- Преподавателю
- Музыка
- Технологическая карта урока музыки в 3 классе по программе Т. И. Баклановой на тему Кантата
Технологическая карта урока музыки в 3 классе по программе Т. И. Баклановой на тему Кантата
Раздел | Музыка |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шуракова А.А. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта
Дата: 16.10.2015
Класс: «3а»
УМК название, автор: Т.И. Бакланова
Название раздела: «Концерт хоровой музыки»
Тема урока: «Кантата»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: интегрированный (литература, музыка).
Цель урока: познакомить с жанром кантата
развивающая - совершенствовать музыкальное восприятие, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
образовательная - сформировать знания о музыкальном жанре кантата;
воспитательная - на основе музыкального восприятия воспитывать любовь к музыке, испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.
Планируемый результат:
Предметные: научатся слушать, анализировать, на примере Кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»; получат возможность развивать вокальные данные и исполнительские способности;
Метапредметные: коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения; анализируют, выделяют главное и на этой основе делают выводы; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, усвоение новых полученных знаний;
Личностные: -принимать учебную задачу; сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию.
Средства обучения: экранно-звуковые - презентация;
технические средства - компьютер, проектор;
музыкальные инструменты - фортепиано
Методы и приемы: эмоциональный настрой, беседа, наводящие вопросы, игровые фонопедические упражнения, практические (исполнение песни), проблемный вопрос, видеоряд, наглядно -слуховой, наглядно-зрительный ряд, анализ.
Информационные источники:
-
Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева / сост. О.П.Власенко. - Волгоград : Учитель, 2012. - 165 с.
-
Учебник В. В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 5-8 класс.
-
Интернет-ресурс: wikipedia.ru
Этап урока (дидактические задачи этапа)
Деятельность учителя (осуществляемые действия)
Деятельность обучающихся
Результат(УУД)
Организационный
Музыкальное приветствие: «Колокольчик нам поет»
(На фоне звучания колокольного звона - декламация):
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
РУУД: проявляют эмоциональный настрой
Мотивационный
-Ребята, вы раньше слышали колокольный звон?
- Где вы их слышали?
Верно, Россия - великая держава.
Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории. И увидим эту историю в музыке различных жанров. Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний - набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них - славный сын земли русской - великий полководец Александр Невский. Вы о нем что-нибудь слышали?
-Кем он был?
-А где ещё вы слышали о нём?
-с чем еще у вас ассоциируется имя Александра Невского? Например, в нашем городе?
-верно ребята, очень хорошо, что вы знаете такие важные факты. А кто может сказать какой возраст храма?
- да
-около храма
-да
-князем
-он был полководцем
-в нашем городе храм имени А. Невского
-в этом году у храма юбилей-100 лет
КУУ участвовать в диалоге: слушать и слышать другого
Актуализация знаний, выявление проблемы
- давайте посмотри на портрет этого великого князя. Скажите, каким был Александр Невский?
Правильно.
-верно, великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю. Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет.
А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
- в1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский».
-ребята, кто назовет тему сегодняшнего урока?
-тема нашего сегодняшнего урока «Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский», запишите ее в тетрадь
-сейчас мы с вами посмотрим фрагмент этого фильма, а вы внимательно слушайте, и скажите какой по характеру Александр Невский, и какая музыка могла охарактеризовать его?
Сильным, мужественным, волевым
-«Александр Невский»
Просмотр фрагмента из фильма «Александр Невский»
-напористая, уверенная, мужественная
ПУУД: находить и выявлять информацию (из иллюстраций)
-я думаю вы правильно поняли каким был Александр Невский.
-ребята, прозвучало новое слово «кантата», как вы думаете, что же это такое?
-Кант - хвалебная песнь.
Кантата - крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром. Запишите в тетрадь определения этих слов.
-жанр в музыке
Делают записи в тетради.
-Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди русские!»
(перед прослушиванием прочитать текст)
- В начале хора, что вы услышали?
- Как этот звон называется?
-Почему вы решили, что это именно набат?
- Какой характер этого произведения?
-Кто исполнял?
-Правильно! Везде ли одинаково звучит музыка?
- От лица кого поется средняя часть? (Проиграть первую часть)
- Какие интонации мы слышим в этой музыке?
-А теперь посмотрим отрывок из фильма с участием этого хора
- Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.
Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»
- Что общего у этих песен?
-Как вы поняли, что в обоих пр-ях присутствуют интонации призыва?
-Какие вы внимательные. Скажите, а у вас от прослушивания этих произведений есть гордость за нашу страну? Чувство патриотизма?
-Имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. А Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу. За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых. В 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список великих людей России.
-Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. Ребята, раз вы испытывали чувство патриотизма, предлагаю вам сегодня разучить песню о Родине.
-звон колокола
-набат
-потому что призывают на бой
-мужественный, сильный и т.д. -
-мужской хор
-нет, в средней части музыка напевная, спокойная
-от матерей и женщин
-интонации призыва
- их объединяют интонации призыва, патриотизм
-это можно сказать даже с первых слов «вставайте»
-да!
ПУУД: анализируют, выделяют главное и на этой основе делают выводы
КУУД: излагать свое мнение, аргументируя его
Рефлексия
С каким героем вы познакомились на уроке?
Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?
Какое произведение мы слушали?
Анализ работы учащихся на уроке.
УУД: осуществлять рефлексию, самооценку и самоконтроль по своей деятельности
Домашнее задание
Составить «Паспорт» Александра Невского