Урок музыки «Тебе пою, родная земля!»

Обращаясь к теме "Родной земли", мы с учащимися выходим на новый уровень мышления, так как аналогичные темы в других более младших классах были не такими объёмными. Здесь же вместе с 6-м классом мы выходим на новый тип мышления и материала, беседуя о теме Родной Земли в сопровождении уже современной музыки (песни в исполнении Розы Рымбаевой). Обращение к картинам известных художников даёт более полное представление о Родине. Противопоставление 2-х культур - казахской и русской помогает учащимся ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4 четверть, 6 класс, 2 урок

Тема: «Тебе пою, родная земля!»

Цель:

1) На основе чувственных ощущений сформировать представление о жизненных истоках русской народной и композиторской музыки.

2) Развивать вокально-хоровые навыки, музыкальный слух.

3) Воспитывать уважительное отношение к народной и композиторской музыке, прослеживать взаимосвязь и национальные черты.

Задачи:

- научить выделять художественные связи между музыкой и живописью;

- закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;

- развивать творческие умения учащихся, способность к самовыражению;

- воспитывать у школьников уважение к традициям и культуре своего народа, способность чувствовать красоту родной земли и гордость за свой народ.

Тип: урок - закрепления

Жанр: тематический урок

Вид: урок - размышление

Ход урока

Повторение: Творчество Р. Рымбаевой.

- Сегодня на уроке мы поразмышляем и попытаемся ответить на вопрос, который прозвучал в одном из литературных произведений великого русского писателя Л.Н.Толстого (зачитать цитату Л.Н.Толстого, написанную на доске):

«Что такое музыка? Что она делает?

И зачем она делает то, что делает?»

Л.Н.Толстой

- Начнем мы наш урок-размышление не как обычно, с музыки, а с обращения к картинам известных русских художников. (На доске размещены репродукции картин: И.Шишкин «Мельница в поле»

П.Брюллов «Пейзаж с рекой»

И.Левитан «Березовая роща»

И Левитан «Весна - большая вода»

И.Левитан «Вечерний звон»)

- Что изображено на всех этих картинах? (Природа)

- Какие особенности в изображении природы можно отметить на этих картинах?

- Что объединяет все картины? (Мы видим русские просторы, русские березы, поля, реки… Это русская природа.)

- Что вы ощущаете, когда смотрите на эти картины? (Теплоту, спокойствие, любовь к родной земле, свободу, вдохновение, хочется петь…)

- Как хорошо вы сказали, как будто вся Россия здесь просится в песню и воспевается художниками и поэтами:

Поля и долы. Синь какая!

Везде струится дивный свет.

Земля моя. Конца и краю

Такому нет, такому нет.

И в мире нет подобной сини,

И не дано ей умереть,

Покуда солнцу над Россией

И красоваться и гореть.

(А.Прокофьев)

- Сейчас мы сами будем рисовать. Возьмите воображаемый карандаш. Сделать зарисовку вам поможет музыка. Но не торопитесь, сначала вслушайтесь, музыка подскажет руке, какие линии вы будете рисовать. Можно даже закрыть глаза. Слушайте и творите.

Звучит рус. нар. песня «Степь да степь кругом». (Поет без сопровождения учитель. Дети воображаемым карандашом «рисуют» линии фразировки.)

- Что вы сейчас увидели и изобразили в своем воображаемом рисунке? (Степь, зиму, дорогу…)

- Почему вы все использовали горизонтальные длинные линии? (Они передают ширь, простор, тишину…)

- Вы правильно поняли линию мелодии этой протяжной русской народной песни «Степь да степь кругом»

- А что вы чувствовали, когда слушали и рисовали? (одиночество, тоску, душевную боль…)

- Сопоставим картины художников и ваши зарисовки по музыке. Что в них общего? (это картины русской природы и жизни…)

- Вы определили, что картины и песня по настроению и чувствам различные. Спросите свое сердце, а в чем по ощущениям картины и музыка близки? (особая сердечность, задушевность, искренность, любовь…)

- Душа поет и в светлых картинах природы, и в протяжной тоскующей песне. В народе говорили: «Не всяк весел, кто поет. И за песней плачется».

- Жизнь дает для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки,

Даст ли день роскошный,

Тьму ли без рассвета -

То и отразиться в песне у поэта.

- Народная музыка отражает очень разные настроения, чувства, мысли и характеры людей. Она звучит и в праздники, и в будни, в горе и в радости. Поэтому она очень разная.

Давайте послушаем музыку.

Звучит фрагмент рус. нар. мелодии «Светит месяц» в исполнении оркестра русских народных инструментов.

- Я вижу улыбки на ваших лицах. Почему вы так оживились? (Музыка веселая, живая, праздничная…)

- Назовите особенности исполнения этой музыки. (Играют русские народные инструменты (называют), это русская народная музыка.)

- И действительно, не сидится под такую музыку. Что хочется делать? (Танцевать)

- И не просто танцевать, а танцевать по-русски, от всей души - плясать!

Давайте и мы поучаствуем в русском веселье. Исполним эту русскую плясовую.

1 ряд - хлопки в ладоши (вед. - на бубне) ритм: х х х х х

2 ряд - хлопки по коленям (вед. - на ложках) ритм: х х х х х

3 ряд - фразировка танцевальными движениями рук:

1) пр. рука с раскрытой ладонью движение слева направо перед собой;

2) лев. рука с раскрытой ладонью движение справа налево перед собой;

3) обе руки раскрываем вперед -в стороны;

4) обе руки закрываем вперед - на пояс.

Исполняем в форме вариаций:

1) 1-ый ряд;

2) 2-ой ряд;

3) 3-ий ряд;

4) все вместе.

Исполнение русской народной плясовой «Светит месяц»

- Что вы почувствовали на душе, когда исполняли эту музыку? (веселье, радость, задор, энергию, праздничность…)

- Очень хочется услышать ответ ребят 3-го ряда, у них были совсем другие танцевальные движения - ровные, плавные. Что вам помогли ощутить эти движения? (Свободу, гордость, раздолье, красоту, широту…)

- Эта музыка плясовой русской народной песни «Светит месяц» объединила нас общим весельем, широкой русской удалью. Про такие песни раньше говорили: «Голосу нет - душа поет!»

- Сейчас мы услышим еще одну русскую народную песню. Как отзовется ваша душа этой песне?

Можно обратиться к ряду картин, представленных на доске, может быть какие-то из них помогут вам увидеть музыку.

Слушание рус нар. песни «Вечерний звон»

- Расскажите о своих ощущениях от музыки и о своем понимании этой песни. (В песне передано ощущение тишины и покоя, состояние легкой печали. Мы слышим здесь звон колоколов.)

- Как бы вы назвали песню? (Вечерний звон)

- Какая картина соответствует вашему восприятию песни? Почему? (называют)

- Именно такой мелодичный звон колоколов мы слышим, глядя на картину И.Левитана «Вечерний звон». Музыка в этой картине создана цветом: желтоватый цвет передает настроение покоя, тихой теплой радости и одновременно звучит как нота печали. Мы слышим медный плеск колоколов, звуки плывут низко над землей, а вокруг их - тишина. Художник в картине, как в музыке, создает образ Земли Русской, дум русского народа.

Как нежный звук любовных слов

На языке полупонятном,

Твердит о счастье необъятном

Далекий звон колоколов.

В прозрачный час вечерних снов

В саду густом и ароматном

Я полон дум о невозвратном,

О светлых днях иных годов.

(К.Бальмонт)

- На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они возвещали время трудиться и отдыхать, время веселью и время скорби. Они оповещали о стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали народ для решения важных дел.

К колоколам относились как к живым существам: давали имена, крестили их, как человека. Есть что-то в колокольном звоне раздольное, богатырское, созвучное душе русского народа.

- Сегодня мы можем с гордостью сказать, что мы живем в особенное время, когда возрождаются традиции русской православной культуры.

- Какими красками заиграла сейчас музыка, в каком цвете? (цвета яркие, светлые, насыщенные; краски - голубая, красная, золотая…)

- Вы правы: колокольный звон просветляет душу. Особенно светло и ярко колокола звучат в праздник. На Руси праздничные звоны так и называли: малиновый, красный, золотой…

- Великий русский композитор С.В.Рахманинов написал муз. произведение для 2-х фортепиано, которое назвал «Светлый праздник».

Послушайте эту музыку, а потом расскажете о ней и о своих чувствах.

Звучит фрагмент из сюиты для 2-х фортепиано «Светлый праздник» С.В.Рахманинова.

Дети, каждый по слову, говорят о музыке, о своих ощущениях. (Музыка восторженная, яркая, радостная, захватывающая весельем, громкая…, звучит окрылено, ликующе…)

- А что вы услышали в музыке? (Праздничные колокольные звоны, с которыми становится светло на душе.)

- Есть в жизни русского народа праздник праздников, торжество из торжеств-

Светлое Христово Воскресенье - Пасха. И колокола в этот праздник звучат по-особенному:

И мощный звон промчался над землею.

И воздух весь, гудя, затрепетал,

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества…

(А.Хомяков)

- С.В.Рахманинов с гордостью говорил:

"Я - русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера и потому - это русская музыка…"

Своей музыкой С.В.Рахманинов подарил нам чувство общего народного великого Светлого праздника.

С таким приподнятым настроением мы и заканчиваем наш урок. Но прежде все-таки попробуем ответить на вопрос, который поставили в начале урока.

- Что такое музыка? (природа, раздумье, праздники и заботы…, т.е. все, что есть в жизни).

- Что она делает? (Веселит и печалит, заставляет задуматься и испытывать разные чувства, делает нас лучше…)

- И зачем она делает то, что она делает? (…) Вы задумались и пока не знаете как ответить? А ведь музыка, как и жизнь, тоже иногда ставит перед нами трудные вопросы, на которые мы ищем ответы. И, я уверена, вы справитесь с трудностями в познании жизни и музыки. И уроки музыки помогут вам в этом.

Л.Н.Толстой сказал слова, которые можно считать ответом на его вопрос: «Когда я слышу музыку, я чувствую, что я живу, и живу полно…».

Я вам тоже желаю полной жизни вместе с богатой музыкой нашего народа.

Разучивание «Весна» (1,2 куплеты).

Итог: закрепление пройденного материала (взаимосвязь народной ми композиторской музыки).








Урок музыки «Тебе пою, родная земля!»

Урок музыки «Тебе пою, родная земля!»


Урок музыки «Тебе пою, родная земля!»



Урок музыки «Тебе пою, родная земля!»







© 2010-2022