Рабочая программа по музыке

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор Зам. директора на заседании МО

школы по УВР Протокол №__от___

____________ _____________



Рабочая программа

кружка по вокалу

«До-ми-соль-ка»



Программа рассчитана

На учащихся от 6 до 11 лет

Срок реализации 4 года

Программу разработал педагог

Дополнительного образования

Артына А.А.



Рабочая программа кружка «До-ми-соль-ка»

Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.

I. Пояснительная записка

Программа предназначена для детей 1-4 классов. Занятия проводится 1 раз в неделю по 1 часу

Программа кружка «До-ми-соль-ка» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению-досуговой; по форме органиации -кружковой; по времени Содержание кружка создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Задача кружка - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы кружка реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • задачам образования - развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация - главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык - это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

  • музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;

  • учатся за графическим изображением знаков - букв и нот - видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» - музыкальной, литературной, художественной - портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся - хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом - «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура - это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) - композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.

5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню - значит сыграть её.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..

Программа кружка строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

II. Особенности содержания программы и тематическое планирование

В этом варианте программы органично соединены программы 1-3-го классов трёхлетней начальной школы и программа для 1-го класса четырёхлетней начальной школы. Обе разработаны под руководством Д.Б. Кабалевского.

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена боле подробно - 8-ю тематическими блоками, а не почетвертными темами.

Тематика 2-4-го классов организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.

Программа и педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского - уникальное наследие отечественной педагогики, которое непременно должно быть в арсенале современного учителя музыки.

III. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов.

IV. Тематическое планированиеРабочая программа по музыке



Основные содержательные линии:

1 класс

№п/п

Тема. Проблема.

1-я Четверть. «Как можно услышать музыку?»

Кол-во часов.

Прогнозируемый результат.

1

Основные содержательные линии:

1

Осознание ребенком роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека.

2

«Что значит слышать музыку?»

1

Знать истоки музыкального искусства

3

Колыбельная песня. Колыбельность-начало познания музыки и жизни.

1

Введение музыкальных интонаций из речевой праосновы

4

Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык.

1

Музыкант, творец, без которого музыка существовать не может

5

Музыкальный язык-озвучивание народных загадок, закличек.

1

Знать истоки возникновения песни

6

В мире сказочных мелодий русских композиторов

1

Уметь выявлять жанровое начало(песня, танец, марш)

7

Играем в сказку

1

8

Идем в поход

1

Уметь различать характер музыки

9

Музыкальные краски осени

1

Уметь импровизировать

2-я четверть. «Как можно услышать музыку?»

1

Звучащий образ Родины

1

Находить интонации

2

Былина, как художественное явление

1

Уметь озвучивать ситуации в рамках творческих заданий

3

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

1

Становление марша

4

Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях

1

Уметь определять характер героев, их настроение

5

Поход в музыкальный зоопарк

1

6

И Шелест к Шороху спешит(бумажная симфония.

1

Знать, что такое «музыкальное содержание»

3-я четверть. «Как можно услышать музыку?»

1

Что может музыка?

1

Многообразие отражение мира в многообразии жизни

2

Зима в музыке

1

Знать народные обычаи

3

Музыка в движении

1

4

Где живут ноты

1

Знать ноты, темп, динамику

5

Музыка передает характер сказочных героев

1

Узнавать народные инструменты

6

Музы не молчали

1

7

Русские образы-Масленица

1

8

Природа просыпатся. Весна в музыке

1

Навыки вокальной деятельности

9

Музыка и стихи о маме

1

10

Мелодии и краски пробуждающей природы в жизни человека

1

Умение петь и слушать музыку

4-я четверть. «Как можно услышать музыку.»

1

В детском музыкальном театре

1

Стремление участвовать в музыкальных спектаклях

2

В детском музыкальном театре

1

3

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

1

Знать, что такое музыкальный театр(артисты, дирижер, оркестр)

4

Русские народные инструменты

1

Знать, что такое опера, балет, хор.

5

На концерте

1

Концерт, исполнитель.

6

Музыкальная прогулка по выставке

1

Главный критерий-артистизм



2 КЛАСС

1-я четверть. Три кита в музыке


.№

Тема урока

Цель урока

1

Три «кита» в музыке

Знакомство с основными жанрами.

2

Знакомство с жанром «Марш»

Познакомить с жанром марш

3

Марш

Расширить и углубить знания

4

Танец

Познакомить с жанром танец

5

Танец

Отличие танца от других жанров

6

Танец

Хоровод. Народный фольклор.

7

Песня

Знакомство с жанром песня

8

Песня

Научить детей начинать и заканчивать песню

9

Урок-концерт

Обобщение

2-я четверть. «О чем говорит музыка?».

1

О чем говорит музыка

Научить определять настроение и характер музыки

2

Что выражает музыка

Научить слушать и понимать настроение музыки

3

О чем говорит музыка

Научить слушать, как музыка выражает характер человека

4

О чем говорит музыка

Закрепление темы

5

Изобразительность в музыке

Научить слушать и понимать музыку

6

Изобразительность в музыке

Продолжить изучение темы

7

Изобразительность в музыке

Закрепление темы

3-я четверть. Куда ведут нас «три кита»

1

Куда ведут нас три «кита?»

Мир большой музыки. Опера М Коваля «Волк и семеро козлят».

2

«Куда приводит нас песня?»

Научить детей различать характер песни

3

«Куда ведет нас песня?»

Закрепление.

4

«Куда ведет нас песня?»

Знакомство с симфонией

5

Куда ведет нас танец?

Учить детей слышать в танце характер

6

Куда ведут нас песня и танец?

Понимать образное содержание песни и танца

7

Куда ведет нас марш?

Характер марша

8

Куда приводит марш?

Обобщение и закрепление

9

Куда приводят «киты?»

Познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского

10

Обобщение

Закрепление знаний

4-я четверть. Что такое музыкальная речь?

1

Что такое музыкальная речь?

Разное звучание музыки

2

Музыкальная речь

Формы произведения

3

Музыкальная речь

Закрепление

4

Что такое музыкальная речь?

Темп, песенность, танцевальность

5

Музыкальная речь

Прослушать сказку С.Прокофьева «Петя и волк».

6

Музыкальная речь

Музыкальные инструменты и образы

7

Музыкальная речь

Продолжить знакомство со сказкой С.Прокофьева «Петя и волк»

8

Заключительный урок-концерт

Обобщение.

3 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Цели урока

1-я четверть Песенность, танцевальность, маршевость.

1

Песня, танец,марш.

Переход в более широкие музыкальные понятия

2

Песня, танец, марш перерастают в другие формы.

Расширение знаний детей

3

Вокально-инструментальная музыка

Знакомство с романсом

4

Вокально-инструментальная музыка

Произведения Э.Грига

5

Произведения М.Глинки С.Прокофьева

6

Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения

Знакомство с музыкой русской православной церкви

7

Танцевальность.

Развитие фантазии и музыкального слуха

8

Инструментальная музыка

Мазурка

2-я четверть.

1

Маршевость в музыке.

Произведения Л.Бетховена, Ф.Шуберта

2

Песенно-танцевальная музыка

Народная, духовная музыка

3

Интонация

Значимость интонации

4

Интонация

Выразительность

5

Интонация. Зерно-интонация

Умение услышать зерно-интонацию

6

Интонация

Выразительность и изобразительность

7

Интонация. Знакомство с нотной записью

Обобщение по теме

3-я четверть.

1

Развитие музыки

Знакомство с видами музыкального искусства

2

Развитие музыки

Знакомство с видами музыкальной выразительн.

3

Ладовое и динамическое развитие музыки

Виды развития музыки

4

Классическая музыка и народная музыка

Расширить представление о развитии музыки

5

Развитие музыки

Исполнение народной песни

6

Развитие музыки

Дальнейшее развитие темы

7

Развитие музыки

Классические произведения

8

Выразительность и изобразительное развитие

Изобразительность и выразительность

9

Развитие музыки.

Темп

10

Закрепление и обобщение темы

Повторение

4-я четверть

1

Построение(формы) музыки

Характер музыки

2

Формы музыки

3

Построение музыки

Рондо

4

Развитие музыки

Вариации

5

Формы музыкального произведения

Закрепление

6

Обобщение темы четверти «Формы музыки»

Повторение

7-8

Обобщение изученного за год

Урок-концерт.

4 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Цель урока.

1

1-я четверть. Музыка моего народа

Познакомить с многообразием народной музыки

2

Музыка моего народа

Продолжить знакомство

3

Музыка моего народа

Русская народная песня

4

Музыка моего народа

Частушки

5

Музыка моего народа

Маршевая трудовая песня

6

Музыка моего народа

Контата

7

Русская народная песня

Военные песни

8

Музыка моего народа

Урок-концерт

2-я четверть.

1

Русская народная музыка

Дать понятие народной обрядной песни

2

Детский музыкальный фольклор

Песня-былина

3

Музыка русской православной церкви

Познакомить с церковными песнями

4

Музыка православной церкви

Сочинения С. Рахманинова

5

Колокольный звон России

Колокольный звон

6

Русский костюм

Русские обрядовые песни

7

В гостях у деда Мороза

Славянский фольклор

3-я четверть.

1-2

Музыка моего народа

Обрядовые праздники

3-4

Оркестр. Ансамбль. Солист.

5

Русские народные инструменты

Разнообразие инструментов, и их история

6

Между музыкой моего народа и музыкой разных народов нет границ

Музыка молдавского и грузинского народа

7

Песни советских композиторов

Украинские песни

8

Музыка белорусского народа

Сравнить музыку русского и белорусского народа

9

Музыка закавказских народов

«Лезгинка- грузинский танец

10

Узбекская музыка

Музыка прибалтийских стран

4-я четверть

1

Музыка разных стран

Музыка разных стран

2

Музыка Л.Бетховена

Полька

3

Музыка Моцарта

Расширение знаний о музыкальной культуре

4

Польская музыка

Творчество Шопена

5

Музыка азербайджанских композиторов

«Рондо»-музыкальная форма

6

Композитор-исполнитель-слушатель

Рассказать о разных видах участников музыки.

7-8

Музыка всегда со мной.

Урок-концерт.

Учебно - методическое обеспечение

  1. Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2009

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 - 3 изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010

  3. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010

  4. Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 1 класс.

  5. Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 2 класс.

  6. Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 3 класс.

  7. Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 4 класс.



© 2010-2022