- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке
Рабочая программа по музыке
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Артына А.А. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор Зам. директора на заседании МО
школы по УВР Протокол №__от___
____________ _____________
Рабочая программа
кружка по вокалу
«До-ми-соль-ка»
Программа рассчитана
На учащихся от 6 до 11 лет
Срок реализации 4 года
Программу разработал педагог
Дополнительного образования
Артына А.А.
Рабочая программа кружка «До-ми-соль-ка»
Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.
I. Пояснительная записка
Программа предназначена для детей 1-4 классов. Занятия проводится 1 раз в неделю по 1 часу
Программа кружка «До-ми-соль-ка» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению-досуговой; по форме органиации -кружковой; по времени Содержание кружка создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Задача кружка - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Содержание программы кружка реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
-
общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
-
задачам образования - развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация - главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык - это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
-
музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
-
учатся за графическим изображением знаков - букв и нот - видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» - музыкальной, литературной, художественной - портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.
3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся - хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.
4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом - «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура - это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) - композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.
5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню - значит сыграть её.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..
Программа кружка строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.
II. Особенности содержания программы и тематическое планирование
В этом варианте программы органично соединены программы 1-3-го классов трёхлетней начальной школы и программа для 1-го класса четырёхлетней начальной школы. Обе разработаны под руководством Д.Б. Кабалевского.
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.
Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена боле подробно - 8-ю тематическими блоками, а не почетвертными темами.
Тематика 2-4-го классов организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.
Программа и педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского - уникальное наследие отечественной педагогики, которое непременно должно быть в арсенале современного учителя музыки.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов.
IV. Тематическое планирование
Основные содержательные линии:
1 класс
№п/п
Тема. Проблема.
1-я Четверть. «Как можно услышать музыку?»
Кол-во часов.
Прогнозируемый результат.
1
Основные содержательные линии:
1
Осознание ребенком роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека.
2
«Что значит слышать музыку?»
1
Знать истоки музыкального искусства
3
Колыбельная песня. Колыбельность-начало познания музыки и жизни.
1
Введение музыкальных интонаций из речевой праосновы
4
Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык.
1
Музыкант, творец, без которого музыка существовать не может
5
Музыкальный язык-озвучивание народных загадок, закличек.
1
Знать истоки возникновения песни
6
В мире сказочных мелодий русских композиторов
1
Уметь выявлять жанровое начало(песня, танец, марш)
7
Играем в сказку
1
8
Идем в поход
1
Уметь различать характер музыки
9
Музыкальные краски осени
1
Уметь импровизировать
2-я четверть. «Как можно услышать музыку?»
1
Звучащий образ Родины
1
Находить интонации
2
Былина, как художественное явление
1
Уметь озвучивать ситуации в рамках творческих заданий
3
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
1
Становление марша
4
Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях
1
Уметь определять характер героев, их настроение
5
Поход в музыкальный зоопарк
1
6
И Шелест к Шороху спешит(бумажная симфония.
1
Знать, что такое «музыкальное содержание»
3-я четверть. «Как можно услышать музыку?»
1
Что может музыка?
1
Многообразие отражение мира в многообразии жизни
2
Зима в музыке
1
Знать народные обычаи
3
Музыка в движении
1
4
Где живут ноты
1
Знать ноты, темп, динамику
5
Музыка передает характер сказочных героев
1
Узнавать народные инструменты
6
Музы не молчали
1
7
Русские образы-Масленица
1
8
Природа просыпатся. Весна в музыке
1
Навыки вокальной деятельности
9
Музыка и стихи о маме
1
10
Мелодии и краски пробуждающей природы в жизни человека
1
Умение петь и слушать музыку
4-я четверть. «Как можно услышать музыку.»
1
В детском музыкальном театре
1
Стремление участвовать в музыкальных спектаклях
2
В детском музыкальном театре
1
3
Легко ли стать музыкальным исполнителем?
1
Знать, что такое музыкальный театр(артисты, дирижер, оркестр)
4
Русские народные инструменты
1
Знать, что такое опера, балет, хор.
5
На концерте
1
Концерт, исполнитель.
6
Музыкальная прогулка по выставке
1
Главный критерий-артистизм
2 КЛАСС
1-я четверть. Три кита в музыке
.№
Тема урока
Цель урока
1
Три «кита» в музыке
Знакомство с основными жанрами.
2
Знакомство с жанром «Марш»
Познакомить с жанром марш
3
Марш
Расширить и углубить знания
4
Танец
Познакомить с жанром танец
5
Танец
Отличие танца от других жанров
6
Танец
Хоровод. Народный фольклор.
7
Песня
Знакомство с жанром песня
8
Песня
Научить детей начинать и заканчивать песню
9
Урок-концерт
Обобщение
2-я четверть. «О чем говорит музыка?».
1
О чем говорит музыка
Научить определять настроение и характер музыки
2
Что выражает музыка
Научить слушать и понимать настроение музыки
3
О чем говорит музыка
Научить слушать, как музыка выражает характер человека
4
О чем говорит музыка
Закрепление темы
5
Изобразительность в музыке
Научить слушать и понимать музыку
6
Изобразительность в музыке
Продолжить изучение темы
7
Изобразительность в музыке
Закрепление темы
3-я четверть. Куда ведут нас «три кита»
1
Куда ведут нас три «кита?»
Мир большой музыки. Опера М Коваля «Волк и семеро козлят».
2
«Куда приводит нас песня?»
Научить детей различать характер песни
3
«Куда ведет нас песня?»
Закрепление.
4
«Куда ведет нас песня?»
Знакомство с симфонией
5
Куда ведет нас танец?
Учить детей слышать в танце характер
6
Куда ведут нас песня и танец?
Понимать образное содержание песни и танца
7
Куда ведет нас марш?
Характер марша
8
Куда приводит марш?
Обобщение и закрепление
9
Куда приводят «киты?»
Познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского
10
Обобщение
Закрепление знаний
4-я четверть. Что такое музыкальная речь?
1
Что такое музыкальная речь?
Разное звучание музыки
2
Музыкальная речь
Формы произведения
3
Музыкальная речь
Закрепление
4
Что такое музыкальная речь?
Темп, песенность, танцевальность
5
Музыкальная речь
Прослушать сказку С.Прокофьева «Петя и волк».
6
Музыкальная речь
Музыкальные инструменты и образы
7
Музыкальная речь
Продолжить знакомство со сказкой С.Прокофьева «Петя и волк»
8
Заключительный урок-концерт
Обобщение.
3 КЛАСС
№ урока
Тема урока
Цели урока
1-я четверть Песенность, танцевальность, маршевость.
1
Песня, танец,марш.
Переход в более широкие музыкальные понятия
2
Песня, танец, марш перерастают в другие формы.
Расширение знаний детей
3
Вокально-инструментальная музыка
Знакомство с романсом
4
Вокально-инструментальная музыка
Произведения Э.Грига
5
Произведения М.Глинки С.Прокофьева
6
Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения
Знакомство с музыкой русской православной церкви
7
Танцевальность.
Развитие фантазии и музыкального слуха
8
Инструментальная музыка
Мазурка
2-я четверть.
1
Маршевость в музыке.
Произведения Л.Бетховена, Ф.Шуберта
2
Песенно-танцевальная музыка
Народная, духовная музыка
3
Интонация
Значимость интонации
4
Интонация
Выразительность
5
Интонация. Зерно-интонация
Умение услышать зерно-интонацию
6
Интонация
Выразительность и изобразительность
7
Интонация. Знакомство с нотной записью
Обобщение по теме
3-я четверть.
1
Развитие музыки
Знакомство с видами музыкального искусства
2
Развитие музыки
Знакомство с видами музыкальной выразительн.
3
Ладовое и динамическое развитие музыки
Виды развития музыки
4
Классическая музыка и народная музыка
Расширить представление о развитии музыки
5
Развитие музыки
Исполнение народной песни
6
Развитие музыки
Дальнейшее развитие темы
7
Развитие музыки
Классические произведения
8
Выразительность и изобразительное развитие
Изобразительность и выразительность
9
Развитие музыки.
Темп
10
Закрепление и обобщение темы
Повторение
4-я четверть
1
Построение(формы) музыки
Характер музыки
2
Формы музыки
3
Построение музыки
Рондо
4
Развитие музыки
Вариации
5
Формы музыкального произведения
Закрепление
6
Обобщение темы четверти «Формы музыки»
Повторение
7-8
Обобщение изученного за год
Урок-концерт.
4 КЛАСС
№ урока
Тема урока
Цель урока.
1
1-я четверть. Музыка моего народа
Познакомить с многообразием народной музыки
2
Музыка моего народа
Продолжить знакомство
3
Музыка моего народа
Русская народная песня
4
Музыка моего народа
Частушки
5
Музыка моего народа
Маршевая трудовая песня
6
Музыка моего народа
Контата
7
Русская народная песня
Военные песни
8
Музыка моего народа
Урок-концерт
2-я четверть.
1
Русская народная музыка
Дать понятие народной обрядной песни
2
Детский музыкальный фольклор
Песня-былина
3
Музыка русской православной церкви
Познакомить с церковными песнями
4
Музыка православной церкви
Сочинения С. Рахманинова
5
Колокольный звон России
Колокольный звон
6
Русский костюм
Русские обрядовые песни
7
В гостях у деда Мороза
Славянский фольклор
3-я четверть.
1-2
Музыка моего народа
Обрядовые праздники
3-4
Оркестр. Ансамбль. Солист.
5
Русские народные инструменты
Разнообразие инструментов, и их история
6
Между музыкой моего народа и музыкой разных народов нет границ
Музыка молдавского и грузинского народа
7
Песни советских композиторов
Украинские песни
8
Музыка белорусского народа
Сравнить музыку русского и белорусского народа
9
Музыка закавказских народов
«Лезгинка- грузинский танец
10
Узбекская музыка
Музыка прибалтийских стран
4-я четверть
1
Музыка разных стран
Музыка разных стран
2
Музыка Л.Бетховена
Полька
3
Музыка Моцарта
Расширение знаний о музыкальной культуре
4
Польская музыка
Творчество Шопена
5
Музыка азербайджанских композиторов
«Рондо»-музыкальная форма
6
Композитор-исполнитель-слушатель
Рассказать о разных видах участников музыки.
7-8
Музыка всегда со мной.
Урок-концерт.
Учебно - методическое обеспечение
-
Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2009
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 - 3 изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010
-
А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
-
Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 1 класс.
-
Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 2 класс.
-
Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 3 класс.
-
Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 4 класс.