- Преподавателю
- Музыка
- Разработка урока по музыке на тему Искусство начинается с мифа (8 класс)
Разработка урока по музыке на тему Искусство начинается с мифа (8 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кудрявцева Т.В. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
(Искусство начинается с мифа). | На экране |
В искусстве есть темы, к которым никогда не угаснет интерес поэта, музыканта, художника. Не будет преувеличения, если мы скажем, что эти темы в мир пришли одновременно с человеком, и хотя в разные эпохи они осуществлялись в искусстве по-разному, само их наличие говорит о том, что во все времена стремления и интересы людей были не такими уж разными. | Эпиграф: «Издревле правда нам открылась, В сердцах высоких утвердилась; Старинной правды не забудь». И. В. Гёте, немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.
|
Наверное, человек всегда был способен эмоционально чувствовать окружающий мир, наслаждаться красотой природы, остерегаться неведомого, и стремиться к прекрасному и светлому. Ведь если бы это было иначе, то до нас не дошли бы такие удивительные подтверждения жизни людей древних эпох, как созданные ими мифы и легенды, а также полные таинства и волшебства старинные сказки, которые, как и прежде не утратили своей поэтической красоты. | Картина: С. Боттичелли. Рождение Венеры. Фрагмент.
|
И мы, современные люди, может быть благодаря этим удивительным сказкам и мифам, также способны испытывать чувство необъяснимого единения с природой, которая совсем не безликая и бездушная «окружающая среда», а живая и полная тайн стихия. Вдумайтесь, как разумен и благороден был человек, какая любовь к природе руководила его поступками, если он смог задолго до появления цивилизации, до открытия центров книгопечатания и университетов создать этот прекрасный мир поэтических и сказочных образов, где все живет и дышит такой волшебной тайной, такой поэтической силой, которую не смогла превзойти даже самая образованная и просвещенная эпоха. | Картина: В. Поленов. Монастырь над рекой.
|
Не тёмным покорителем природы и ее обитателей предстает перед нами человек древних эпох, а певцом того замечательного мира, который был дан ему как бескорыстный и чудесный дар. И сквозь тысячелетия звучит и звучит бессмертной песнью каждая легенда, каждая сказка, бесконечно воспевающая разнообразие природы. Нет ни одного природного явления, которым бы не восхищался человек. Осенние дожди и старые пруды, луговые цветы и лесные чащи, облака и реки - всё имеет свой собственный миф, свой мир преданий, сказок и песен. | Картина: В. Васнецов. «Затишье».
|
Искания своего учителя, Римского-Корсакова, продолжил композитор Анатолий Константинович Лядов. Вместе со своим наставником он преподавал в Петербургской консерватории. У Лядова не только в обработках народных песен пахнет Русью, но и там, где ни одной цитаты нет из подлинной песни, созданной народом. | А. К. Лядов (портрет), русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.
|
Его оркестровая миниатюра «Волшебное озеро» звучит, как русская сказка. Она вся соткана из прозрачных, легких звучаний, и, кажется, ее надо слушать, не дыша, чтоб не спугнуть прелесть волшебства. | Звучит музыка: «Волшебное озеро». Лядов.
|
И в каждом таком произведении просвечивают неповторимые души этих дождей и цветов, этих лесов и облаков, рек и озёр, услышанные, прочувствованные, и оттого немеркнущие и живые для нас. Именно поэтому мир древних мифов и сказок - самых первых поэтических форм осмысления мира - относится к постоянным темам, к которым творческие люди всех времен обращаются вновь и вновь. «Искусство начинается мифологией» - это известное высказывание подтверждает глубокое родство художественного и мифопоэтического творчества, которое в корне своём имеет одну основную задачу: понять и отобразить загадку мира, ее потаенный смысл. | Картина: «Лесное озеро». Ефим Волков.
|
Понять тот смысл, который питает и одухотворяет произведения искусства, - означает увидеть его порой в самых простых вещах - в цветке, в камне, в ветке берёзы, к которым художник обратил свой восхищенный взгляд. Ведь прикосновение восхищённого взгляда может творить чудеса: природа оживает, раскрывает навстречу свою неповторимую душу - живую, сочувствующую, сострадающую. И именно живая природа - «не слепок, не бездушный лик», как говорил Ф. Тютчев, а та природа, которую мы увидели живой и чувствующей, такая и поныне пребывает в восприятии человека. Не случайно во все времена - и в современном творчестве и в древних народных сказаниях - к природе обращаются как к одухотворенному началу. | Картины: Александр Иванов. «Ветка». Рерих Николай. «Камни Ладакха». Сергей Владимирович Минаев. «Цветок».
|
Стихи Тютчева о природе прочно вошли в нашу жизнь. Сила поэтического впечатления, которое производят на нас стихи Тютчева о природе, велика, потому что он мастерски умел создавать картины природы. | Ф. И. Тютчев (портрет). Текст: Фёдор Иванович Тютчев, русский поэт.
|
Около двух десятков стихов Тютчева легли в основу более сотни романсов. Послушайте романс Григория Александровича Кушелева-Безбородко на стихи Тютчева «Ива» в исполнении Ивана Козловского. | Звучит музыка: романс «Ива». Ф. Тютчев. Г. А. Кушелев-Безбородко.
|
Что вы представляете, слушая этот романс? Какое состояние ивы и струи передано в стихотворении? | Пауза (ответы детей)
|
Яркий солнечный день, стремительный, искрящийся поток воды, весело бегущий по камешкам, извивающийся и холодный. Над водой склонилась плакучая ива, которая каждой веточкой тянется к струе. В искусстве всё оживает и мы чувствуем, что ива несчастна. Склонившись «дрожащими листами», она пытается «пробиться» к струе, каждый лист ее томится, трепещет. Но у струи иной характер. Она весела, беззаботна, капризна и … безжалостна. | Картина: Плакучая ива. Клод Моне.
|
В русских народных песнях и зимушка, и рябинушка и калинушка подобны живым существам, с которыми разговаривают бережно и с любовью. Вспомним стихотворения и сказки А. С. Пушкина, в которых солнце, волна, ветер, вьюга - всё имеет характер и душу, находится во взаимодействии с человеком, то оборачиваясь против него, то всячески ему помогая. Мир мифа и сказки, мир духовных поисков, мир человеческих чувств, предстают в неразрывном единстве прошлого и настоящего и устанавливают тем самым их постоянное значение для музыкального искусства. |
|