Музыкально-тематическое занятие для детей старшего возраста Мелодичная домбра

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Герел»






«СЭЭХН ДУУТА ДОМБР» -

МЕЛОДИЧНАЯ ДОМБРА

музыкально-тематическое занятие для детей

старшего дошкольного возраста


Музыкально-тематическое занятие для детей старшего возраста Мелодичная домбра



Автор: Убушаева Инна Сергеевна,

музыкальный руководитель


Краткая аннотация:

Занятие проходит в форме молодежной вечеринки. Знакомство детей с калмыцким народным инструментом- домброй, описание, форма, извлечение звуков, использование инструмента в разных видах музыкальной деятельности ( слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра)

Цель занятия:

  • Развивать и воспитывать чувство любви к родине, к традициям и обычаям своего народа;

  • Воспитывать устойчивый интерес и любовь к народной музыке, к народным инструментам;

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту;

  • Продолжать работу по ознакомлению с известными людьми Калмыкии;

  • Развивать коммуникативные способности, культуру общения, соблюдение этических норм.

Предварительная работа:

Разучивание песни «Цаган сар» муз.народная, шаваши.

Стихотворение «Домбра» Б.Сангаджиевой,

Слушать музыку в исполнении разных инструментов,

Разучить движения калмыцкого танца.



Ход занятия:

В музыкальный зал под музыку входят дети 1 подгруппы.

М.р.( музыкальный руководитель)- Мендвт, куукд! Здравствуйте, дети!

Сегодня у нас- молодежная вечеринка. К нам должны прийти гости, нужно подготовиться к их встрече. Девочки , постелите коврики-девскиры, приготовьте чай. Мальчики, встречайте гостей!

За дверью слышны голоса гостей- детей 2 подгруппы. Мальчики заводят в зал гостей.

Гости- Медвт, цугар!

М.р.- Мендвт, сэн-менд йовж ирвтэ?

Уралан йовад суутн.

Ковуд, гиичнриг суулгтн, куукд, цээгэн огтн.

Дети рассаживают гостей на девскиры, подают чай в пиалах.

Воспитатель- Нэ, мадниг дуудснтн ханлтан оргжэнэвидн.

Нээртн сээхн болтха,

Наснтн ут болтха.

Суусарн онр болтн,

Бээсэрн байн болтн.

Домбрин жиннсн когтэ,

Дуувр сээхн биитэ.

Ниицнгу ни-негтэ,

Ниилсн айста дуута,

Ээм-ээмэн тушлдэд,

Эгц дууган дуулдад.

Цугар амр менд,

Сэн-сээхн йовцхатн!

Все- Йорэл буттхэ!

Воспитатель- Тана селэнэ куукд ухата, билгтэ, эрдмтэ гиж цугар келлднэ.

М.р.- Ээ, манна куукд- кучтэ.Дала ду меднэ,биилхлэ- биилнэ, дакад олн тээлвртэ туульс меднэ.Ода таднд Бая нег тээлвртэ тууль келх.

Конкурс загадок.

Дети загадывают друг другу загадки и отгадывают их.

Воспитатель- Ямаран ухата куукд! Ода мини тээлвртэ тууль тээлж чадхт? Сонгстн.

  • Сукин биитэ, сэнг дала дуута,

Нэрхн хойр хоолта,зах хойр товчта. ( домбр)

*Хойр нэрхн чивгциг модн деер татж,

Жиннсн сээхн дуунднь цугар босад биилж.( домбр)

М.р.- Молодцы, отгадали. А мою загадку отгадаете?

1. «Заиграли 2 струны на 4 стороны.»( домбра)

2. «Струны заиграли, ноги заплясали.» (домбра)

-Посмотрите, вот она домбра- калмыцкий народный инструмент. Как она красива! ( демонстрирует)

Домбра- это деревянный двухструнный инструмент. Раньше выделывали ее из клена, ивы, березы, акации, а иногда из сосны. Корпус имеет грушевидную или треугольную форму. Склеивали домбру осетровым клеем, а струны делали из тонкой бараньей кишки, обработанной особым способом. У нее прекрасная фигура- корпус с длинной изящной шеей, которая оканчивается головкой с колками. Это верхняя дека, а ней прорези. А это -нижняя дека. Звук извлекается пальцами, т.е. бряцанием. ( показ)

-А сейчас посмотрите на эту домбру ( показ ).Эту домбру сделал наш земляк- Эрдни Манджиевич Мукобенов. Корпус домбры он делал из фанеры, клеил, красил, рисовал национальный орнамент, покрывал лаком.

-А вот эту домбру( показ)-сделали в Москве на фабрике, где кроме домбры изготавливают и другие инструменты. Давайте послушаем домбру.

Запись «Домбровые наигрыши» калмыцкие народные мелодии в исполнении Заслуженной артистки калмыки Булгун Манджураковой.

М.р.- Понравилось ли вам звучание домбры?

Какая домбра разная: и певучая, и нежная, и яркая, полная ритма! Так и хочется пуститься в пляс! А вы знаете, что домбра- самый любимый инструмент в республике. Без домбры не обходится ни один калмыцкий праздник, вечеринка, свадьба. Под домбру люди поют песни, танцуют, а джангарчи рассказывают сказки из народного эпоса «Джангар».

Под звучную мелодию домбры плясали и приговаривали шаваши- приговорки.Вот послушайте.

М.руководитель играет на домбре, воспитатель проговаривает шаваш.

Шаваши.

  1. Дуута модн домбриг,дунь гартнь цокита,

Дуран огсн иньгэн докъялн бээж медитэ.

2.Шар харга домбринь шавднь болж цокита!

Сээхн бичкн иньгуд, шагагарнь мульжитэ!

М.р.- Шавашами воодушевляли и поднимали дух домбристов, ведь им приходилось играть долго. А хорошие домбристы-виртуозы- были нарасхват.

З ними ездили даже в соседние хотоны. В настоящее время проводятся конкурсы домбристов. Одной из самых лучших считают знаменитую Булгун Манджуракову. Вот она ( показ портрета).

В народе о домбре сложено много загадок, пословиц и стихов.

Сейчас послушаем стихотворение калмыцкой поэтессы Боси Сангаджиевой.

1 ребенок.- Созвучная душе, мечты моей подруга-

В углу среди вещей стоит она без звука.

Две тоненьких струны на деревянном теле

Натянуты, грустны, как будто и не пели.

2 ребенок.- Как тайна чьих-то кос, как искренние строки,

Как две дорожки слез, пробороздивших щеки…

Но только прикоснись- и отзовутся звуки,

И вслед за ними ввысь взлетят, как крылья руки.

3 ребенок- И если добрых рук легко прикосновенье.

То оживает вдруг в душе ее цветенье.

Как утренний цветок росою напоенный.

Расправит лепесток мечтою затаенный.

М.р.- Какие стихи хорошие! Давайте споем песенку про домбру.

Дети распеваются. Сначала поют хозяева, затем -гости в нескольких вариантах: тихо- громко, грустно- весело, медленно- быстро.

Домбр, домбр, домбр,

Сээхн дуута домбр!

Домбр, домбр, домбр,

Нэрхн дуута домбр!

М.р.- А теперь отгадайте, что это за песня?

Правильно, это песня на слова нашего земляка и мастера по изготовлению домбры Эрдни Мукобенова. Давайте все вместе ее споем.

Песня «Цаган Сар»- музыка народная , слова Э.Мукобенова.

М.р.- Какая веселая песня !Так и хочется поплясать. Я объявляю конкурс

« Чья команда лучше и дружно проговорит шаваш под домбру».

Звучит запись домбры, дети по очереди проговаривают шаваш.

1.Хатхн ишк, хатхн ишк,

Хагрхагинь олж ишк!

2.Цумлнь ишк, цумлнь ишк,

Цоорхагинь олж ишк!

М.р.- Спасибо, молодцы! А сейчас поиграем в игру «Веселые музыканты»

Игра «Веселые музыканты»

Дети стоят в кругу. Звучит музыка в исполнении разных инструментов. Если звучит запись музыки в исполнении баяна ,скрипки, фортепиано- дети имитируют игру на баяне,скрипке, баяне, а когда звучит домбра- дети танцуют калмыцкий танец.

М.р.- Спасибо вам, ребята. Посмотрите, нам подарили домбры, но только они не украшены орнаментом. Давайте нарисуем калмыцкий орнамент.

Дети подходят к столам, рисуют национальный орнамент на домбрах.

Воспитатель предлагает подарить рисунки друг другу.

Воспитатель- Нэ, орсн боран гиинэ, Ирсн гиич мордна.

Хэрх цаг ирв.Тана куукд сэн, айта-айста, эрдмтэ бээж.

М.р.-Ирснтн ханлтан оргжэнэвидн. Мана нэр йир байрта болв. Ода мана куукд таднд белг огхэр седжэнэ.

Раньше, когда вечеринка заканчивалась, девушки дарили юношам платочки.

Вручают платочки.

Воспитатель- Ханлтан оргжэнэвидн, байрта харгий!

М.р.- Монгн цаган хаалгар йовж, алтн жола эргулж, менд амулнг гертэн ирцхэтн! Сэн бээтн!


© 2010-2022