы домбристов. Одной из самых лучших считают знаменитую Булгун Манджуракову. Вот она ( показ портрета).
В народе о домбре сложено много загадок, пословиц и стихов.
Сейчас послушаем стихотворение калмыцкой поэтессы Боси Сангаджиевой.
1 ребенок.- Созвучная душе, мечты моей подруга-
В углу среди вещей стоит она без звука.
Две тоненьких струны на деревянном теле
Натянуты, грустны, как будто и не пели.
2 ребенок.- Как тайна чьих-то кос, как искренние строки,
Как две дорожки слез, пробороздивших щеки…
Но только прикоснись- и отзовутся звуки,
И вслед за ними ввысь взлетят, как крылья руки.
3 ребенок- И если добрых рук легко прикосновенье.
То оживает вдруг в душе ее цветенье.
Как утренний цветок росою напоенный.
Расправит лепесток мечтою затаенный.
М.р.- Какие стихи хорошие! Давайте споем песенку про домбру.
Дети распеваются. Сначала поют хозяева, затем -гости в нескольких вариантах: тихо- громко, грустно- весело, медленно- быстро.
Домбр, домбр, домбр,
Сээхн дуута домбр!
Домбр, домбр, домбр,
Нэрхн дуута домбр!
М.р.- А теперь отгадайте, что это за песня?
Правильно, это песня на слова нашего земляка и мастера по изготовлению домбры Эрдни Мукобенова. Давайте все вместе ее споем.
Песня «Цаган Сар»- музыка народная , слова Э.Мукобенова.
М.р.- Какая веселая песня !Так и хочется поплясать. Я объявляю конкурс
« Чья команда лучше и дружно проговорит шаваш под домбру».
Звучит запись домбры, дети по очереди проговаривают шаваш.
1.Хатхн ишк, хатхн ишк,
Хагрхагинь олж ишк!
2.Цумлнь ишк, цумлнь ишк,
Цоорхагинь олж ишк!
М.р.- Спасибо, молодцы! А сейчас поиграем в игру «Веселые музыканты»
Игра «Веселые музыканты»
Дети стоят в кругу. Звучит музыка в исполнении разных инструментов. Если звучит запись музыки в исполнении баяна ,скрипки, фортепиано- дети имитируют игру на баяне,скрипке, баяне, а когда звучит домбра- дети танцуют калмыцкий танец.
М.р.- Спасибо вам, ребята. Посмотрите, нам подарили домбры, но только они не украшены орнаментом. Давайте нарисуем калмыцкий орнамент.
Дети подходят к столам, рисуют национальный орнамент на домбрах.
Воспитатель предлагает подарить рисунки друг другу.
Воспитатель- Нэ, орсн боран гиинэ, Ирсн гиич мордна.
Хэрх цаг ирв.Тана куукд сэн, айта-айста, эрдмтэ бээж.
М.р.-Ирснтн ханлтан оргжэнэвидн. Мана нэр йир байрта болв. Ода мана куукд таднд белг огхэр седжэнэ.
Раньше, когда вечеринка заканчивалась, девушки дарили юношам платочки.
Вручают платочки.
Воспитатель- Ханлтан оргжэнэвидн, байрта харгий!
М.р.- Монгн цаган хаалгар йовж, алтн жола эргулж, менд амулнг гертэн ирцхэтн! Сэн бээтн!