• Преподавателю
  • Музыка
  • Формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки в школе

Формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки в школе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников на уроках музыки

Цель формирующего этапа - построение такой педагогической модели уроков, которая обеспечила бы эффективное развитие коммуникативной компетентности у младших школьников.

Для экспериментальной группы был разработан ряд уроков в форме проектной деятельности по программе Сергеевой, Критской, Шмагиной. Сложность нашей задачи заключалась в том, что помимо формирования коммуникативной компетенции, основной целью уроков было формирования знаний, умений и навыков по теме полугодия «Между музыкой разных народов нет непреодолимых границ».

Класс был разделен на группы, определены лидеры каждой группы, а также озвучены основные правила работы в группе:

1. Обсуждение вопроса внутри группы должно быть коллективным, т.е. высказаться по решению проблемы должен каждый участник

2. Стараться не прерывать речь говорящего, внимательно дослушав его до конца

3. Стараться доказать свою позицию не силой голоса, а логичностью высказывания

4. Уважать работу каждого члена группы, потому что из этого складывается победа всей группы.[40, с. 69]

По окончанию работы в проектных группах будет выбрана лучшая группа по следующим показателям:

1. Не были нарушены правила общения в группах

2. Группа активно участвовала в обсуждении вопросов учителя, высказывала свое мнение и активно его защищала

3. Участвовала в исполнении музыкального материала

4. Выполнила итоговую совместную презентацию по заданной теме.

Для этого нами были разработаны четыре плана-конспекта урока, которые были проведены на преддипломной практике и построены в форме проекта.

Эта работа проводилась с учащимися 4 «Г» класса МОУ СОШ №14 г. Твери на уроках музыки, в III четверти 2012-13 учебного года.

Уроки реализовывались по следующему плану:

- История русской народной музыки, ее жанры.

- Народные песни разных стран - их сходство и различие.

- Русские народные инструменты.

- Жанр народной музыки - колыбельная.

Отличительной особенностью данных уроков было то, что при введении новой темы каждой группе раздавались заранее вопросы по излагаемому материалу, на которые каждая группа должна была ответить.

Цель уроков - повысить уровень развития коммуникативной компетенции у младших школьников посредством метода проектов.

Задачи:

- раскрыть истоки русской народной музыки и дать характеристику основным ее жанрам; познакомить с народными инструментами; сравнить народные песни разных стран;

- научить учащихся отличать один жанр от другого, один тембр инструмента от другого;

- научить учащихся умело оценивать услышанные произведения, увеличивая их словарный запас эпитетов и прилагательных;

- научить учащихся отличать русскую народную песню от других.

Первые два урока проходили под темой: «Композитор - имя ему народ». Цель данных уроков была: дать представление об истоках народной песни, ее особенностях, значении в жизни людей. Данная цель была раскрыта на следующих этапах:

- история народной песни;

- жанровые разновидности (хороводная, величальная, трудовая и т.д.);

- хоровое и сольное пение с сопровождением без сопровождения;

- знакомство с жанром кантата;

- появление авторской музыки в народном стиле;

- знакомство с народной музыкой других стран - сравнение, выявление их сходства и различия;

Третий урок был посвящен русским народным инструментам:

- знакомство с русскими народными инструментами;

- распознавание и выявление особенностей тембристики инструментов;

- знакомство с техникой игры на инструментах;

Четвертый урок посвящен колыбельной песне:

- история и функции колыбельной песни;

- особенности мелодии;

- сравнительный анализ польской и русской колыбельных песен;

-разновидности песен по настроению (веселые и плачевные колыбельные).

Подробные планы-конспекты уроков приведены в Приложении 3.

В проектную деятельность были включены такие виды деятельности как восприятие музыки, хоровое исполнение народных песен, музицирование на детских инструментах.

При завершении работы по проектным группам был проведен конкурс на лучшую презентацию по теме: «Колыбельная - мамина песня» и определена лидер-группа.

Критерии оценки эффективности проекта:

  1. Оригинальность раскрытия темы.

  2. Доступность излагаемого в проекте материала.

  3. Художественное оформление проекта.


2.3. Выявление динамики развития коммуникативной компетентности у младших школьников на уроках музыки

Подведение итогов и проверка знаний и умений, полученных младшими школьниками на наших уроках, проводилась на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы. На контрольном (итоговом) этапе опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности у младших школьников на уроках было проведено повторное диагностическое исследование в 4 «А» и в 4 «Г». При определении результатов мы придерживались тех же критериев уровня развития коммуникативной компетентности у младших школьников, что и на констатирующем этапе нашей опытно-экспериментальной работы.

Младшим школьникам необходимо было ответить на вопросы анкеты. Ниже мы приводим данные по заключительной анкете.

Данные по результатам анкеты, практически полностью совпали с результатами наблюдения за поведением класса на уроках музыки: учащиеся живо обсуждали, анализировали, предложенные им для слушания музыкальные произведения, активно работали над проектами самостоятельно.

Таблица 2. Показатели уровня развития коммуникативной компетентности у младших школьников на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.

Класс 4 Г

Показ-ль

Уровень

Класс 4 А

Показ-ль

Уровень

1.Лумпов И.

0,8

оч. Высокий

1.Абрамов Д.

0,75

высокий

2.Коваленко Ю.

0,75

Высокий

2.Арсеньев А.

0,65

средний

3.Шуревский Я.

0,55

ниже средн.

3.Борисова Т.

0,40

низкий

4.Гарковская Е.

0,80

оч. Высокий

4.Васильев Е.

0,70

высокий

5.Гончаров С.

0,70

Высокий

5.Горячев С.

0,15

низкий

6.Чечайлюк Е.

0,75

Высокий

6.Григорьев Л.

0,70

высокий

7.Бемова Д.

0,70

Высокий

7.Доронина Е.

0,80

оч. высокий

8.Платонов А.

0,60

Средний

8.Емельянов Я.

0,80

оч. высокий

9.Дмитриева А.

0,80

оч. Высокий

9.Карабанов Р.

0,70

высокий

10.Марков И.

0,70

Высокий

10.Каргалайнен

0,65

средний

11.Войтенко А.

0,60

Средний

11.Кузнецова А.

0,75

высокий

12.Тачмедова Д.

0,75

Высокий

12.Лисицин Р.

0,65

средний

13.Раткевич А.

0,60

Средний

13.Мельников Н.

0,55

ниже средн.

14.Чулькина Е.

0,75

Высокий

14.Назарова У.

0,75

высокий

15.Клопова О.

0,60

Средний

15.Николаев П.

0,75

высокий

16.Полякова А.

0,60

Средний

16.Рогачева Е.

0,55

ниже средн.

17.Михайлова Е.

0,60

Средний

17.Родионов Д.

0,70

высокий

18.Петров М.

0,55

ниже средн.

18.Сафонов Б.

0,70

высокий

19.Ниминущий Н.

0,75

Высокий

19.Точилина Е.

0,65

средний

20.Козырева А.

0,55

ниже средн.

20.Цветкова Г.

0,60

средний

21.Башаран И.

0,95

оч. Высокий

21.Яснова У.

0,50

ниже средн.

22.Гуляков Д.

0,40

Низкий


Уровень

4 Г (чел.)

4 А (чел.)

Очень высокий

4

2

Высокий

8

9

Средний

6

5

Ниже среднего

3

3

Низкий

1

2

По результатам формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика в двух классах по той же методике. Показатели 4 «Г» класса повысились, что и подтвердило выдвинутую нами гипотезу.

Заключение

Также на основании проведенного эксперимента были выделены возможные трудности, препятствующие эффективной реализации проекта:

- необъективная диагностика возможностей ребенка, а именно: психофизиологического, физического состояния и соматического здоровья школьников, особенностей познавательной деятельности учащихся;

- неадекватность содержания учебного материала уровню подготовки учащихся в составе дифференцированных групп, ориентации учебного материала на «зону ближайшего развития» учащихся;

- несистематический комплексный анализ процесса и результатов учебной деятельности младших школьников.

Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам: для успешной реализации процесса формирования коммуникативной компетентности детей необходимо:

1. диагностирование уровня сформированности коммуникативной компетентности ребенка.

2. стимулирование интереса ребенка к включению в коммуникацию.

3. вовлечение детей в коммуникативное взаимодействие, организованное посредством урока музыки в форме проекта.

4. развитие коммуникативных умений младшего школьника осуществляется через овладение умением формулировать коммуникативную задачу, умение ее решать и в последующем, анализировать результат.

5. формирование вербальных и невербальных средств общения.

6. поощрение к самостоятельной деятельности, обсуждению, анализу результата.

Рисунки группы-победителя на лучшую презентацию по теме «Колыбельная - мамина песня».






© 2010-2022