- Преподавателю
- Музыка
- Технологическая карта урока музыки Песня. Песни народов мира 5 класс
Технологическая карта урока музыки Песня. Песни народов мира 5 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Серикова Е.Д. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Предмет: музыка Класс: 5а,5б
Тема триместра: «Музыка и литература»
Тема урока: Песня. «Песни народов мира»
Тип урока: получение новых знаний
Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и литературы:
-
Углубить представления обучающихся об изобразительных и выразительных свойствах музыки и многогранных связях музыки и литературы.
-
Создать условия для ознакомления с жанрами вокализа и инструментальной музыки.
-
Формировать музыкальную культуру личности, развивать и углублять интерес к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки вокальной и инструментальной, пение).
-
Понять, что объединяет песни разных народов.
Оборудование: Мультимедийная установка, компьютер, музыкальные произведения к уроку.
Наглядность: Презентация с портретами Ф.Мендельсона - Бартольди, Г. Малера «Похвала знатока» (из цикла «Волшебный рог мальчика»), Н.Брауна.
Раздаточный материал: Учебник «Музыка» для 5 класса (страницы).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
1
Организацион-
ный момент
Настраивание учащихся на деятельность:
= Мы продолжаем разговор о взаимосвязи музыки и литературы. Сегодня речь пойдет о музыке. Работаем со страницами учебника, являющимися помощниками на уроке.
= Свои собственные песни есть у каждого народа.
Приветствуют учителя.
Личностные
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
2
Актуализация знаний.
= Что вы ожидаете от урока?
= Какова цель урока?
= Сделайте предположение о том, над чем будем работать на уроке.
= Что мы должны сделать для достижения цели? (постановка задач)
Слайд: Песня отличается простым строением, небольшой протяженностью.
= В чем отличие народной песни и авторской (профессиональной).
= Почему надо уважительно относиться к народной песне? (найдите развернутые ответы на странице 62)
= Ответы детей. Выводят тему урока, цель и задачи с помощью учителя.
= Дети делают записи в тетради.
= Ответы детей:
1. Родная песня выражает характер и обычаи народа.
2. Слушая веселые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.
Коммуникативные
высказывать свою точку зрения, аргументация своего мнения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов
Личностные:
Принятие на себя роли ученика, исполнителя и слушателя; проявление интереса к теме
3
Постановка цели и задач урока.
Введение в тему урока
Выполнение задач реконструктивно - вариативного типа.
= Познакомимся с нотным примером №13.
Обратите внимание на то, как записана мелодия, каково её движение.
Слайд: Польская народная песня «Висла»
= Что мы представляли, слушая польскую народную песню «Висла»? (ответ подскажет стр.62)
= Попробуем разучить мелодию песни «Висла».
(Работа проводится по фразам)
= О каких обычаях, традициях в укладе жизни повествует песня?
= Учитель демонстрирует фотографии (иллюстрации) с изображением пейзажей городской и сельской архитектуры Польши.
= ответы детей (могут быть не однозначными)
= Мелодия движется то вверх, то вниз, т.е. волнообразно, плавно, на «легато», как бы изображая «переливы воды».
= Ответы детей:
1. Мелодия течет плавно, неторопливо, как воды зыдумчивой Вислы. На её зеленых берегах пасутся стада, и пейзаж окружен бескрайними лесами.
2. В песне слышится что - то большее, чем просто описание природы. Музыка песни как будто согрета любовью неведомого нам пастушка, бродящего со своей свирелью по прибрежным лугам.
= Дети поют.
= ответы детей (Любовь к родному краю, природе, степенность в жизненном укладе поляков, красота окружающей природы и бережное к ней отношение)
= Знакомятся с пейзажами Польши.
Познавательные:
- анализ, синтез, сравнение;
-формулирование познавательной цели;
-построение логической цепи рассуждений, доказательство
Анализ информации
Коммуникативные
высказывание точки зрения, участие в коллективном обсуждении вопросов
Регулятивные:
определять цели УД (направления своего познания). планировать деятельность с учётом поставленной цели
4
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
= Народные песни всегда привлекали композиторов разных стран.
= В творчестве каких композиторов народная песня «находит» свою вторую жизнь?
= Как композиторы собирали народные песни?
Слайд: Аранжировка, переложение - это переработка музыкального произведения, написанного для определенных голосов или инструментов, с целью приспособить его к исполнению другими средствами. Например; переложение симфонии для исполнения на фортепиано, хоровое переложение одноголосной песни для исполнения на музыкальном инструменте.
= Один из наиболее ярких известных сборников - «Волшебный рог мальчика» был создан в начале 19 века.
= Что написал Генрих Гейне, немецкий поэт об этом сборнике?
(Ответ можно найти на стр.63).
= Ответы детей (могут быть не однозначными)
= Ответы детей (композиторов - профессионалов).
== ответы детей:
1. Композиторы и поэты разных стран нередко ездили по деревням и селам, собирая по крупицам народные песни, народную поэзию.
2. Записанные ими песни аранжировались, из них составляли сборники.
Ответы детей:
1. Эта книга - кладезь немецкой поэзии.
2. Она содержит прелестнейшие цветы немецкой души, и тот, кто захочет познакомиться с немецким народом с лучшей его стороны, пусть прочтет эти народные песни.
Предметные:
воспроизводить знания
Регулятивные
анализировать информацию
Коммуникативные
высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов
Личностные:
Принять на себя роли ученика, исполнителя и слушателя; проявлять интерес к теме. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пении
5
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
= Среди замечательных мастеров немецкой музыки, которого вдохновил сборник немецкой поэзии был Густав Малер.
Слайд: Густав Малер - портрет,
Цикл песен «Волшебный рог мальчика»,
«Похвала знатока»
Нотный пример №14
= На стр. 64 нам предложен текст песни «Похвала знатока». Попробуем его прочитать по ролям: автор, соловей, кукушка и осел.
Похвала знатока
В лесу кукушка с соловьём
Ясным весенним днём
Спорили меж собою:
Чей голос лучше и нежней,
Для слуха голос, чей милей
Весеннею порою?
Кукушка молвит:
«Пусть сейчас кто-то рассудит нас»,
Осла предлагает судьёю.
«Его ушам ведь равных нет,
Он, значит, может дать совет,
Рассудит нас с тобою?»
Летят они к ослу вдвоём,
Рассказывают обо всем,
Он спеть им предлагает.
Спел дивно соловей ему!
Осел ворчит: «Я что-то песню не пойму?
Иа! Иа! Твой голос раздражает!»
Кукушка песнь свою бубнит,
И в песне столько кварт и квинт...
Осел доволен страшно:
«Стой! Стой! Стой!»
И приговор выносит преважно:
«Прилично соловей звучал...
Но кукушка пропела так свой хорал!
Так ритм держала строго!
Могу уверенно сказать,
Такой певицы не сыскать,
Не может быть тут мнения иного!»
= Что положено в основу песни?
(Можете воспользоваться помощником - стр.65)
= О чем говорится в содержании песни?
= Вслушайтесь в звучание голосов песни.
(наиграть темы)
= Как композитор передает спор между персонажами песни?
Прослушивание песни Малера «Похвала знатока».
= Какой прием использует композитор для раскрытия музыкальных образов?
(Обратимся к стр.65)
= Учитель предлагает записать в тетради
«Песня (басня) воспитывает человека».
= Музыкальные средства могут и без слов сказать о музыке многое. В мелодии, ритме, динамике содержится огромная эмоциональная выразительность. Такая способность музыки проявила себя в жанре - Песни без слов.
Слайд: Песни без слов.
Иллюстрация «Мальчик - пастушок»
= Рассмотрим иллюстрацию.
= Учитель предлагает прочитать стихотворение Н.Брауна «Песня без слов»
= О чем стихотворение Брауна? Найдите ответ на стр.67.
Слайд: Ф. Мендельсон - Бартольди.
= Немецкий композитор Ф.Мендельсон создал фортепианный цикл «Песни без слов» В нем представлены разные пьесы. Каждая из них выражает какое - нибудь настроение - то торжественный гимн, то нежный напев, то бурный порыв.
= Послушайте одну из пьес этого замечательного цикла.
= Каков характер прослушанного произведения
(ответ можем найти на стр.67).
Нотный пример №16.
= А ведь это чисто инструментальное произведение.
Наверно, благодаря такой певучей мелодии эта пьеса и получила своё название «Песня без слов».
= Дети делают записи в тетради.
= Дети читают текст песни по ролям.
= Ответы детей.
В основу песни положено шуточное стихотворение, поучительное, по характеру напоминающее басню.
= В песне говорится о состязании двух лесных певцов: кукушки и соловья. Их спор о том, кто лучше поет. Спор разрешил осел.
= Дети внимательно слушают темы и песню.
= Для большей убедительности образов Малер использует прием звукоподражания, придающий музыке веселый и задорный характер.
= Дети делают записи в тетради.
Дети рассматривают иллюстрацию и читают стихотворение Н. Брауна
«Песня без слов»
Ни слова ... И только мельканье
Бегущих по клавишам рук,
Невидимых струн рокотанье,
За звуком взлетающий звук.
То чудом рождённые трели,
То лепет ручья поутру,
То голос поющей свирели,
То птиц щебетанье в бору.
То ветра порыв. То суровый
Грозы нарастающий звук.
И рушится ливень. И снова -
В ромашках сверкающий луг.
Ушло, отшумело ненастье,
И слышно, как бьются сердца...
И все это - песня о счастье,
Которой не будет конца.
= Стихотворение Брауна передает то многообразие чувств и состояний, которое способна выразить музыка.
= Делают записи в тетради.
= ответы детей:
1. Музыка пьесы необыкновенно мелодична, певуча, отличается широким дыханием.
2. Её так хочется спеть.
Предметные:
воспроизводить знания
Регулятивные
анализировать информацию
Коммуникативные
высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов
Личностные:
Принять на себя роли ученика и слушателя; проявлять интерес к теме. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пении
6
Обобщение усвоенного
= Что вы смогли узнать о песнях народов мира?
= Ответы детей
1. У каждого народа есть свои народные песни, которые раскрывают, передают характер и обычаи народа.
2. Каждый народ любит свои песни, свою культуру..
Предметные:
воспроизводить знания
Познавательные:
анализировать информацию
Регулятивные:
действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль.
7
Практическое пение
Мы с вами начали разучивать песню, в которой слова и музыка сочетаются красиво, дополняя друг-друга. Давайте ещё раз её споем.
Исполняют песню «Висла»
Личностные:
Принять на себя роли ученика, исполнпителя и слушателя; проявлять интерес к теме. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пении
8
Итог урока.
Рефлексия
= Над какой темой работали?
= Для чего поэты и композиторы разных стран ездили по городам и селам?
= Что характерно для песен без слов?
Слайд: кроссворд
= Учитель предлагает заполнить кроссворд на тему «Песня»
СЛАЙД:
Вывод: Музыка способна на выразительное воплощение текста. Литература и музыка - их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга.
Литература дает жизнь жанрам музыкального искусства:
-
Вокальные - песня, романс, кантата, оратория.
-
Сценические - опера, балет.
Оценивает детей.
= Ответы детей (могут быть не однозначными)
= Дети выполняют работу.
Личностные :
вырабатывать собственное отношение к теме, осуществлять рефлексию собственной деятельности
Впиши по горизонтали названия музыкальных произведений. Воспользуйся подсказкой.
п
е
с
н
я
1. М. Глинка
2. Русская народная песня
3. Польская народная песня
4. М.Таривердиев
5. Ф.Мендельсон
___________________________________________________________________________________________________________________
Впиши по горизонтали названия музыкальных произведений. Воспользуйся подсказкой.
п
е
с
н
я
1. М. Глинка
2. Русская народная песня
3. Польская народная песня
4. М.Таривердиев
5. Ф.Мендельсон