Рабочая программа по музыке для 6 класса

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по музыке для 6 классов


Кац Аркадия Владимировича




2015 - 2016 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству;

- примерной программы по музыке для основной школы;

- программы «Музыка. 5-9 классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2006);

-ООП ООО МОУ «Ульканская СОШ №2», утвержденной приказом №225 от 30.08.2013 г.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен­но-эстетическому феномену, осознание через музыку жиз­ненных явлений, овладение культурой отношений, запе­чатленной в произведениях Искусства, раскрывающих ду­ховный опыт поколений;

- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения че­рез опыт собственной музыкальной деятельности;

- воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

- освоение языка музыки, его выразительных возможно­стей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

2.Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

В содержании и структуре учебной программы по музыке для VIII-IX классов основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

Основные методические принципы построения программы V-IX классов.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к яв­лениям музыкального искусства, его творческое самовыраже­ние, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует учителя на развитие музыкаль­ного мышления школьников во всех формах общения с музы­кой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным воспри­ятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и различия реа­лизуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий прин­цип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с об­щедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (лите­ратурные, зрительные, пластические и др.) с опорой на вы­явление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащих­ся с народной и профессиональной музыкой других нацио­нальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблема­тики, различия стилей, музыкального языка, творческого по­черка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполните­лями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического на­следия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отноше­ния к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высоко­художественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интониро­вание и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклор­ных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (ори­гинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импро­визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли от­ражение в научно-методических исследованиях в области му­зыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод художественного, нравственно-эстетического позна­ния музыки предполагает организацию такой совместной дея­тельности учителя и учащихся, при которой содержание про­изведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание ху­дожественной значимости данного сочинения в контексте куль­турных ценностей эпохи, творчества конкретного композито­ра, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осо­знание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок уча­щихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражаю­щих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использова­ние в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки пред­полагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонаци­онно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и осво­ению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуаль­ных стилей, опирается на проблемность вопросов и организа­цию творческих заданий, направленных на развитие способно­сти учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воп­лощения композиторами и исполнителями вечных тем искус­ства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образ­ного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации - сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия уро­ка (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмо­циональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от кон­кретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития уче­ников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности организации музыкального матери­ала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкрет­ном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно гово­ря, это повторение можно сравнить с движением по восходя­щей концентрической спирали, каждый виток которой выяв­ляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (пер­спективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музы­ки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Воз­вращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкаль­ных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной дея­тельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьни­ков, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамбле­вого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержа­ния музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятель­ность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V-IX классов. Изуче­ние конкретных музыкальных произведений в связи с художе­ственными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащим­ся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смыс­ла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилисти­ческие, языковые особенности определяют подходы к разра­ботке содержания урока, в котором другие ввды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духов­ном опыте человечества, помогают осознавать, вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая про­блематика концентрируется вокруг художественно-педагогичес­кой идеи - содержательного стержня урока музыки.

3. Место предмета в учебном плане

Музыка как учебный предмет входит в общеобразовательную область «Искусство» и изучается в 5-8 классах, рассчитан на 34 часа при 1 часе в неделю.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

Музыка как вид искусства

Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическиммузицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

6 КЛАСС (34 ч)

В программе VI класса рассматривается многообразие му­зыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инст­рументальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ - живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Интонационная при­рода музыкальных образов, приемы взаимодействия и разви­тия различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, канта­та и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочи­нения для фортепиано, органа, арфы, симфонического орке­стра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фоль­клорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духов­ной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, рек­вием). Полифония и гомофония.

Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искус­ство XX века (спиричуэл, блюз, современные джазовые обра­ботки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова. \

Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.

Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.

Вальс-фантазия. М. Глинка.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Здесь хорошо. С. Рахманинов слова Г. Галиной.

Матушка, что во поле пыльно. Русская народная песня.

Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

На море утушка купалася. Русская народная свадебная песня.

Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусорг­ский.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.

Жаворонок. М. Глинка - М. Балакирев.

Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст В. Жу­ковского.

Огромное небо. О. Фельдман, стихи Р. Рождественского.

Шестопсалмие (знаменный распев)

Свете тихий. Гимн (киевский распев).

Да исправится молитва моя. П. Чесноков.

Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рах­манинов.

Русские народные инструментальные наигрыши. Во кузнице; Комара женить мы будем. Русские народные песни.

Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренни­ков.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Фрески Софии Киевской (фрагменты). В. Кикта.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гав­рилин, слова В. Шульгиной.

Веска, слова народные;

Осень, слова С. Есенина. Из вокально­го цикла «Времена года». В. Гаврилин.

В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.

Молитва Франсуа Виньона, Слова и музыка Б. Окуджавы.

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.

Органная токката и фуга ре минор (классические и совре­менные интерпретации). И.-С. Бах.

Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.

Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези:

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Кармина Бурана. Мирские песнопения. Сочинение для соли­стов, хора, оркестра и для представления на сцене. К. Орф.

Гаудеамус. Международный студенческий гимн.

Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.

Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.

Песенка об открытой, двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Бело­русский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.

Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.

Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.

Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.

Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.

Снег. Слова и музыка А. Городницкого.

Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.

Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.

Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.

Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.

Багульник, В. Шаинский, слова И. Морозова.

Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского.

Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.

Город Нью-Йорк. Блюз и др.

Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.

Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Бо­лотина и Т. Сикорской.

Спасибо, музыка; Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

Караван. Д. Эллингтон.

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гер­швина.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобра­зие и специфика художественных образов камерной и сим­фонической музыки. Сходство и различие как основной прин­цип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музы­кальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литератур­ного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.

Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.).

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Прелюдия № 24. Баллада № 1. Ф. Шопен.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитан­ского.

Ноктюрны. П. Чайковский.

Ноктюрны. Ф. Шопен.

Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз.

Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдии. М. Чюрленис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.

Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN. .

Вот мнится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.

Итальянский концерт (фрагменты). И.-С. Бах.

Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.

Симфония №2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.

Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Ave, verum. B.-A Моцарт.

Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайков­ский.

Эгмонт, Увертюра. Л. Бетховен.

Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чай­ковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский. Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульет­та». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подберезского.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художе­ственного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского. Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзик­ла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.

Моя звезда. А Суханов, слова И. Анненского.

Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.

Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.

Требования к уровню подготовки учащихся VI класса

Обучение музыкальному искусству в VI классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпи­ческие, драматические музыкальные образы;

• иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;

• знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;

• уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жан­ру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;

• владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпрета­цию замысла композитора;

• раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

• развивать навыки исследовательской художественно-эсте­тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

• совершенствовать умения и навыки самообразования.

















Календарно-тематическое планирование для 6 класса

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)

Дата

Тема урока Используемый муз.материал.

Ключевые понятия темы

Музыкальный материал

1.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Образы романсов и песен старинных русских композиторов

Старинный русский романс.

Вокальная музыка. Инструментальная музыка. Романс

Романсы «Гори, гори, моя звезда», «Однозвучно гремит колокольчик»

2 .

Мир чарующих звуков. Песня-романс

Романс

Народная песня

Лирические образы.

А. Варламов «Красный сарафан»

М.Глинка, Н.Кукольник «Жаворонок»

«Горные вершины» А. Варламова и А. Рубинштейна

3

Два музыкальных посвящения

М. Глинка, «Я помню чудное мгновенье...»,

Трехчастная форма. Своеобразие почерка композитора.

М. Глинка «Я помню чудное мгновенье…»

4

Два музыкальных посвящения

Вальс - фантазия.

Портрет в музыке и живописи.

Картинная галерея

Жанры музыки. Вальс. Своеобразие почерка композитора.

М. Глинка «Вальс-фантазия»

5

«Уноси мое сердце в звенящую даль...».

Выразительность

Изобразительность

Приемы развития

Образы покоя

С. Рахманинов «Сирень», «Здесьхорошо»

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Ф. Шаляпин.

Ария. Песня. Речитатив.

Правда чувства.

Песни в исполнении Ф Шаляпина: «Песня Галицкого» А. Бородина, «Песня Варлаама» Мусоргского, «Два Гренадера» Шумана, «Блоха», «Вдоль по Питерской», «Дубинушка»

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Диалог. Народные напевы. Хор в опере.

«Матушка, что во поле пыльно» рус. нар. и Матвеева

Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки»

8

Образы песен зарубежных композиторов

Искусство прекрасного пения

Бельканто

Баркарола

Серенада

Баллада

Вариации

Арии в исполнении Марии Каллас и Энрико Карозо

9

Старинной песни мир

Баллада «Лесной царь»

Баллада. Вариации.

«Баркарола» Шуберт, «Лесной царь» баллада

10

Образы русской народной и духовной музыки

Народное искусство Древней Руси

Импровизация

Вариации

А капелла

Знаменный распев

Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром№1, ч 1, инструментальные наигрыши на РНИ, «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка»

11

Русская духовная музыка

Духовный концерт.

Знаменный распев, партесное пение, a capella

полифония

Знаменный распев, партесное пение.

Березовский М. «Не отвержи мене во время старости»

12

«Фрески Софии Киевской»

Арфа. Вариантность.

Живописность музыки

Кикта. Фрески Софии Киевской. Орнамент. «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Борьба ряженных», «Музыкант», «Скоморохи»

13

«Перезвоны». Молитва

Песенная природа русской

музыки

Колокольность

Благовест

Трезвон

А Гаврилин «Перезвоны» «Весело на душе», «Молитва», «Вечерняя музыка». «Молитва» Б Окуджавы

14

Образы духовной музыки Западной Европы

«Небесное и земное» в музыке И.С. Баха

Полифония. Фуга. Хорал. Токката

Бах. «Токката и фуга ре-минор». «Хорал»

15

Образы скорби и печали

Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»

Кантата. Реквием

Ваганты

В. Моцарт. «Реквием. Лакримоза»

К. Орф «Кармина Бурана»

16

Авторская песня: прошлое и настоящее

Джаз

Ваганты

Спиричуэл, блюз.

«Гаудеамус»

Д. Тухманов «Из вагантов»,

Песни современных бардов

Небольшая джазовая композиция из фонотеки.


17

Обобщение тем, изученных в первом полугодии

Раздел 2

Мир образов камерной и симфонической музыки (18 часов)

Тема урока

Музыкальный материал

Ключевые понятия темы


Вечные темы искусства в жизни. Образы камерной музыки

Могучее царство Шопена

Ф. Шопен. Полонез ля мажор. Прелюдия № 7,

Этюд №12, Прелюдия № 24

Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд, прелюдия, музыкальный язык.


Инструментальная баллада

Ночной пейзаж

Ф. Шопен. Баллада №1. Этюд № 12,

А. Бородин. Ноктюрн из Квартета № 2

Баллада. Форма. Квартет. Ноктюрн.


Инструментальный концерт

Итальянский концерт

А. Вивальди. Времена года. Весна.

И. С. Бах. Итальянский концерт. 1, 2 части.

Контраст темпа. Рефрен. Эпизоды. Форма.


Космический пейзаж

Чарльз Айвз. «Космический пейзаж»

Э. Артемьев «Мозаика»

Выразительность, изобразительность, тембры.


Образы симфонической музыки

Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Тройка. Вальс

Г. Свиридов. Тройка. Вальс.

Выразительность . изобразительность. Приемы развития. Вальс. Форма.


Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Весна и осень. Романс. Пастораль

Г. Свиридов. Весна и осень. Романс. Пастораль.

Н. Зурабов. Побудь со мной.

Сходство. Контраст. Лад. Тембр. Романс. Диалог интонаций. Форма. Тембр. Пастораль.


Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Военный марш. Венчание

Г. Свиридов. Военный марш. Венчание

Военный марш. Контраст образов. Форма. Гомофония. Полифония. Лирические образы.


Симфоническое развитие музыкальных образов

В. Моцарт. Симфония № 40.

Чайковский. Моцертиана.

Контраст образов. Тембры инструментов. Динамика. Сюита. Обработка. Интерпретация.


Программная увертюра

Увертюра «Эгмонт»

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Программная увертюра. Разделы сонатной формы. Контраст. Конфликт.


Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковский.

Дуэт. Лирические образы. Сонатная форма. Контраст образов.


Мир музыкально театра

Балет «Ромео и Джульетта»

С. Прокофьев. «Улица просыпается». «Танец рыцарей» , фрагменты балета «Ромео и Джульетта»

Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Форма.


Мюзикл «Вестсайдская история»

Л. Бернстайн. Фрагменты из мюзикла.

Сходство и различие. Музыкальный язык.


«Орфей и Эвридика» Опера. Рок-опера

К. Глюк. Фрагменты оперы «Орфей и Эвридика.

А.Журбин. Фрагменты рок-оперы «Орфей и Эвридика»

Контраст образов. Ария. Хор. Флейта.

Рок-опера. Вокально-инструментальный ансамбль. Хор. Солисты.


Образы киномузыки

Ромео и Джульетта» в кино ХХ века

Музыка Н. Рота к фильму «Ромео и Джульетта»

Кино и музыка. Вокальная музыка. Инструментальная музы


Музыка в отечественном кино

И. Дунаевский. Увертюра к фильму «Дети капитана Гранта»

Кино и музыка. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.


Обобщение темы «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Исследовательский проект


Повторение темы

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»


Обобщение изученного за год, защита проектов.







8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальныйкласс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М.,Аркти, 2003г.

  11. ДмитриеваЛ.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. БезбородоваЛ.А., АлиевЮ.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. АбдуллинЭ.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. АржаниковаЛ.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. ХалазбурьП., ПоповВ. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. КабалевскийД.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. КабалевскийД.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. ПетрушинВ.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. ВеликовичЭ.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. НикитинаЛ.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. ГуревичЕ.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. БулучевскийЮ. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.СаминД.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. РапацкаяЛ.А., Сергеева Г.С., ШмагинаТ.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. КленовА. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  12. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  13. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  14. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  16. Песенные сборники.

  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  18. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224





© 2010-2022