• Преподавателю
  • Музыка
  • Педагогический проект на тему Использование компьютерных технологий на урока музыки

Педагогический проект на тему Использование компьютерных технологий на урока музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №65

с углубленным изучением отдельных предметов

г.о. Самара





Педагогический проект

«Использование информационных технологий на уроках музыки»



Подготовила:

учитель МХК, музыки

Фитюнина

Марина Александровна,


Самара, 2015

Оглавление






  1. Введение
    XXI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.
    В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
    В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
    Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
    Интерактивные методы обучения в школе хорошо помогают разнообразить уроки. Особенно эффективными являются уроки с использованием компьютерных технологий. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационных технологий (ИТ), поскольку:

  • изучение и применение ИТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;

  • ИТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;

Уроки искусства - это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио- и видео - записей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.
Итак, объект моего исследования - процесс использования цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий в изучении предметов на уроках МХК и музыки.

2. Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий при изучении предметов музыка.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе следует считать приоритетным, поскольку именно они соответствуют эволюционной логике развития образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса. Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными по своим возможностям средствами обучения, благодаря чему прочно завоёвывают внимание педагогов и детей.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Использование компьютерных технологий дает учителю возможность:
- сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
- учесть индивидуальные особенности учащихся;
- интенсифицировать самостоятельную работу учащихся;
- увеличить объем выполненных на уроке заданий;
- быстро и точно оценить способности и знания ребенка;
- за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать;
- применить новые, эффективные технологии, формы и методы обучения;
- стимулирует профессиональный рост педагога.
Использование компьютерных технологий дает учащимся:
- повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия видов работы;
- получения знаний в увлекательной и визуализированной форме;
- удовольствие от интереснейшего процесса познания;
- получение быстрого и объективного результата оценки знаний с указанием ошибок;
- овладение компьютерной грамотностью, освоение учащимися современных информационных технологий.
3. Условия, обеспечивающие эффективность использования цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий в изучении искусства:

  • Разработка системы уроков по музыке с приложениями (компьютерными презентациями, интерактивными схемами и т.д.).

  • Использование Интернет - ресурсов при подготовке и проведению уроков.

  • Широкое внедрение накопленных программно - методических материалов в образовательный процесс.

  • Мониторинг успеваемости и качества знаний по музыке, проведение компьютерного тестирования.

  • Создание электронной базы кабинета искусства.

  • Совершенствование профессиональной ИТ - компетентности педагога.

4. Рекомендации психологов, которые следует учитывать при разработке уроков с использованием компьютерных технологий:

  • информация на экране должна быть структурирована;

  • визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;

  • темп работы должен варьироваться;

  • периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука;

  • содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

5. Урок с мультимедийной поддержкой.
Так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.
Проектируя будущий мультимедийный урок, необходимо продумать
последовательность технологических операций, способы подачи информации на большой экран.

Для чего предназначен мультимедийный урок:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;

  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

  • для обобщения, систематизации знаний?

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, можно сэкономит до 30% учебного времени.
Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.
Опыт работы с презентациями.
На уроках искусства при изложении учебного материала я использую готовые программные средства или созданные мной электронные разработки и презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения. Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий - весьма интересное и творческое дело. Сейчас в моей методической копилке есть презентации практически к каждому уроку.
Благодаря мультимедиа на уроках музыки возможен анализ и сопоставление произведений различных видов искусства, сравнивание работ разных художников, ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Так, я презентации широко использую:

  • на уроках знакомства с жанрами искусства;

  • во время знакомства с творчеством того или иного композитора, художника, скульптора, архитектора;

  • при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов; и т.д.

Медиатека.
Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки.
Ресурсы медиатеки позволяют обогатить уроки интересными заданиями, способствующими повышению интереса учащихся к изучаемой теме. Я использую варианты заданий, например: подобрать к уже изученному материалу эпиграф - музыкальный или поэтический фрагмент. Обосновать свой выбор; составить интервью с художником, музыкантом, скульптором; подобрать лирические произведения к музыкальным сочинениям изучаемого композитора; подобрать иллюстрированный материал на тему определенного эмоционального состояния, возникшего в ходе изучения, например, музыки. Возможны также самостоятельные экскурсии в Интернете, просмотр мультимедийных лекций.

Конечно, в идеале хотелось, чтобы на парте у каждого ученика стоял компьютер и во время урока они могли бы сами работать в музыкальных программах. Особенно это актуально для старшеклассников. Но, к сожалению, в нашем учебном заведении пока это невозможно по техническим причинам.
6. Контроль знаний учащихся с использованием компьютерных технологий.
Прежде хотелось бы отметить, что музыка является предметом области «Искусство», поэтому необходимо оперировать в первую очередь образами, а не понятиями или словами. В связи с этим учащиеся должны иметь перед глазами образ (картинку) даже во время проведения контроля знаний.
Компьютерные контрольно-обучающие тесты.
Как известно, учёт знаний по предметам эстетического цикла - вопрос сложный и спорный. Однако, и учителю, и самим школьникам всё же хочется видеть результаты своих усилий.
Конечно, тестирование на компьютере не может служить основным способом учёта успехов по музыке, но как промежуточный или вспомогательный способ контроля оно вполне эффективно.
7. Обучающие компьютерные программы.
Огромную помощь в работе оказывают обучающие компьютерные программы по искусству. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами искусства, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:
музыкальные проигрыватели; программы для пения караоке; музыкальные конструкторы; музыкальные энциклопедии; обучающие программы; программы для импровизации; группового музицирования, сочинения музыки.
Во время работы над песней я использую программы, построенные по одному принципу - проигрывается "минус", а на экране выводятся слова песни.

8. Использование электронных образовательных ресурсов.
При подготовке к уроку я начала активное использование готовых электронных образовательных ресурсов. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, схемами, подвижными графиками - дополнительное средство развития образного мышления.
Большую помощь в поиске необходимой информации может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет.
В процессе подготовки к урокам я использую: ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/), Федерального центра образовательных ресурсов (fcior.edu.ru/), ряда федеральных общеобразовательных порталов, (например school.edu.ru/). К сожалению, по сравнению с другими предметами, в Единой коллекции не так много ресурсов разработанных специально для курса музыки и большая часть цифровых ресурсов - это иллюстрации, аудио - или видео - отрывки.
9. Организация исследовательской практики учащихся с помощью компьютерных технологий на уроках искусства.
Как и каждый учитель, я заинтересована в том, чтобы наиболее эффективно использовать современные информационные технологии на своих уроках. Для этой цели изучаю опыт коллег, постоянно ищу новые пути подхода в обучении своему предмету. В проектной и исследовательской деятельности учащихся я стараюсь не ограничивать их творческую самостоятельность. Ребята сами ищут информацию, обрабатывают ее. Самым интересным событием всегда является демонстрация и защита проектов и творческих работ.
Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта. Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации.
10.Заключение.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам искусства и приводит к целому ряду положительных следствий. К результативности своей деятельности я отношу:

  • положительную мотивацию на уроках искусства с применением компьютерных технологий, создание условий для получения учебной информации из различных источников;

  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;

  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;

  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

Применение компьютерных технологий способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.
Преимущество компьютерных технологий - гибкость: можно использовать один и тот же материал, как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью.
Применяя информационные технологии на уроках МХК и музыки необходимо помнить и о здоровьесберегающих технологиях, т.к. при использовании видеоинформации идет большая зрительная нагрузка.

11. Источники информации.
Поливанова К. Николаевна. « Просвещение», 2010 г.
Колеченко А. К Энциклопедия педагогических технологий СПб.: «Каро», 2006 г.
orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm
kovalevamxk.ucoz.ru/blog/organizacija_issledovatelskoj_praktiki_uchashhikhsja_na_urokakh_mkhk
openclass.ru/node/246050
petrovoy.ru/doc/164-intertech
metod-kopilka.ru/">festival.1september.ru/articles/524287 /
orpheusmusic.ru/publ/primenenie_kompjuternykh_tekhnologij_na_urokakh_muzyki/308-1-0-477

© 2010-2022