Программа спецкурса «Музыка Астраханского края»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Объем курса – 18 часов Время изучения – восьмой  год обучения Занятия коллективные – 1 час в неделю Форма итогового контроля – урок-концерт В настоящее время на всех ступенях образования  считается  прогрессивным  метод обучения,  сообщающий знания не только по истории культуры в целом, но и уделяющий большое внимание изучению регионального компонента. Особенностью  предлагаемой программы можно считать обзорное знакомство с этапами становления музыкальной культуры Астраханского края.       Программа спецкурса «Музыка родного края» составлена для работы с подростками и направлена на  их социокультурную адаптацию, на подготовку  к гражданской и нравственной деятельности. Изучение музыки родного края способствует духовному и патриотическому воспитанию, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.             Программа обучения рассчитана  на учащихся 8 класса. В ее основе лежит развитие личности подростка посредством знакомства с истоками и историей развития музыкальной культурой  Астраханского края, народным творчеством земляков.   Основные цели и задачи: 1.формировать у учащихся нравственное отношение к родному краю; 2.расширение связей учащихся с настоящим и прошлым родного края; 3.стимулировать участие подростков в изучении  музыки родных мест; 4.развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием  является развитие личности через приобщение к культуре родного края; 5.знакомство с творчеством земляков; 6.привитие любви к родному краю; 7.воспитание патриотизма, гордости к малой Родине .          Целью программы является формирование музыкальной культуры и  основ этнического самосознания подростков, расширение собственного музыкально-культурного опыта, интереса к истории развития музыки Астраханского края.     Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с творческими личностями, практические работы, урок-игра, урок- путешествие, урок- викторина, урок - концерт. Такие формы работы позволяют подросткам почувствовать их причастность к культурному наследию земляков, его ценностям. Отправной точкой при разработке курса стали работы М.А.Этингера «Музыкальная культура Астрахани», «Культурное наследие Астраханского края», «История Астраханского края: Монография», «Из истории музыкального Астраханского театра». В  связи с отсутствием опубликованных  учебных  пособий по  музыкальной  культуре Астраханского края  для детей, преподаватель может почерпнуть сведения по истории развития фольклора и  профессионального  музыкального искусства в перечисленных источниках. Некоторые варианты названия спецкурса – «Музыкальная культура Астраханского края», «Музыкальная культура родного края», «Музыка родного Понизовья» и т.д. Основной задачей преподавания нужно считать формирование у учащихся целостного представления о музыкальном искусстве Астраханского края  как единой части России, развитие музыкального кругозора, осознание культурных связей с соседними регионами. Фономатериал  для проведения уроков – это фольклорные записи и Интернет ресурсы. Предлагаемый курс  рассчитан  на 18 академических часов (1 час в неделю). Главная задача преподавателя – ознакомление учеников с основными этапами  развития местных национальных традиций,  музыкальной культурой Астрахани. Необходимо заинтересовывать учащихся через обращение к истории их семей, так как многие современные жители нашего края имеют глубочайшие местные корни. Желательно петь с учениками песни разных жанров местных композиторов-песенников.   При изучении национальной музыки  народов нашего края необходимо обратить особое внимание  на существенные отличия тонально-гармонической и монодийной систем,  а также способы их взаимовлияния в произведениях композиторов-классиков.  В качестве домашних заданий можно использовать  целостный анализ народных песен, сочинений крупных жанров, а также сочинения-рассказы о жизни и творчестве земляков, развитии искусства и культуры, отзывы о теле- или радиопередаче, составление кроссвордов, выполнение творческих проектов о творчестве композиторов, поэтов, художников астраханской земли в виде плакатов, альбомов, папок, презентаций. В конце года учащиеся демонстрируют свои знания на заключительном уроке - концерте, включающем музыкальный и теоретический опрос.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Камызякская ООШ №1»



Утверждено: Согласовано:

Директор МБОУ «КООШ№1» Заведующая РМК

____________ Т.В.Никитченко _____________ Л.А.Сурикова



Программа спецкурса


«МУЗЫКА АСТРАХАНСКОГО КРАЯ»

Программа представляет собой полугодовой курс в объеме 18 часов

для учащихся 8 класса.




Составитель:

С.С.Сандакова

Учитель музыки

МБОУ «Камызякскаяя ООШ№1»

Высшей квалификационной категории




КАМЫЗЯК - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

Тематический план.................................................................................................6

Содержание дисциплины........................................................................................7

Календарно - тематическое планирование……………………………………11

Литература......................................................................................................13

Дополнительный материал.............................................................................14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Объем курса - 18 часов

Время изучения - восьмой год обучения

Занятия коллективные - 1 час в неделю

Форма итогового контроля - урок-концерт

В настоящее время на всех ступенях образования считается прогрессивным метод обучения, сообщающий знания не только по истории культуры в целом, но и уделяющий большое внимание изучению регионального компонента. Особенностью предлагаемой программы можно считать обзорное знакомство с этапами становления музыкальной культуры Астраханского края, применяя за основу авторскую программу В.С.Подгорной «Духовное богатство Астраханского края».

Программа спецкурса «Музыка родного края» составлена для работы с подростками и направлена на их социокультурную адаптацию, на подготовку к гражданской и нравственной деятельности. Изучение музыки родного края способствует духовному и патриотическому воспитанию, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий - актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Программа обучения рассчитана на учащихся 8 класса. В ее основе лежит развитие личности подростка посредством знакомства с истоками и историей развития музыкальной культурой Астраханского края, народным творчеством земляков.

Основные цели и задачи:

1.формировать у учащихся нравственное отношение к родному краю;

2.расширение связей учащихся с настоящим и прошлым родного края;

3.стимулировать участие подростков в изучении музыки родных мест;

4.развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием

является развитие личности через приобщение к культуре родного края;

5.знакомство с творчеством земляков;

6.привитие любви к родному краю;

7.воспитание патриотизма, гордости к малой Родине .

Целью программы является формирование музыкальной культуры и основ этнического самосознания подростков, расширение собственного музыкально-культурного опыта, интереса к истории развития музыки Астраханского края.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с творческими личностями, практические работы, урок-игра, урок- путешествие, урок- викторина, урок - концерт. Такие формы работы позволяют подросткам почувствовать их причастность к культурному наследию земляков, его ценностям.

Отправной точкой при разработке курса стали работы М.А.Этингера «Музыкальная культура Астрахани», «Культурное наследие Астраханского края», «История Астраханского края: Монография», «Из истории музыкального Астраханского театра». В связи с отсутствием опубликованных учебных пособий по музыкальной культуре Астраханского края для детей, преподаватель может почерпнуть сведения по истории развития фольклора и профессионального музыкального искусства в перечисленных источниках.

Некоторые варианты названия спецкурса - «Музыкальная культура Астраханского края», «Музыкальная культура родного края», «Музыка родного Понизовья» и т.д.

Основной задачей преподавания нужно считать формирование у учащихся целостного представления о музыкальном искусстве Астраханского края как единой части России, развитие музыкального кругозора, осознание культурных связей с соседними регионами.

Фономатериал для проведения уроков - это фольклорные записи и Интернет ресурсы.

Предлагаемый курс рассчитан на 18 академических часов (1 час в неделю). Главная задача преподавателя - ознакомление учеников с основными этапами развития местных национальных традиций, музыкальной культурой Астрахани. Необходимо заинтересовывать учащихся через обращение к истории их семей, так как многие современные жители нашего края имеют глубочайшие местные корни. Желательно петь с учениками песни разных жанров местных композиторов-песенников.

При изучении национальной музыки народов нашего края необходимо обратить особое внимание на существенные отличия тонально-гармонической и монодийной систем, а также способы их взаимовлияния в произведениях композиторов-классиков.

В качестве домашних заданий можно использовать целостный анализ народных песен, сочинений крупных жанров, а также сочинения-рассказы о жизни и творчестве земляков, развитии искусства и культуры, отзывы о теле- или радиопередаче, составление кроссвордов, выполнение творческих проектов о творчестве композиторов, поэтов, художников астраханской земли в виде плакатов, альбомов, папок, презентаций.

В конце года учащиеся демонстрируют свои знания на заключительном уроке - концерте, включающем музыкальный и теоретический опрос.

Предполагаемые результаты обучения

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

Это предполагает

- освоение знаний об основных понятиях музыкальной культуры родного края; особенностях творчества земляков;

- овладение умениями ориентироваться в музыке; использовать литературные источники, СМИ, информационные средства, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных музыкально - краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Полученные результаты деятельности:

1.знание истоков развития музыкальной культуры края;

2. «знакомство» с творчеством земляков: композиторов, поэтов, ансамблей;

умения составлять о них репортажи, творческие проекты.

3.организация и проведение музыкальных встреч, гостиных;

5.знание музыкальных традиций семьи;

6.знание местного фольклора;

7.умение ценить и любить свою родину;

8. повышение интереса к музыкально-культурному наследию края;

9.создание творческих папок с материалами и работами учащихся;

10.создание и защита проектов по теме «Их связала музыка» о творчестве Н. и Ю. Сафонцевых; «Музыкальная жизнь Астрахани», с дальнейшим применением на уроках.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


N темы


Тема занятия


Количество

часов


1


Введение:

«Музыка родного Понизовья»

1


2


Истоки музыкальной культуры Астраханского края



1


3


Музыкальная, театральная жизнь Астрахани.

Гильдия выдающихся астраханцев.


1


4-5


Курмангазы - певец степей



2


6-7


Развитие музыкальной культуры Астрахани в XX веке. А.Гладченко - самобытный композитор - песенник Волжского Понизовья


2



8


Творчество Е.Круглова


1


9


«Пожелай мне счастья, Волга»

В.Ерофеев



1


10


Закрепление


1


11-12


Г.Гордеев - каралатская жемчужина.


Песня в сердце просится…


2


13


В.Чегодаев и его музыка

«Маэстро из Травино»


1

14


«Музыка нас связала…»

Надежда и Юрий Сафонцевы - творческий путь.



1

15-16


Поет село родное


2

17


Обобщение.

«Музыка родного Понизовья»


1

18


Урок-концерт

«Живи, моя песня»



1


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Музыка Астраханского края» призван разбудить и укрепить у подростков интерес к искусству родного края, умение уважать национальные традиции. Заинтересованность в обучении рождается через творческие встречи с музыкантами, писателями, художниками края, в контактах с представителями старшего поколения. Уважение национального колорита малой родины может не только помочь воспитанию знатоков музыки, но и расширить кругозор слушателя-любителя. Преподавание предмета желательно на базе первоначальных знаний по музыкальной литературе, так как во время обучения придется обращаться и к таким сложным жанрам, как опера, балет, концерт, симфония.

ТЕМА 1. Введение: «Музыка родного Понизовья».

Краткие сведения по истории края. Астраханское ханство. Определение термина "музыкальный фольклор". Особенности возникновения и бытования. Основные особенности астраханской народной песни. Традиции и многообразие содержания, количество голосов и их сочетание, лады, особенности мелодического и ритмического развития, форма. Малое количество древних песен, дошедших до наших дней. Профессионализм музыки. Песни и сказы рыбаков.

ТЕМА 2. Истоки музыкальной культуры Астраханского края.

Астраханский кремль. История собирания и изучения астраханского музыкального фольклора. Народная музыка и духовная потребность в ней современной молодёжи.

Посещение Астрахани М.А.Балакиревым, В.В.Андреевым. Первые публикации об исполнении народных песен. XIX век - публикация статей о музыкальной жизни Астрахани в прессе. И.В.Добровольский и «Азиатский музыкальный журнал». Деятельность профессора и академика В. К. Тредиаковского. Организация Астраханского музыкально-драматического общества, открытие музыкальных классов.

ТЕМА 3. Музыкальная, театральная жизнь Астрахани. Гильдия выдающихся астраханцев.

Любительское музыкальное искусство. Классические произведения как основа репертуара музыкантов-любителей. Литературно-музыкальные вечера. Театральные спектакли. Сольные и хоровые концерты. Домашнее музицирование. Музыка в храмах. Взлет в развитии культуры. Организация концертов и спектаклей. Театр Плотникова. "Аркадия". Выдающиеся деятели культуры - астраханцы: Н.А.Папаян, В.В.Барсова, М.П.Максакова, Л.В.Целиковская, И.А.Любимов. Музыкальные традиции Астрахани.

ТЕМА 4-5. Курмангазы - певец степей.

Жизнь и творчество Курмангазы Сагырбаева - поэта и композитора 19 века. Определение: кюи, кюйши, акын. Многовековая история казахского народа. Сходство с музыкальной культурой стран Ближнего Востока и Средней Азии. Бытование тихо звучащих музыкальных инструментов и негромкого пения. Современные традиции как сплав древних и новых влияний. Особенности казахских мелодий: пентатоника, одноголосие, орнаментальность ритма и мелодии. Влияние особенностей языка на характер народных мелодий. Народные инструменты: домбра, кобыз, комуз.

ТЕМА 6 -7. Развитие музыкальной культуры Астрахани в XX веке. А.Гладченко - самобытный композитор - песенник Волжского Понизовья.

Профессиональная музыка композиторов - баянистов. Возрождением хорового искусства. Ансамбль песни и пляски Каспийских рыбаков «Моряна». Фестиваль музыкального искусства «Астраханская осень». Создание симфонического оркестра. Утверждение гимна Астрахани. Организация Союза композиторов Астрахани. Интенсивная деятельность композиторов, исполнителей, творческих коллективов Астрахани. Жизнь и творчество А.Гладченко. Тема Родины, войны, любви, воспевания красоты родной природы. Ансамбль «Волжана». Выступления российских и зарубежных коллективов в Астрахани. Гастроли музыкальных коллективов Астрахани за рубежом. ).

ТЕМА 8. Творчество Е.Круглова

Тема Родины, любви, детства Обращение к романсу. Проникновенность и лиризм интонаций, яркость образов.

ТЕМА 9. «Пожелай мне счастья, Волга» В.Ерофеев

Знакомство с жизнью и творчеством поэта-песенника - певца родного края. Темы Родины, дома, любви, труда. Обращение к вальсу.

ТЕМА 10. Закрепление. Контрольный урок.

Школьная музыкальная культура - одна из наиболее активных форм музыкальной культуры. Музыка как учебная дисциплина; выученный репертуар - основа концертной жизни.

ТЕМА 11 - 12. Г.Гордеев - каралатская жемчужина. «Песня в сердце просится…»

Знакомство с жизнью и творчеством самобытного музыканта. Тема любви к Родине, людям труда, войны. Современный народный фольклор: приёмы исполнения и особенности песен. Детская тема в музыке. 80е годы - появление множества новых произведений связано с открытием музыкальных школ, хоровых студий. Песни для детей Г.Гордеева в духе фольклора. Песни-сценки.

ТЕМА 13. В.Чегодаев и его музыка. «Маэстро из Травино».

Обрядовые песни: календарные, гостевые, рекрутские, семейные.

Понятие "обряд". Особенности обряда. Календарные песни - связь с работой на земле. Рекрутские песни - связь с проводами в армию, исполнение рекрутом стилизованной или авторской песни, специально сочиненной. Гостевые - песни встречи и проводов гостей. Цель гостевания - укрепление родственных связей. Этикет гостевания. Разнообразие гостевых песен. Семейно-родовые обряды: рождение ребенка, свадьба. Различный характер звучания напевов. Творческие контакты с учащимися школ. Специально сочиненный репертуар. Народно-песенный материал. Работа с вокальным ансамблем, гастроли по городам России. Презентация о жизни и творчестве.

ТЕМА 14. «Музыка нас связала…». Надежда и Юрий Сафонцевы - творческий путь.

Творческая работа в музыкальной школе, хоровой студии. Организация оркестра учителей и учащихся. Презентация о творчестве. История создания «Гимна Камызяка». Музыкальная жизнь Камызяка. Лирические песни: романсы - небольшие песни о трагических судьбах; протяжные песни - набор слов, вызывающий определенное настроение, со сложными мелодиями, внутрислоговыми изменениями гласных. Импровизационный характер исполнения звуков напева и словесных звуков как характерный признак протяжной песни. Взаимовлияние жанров. Исполнение песен дуэтом для родственников или друзей. Детские песни - серьёзность содержание, сложность мелодических и ритмических формул.

ТЕМА 15 - 16. Поет село родное.

Определение фольклора. Особенности возникновения и бытования. Современные астраханские фольклорные ансамбли. Создание, становление и состав. Связь времён, жизненных идеалов прошлого в современной музыке, оригинальность музыкального языка Богатство и разнообразие стиля. Основная тематика. «Раздивье»,«Астраханская песня», «Скоморошина». Обработки квартета «Скиф». Любительское музыкальное искусство в Камызяке. Народные и классические произведения как основа репертуара музыкантов-любителей. Литературно-музыкальные вечера. Хореографические постановки. Сольные и хоровые концерты.

ТЕМА 17. Обобщение. «Музыка родного Понизовья»

Вывод о роли народной и композиторской музыки в жизни человека, её влияния на него. Определение понятий: музыкальная культура. Актуальность тем жизни и нравственные идеалы.

ТЕМА 18. Урок-концерт. «Живи, моя песня»

Показ вокально-хоровых навыков, артистичности, выразительности, умений работы хором и сольно. Демонстрация творческих проектов.

Календарно - тематическое планирование уроков по спецкурсу

«Музыка Астраханского края» 2 полугодие - 18 часов


№ /Дата



Тема


Кол-во

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины

17.-18.01


Введение:

«Музыка родного Понизовья»


1


«Наш Астраханский,

сердцу милый край» Г.Лаптев

История развития музыкальной культуры края. Отражение просторов и красоты астраханской земли в творчестве поэтов и художников родного края.

18.-25.01

Истоки музыкальной культуры Астраханского края



1


Рыбацкие песни - истоки астраханских песен. Посещение Астрахани М.Балакеревым, В.В.Андреевым. Музыкальные деятели края. Народная музыка и духовная потребность в ней современной молодёжи

19.- 1.02

Музыкальная, театральная жизнь Астрахани. Гильдия выдающихся астраханцев


1


Голоса Астрахани: В.Барсова, М.Максакова.

Композиторы - баянисты: Г.Гордеев, А.Гладченко, Е.Круглов, В.Чегодаев, Ю.Сафонцев.

20.- 8.02.

21.- 15.02


Курмангазы - певец степей


2


«Музыка Великой степи»

«Золотая осень»


Жизнь и творчество Курмангазы Сагырбаева - поэта и композитора 19 века. Определение: кюи, кюйши, акын.

22.-22.02.

23. -1.03

Развитие музыкальной культуры Астрахани в XXв.

А.Гладченко -

самобытный композитор - песенник Волжского Понизовья


2







«Город Астрахань» А.Гладченко

« А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко

« Здесь, где Волга голубая» А.Гладченко

«Камызякский вальс» А.Гладченко

Тема Родины, войны, любви, воспевания красоты родной природы.

24.- 8.03.


Творчество Е.Круглова


1

«Люблю родное Понизовье» В.Ерофеев

«Школьный учитель» М.Владимиров

Тема Родины, любви, детства Обращение к романсу. Проникновенность и лиризм интонаций, яркость образов.

25.-15.03.

«Пожелай мне счастья, Волга»

В.Ерофеев



1

«Камызякский вальс» Гладченко

«Родная Астраханская сторонка»Гладченко

Знакомство с жизнью и творчеством поэта-песенника - певца родного края. Темы Родины, дома, любви, труда. Обращение к вальсу.

26.- 22.03.


Закрепление



1

27.- 5.04.

28.- 12.04.


Г.Гордеев - каралатская жемчужина.


Песня в сердце просится…


2

«Песня о моём селе»

«Как хорошо на свете без войны»

«Песня о маме»

«Память» М.Горбунов

«Как в деревне мы живём» М.Мухина

Знакомство с жизнью и творчеством самобытного музыканта. Тема любви к Родине, людям труда, войны. Современный народный фольклор: приёмы исполнения и особенности песен. Детская тема в музыке.

29.-19.04


В.Чегодаев и его музыка

«Маэстро из Травино»



1


«Величавая»

Презентация о жизни и творчестве.

30.-26.04

«Музыка нас связала…»

Надежда и Юрий Сафонцевы - творческий путь.


1


«Гимн Камызяка»

Ю, Н.Сафонцевы


Презентация о творчестве. История создания «Гимна Камызяка».

31.- 3.05

32.-10.05





Поет село родное


2


Народные песни ансамблей:

1.«Раздивье»

2.«Астраханская песня»

3.«Скоморошина»

Обработки квартета «Скиф»

Современные астраханские фольклорные ансамбли. Создание, становление и состав. Связь времён, жизненных идеалов прошлого в современной музыке, оригинальность музыкального языка Богатство и разнообразие стиля. Основная тематика.

33.-17.05


Обобщение.

«Музыка родного Понизовья»


1


Материал полугодия.

Кроссворд.

Музыкальная викторина.


Вывод о роли народной и композиторской музыки в жизни человека, её влияния на него. Определение понятий: музыкальная культура. Актуальность тем жизни и нравственные идеалы.


34.-24.05


Урок-концерт

«Живи, моя песня»



1


По желанию учащихся


Показ вокально-хоровых навыков, артистичности, выразительности, умений работы хором и сольно.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астраханское наследие культуры Астраханской области.

2. Еремеев Э.Р. Астрахань: история и современность. Астрахань, 1999.

3. Культурное наследие Астраханского края.

4. Из истории музыкального Астраханского театра.

5. История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.

6. Культура Астрахани. Под ред. И.А. Митченко. Астрахань, 2001

7. Песни и сказы рыбаков / сост. Любимов А. Охотникова И. - Астрахань, "Волга", 1952

8. Этингер М.А. Музыкальная культура Астрахани. - Волгоград: Ниж.- Волж.кн.изд-во, 2001


© 2010-2022