• Преподавателю
  • Музыка
  • Технологическая карта урока музыки в 3 классе по программе Т. И. Баклановой на тему Кантата

Технологическая карта урока музыки в 3 классе по программе Т. И. Баклановой на тему Кантата

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

Дата: 16.10.2015

Класс: «3а»

УМК название, автор: Т.И. Бакланова

Название раздела: «Концерт хоровой музыки»

Тема урока: «Кантата»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: интегрированный (литература, музыка).

Цель урока: познакомить с жанром кантата

развивающая - совершенствовать музыкальное восприятие, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное;

образовательная - сформировать знания о музыкальном жанре кантата;

воспитательная - на основе музыкального восприятия воспитывать любовь к музыке, испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.

Планируемый результат:

Предметные: научатся слушать, анализировать, на примере Кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»; получат возможность развивать вокальные данные и исполнительские способности;

Метапредметные: коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения; анализируют, выделяют главное и на этой основе делают выводы; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, усвоение новых полученных знаний;

Личностные: -принимать учебную задачу; сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию.

Средства обучения: экранно-звуковые - презентация;

технические средства - компьютер, проектор;

музыкальные инструменты - фортепиано

Методы и приемы: эмоциональный настрой, беседа, наводящие вопросы, игровые фонопедические упражнения, практические (исполнение песни), проблемный вопрос, видеоряд, наглядно -слуховой, наглядно-зрительный ряд, анализ.

Информационные источники:

  1. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева / сост. О.П.Власенко. - Волгоград : Учитель, 2012. - 165 с.

  2. Учебник В. В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 5-8 класс.

  3. Интернет-ресурс: wikipedia.ru

Этап урока (дидактические задачи этапа)

Деятельность учителя (осуществляемые действия)

Деятельность обучающихся

Результат(УУД)

Организационный

Музыкальное приветствие: «Колокольчик нам поет»

(На фоне звучания колокольного звона - декламация):

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм златоглавый

С колоколами…

К себе он тянет неудержимо,

Зовет и манит он в край родимый…

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.


РУУД: проявляют эмоциональный настрой

Мотивационный

-Ребята, вы раньше слышали колокольный звон?

- Где вы их слышали?

Верно, Россия - великая держава.

Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории. И увидим эту историю в музыке различных жанров. Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний - набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них - славный сын земли русской - великий полководец Александр Невский. Вы о нем что-нибудь слышали?

-Кем он был?

-А где ещё вы слышали о нём?

-с чем еще у вас ассоциируется имя Александра Невского? Например, в нашем городе?

-верно ребята, очень хорошо, что вы знаете такие важные факты. А кто может сказать какой возраст храма?

- да

-около храма




-да

-князем

-он был полководцем

-в нашем городе храм имени А. Невского

-в этом году у храма юбилей-100 лет





КУУ участвовать в диалоге: слушать и слышать другого

Актуализация знаний, выявление проблемы

- давайте посмотри на портрет этого великого князя. Скажите, каким был Александр Невский?

Правильно.

-верно, великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю. Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет.

А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».

- в1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский».

-ребята, кто назовет тему сегодняшнего урока?

-тема нашего сегодняшнего урока «Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский», запишите ее в тетрадь

-сейчас мы с вами посмотрим фрагмент этого фильма, а вы внимательно слушайте, и скажите какой по характеру Александр Невский, и какая музыка могла охарактеризовать его?

Сильным, мужественным, волевым




-«Александр Невский»

Просмотр фрагмента из фильма «Александр Невский»

-напористая, уверенная, мужественная

ПУУД: находить и выявлять информацию (из иллюстраций)

-я думаю вы правильно поняли каким был Александр Невский.

-ребята, прозвучало новое слово «кантата», как вы думаете, что же это такое?

-Кант - хвалебная песнь.

Кантата - крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром. Запишите в тетрадь определения этих слов.

-жанр в музыке

Делают записи в тетради.

-Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди русские!»

(перед прослушиванием прочитать текст)

- В начале хора, что вы услышали?

- Как этот звон называется?

-Почему вы решили, что это именно набат?

- Какой характер этого произведения?

-Кто исполнял?

-Правильно! Везде ли одинаково звучит музыка?

- От лица кого поется средняя часть? (Проиграть первую часть)

- Какие интонации мы слышим в этой музыке?

-А теперь посмотрим отрывок из фильма с участием этого хора

- Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.

Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»

- Что общего у этих песен?

-Как вы поняли, что в обоих пр-ях присутствуют интонации призыва?

-Какие вы внимательные. Скажите, а у вас от прослушивания этих произведений есть гордость за нашу страну? Чувство патриотизма?

-Имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. А Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу. За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых. В 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список великих людей России.

-Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. Ребята, раз вы испытывали чувство патриотизма, предлагаю вам сегодня разучить песню о Родине.

-звон колокола

-набат

-потому что призывают на бой

-мужественный, сильный и т.д. -

-мужской хор

-нет, в средней части музыка напевная, спокойная

-от матерей и женщин

-интонации призыва



- их объединяют интонации призыва, патриотизм

-это можно сказать даже с первых слов «вставайте»

-да!


ПУУД: анализируют, выделяют главное и на этой основе делают выводы




КУУД: излагать свое мнение, аргументируя его

Рефлексия

С каким героем вы познакомились на уроке?

Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?

Какое произведение мы слушали?

Анализ работы учащихся на уроке.


УУД: осуществлять рефлексию, самооценку и самоконтроль по своей деятельности

Домашнее задание

Составить «Паспорт» Александра Невского



© 2010-2022