Современные технологи преподавания музыки в школе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тахтамукайский район»

СШ № 10







Доклад



«Современные технологии преподавания музыки в школе»


Учитель музыки,

Высшей квалификационной категории

Хуако М. А.



Современные технологии преподавания музыки в школе.

Технология включает в себя такую деятельность педагога, которая последовательна в наборе действий. Технология - это методы и приёмы обучения.

Основой технологии служит чёткое определение цели, если цель определена очень точно (промежуточная и конечная) это позволяет разработать объективные методы контроля её достижения.

Существенной составляющей педагогической технологией являются методы обучения (способы организации познавательной деятельности учащихся).

В процессе обучёния используются методы, которые можно разделить на следующие классификации:

По внешним признакам деятельности;
Лекции, беседы, рассказ, решение задач, упражнение, работа с книгой.
По источнику получения знаний;
Наглядные ( демонстрации плакатов, схем, таблиц, диаграмм , моделей) использование технических средств, просмотр кино телепрограмм
практические задания;
тренинг, деловые игры, анализ и решение конфликтных ситуаций.
По степени активности познавательности учащихся;
Объяснительный ,иллюстративный, проблемный, исследовательский.

Планируя урок или другую деятельность, учитель обязан определить форму обучения. По степени сложности формы подразделяются на; простые, составные и комплексные.

Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средcтв, посвященные одной теме. К ним относятся;

•Беседы
•Викторины
•Экскурсии
• Зачёты
• Лекции, концерты

Составные формы обучения;

• Урок
• Праздничный вечер
• Конференция
• Музыкальный КВН
• Комплексные формы обучения
• День открытых дверей
• День защиты детей
• Неделя музыки и т.д.

Методы обучения и их классификация.
(способ познавательной деятельности учащихся)

Классификация методов обучения:

По внешнему признаку деятельности учащихся и преподавателя:

• Лекции
• Беседы
• Рассказы
• Работа с учебником

По источнику получения знаний;

•Словесные (рассказы, лекции, семинары, беседы)
•Экранно-звуковые пособия (просмотр видеофильмов, использование коллекции цифровых и образовательных ресурсов по музыке; фотографии, анимации таблицы, схемы, комплекты компакт - дисков и аудиокассет и др.)

Практические задания;

• Творческие задания
• Учебные дискуссии
• Познавательные игры
• Решение и анализированние конфликтных ситуаций.

По степени познавательности учащихся:

• По источнику передачи содержания (слово, иллюстрация, упражнение)
• Проблемный
• Поисковый
• Исследовательский
• По логичности подхода
• Индуктивный
• Дедуктивный
• Аналитический;
• Синтетический.

По способу освоения информации

• Методы стимулирования и мотивации учения
• Методы организации и осуществления учебных действий
• Метод контроля и самоконтроля
• Исследовательский метод

Методы стимулирования и мотивации учении - объединяет в себе несколько методов;

  • Метод музыцирования - осуществляется с помощью музыкальных инструментов, а так же в танцевальных движениях и двигательных упражнениях.


  • Метод соучастия - этот метод позволяет учащимся ощутить себя частью творческого коллектива, приобщиться к коллективной деятельности (пение в хоре, игра в ансамбле, участие в спектакле).


  • Метод импровизации - направлен на то, чтобы проявить возможности своего воображения, фантазии, показать свои исполнительские умения.


  • Учебный метод - направлен на поиск путей и содержания в решении творческих задач.
    Методы организации и осуществления учебных действий - связанны с закономерностями развития музыкальных образов и освоении музыкальной ткани;


  • Метод «музыкальный театр» - помогает ребёнку сделать музыку зримой, осязаемой. Взаимодействие с музыкальным искусством реализуется посредством - звуков, танцев, жестов, слова, литературного сюжета, стихов.


  • Метод погружения - реализацией метода являются различные жизненные ситуации, которые могли бы быть связанны с теми или иными музыкальными произведениями. Ситуации основываются на реальных событиях, взятых из реальных литературных источников.


  • Метод проектов - заключается в проявлении учащимися своих знаний и умений в самостоятельной работе с информацией. Проект - это разработка заданной проблемы и способ достижения цели через эту проблему. Достигнутая цель должна быть представлена конкретным результатом (публичной презентацией). Тип проекта может быть: творческий, информационный, исследовательский.



  • Метод контроля и самоконтроля - этот метод развития критического мышления. Помогает ученикам научиться логично, доказательно строить свои высказывания о музыке.



  • Цифровой диктант - этот метод позволяет за короткое время проверить и оценить знание музыкального произведения.



  • Викторина - метод, который позволяет проверить знания, связанные с музыкальным содержанием.
    Исследовательский метод обучения - метод, при котором учащиеся самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения, используют другие источники после того, как будет поставлена проблема и задача, а так же краткий устный или письменный инструктаж.

Каждый из перечисленных методов обучения чаще сопровождается приемами и средствами.

К педагогическим приёмам относятся:

  • Приём «Музыкальные листочки» в руках детей бумажные листочки исполняют роль шуршаще - ритмического аккомпанемента звучащей музыки. Происходит смена движений по фразам и соблюдается ритмическая пульсация.


  • Прием «Препятствие» - в качестве препятствия используется какое - нибудь высказывание о данном произведении (отрывки литературных произведений, стихи)Таким образом учащиеся ищут доводы, которыми они смогут объяснить своё отношение к информации заложенной в музыкальном произведении.
    Активное внедрение технологий преподавания музыки в образовательных учреждениях вводится по учебно-методическим комплектам, которые разработали творческие коллективы.

Технологию развития процессов восприятия практически можно наблюдать во всех видах музыкальной и практической деятельности учащихся: слушание и размышление о музыке, развитие певческих способностей детей, музыкально-ритмические движения, инструментальное музыцирование и пластическое интонирование, а так же импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая, художественная). Формирование восприятия музыки у учащихся происходит в процессе интонационно-образного анализа музыкальных произведений.

Используя методику анализа музыкального произведения, учителю музыки необходимо включать в этот процесс выявление: жанров(песен, танцев, марша); стиля (народного или композиторского, старинная музыка или современная, русская или зарубежная); следить за тем, как развиваются интонации (интонации - темы - музыкальные образы и музыкальная драматургия).

Технологии развития голоса и слуха одна из главных в процессе развития певческой культуры учащихся. В этом случае в работе следует использовать авторские методики (Г.Струве, Г.Огородного, Ю.Алиев). Необходимо тщательно отбирать вокально - хоровой репертуар, в коллективах использовать разные формы исполнительства; хоровое, ансамблевое , сольное.

На уроках музыки наибольшее распространение приобрела технология развития познавательных интересов школьников. К ней относится проектная деятельность учащихся, которая может выступить в качестве итогового или промежуточного контроля над усвоением учебного материала. Учащиеся могут использовать разные виды деятельности, как в группах, так и в индивидуальных формах подготовки.

На уроках музыки наиболее эффективно используются информационные технологии -это многочисленные аудио и видеоматериалы, цифровые компоненты учебно - методических комплектов по музыке, интерактивная доска, клавишный синтезатор, медиапроектор, персональный компьютер, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)и др.

На уроках музыки учитель становится посредником между учениками и музыкой. Д.Б.Кабалевский говорил: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».



© 2010-2022