- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки на тему: Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер
Урок музыки на тему: Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коновалова Л.С. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: "Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер".
7-й класс.
Учитель музыки: Коновалова Л.С.
Цели урока:
Образовательная: дать определение словам «хит», «шлягер», познакомить учащихся с историей жанра мюзикла и рок-оперы.
Задачи:
Развивающая: продолжить знакомить с лучшими образцами популярной музыки, мюзикла, рок-оперы.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие образцов легкой и популярной музыки, уметь рассуждать о вечных темах искусства, их воплощении в творчестве композиторов.
ХПИ урока:
Все перечисленные жанры легкой, популярной музыки во все времена понятны слушателям, потому что музыка - это язык, который не требует перевода. Этот язык понятен людям всего мира, способен объединить их в едином чувстве восхищаться и понимать прекрасное, обращаться к вечным темам искусства.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка» для 7 класса, раздаточный материал (текст песен), магнитный стенд для подведения итогов урока.
План урока:
1. Организационный момент. Исполнение песни «Музыка».
2. Изучение нового материала. Разгадываем кроссворд.
2.1. Понятие «хит»», «шлягер».
2. 2. Истоки жанра мюзикла. Просмотр видео.
2.3. История возникновения жанра рок-оперы. Просмотр видео.
3. Вокально-хоровая работа.
3.1 Распевание.
3.2. Исполнение песен: «Цветные сны», «Донт вори».
4. Подведение итогов. Домашнее задание.
1. Организационный момент
Приветствие в форме вокальной работы. Исполнение песни «Музыка».
2. Изучение нового материала
У: Мы с вами разгадаем кроссворд и определим тему урока. (ключевое слово в кроссворде).
Д: разгадали.
У: Определили тему, какова цель урока.
Д: Познакомиться с такими жанрами в музыке как «мюзикл» и «рок-опера» и изучить особенности жанров.
У: Поговорим о словах, которые встретились в кроссворде.
«ХИТ», «ШЛЯГЕР» Сейчас довольно часто употребляеься слово «хит». Само слово «хит» означает удар, толчок, попадание в цель. Слово это английское, а пришло на смену немецкому «шлягер», который переводится как гвоздь сезона или ходовой товар. Оба эти термина появились в XX веке, но музыкальные хиты или шлягеры существовали и раньше. И зависили они часто от музыкальных предпочтений первых лиц государства. Так какую же музыку любили императоры, цари и короли?
Сам царь Иван Грозный сочинял и сам пел стихиры, особые песнопения для церковных служб. Они были столь хороши, что сохранились до наших дней и до сих пор исполняются в православных храмах.
Великая императрица, Екатерина, тоже обожала музыку и даже выстроила Эрмитажный театр, в котором часто исполнялись оперы. Модными композиторами в Петербурге стали итальянцы Джованни Паизьелло и Доменико Чимарозо. Великая императрица даже планировала выписать для работы самого великого Моцарта, ведь вкус у неё был отменный.
Гораздо больше повезло Рихарду Вагнеру. Его восторженным поклонником стал сам Адольф Гитлер. Многие оперы он знал почти наизусть и считал композитора своим духовным учителем. Эта любовь дорого стоила Р.Вагнеру, умершему задолго до прихода гитлеровской диктатуры. Имя композитора почти целый век ассоциировалось с фашистским режимом, а в государстве Израиль музыка Р.Вагнера не исполняется до сих пор.
У противников Гитлера во Второй мировой войне были совсем другие музыкальные вкусы.
Президент США Франклин Рузвельт предпочитал венские марши и стиль кантри, но особенно он любил музыку из английского кинофильма «Джордж из Динкиджаза». Уинстон Черчиль любил юмор. Особенно его забавляла песенка времен крымской войны «Абул абулбул амир» о двух воинах, русском и турецком, которые в итоге убивают друг друга. Эта веселая песенка была необыкновенно популярна в Англии во времена войны.
Сталин же, как и Гитлер, отдавал дань фундаментальным жанрам: опере и балету.
Музыку П.И.Чайковского любил и организатор Октябрьской революции Владимир Ульянов (Ленин).
У современных мировых лидеров музыкальные вкусы, конечно же, очень различны. Президент США Б.Обама любит слушать виолончельные сонаты И.С.Баха. Дмитрий Медведев является поклонником английской рок-группы «Дипп Перпл», а Владимир Путин предпочитает «Битлз».
Слушаем «Yesterdey»
«Yesterdey» (1965) Пола Маккартни - одна из самых интерпретируемых песен в поп-музыке. Впервые песню «Вчера» поклонники «Битлз»услышали в альбоме «Help!», её авторами по сложившейся традиции были указаны Дж. Леннон и П.Маккартни. У песни есть несколько отличительных черт и особенностей: нестандартная музыкальная форма - куплетная,струнный квартете в сопровождении, отсутствие ударных и перкуссий.
«Yesterdey» продемонстрировала широту музыкального диапазона молодых артистов из Ливерпуля, их способность к музыкальному синтезу, новаторству. П.Маккартни, используя искусство интонирования и артистизма, сумел создать маленький музыкальный спектакль - «театр переживаний». Великолепное исполнение мелодии песни, звучание струнного квартета подчеркивает строгость, простоту и лиричность музыкального высказывания. А слово и интонация «Yes-ter-dey»запомнились слушателям сразу и навсегда, став своеобразным символом.
Далее вы познакомитесь с жанром, сложившимся во второй половине XX века и ставшим необыкновенно популярным.
МЮЗИКЛ(англ.musical) - один из самых сложных жанров, в котором слились драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое, пластическое искусства. Жанр сформировался на следующих видах театральной деятельности: минстрел-шоу, бурлеск, водевиль, оперетта.
На рубеже XX века происходит формирование и становление джаза, что, несомненно, явилось революционным поворотом в развитии культуры Америки и всего мира. Джаз проникает во все сферы художественной культуры, включая театр. Джазовые композиции приобретают большую популярность. К началу 1940-х годов нет ни одного спектакля в жанре музыки и комедии, которые не включали бы джазовые композиции.
В России мюзикл появился с иной модификации. В «Веселых ребятах» с участием джаз-банда Л.Утесова звучат несколько музыкальных номеров, которые являются полноправными участниками фильма. Поэтому принято рассматривать этот фильм как первый российский мюзикл
Просмотр видео «Весёлые ребята».
Просмотр мюзикла «Кошки».
С середины 1960-х годов в России предпринимались попытки ставить мюзиклы, которые были связаны с творчеством российских рок-композиторов Это спектакли режиссера М.Захарова «Тиль» ( музыка Г.Гладкова), «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» и «Юнона и Авось»(музыка А.Рыбникова).С 1999 года. В Росии были поставлены следующие мюзиклы: «Метро», «Нотр-Дам», «Чикаго», «42 улица», «Иствикские ведьмы». Грандиозным и успешным мог стать российский мюзикл «Норд-Ост», но страшная трагедия с заложниками на Дубровке навсегда зачеркнула этот прект.
Появление произведения, с которого явился миру новый жанр, стала рок-опера композитора Ллойда Уеббера и либреттиста Тима Райса «Иисус Христос - суперзвезда». Спектакль был поставлен на Бродвее в 1971 году и стал настоящей сенсацией. Высказывались опасения, что раскрытие религиозных мотивов языком рок-оперы может оскорбить верующую часть слушателей. Однако публика приняла оперу с восторгом, взяв определенный перечень песен для исполнения в церкви в дни религиозных праздников.
В основу произведения положен сюжет из Евангелие, рассказывающий о последних семи днях жизни Христа. Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика - апостола Петра, Пилат - римский наместник Иудеи, вершащий неправедный суд, толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель, - все эти события и образы евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом, издавна привлекали внимание людей всех творческих профессий. Однако была и современная причина обращения Уеббера и Райса к Еваенгелию.
Время, когда создавалась опера, на Западе было отмечено повышеннным влечением молодежи к христианскому учению, освобожденному от догм церкви. Сам Иисус трактовался в среде молодых как реальная историческая личность, как революционер, борющийся за интересы простых людей. Это молодежное движение, получившее название - « Иисус - революция», напрямую смыкалось с идеями хиппи, которые находили в христианских мотивах идеал чистоты, бескорыстия, братской любви, путь к духовному обновлению общества. Создателям оперы эти идеи были близки и понятны. Тем более, что они изложили свою совершенно необычную версию евангельского сюжета. Ситуация, действия, поступки главных лиц очень современны. В центре, по законам драматургии, противоборство двух героев - Иисуса и Иуды. Если в Евангелие конфликт основывается на столкновении добра и зла, верности и предательства, праведности и преступности, то в опере показан острый поединок, два принципиально разных взгляда на мир. В этом споре каждый и прав и не прав одновременно. Поэтому нельзя считать, что Иисус несет в себе только положительное начало, а Иуда - отрицательное.
Иисус в опере отличен от описания в Евангелие: он лидер молодых хиппи. Иисус видит цель, борется против несправедливости, но, как любой человек, живет предчувствиями и верит в судьбу. Далек от первоисточника и образ Иуды. В опере, как и в Евангелие, он предает своего учителя, но мотивы предательства совершенно иные. Иуда считает, что Иисус, создав миф о самом себе и уверовав в него, отходит от истинных целей своего учения, заведет в тупик созданное им движение. Ииуда ищет выход, чтобы спасти положение и находит единственный выход: преступая через нравственные нормы, выдать Иисуса римским властям.
Сложны отношения Иисуса с толпой. Он для неё бог, герой, суперзвезда. Толпа преклоняется Иисусу и любит в нем бога, требуя чуда. Люди не видят в нем человека, его боль и страдания никого не интересуют. Когда же миф о чудотворце развенчивается, толпа отворачивается от своего кумира и переходит на сторону римских судей и палачей.
Одна лишь Мария-Магдалена преданно и бескорыстно любит Иисуса как простого человека, не как пророка, суперзвезду и вождя. Эта светлая и лирическая любовь двух героев воспринимается как высшая ценность, противостоя драматизму и гротеску окружающего мира.
Подобное изменение сюжета Евангелия оказалось близким для понимания современного слушателя, тем более, что музыкальный язык - рок, был поднят до уровня большой философской мысли. В дальнейшем такого рода сюжеты станут для рок-оперы характерной чертой, имеющей свой особый смысл. С одной стороны, в этом сказывается стремление массового искусства к раскрытию вечных тем, которые раньше были доступны высокой, академической музыке. С другой стороны, современный жанр рок-оперы был обращен к молодому поколению слушателей. Значит проблемы, раскрываемые в ней, должны были быть достаточно актуальны, и выражаться они тоже должны были современным языком.
Рок-опера «Иисус» написана разнообразным языком рок-музыки: это барокко-рок, и хард-рок. В опере также звучит музыка, которая восходит своими истоками к великому Баху. Это воспринимается очень естественно, ведь евангельские образы невольно связываются в нашем представлении с баховскими «Страстями».
Один из самых замечательных эпизодов оперы - монолог Иисуса, начинается в духе лирического рока. Христос печален, устал и размышляет, он осмысливает происходящее и начинает понимать трагедию происходящего. Постепенно атмосфера накаляется, усиливается динамика, приводя к неистовой кульминации. Этот монолог по своему масштабу и драматизму поставлен в один ряд с классическими ариями-монологами.
Значение этого произведения, спустя несколько десятилетий, не теряет своей популярности. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» остается одним из самых популярных произведений в жанре рок-оперы XX века. В нашей стране она распространялась огромным тиражом, слушалась любителями и рок-музыки, и классики. Безусловно, опера заинтересовала профессиональных композиторов, явившись важным стимулом к рождению и развитию рок-музыки в России.
Все перечисленные жанры легкой, популярной музыки во все времена понятны слушателям, потому что музыка - это язык, который не требует перевода. Этот язык понятен людям всего мира, способен объединить их в едином чувстве восхищаться и понимать прекрасное, обращаться к вечным темам искусства.
Просмотр видео «Иисус Христос - суперзвезда»
-
Вокально-хоровая работа.
Упражнения на развитие чувства ритма. (5 примеров ритмических рисунков).
Продолжение работы над песней «Цветные сны».
Продолжение работы над песней «Донт вори».
-
Подведение итогов.
«Музыкальная шкатулка». Стикеры настроения.