Реализация игровых технологий на уроке музыки

Раздел Музыка
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Реализация игровых технологий на уроке музыки"

«Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский



Введение

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, - интегрированы, многофункциональны по своему характеру;

- способствуют самореализации, самовыражению личности;

- интересны детям;

- органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Таким средством воспитания является игра. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Игра представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Цель работы - определить роль и место игровых технологий в приобщении младших школьников к музыке.

В соответствии с целью работы мною определены следующие задачи:

- изучить научную литературу по данной проблематике;

- рассмотреть сущность и характеристики игровых технологий и определить их возможности в процессе воспитания;

- выявить особенности применения игровых технологий в воспитательном процессе младших школьников;

- обосновать эффективность применения технологий в приобщении младших школьников к музыке

В приложении собраны игры, задания, игровые упражнения, которые помогут взрослому научить ребенка искусству слышать музыку.





1. Сущность и содержание понятия «игровые технологии»

1.1 Понятие игры. Концепции игровых технологий

Слово игра столь общепризнанно, но при этом существует огромное число самых разных определений игры.

Польский педагог, терапевт и писатель Я. Корчак, который считал, что игра -это возможность отыскать себя в человечестве, себя во Вселенной. Ребенок действительно, прежде всего, ищет себя в играх, определяет свое место среди сверстников, обращаясь к прошлому, настоящему, будущему. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности в условиях, направленных на воссоздание и освоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Играя в замкнутом пространстве по известным правилам, человек в большей степени имеет возможность пережить динамические возможности своего Я, свою способность изменяться, быть другим. Игра создает и реализует напряжение, связанное с переживанием границ своего Я, и возможности воздействия на свои же собственные границы, задает новое качество внутреннего диалога человека.

Продолжая примеры педагогических определений игры, приведем еще два. В частности, по мнению С.Т. Шацкого: игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.

Игра - сложное социально - психологическое явление и потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуются особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Игра - это не столько деятельность, сколько качество деятельности, качество сознания, качество поведения…

Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Этот факт свидетельствует о первостепенном значении игры для естественного и гармоничного развития ребенка.

Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

Игровая деятельность становится компонентом становления социального организма. В результате этого на определенном этапе исторического развития происходит формирование игры как особой социокультурной конструкты общества. Становление игры предполагает также изменение, усложнение и накопление социокультурного потенциала, выступающего как преобразующий фактор в изменении самого человека.

Огромное количество этнографической литературы позволяет говорить о характеристиках и объяснении степени характера развития игровой деятельности в зависимости от общего уровня развития общества и, прежде всего его деятельности.

До сих пор активно и многопланово изучаемая игра остается загадкой для понимания, недостаточно исследованным явлением социальной сферы. Представленная в разных формах, разная по содержанию, по характеру, позициям играющих, она проходит реально через всю жизнь человека.

Таким образом, мы еще раз убедились в том, что игра - понятие необычайной широты. Дать всеохватывающее определение игры с учетом ее бытийной, экзистенциальной сущности невозможно. Если, желая понять человеческую игру, мы останавливаемся на простых схемах, формулах и ясных выражениях, то такое понимание - непонимание игры.

1.2 Функции и структура игры. Развивающие возможности игры

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры - это её разнообразная полезность.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

2) творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает существенным отличием - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства,

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Чем богаче спектр того, что делает действительно полезной ту или иную игру, тем большей жизнеспособностью обладает эта игра.

Размышляя об основных слагаемых, структурных единицах игры, мы на самом деле пытаемся ответить на вопрос: «Без чего игра невозможна?». И тогда становится понятно, что в качестве основных констант следует назвать:

  • Участника или участников, выразивших желание и готовность играть;

  • Правил игры (определяющие данность и смысл игры; в самом простом виде - правило хода, конкретного игрового действия, за успешное выполнение которого присваиваются очки, баллы, призы);

  • Игрового пространства и времени;

  • Сюжета игры (то, что игра отображает, то, что воспроизводит играющий в качестве центрального характерного момента, фабула игры);

  • Игрового реквизита (от самого незатейливого до весьма сложного);

  • Итога игры (как наибольший результат игровых действий, достигнутый игроками по всем правилам).

Игра многомерна. Она деятельность и отдых, познание и развлечение, подражание и творчество, общение и самовыражение, импровизация и тренинг.

Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.

Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узко групповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство.

Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод.

Игра дает романтизм.

Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.

Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.

Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.

Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее, развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов, развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца, радость общения с единомышленниками, умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

2. Применение игровых технологий в обучении музыке младших школьников

2.1 Игровые технологии в обучении музыке младших школьников

В системе эстетического воспитания учащихся музыкальное воспитание занимает значительное место. Музыкальное воспитание - часть эстетического, в задачу которого входит дать ребенку эстетические впечатления, переживания, развить на этой основе воображение, дать элементарные творческие навыки и умения. Все это предусмотрено программой школы, но, сообщая детям те или иные сведения из области музыки, следует знать и психологические особенности детей различных возрастов. Для детей младшего школьного возраста характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене видов работы, так как внимание их крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, трудно сосредотачиваются на одном задании. Легче воспринимается конкретный материал, живой образ, нежели отвлеченные понятия. Поэтому важнейшим средством воспитания и обучения, в том числе на уроках музыки, остается игра, элементы занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Очевидно, что никого не нужно убеждать в том, что игры развивают способность младших школьников к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность. Элементы занимательности на уроках музыки способны обеспечить «живой» интерес детей к музыкальной культуре, настраивают их на более детализированное восприятие изучаемых произведений.

2.2 Реализация игровых технологий на уроках музыки и музыкального искусства

ЧУДЕСНЫЙ ПЛАН (подсказка)

На этапе целеполагания знакомлю ребят с планом урока. Но не просто перечисляю задания. На доске рисую план с помощью условных знаков. Эти обозначения ребята легко запоминают. Они сразу знают, какую работу надо сделать на уроке. Более занимательные, интересные задания предлагаю в конце урока. Поэтому у ребят есть стимул работать более организованно, активно, чтобы успеть поработать над интересными заданиями. И учителю удобно. Не надо постоянно заглядывать в тетрадь, боясь что-либо упустить.

Вот некоторые из условных обозначений:

  • Реализация игровых технологий на уроке музыки- разучиваем новую песню

  • Реализация игровых технологий на уроке музыки- повторение выученной песни

  • Реализация игровых технологий на уроке музыки- играем на музыкальных инструментах

  • Реализация игровых технологий на уроке музыки- слушаем произведение

  • Реализация игровых технологий на уроке музыки- музыкально-физкультурная разминка

  • Реализация игровых технологий на уроке музыки- музыкальные ребусы, загадки, кроссворды.

  • Реализация игровых технологий на уроке музыки- работа в нотной тетради

  • Реализация игровых технологий на уроке музыки- инсценировка песни

  • Реализация игровых технологий на уроке музыки- музыкальные игры

  • Реализация игровых технологий на уроке музыки- работа в группах

  • Реализация игровых технологий на уроке музыки- творческая работа

  • Реализация игровых технологий на уроке музыки- выставление оценок

  • Реализация игровых технологий на уроке музыки- домашнее задание





Раздел № 1. УЧИМ НОТЫ

Творческая работа «Характер нот»

Ребята должны понимать, что каждая нота-это определённый звук. Каждый звук имеет свою окраску, свой характер. Учащиеся с интересом фантазируют, придумывают «прозвища» нотам. Работа красочно оформляется. Вот примерный образец.

ДО - весёлая

Реализация игровых технологий на уроке музыки

Реализация игровых технологий на уроке музыки

СОЛЬ - капризная

РЕ - злюка

Реализация игровых технологий на уроке музыки

Реализация игровых технологий на уроке музыки

ЛЯ - болтунья

МИ - шалунья

Реализация игровых технологий на уроке музыки

Реализация игровых технологий на уроке музыки

СИ- вредная

ФА - добрая

Реализация игровых технологий на уроке музыки

«Рисуем музыку»

Это творческая работа. Для ребят начальных классов она трудновата. Но можно им задание несколько упростить. Ребята выбирают любую песню. Но они должны обязательно хорошо знать мелодию. (Покажем на примере песни «Кузнечика»)

Сначала чертим основную линию. С неё мы начинаем рисовать музыку.________________

Далее ставим на линии точку - это первый звук песни. Далее медленно пропеваем мелодию и на каждый слог ставим точку. Если звук ниже предыдущего, то точка рисуется соответственно ниже линии. Если в песне встретится такой же звук, как первый, то он тоже должен быть на линии. И так все ноты. Полученные точки соединяем. Если необходимо, подписываем слова. Задание трудное, но очень полезное для развития музыкального слуха.

«Шумные ноты»

На доске, на нотном стане написаны вразброс ноты. В руках у педагога указка. Учитель показывает на первую ноту. В данном случае это нота-ре. Педагог задаёт ребятам вопросы:

  • Это нота ми?

  • …./Дети молчат, мотают головой, т.к. это не нота названная учителем/

  • Это нота си?

  • Это нота ре?

  • Да. /Ребята 3 раза хлопают/

Подобные опросы проводятся и со следующими нотами. Выигрывает ряд, где будет допущено меньше ошибок.

«Запрещённая нота»

Перед началом игры выбирается запрещённая нота. Например: «ми». На доске, на нотном стане написана гамма /от До до До/. Учитель показывает на любую ноту. Учащиеся называют эту ноту и хлопают. Если учитель укажет на запрещённую ноту, ученики молчат. Если кто-то случайно хлопнет или выкрикнет, то данному ряду, где сидит зевака, приписывается штрафное очко. Выигрывает ряд, который получит меньше штрафных очков. Игру можно проводить под музыку. В данном варианте ребята всё время хлопают. Но как только учитель укажет на запрещённую ноту, ребята перестают хлопать. Игра развивает внимание, умение следить за игрой.

«Помоги распуститься цветку»

Заготовка: серединка листка-цветочка, на которой надпись-гамма. Отдельно заготавливаются лепестки, на которых написаны ноты на нотном стане. Задача в правильном порядке прикрепить лепестки, чтобы получилась гамма.

Если задание сделано, верно, из букв на лепестках можно составить слово.

«Музыкальные ребусы»

Ребусы можно писать на доске. У меня заготовлены такие ребусы на листочках. Ребята сами с удовольствием дома делают ребусы и на уроке загадывают ребятам. Например: на карточке, на нотном стане нарисована нота ля, за нотным станом недописанное слово (лька). Получается, что зашифрованное слово (лялька) или на карточке нарисована нота до, за нотным станом недописанное слово (рога). Получается, что зашифрованное слово (дорога)

«Фотоохота»

Заготавливаются фотографии с изображением животных. Они разрезаются на 2 части. С обратной стороны открытки на одной части нарисована нота на нотном стане, на другой - её название. Таких заготовок несколько. Ученик берёт половинку, где нарисована нота. Затем выбирает её название. Если название выбрано, верно, то при совмещении частей, когда перевернём открытку, получится картинка с изображением животного.

«Помоги распуститься цветку»

Заготовка: серединка листка-цветочка, на которой надпись-гамма. Отдельно заготавливаются лепестки, на которых написаны ноты на нотном стане. Задача в правильном порядке прикрепить лепестки, чтобы получилась гамма.

Если задание сделано, верно, из букв на лепестках можно составить слово.

Раздел № 2.МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

«Загадочный инструмент»

Игроки выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)

Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента.

  • деревянная основа

  • имеет струны

  • средних размеров

  • играть с помощью смычка.

  • издает певучие звучание.

Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске или кассете.

«Живое слово»

Участвуют 2 команды. Учитель раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы.

Буквы имеют 2 цвета. Участники сначала должны собраться в команды /каждая команда имеет свой цвет/, а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.

Примечание: участников столько, сколько кол-во букв.

«А+Б»

Играют 2 команды /по 5 человек. Команды загадывают по одному музыкальному инструменту. Затем, сначала одна команда громко, вместе произносит 1-й слог загаданного слова. Противоположная команда думает 3 секунды и говорит окончание слова. Например: скрип…ка; ро….яль; ма…ракасы. Затем вторая команда предлагает своё название. А противоположная команда должна дружно досказать слово. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

«Лидер-инструмент»

Выбирается водящий, он выходит из класса. Все остальные загадывают музыкальный инструмент. Например: треугольник. Репетируют «игру» на данном инструменте. А кто-то один из игроков (об этом договариваются) является лидером, т.е. он солирует на каком-то ином инструменте, допустим на дудочке.

Когда заходит водящий, все игроки играют на одном инструменте, а лидер на своём. Задача водящего найти лидера. Если лидер найден верно, то водящий должен сказать на каком инструменте играл он, на каких все остальные ребята. Лидер становится новым водящим.

«Составь инструмент»

Ученикам надо составить название музыкального инструмента из первых букв следующих слов, которые назовёт учитель.

1) лиса, олень, жук, курица, индюк (ЛОЖКИ)

2) сом, кот, рот, изюм, пони, крот, аист (СКРИПКА)

3) бор, апельсин, яблоко, нарцисс (БАЯН)

«Кто быстрей?»

С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов.

Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша».

Примечание: задачу можно усложнить: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или духового.

«Свой оркестр»

Для игры понадобятся открытки, картинки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом.

Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку.

Игра воспитывает внимание, наблюдательность, умение быстро переключаться.

Раздел № 3 РАЗВИВАЕМ СЛУХ

«Эхо»

Учитель громко, отчетливо поет отдельные ноты и соединения. А ученики тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха.

Можно игру проводить несколько иначе. Учитель поёт звук громко. Ученики 1-го ряда повторяют этот же звук не очень громко. За ними ребята 2-го ряда повторяют этот звук не очень тихо. А ученики с 3-го ряда повторяют очень тихо. Таким образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, знакомятся с их условными обозначениями.

«Лисичка, птичка, медведь»

Это несколько условное название. На самом деле можно придумать множество вариантов этой игры.

1-й вариант: учитель играет на инструменте вразброс звуки. Учащиеся записывают ответы с помощью условных обозначений. Низкий звук сравниваем с образом медведя, поэтому обозначаем условно буквой М. Средний звук сравниваем с озорным легким бегом зайчишки, обозначаем буквой З. А высокие звуки - это, конечно же, звонкое щебетание птичек, обозначаем П. Вот так легко ребята могут ознакомиться с темой «Высота звуков».

2-й вариант больше похож на творческую работу. Учитель играет различные комбинации нот в разном темпе. Ученики пытаются оживить музыку. Они думают, какому животному подойдет эта мелодия. Быстрая, легкая музыка - может быть это пробежал ёжик? Лукавая, острая музыка схожа с проказами хитрой лисы.

А ведь каждая нота имеет свой цвет. «ДО» звучит как опора, некоторые сравнивают звук с синим цветом. Для кого-то синий цвет кажется мрачноватым, считают, что более подойдет голубой. А нота «СИ», согласитесь, звучит неуютно. Скорее всего схожа с оранжевым цветом.Это только несколько вариантов. А ведь ноты можно сравнивать с цветами и даже с характерами самих ребят.

Раздел № 4 АССОРТИ

В этом разделе будет рассказано о различных играх на разную тематику. Эти игры развивают память, нестандартное мышление, внимание, творческие способности. Поэтому и называется «АССОРТИ», то есть всего понемножку.

«Знатоки песни»

Ребята поют хорошо известную им песню. Когда песня закончится, учитель быстро подходит к одному из учащихся и говорит какое-либо слово или строку из песни. Тот, к кому учитель обращается, должен сейчас же сказать следующее слово или строку песни. Кто из ребят ошибается- встает. Победители те, кто остался после окончания игры сидеть на местах.

«Сами композиторы»

Учитель пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам. Задача играющих - придумать мелодию для данных слов. Не обязательно специально придумывать рифму. Можно использовать известные детские стихотворения, например:

  1. Наша Таня громко плачет,
    Уронила в речку мячик…

  2. Мишка шел, шел, шел,
    Земляничку нашел,
    Ах, какая вкусная ягодка…

«Музыкальный поезд»

Игру можно проводить при изучении темы «Ритм». Учитель - машинист. Один из учеников - помощник машиниста. 3 ряда- 3 вагончика.

Помощник хлопает ритм и произносит. «Вагончики» за ним повторяют. Учитель-машинист контролирует обстановку. Ритмически рисунки изображены на доске.

Ребята должны уметь хорошо выстукивать этот простейший ритм. Умея это делать, они смогут прохлопать более трудный ритм. Выигрывает вагончик- ряд, который допустит меньше ошибок.

«Инсценировка»

Многие знают, что ребята очень любят выступать в роли артистов. А почему бы им не предоставить эту возможность на уроках музыки?

Прекрасные примеры для инсценировки - песни «Почему медведь спит зимой», «Любитель-рыболов». Сильно усложнять игру не следует. Надо просто разъяснить некоторые моменты, а уж дальше, можете не сомневаться, ребята прекрасно сыграют свою роль.

«Загадки»

Ребята с удовольствием отгадывают загадки. Они помогают активизировать внимание, развивают мышление. Загадки, разумеется, связаны с музыкой.

  1. Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).

  2. Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).

  3. Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).

  4. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).

  5. Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок)





СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,

посвященного Всемирному Дню Музыки (1 октября)

«Где живут нотки»

Цели:

  1. Организация совместной музыкально - творческой деятельности, применение музыки как средства коммуникации, знакомство с традицией праздника.

  2. Развитие творческих, музыкальных способностей детей

  3. Применение музыкальных знаний на практике

  4. Увлечение и приобщение к миру музыки, нравственно - эстетическое воспитание, развитие межличностных отношений

Материалы и оборудование:

  1. Иллюстрации скрипичного ключа, нотного стана, нот.

  2. Музыкальные инструменты и их макеты.

  3. Плакат «Три кита в музыке», «День музыки», «Страна Звукляндия».

  4. Костюмы к сказке.

  5. Ребусы.

  6. Загадки и стихи о музыке.

7. Пластинка «Звуки леса», использование изученных музыкальных

произведений.

Предметы для игры: стеклянный, деревянный, пластмассовый

стаканы, шкатулка, светофор, призы.

«Что за звуки!

Неподвижен внемлю сладким звукам я:

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя…»

М.Ю.Лермонтов

Ведущий: Первое октября - Всемирный День Музыки. Ему мы посвящаем наш праздник «Где живут нотки». Сегодня мы расскажем вам, как и откуда появилась музыка, музыкальные инструменты, музыкальная грамота и проведём различные музыкальные конкурсы.

Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать звуки из различных предметов. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты. Например, лук - звучание натянутой тетивы дало начало для создания первых гуслей. А рог для охоты - начало рождения духовых инструментов (рожок, дудочка, свирель).

Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живёт повсюду, проявляясь в разных звуках.

Дети: «Музыка всюду живёт» В.Семернина.

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт-

В шелесте трав,

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода -

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои

Ива роняет у брода…

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт-

Только прислушаться надо.

Ведущий: Ребята, вспомните, где ещё вам слышались звуки музыки?

Дети: Шелест листьев, ручей, капель и т.д.

Ведущий: Молодцы! Сейчас мы с вами окажемся в весеннем лесу.

(слушание пластинки «Звуки леса»)

Ведущий: А теперь возвращаемся на наш праздник. Сейчас мы проведём игру «Найди приз». Перед вами различные предметы из разного материала, каждый из них имеет своё звучание. По звуку вы должны узнать предмет, и если ответ будет верным - приз ваш. (Участвуют три, четыре ребёнка по очереди).

Ведущий: Молодцы! А кто мне ответит на следующие вопросы?

  1. Кто сочиняет музыку? (Композиторы)

  2. Каких композиторов вы знаете?

  3. Как музыка приходит к нам?

  4. Кто исполняет музыку?

  5. С помощью чего записывают музыку? (Ноты)

Дети: 1. Семь подружек голосистых 2. Домик наш открыт всем детям,

Семь звоночков серебристых, Заходите, мы вас встретим.

Дружно весело живут. Тайны музыки расскажем,

Звонко песенки поют. В мир волшебный путь покажем.

3. Если будете стараться,

И усердно заниматься,

То терпение и труд,

Вас к успеху приведут.

В. А сейчас, ребята, посмотрите и послушайте сказку, «Два брата».(см. приложение)

ДВА БРАТА

Сказка

В давние - давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин - Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.

От скуки ногами болтает,

От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам - песню запевать.

Солдаты были у него не обычные -

Все, как один, певцы отличные.

И за это, кстати сказать,

Стал Дин - Дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую,

Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.

Спят себе до утра.

Утром встанут, крикнут «Ура!»

Король проснётся,

С боку на бок перевернётся,

И всё заново начнётся:

Скука, печенье, солдатское пение.

От этой жизни Звуки до того обленились,

Что петь как следует совсем разучились.

Король был ужасно огорчён.

Даже скучать перестал он.

Заставляет их петь и так и сяк,

А они не хотят никак.

И вот однажды прибыли в Звуколяндию из далёкой страны Ладии два брата - Лада. Один был весёлый плясун - хохотун, другой грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного - Минор. Мажор и Минор обеде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились,

Королю, как положено, поклонились.

- Здравствуй, Дин - Дон, - говорят. -

Хотим послушать твоих солдат.

- А ну, - скомандовал Звукам король, -

Запевать всё изволь!

Раз, два! Раз, два!

Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.

Не выдержали этой музыки братья,

Закричали на два голоса: «Хватит!»

- Давай, - говорят, -

Дин - Дон, мы тебе поможем,

Из Звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд -

Получился звукоряд.

Скомандовал им Мажор: «На тон - полутон рассчитайсь!». Звуки быстренько рассчитались:

Тон, тон, полутон,

Тон, тон, тон, полутон.

  1. Запевай! - скомандовал Мажор. Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд,

Получился звукоряд.

Не простой - мажорный,

Радостный, задорный.

Закончили Звуки петь - шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон - полутон рассчи-и-тайсь!» звуки сразу почему - то загрустили, нехотя рассчитались.

- Тон, полутон,

Тон, тон, полутон,

Тон, тон.

  1. Запевай! - скомандовал Минор. Звуки запели.

Мы минорный звукоряд,

Грустных Звуков длинный ряд.

Песню грустную поём

И сейчас мы заревём.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.

Дин - Дон по-другому жить стал,

Под новую музыку спать перестал,

Загрустит он - Минор явится,

Захочет повеселиться - Мажор появится.

Стали Звуки жить ладно,

И песни звучали складно.

(Постановка школьниками третьего класса.)

Д. Чтобы пыл веселья не угас, чтобы время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем вас, к загадкам поскорее!

Загадки: 1.Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка. (Ноты)

2. Звукоряд от До до До, впереди всех нота… (До)

3. У ребят у всех спроси, как закончить гамму?… (Си)

В. А сейчас вы будете отгадывать ребусы из нот. (см. приложение)

В. Молодцы! Вы хорошо знаете ноты. А как же на празднике без песен?

(Исполнение «Звуки музыки» Р.Роджерс)

В. А знаете ли вы, на каких музыкальных инструментах играют музыканты?

Д. Загадки:

Он по виду брат баяну, У какого инструмента Сверху кожа,

Где веселье там и он. Есть и струны, и педаль? Снизу тоже,

Я подсказывать не стану, Что же это? Несомненно, А в середине пусто.

Всем знаком … Это звонкий наш…

(Аккордеон) (Рояль) (Барабан)

Приложил к губам я трубку, Громче флейты, громче скрипок,

Полилась по лесу трель, - Громче труб наш великан,

Инструмент тот очень хрупкий, Он ритмичен, он отличен,

Называется… Наш весёлый…

(Свирель) (Барабан)

То толстеет, то худеет, Ящик на коленях пляшет,

На весь дом голосит. То поёт, то громко плачет.

(Гармонь) (Гармонь)

Движенье плавное смычка Струн давно мне очень мало,

Приводит в трепет струны. Но пока что мне хватало!

Мотив журчит издалека, Струны ты мои задень

Поёт про ветер лунный. И услышишь: длень, длень, длень!

Как ясен звуков перелив, Ну-ка! Кто я, отгадай-ка!

В них радость и улыбка, Озорная…

Звучит мечтательный мотив, (Балалайка)

Его названье - …

(Скрипка)

В. Молодцы! А теперь мы отдохнём и проведём танцевальную игру «Потанцуй со мной, дружок!» (английская песенка - полька)

Дети встают парами - лодочкой и исполняют польку со сменой движений.

  1. Становись скорей в кружок,

Потанцуй со мной, дружок!

П/в: Шаг назад и шаг вперёд,

И на месте поворот!

  1. Мы летим с тобой вдвоём,

Мы ничуть не устаём!

  1. Эй, давай не отставай,

Снова танец начинай!

Д. Стихи.

1.Вся музыка - волшебная страна. 2. Вот марш, он величав и строен,

Она красива, ласкова, нежна. Из громких звуков он построен.

Три королевства разных в ряд А если кто к искусству глух -

В стране волшебной той стоят. Наверняка захватит дух.

  1. И королевство танца есть. 4. И в королевстве третьем - песня.

Людей весёлых там не счесть. И грусть, и радость жили вместе.

Весь день резвятся и кружатся, Когда они в одно слились,

И лишь под утро спать ложатся. По миру песни разнеслись.

5. Вся музыка - волшебная страна, Поют их взрослые и дети,

А без неё и жизнь скучна! Все люди, что живут на свете.

В. И вновь наш праздник мы продолжаем играми, музыкальными конкурсами:

«Погремушка и бубен» - на слуховое внимание (на фоне любой музыки).

Под звуки погремушки дети легко бегают, прыгают.

На удар бубна - приседают.

Опоздавшие выбывают из игры.

«Будь внимателен» - игра на внимание.

Исполнение песен по фразам. Участвуют две - три команды по очереди.

Задача участников - во время вступить и пропеть фразу предложенной песни, не мешкая.

«Услышать сигнал» - стимулирует внимание, учит точно и быстро реагировать на звуковой сигнал.

Дети шагают под звучание марша. На слово «Зайчики» - прыгают, «Лошадки» - стучат «копытцами», «Птицы» - бегают и машут руками, «Раки» - пятятся назад, «Аист» - стоят на одной ноге.

«Самый ловкий наездник» - игра со стульями под музыку марша.

«Конкурс голосистых» - развитие вокально - хоровых навыков.

Участвуют 2-3 команды. Одна команда поёт, а другая мешает - шумят, кричат, топают. Задача: перепеть или перекричать, исполнить песню до конца, не сбиваясь.

«Светофор» (используется макет светофора), развитие зрительного внимания.

На зелёный свет - дети шагают на месте (под хорошо знакомую музыку).

На желтый свет - хлопают в ладоши.

На красный свет - тишина.

«Светофор поёт песенки»

Усложняется задача исполнением песни, выполняя эти же задания. Главное - исполнить все фразы песни и вслух, и про себя, вступив точно, продолжая текст и мелодию песни.

На зелёный свет - ребята поют вслух.

На желтый свет - поют тихо.

На красный свет - поют про себя.

На зелёный свет - продолжают петь вслух..

«Узнай мелодию» - по начальным звукам определить название и композитора произведения. Развитие музыкальной памяти, мышления.

«Определи жанр» - дети, прослушав начало произведения, должны показать его в движении.

Под вальс - плавно покачиваются в такт, кружатся, делают круговые движения руками.

Под польку - хлопают в ладоши, выполняют подскоки.

Под марш - ходьба на месте, держа вертикально руки, согнутые в локтях.

Под песню - плавно дирижируют рукой.

В. Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями. И если вы по -настоящему любите музыку, то подружитесь с нотками крепко - крепко. Тогда вам откроется неведомый мир музыкальных звуков. Вы научитесь понимать музыку, слышать её в окружающей природе. Вы поймёте, какое многообразие мелодий могут составить всего семь ноток - подружек. Именно они делают окружающий мир еще прекрасней и добрей.

Д. Стихи.

  1. Собирайтесь друзья в хоровод, 3. Лейся песня, лейся звонко,

Познакомьтесь друг с другом поближе, Помогай дружить.

Чтоб запел голубой небосвод, Всем ребятам очень нужно

Танцы, смех, уноситесь всё выше! В мирном мире жить!

2. Песня - друг наш и товарищ,

С нею в жизни веселей.

С ней забота - не забота:

Столько щедрой мощи в ней!

С песней спорится работа,

Отдых ярче и светлей!

Исполнение песни «Дружат дети всей земли» Д. Львов -Компанеец (хором).

Ведущий:

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнованья,

Обеспечивших успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим всем: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»











© 2010-2022