- Преподавателю
- Музыка
- Современные технологи преподавания музыки в школе
Современные технологи преподавания музыки в школе
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хуако М.А. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тахтамукайский район»
СШ № 10
Доклад
«Современные технологии преподавания музыки в школе»
Учитель музыки,
Высшей квалификационной категории
Хуако М. А.
Современные технологии преподавания музыки в школе.
Технология включает в себя такую деятельность педагога, которая последовательна в наборе действий. Технология - это методы и приёмы обучения.
Основой технологии служит чёткое определение цели, если цель определена очень точно (промежуточная и конечная) это позволяет разработать объективные методы контроля её достижения.
Существенной составляющей педагогической технологией являются методы обучения (способы организации познавательной деятельности учащихся).
В процессе обучёния используются методы, которые можно разделить на следующие классификации:
По внешним признакам деятельности;
Лекции, беседы, рассказ, решение задач, упражнение, работа с книгой.
По источнику получения знаний;
Наглядные ( демонстрации плакатов, схем, таблиц, диаграмм , моделей) использование технических средств, просмотр кино телепрограмм
практические задания;
тренинг, деловые игры, анализ и решение конфликтных ситуаций.
По степени активности познавательности учащихся;
Объяснительный ,иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Планируя урок или другую деятельность, учитель обязан определить форму обучения. По степени сложности формы подразделяются на; простые, составные и комплексные.
Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средcтв, посвященные одной теме. К ним относятся;
•Беседы
•Викторины
•Экскурсии
• Зачёты
• Лекции, концерты
Составные формы обучения;
• Урок
• Праздничный вечер
• Конференция
• Музыкальный КВН
• Комплексные формы обучения
• День открытых дверей
• День защиты детей
• Неделя музыки и т.д.
Методы обучения и их классификация.
(способ познавательной деятельности учащихся)
Классификация методов обучения:
По внешнему признаку деятельности учащихся и преподавателя:
• Лекции
• Беседы
• Рассказы
• Работа с учебником
По источнику получения знаний;
•Словесные (рассказы, лекции, семинары, беседы)
•Экранно-звуковые пособия (просмотр видеофильмов, использование коллекции цифровых и образовательных ресурсов по музыке; фотографии, анимации таблицы, схемы, комплекты компакт - дисков и аудиокассет и др.)
Практические задания;
• Творческие задания
• Учебные дискуссии
• Познавательные игры
• Решение и анализированние конфликтных ситуаций.
По степени познавательности учащихся:
• По источнику передачи содержания (слово, иллюстрация, упражнение)
• Проблемный
• Поисковый
• Исследовательский
• По логичности подхода
• Индуктивный
• Дедуктивный
• Аналитический;
• Синтетический.
По способу освоения информации
• Методы стимулирования и мотивации учения
• Методы организации и осуществления учебных действий
• Метод контроля и самоконтроля
• Исследовательский метод
Методы стимулирования и мотивации учении - объединяет в себе несколько методов;
-
Метод музыцирования - осуществляется с помощью музыкальных инструментов, а так же в танцевальных движениях и двигательных упражнениях.
-
Метод соучастия - этот метод позволяет учащимся ощутить себя частью творческого коллектива, приобщиться к коллективной деятельности (пение в хоре, игра в ансамбле, участие в спектакле).
-
Метод импровизации - направлен на то, чтобы проявить возможности своего воображения, фантазии, показать свои исполнительские умения.
-
Учебный метод - направлен на поиск путей и содержания в решении творческих задач.
Методы организации и осуществления учебных действий - связанны с закономерностями развития музыкальных образов и освоении музыкальной ткани;
-
Метод «музыкальный театр» - помогает ребёнку сделать музыку зримой, осязаемой. Взаимодействие с музыкальным искусством реализуется посредством - звуков, танцев, жестов, слова, литературного сюжета, стихов.
-
Метод погружения - реализацией метода являются различные жизненные ситуации, которые могли бы быть связанны с теми или иными музыкальными произведениями. Ситуации основываются на реальных событиях, взятых из реальных литературных источников.
-
Метод проектов - заключается в проявлении учащимися своих знаний и умений в самостоятельной работе с информацией. Проект - это разработка заданной проблемы и способ достижения цели через эту проблему. Достигнутая цель должна быть представлена конкретным результатом (публичной презентацией). Тип проекта может быть: творческий, информационный, исследовательский.
-
Метод контроля и самоконтроля - этот метод развития критического мышления. Помогает ученикам научиться логично, доказательно строить свои высказывания о музыке.
-
Цифровой диктант - этот метод позволяет за короткое время проверить и оценить знание музыкального произведения.
-
Викторина - метод, который позволяет проверить знания, связанные с музыкальным содержанием.
Исследовательский метод обучения - метод, при котором учащиеся самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения, используют другие источники после того, как будет поставлена проблема и задача, а так же краткий устный или письменный инструктаж.
Каждый из перечисленных методов обучения чаще сопровождается приемами и средствами.
К педагогическим приёмам относятся:
-
Приём «Музыкальные листочки» в руках детей бумажные листочки исполняют роль шуршаще - ритмического аккомпанемента звучащей музыки. Происходит смена движений по фразам и соблюдается ритмическая пульсация.
-
Прием «Препятствие» - в качестве препятствия используется какое - нибудь высказывание о данном произведении (отрывки литературных произведений, стихи)Таким образом учащиеся ищут доводы, которыми они смогут объяснить своё отношение к информации заложенной в музыкальном произведении.
Активное внедрение технологий преподавания музыки в образовательных учреждениях вводится по учебно-методическим комплектам, которые разработали творческие коллективы.
Технологию развития процессов восприятия практически можно наблюдать во всех видах музыкальной и практической деятельности учащихся: слушание и размышление о музыке, развитие певческих способностей детей, музыкально-ритмические движения, инструментальное музыцирование и пластическое интонирование, а так же импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая, художественная). Формирование восприятия музыки у учащихся происходит в процессе интонационно-образного анализа музыкальных произведений.
Используя методику анализа музыкального произведения, учителю музыки необходимо включать в этот процесс выявление: жанров(песен, танцев, марша); стиля (народного или композиторского, старинная музыка или современная, русская или зарубежная); следить за тем, как развиваются интонации (интонации - темы - музыкальные образы и музыкальная драматургия).
Технологии развития голоса и слуха одна из главных в процессе развития певческой культуры учащихся. В этом случае в работе следует использовать авторские методики (Г.Струве, Г.Огородного, Ю.Алиев). Необходимо тщательно отбирать вокально - хоровой репертуар, в коллективах использовать разные формы исполнительства; хоровое, ансамблевое , сольное.
На уроках музыки наибольшее распространение приобрела технология развития познавательных интересов школьников. К ней относится проектная деятельность учащихся, которая может выступить в качестве итогового или промежуточного контроля над усвоением учебного материала. Учащиеся могут использовать разные виды деятельности, как в группах, так и в индивидуальных формах подготовки.
На уроках музыки наиболее эффективно используются информационные технологии -это многочисленные аудио и видеоматериалы, цифровые компоненты учебно - методических комплектов по музыке, интерактивная доска, клавишный синтезатор, медиапроектор, персональный компьютер, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)и др.
На уроках музыки учитель становится посредником между учениками и музыкой. Д.Б.Кабалевский говорил: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».