Конспект урока на тему Чудо музыки в повести Константина Паустовского»

У.: Как и в сказках, стихах, баснях, музыка часто бывает глав­ной действующей особой в повести. Она звучит во многих по­вестях К. Г. Паустовского - одного из самых «музыкальных» писателей России.                                                              Слайд № 4  Константин Георгие­вич Паустовский в своей жиз­ни встречал много удивитель­ных, интересных и добрых людей, все они оставили не­изгладимый след в памяти и прозе писателя. Но об одной встрече с художником мне хочется рассказать. Это...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 5 классе

Тема: «Чудо музыки

в повести

Константина

Паустовского»

Конспект урока на тему Чудо музыки в повести Константина Паустовского»




Урок №4

Цель:

показать значение музыки в прозе.

Задачи

Обучающие:

учить детей воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение.

Развивающие:

на основе эмоционального восприятия музыки В. А. Моцарта развивать воображение детей;

развивать вокально-хоровые навыки.

Воспитывающие:

воспитывать слушательскую культуру

I. Вступительная беседа.

У.: Как и в сказках, стихах, баснях, музыка часто бывает глав­ной действующей особой в повести. Она звучит во многих по­вестях К. Г. Паустовского - одного из

самых «музыкальных» писателей России.

Слайд № 4

Константин Георгие­вич Паустовский в своей жиз­ни встречал много удивитель­ных, интересных и добрых людей, все они оставили не­изгладимый след в памяти и прозе писателя. Но об одной встрече с художником мне хочется рассказать. Это был случайный попутчик в поезде, который в разговоре об искусстве сказал, что истинному Творцу удается отобразить мир только тогда, когда он научится не только смотреть, но видеть, не только воспринимать его краски, свет, ню­ансы, но и чувствовать. Глубоко в душу запала эта истина, нашла живой от­клик в сердце художника, и с того момента Паустовский именно так и стал воспринимать все мироздание. Перу писателя принадлежит немало повестей, рассказов, очерков; писал он о природе, о людях, об искусстве.

Кто внимательно читает книги этого автора, всегда отмечает его восторженную любовь к искусству, хотя ни в одном из произведений мы не найдем пространных объяснений музыки, восхищенных слов. Любовь писателя скромна, сдер­жанна, глубока. Так же относятся к музыке и его герои. Для них музыка - помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, быть великодушными в любых обстоятельствах, как бы тяжелы они не были, дарит радость, вселяет веру.

Слайд № 5

Сегодня на уроке пойдет речь об одном из таких произве­дений - «Старый повар».

Работа по теме урока. Сопоставление текста рассказа К.Паустовского с музыкой В.А.Моцарта

Ребята слушают рассказ «Старый повар»

Слайд № 6

Вопросы и задания:

У.:1) Какое чудо сотворила музыка великого австрийского композитора?

Д.: Роль музыки в рассказе, можно сказать, главная, потому что музыка помогла старому повару увидеть в своем воображении to, чего он не смог бы увидеть наяву; она волшебным образом перенесла старика в другое время, предоставила возможность вновь ощутить себя молодым, влюбленным, встретиться со своей Мартой;

сняла тяжесть с его души.

У.: Музыка буквально заколдовала всех вокруг, включая самого исполни­теля; про такое говорят: остановилось время, и лишь недуг напомнил о себе...

У.: 2) Какая музыка звучит в рассказе К.Паустовского «Старый повар»? Опишите её словами из повести.

(Если ребята назовут Симфонию №40,напомнить фрагмент из I части. Можно предложить фрагмент из II части Симфонии «Юпитер». Возможно, прозвучат оба фрагмента)

У.: 3) С помощью нотной записи (запись приготовлена на доске) охарактеризуйте главные интонации из симфонии В.А.Моцарта (фрагмент из II части Симфонии «Юпитер» и фрагмент из I части Симфонии №40)

У.: Итак, сегодня вы послушали рассказ, главным героем которого является музыка.

Но мы с вами убедились в том, что музыка не может появиться сама по себе, без музыканта.

Слайд № 7

У.: Перед вами портрет австрийского композитора XVIII века Вольфганга Амадея Моцарта, музыку которого вы слушали раньше и в рассказе Константина Паустовского.

Сказать про этого музыканта, что он замечательный, все равно, что ничего не сказать. «Такого гения больше не родит земля» - говорили про него при его жизни, говорят сейчас и, наверное, будут говорить всегда. Это композитор, дарование которого проявилось ярко, мощно и очень рано. В 3 года он уже

играл на скрипочке и клавесине, с 5ти лет началась его концертная деятельность. На экране вы видите город Зальцбург, где родился и жил Моцарт; Венский оперный театр, в котором рукоплескала публика юному дарованию.

Моцарт был большим жизнелюбом, добрым, приветливым человеком, му­зыка его такая же светлая, радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая музы­ку Моцарта, находят в ней опору и утешение.

. Слайд № 8

На экране обозначены далеко не все музыкальные произведения, написанные В.А. Моцартом

Оперы «Дон-Жуан», «Свадь­ба Фигаро», «Волшебная флейта» и другие входят в основу репертуара многих опер­ных театров мира.

Чтобы обогатить свой мир, чтобы увидеть его во всей красе, чтобы на­ходить в музыке радость, утешение и опору не обязательно играть на ка­ком-либо

инструменте или сочинять музыку, можно просто слушать ее, принимая ее всей своей душой

Слайд № 9

У.: Как вы думаете, что объединяет творчество В. а. Моцарта и П. И. Чайковского - композиторов, которые жили в разное время и в разных странах? Вспомните слова П. И. Чайковского: «Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям утешение и опору». П.И. Чайковский очень любил музыку В. А. Моцарта. «По мо­ему глубокому

убеждению, Моцарт есть наивысший, кульминацион­ный пункт, которого красота достигала в сфере музыки. Никто не заставлял меня такать, замирать от восторга, как он. В Моцарте я люблю все, ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка».

Слайд № 10

III.Исполнение песни

«Маленький принц» М. Таривердиева.

У.: Когда музыка вам была необходима?

-Были у вас такие моменты, когда музыка помогла забыть грусть, утешить,

всколыхнуть воспоминания, радостные, светлые чувства?

- Кто из писателей написал о маленьком принце?

- Появилась бы песня, если бы не было повести А. Экзюпери «Маленький

принц»?

IV. Итог урока.

К. Паустовский своим рассказом показал нам сегодня прекрасный пример того, как может музыка принести человеку «опору и утешение».

Слайд № 11


Приложение

К. Паустовский «Старый повар»

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном домике умирал слепой старик, бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда на­чинал тихо ворчать в своей будке цепной пес. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини посе­лил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Все убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посу­да, покрытая трещинами и, наконец, кла­весин - единственное богатство Марии.

Клавесин был такой старый, что стру­ны его пели долго и тихо в ответ на все воз­никавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, стар­ческим гулом.

Когда Мария умыла умирающего и на­дела на него холодную чистую рубаху, ста­рик сказал:

- Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очи­стить свою совесть.

- Что же делать? - испуганно спроси­ла Мария.

- Выйди на улицу, - сказал старик, - и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

- Наша улица такая пустынная... - прошептала Мария, накинула платок и вышла.

Она пробежала через сад, с трудом от­крыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нес по ней листья, а с темного неба падали холодные капли дождя.

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идет и напевает человек. Она сделала не­сколько шагов ему навстречу, столкну­лась с ним и вскрикнула. Человек остано­вился и спросил:

- Кто здесь?

Мария схватила его за руку и дрожа­щим голосом передала просьбу отца.

- Хорошо, - сказал человек спокой­но. - Хотя я не священник, но это все рав­но. Пойдемте.

Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой - огонь свечи поблескивал на его черном камзоле, хрустальных пуговицах и кру­жевном жабо.

Он был еще очень молод, этот незнако­мец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

- Говорите! - сказал он. Может быть, властью, данной мне не от Бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

- Я работал всю жизнь, пока не ослеп, - прошептал старик и притянул незна­комца за руку поближе к себе. - А кто работает, у того нет времени грешить. Ког­да заболела чахоткой моя жена - ее зва­ли Мартой - и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами и поить го­рячим красным вином, я украл из серви­за графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тя­жело теперь вспоминать об этом и скры­вать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола.

А кто-нибудь из слуг графини пост­радал за это? - спросил незнакомец,

- Клянусь, сударь, никто, - ответил старик и заплакал. - Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

- Как вас зовут? - спросил незнакомец.

- Иоганн Мейер, сударь.

- Так вот, Иоганн Мейер, - сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, - вы невинны перед людь­ми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

- Аминь! - прошептал старик.

- Аминь! - повторил незнакомец.- А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

- Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботил­ся о Марии.

- Я сделаю это. А еще чего вы хотите? Тогда умирающий неожиданно улыб­нулся и громко сказал:

- Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сби­ла меня с толку.

- Хорошо, - сказал незнакомец и встал. - Хорошо, - повторил он, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет.- Хорошо! - громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сто­рожке, как будто на пол бросили сотню хру­стальных шариков. - Слушайте, - сказал незнакомец. - Слушайте и смотрите.

Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемнев­ших глазах качался язычок свечи.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими зву­ками не только сторожку, но и весь сад. Старый пес вылез из будки,

сидел, скло­нив голову набок и, насторожившись, ти­хонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пес только потряхивал ушами.

- Я вижу, сударь! - сказал старик и приподнялся на кровати. - Я вижу день, когда я встретился с Мартой, и она от сму­щения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрач­ное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, - повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в черное окно.

- А теперь, - спросил он, - вы види­те что-нибудь? Старик молчал, прислуши­ваясь.

- Неужели вы не видите, - быстро сказал незнакомец, не переставая иг­рать,- что ночь из черной сделалась си­ней, а потом голубой, и теплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых вет­ках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на боль­шие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее подымается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается все выше, все си­ней, все великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

- Я вижу все это! - крикнул старик. Тихо проскрипела педаль, и клавесин

запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

- Нет, сударь, - сказала Мария незна­комцу, - эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.

- Да, - ответил незнакомец, - это яб­лони, но у них очень крупные лепестки.

- Открой окно, Мария, - попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воз­дух ворвался в комнату. Незнакомец иг­рал очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно ды­шал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, за­дыхаясь:

- Я видел все так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не уз­нать... имя. Ваше имя!

- Меня зовут Вольфганг Амадей Мо­царт, - ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

Когда она выпрямилась, старик был уже мертв. Заря разгоралась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.


© 2010-2022