Разработка урока музыки Взаимосвязь музыки и литературы (5 класс)

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани городского округа Сызрань

Самарской области

Предмет: «Музыка»

Урок по теме:

«Взаимосвязь музыки и литературы»

(5 класс)

Автор: учитель музыки Балашова

Елена Евгеньевна

Тема триместра: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

Тема урока: «Взаимосвязь музыки и литературы»

Разработка урока музыки Взаимосвязь музыки и литературы(5 класс)Разработка урока музыки Взаимосвязь музыки и литературы(5 класс)Разработка урока музыки Взаимосвязь музыки и литературы(5 класс)Разработка урока музыки Взаимосвязь музыки и литературы(5 класс)Разработка урока музыки Взаимосвязь музыки и литературы(5 класс)Разработка урока музыки Взаимосвязь музыки и литературы(5 класс)Цель урока: установить внутренние связи музыки и литературы. Восприятие взаимосвязи искусств.

Задачи:

Образовательные:

  • углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведения музыкального - "Времена года" П.И.Чайковского и литературного- стихотворения А.Н. Плещеева «Весна»

  • выработка умения раскрыть свойства "литературной музыки" благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических, ладовых).

Развивающие:

  • развивать навыки музыкального восприятия;

  • развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать певческие навыки учащихся;

  • развивать музыкальный и художественный вкус.

Воспитательные:

  • Формировать способности учащихся устанавливать связи и отношения отдельных явлений музыкального искусства.

  • Воспитывать у учащихся более вдумчивое отношение к жизни, разностороннее ее восприятие.

  • Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять,

  • совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности,

  • приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.

Тип урока: урок - усвоение нового материала.

Форма урока: урок- спектакль

ТСО: Магнитофон, аудиозаписи.

Ход урока.

Звучит музыка из цикла " Времена года" П.И.Чайковского.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Как вы уже заметили наш урок сегодня не обычный. Всегда приветствовала я вас одна, а сегодня нас двое - я, Елена Евгеньевна, - учитель музыки и наша гостья - ее Величество Литература. Почему мы сегодня будем работать вместе, нам предстоит узнать, а сейчас вернемся к музыке великого русского композитора П.И.Чайковского, которая звучала при входе в класс. Определим, какое настроение она нам передаст.

(Звучит отрывок).

Основная часть.

Учитель: Какое настроение передала вам музыка? Какое время года она характеризует?

Дети: Весну.

Учитель: Что происходит весной?

Дети: Капает капель, журчат ручьи…….

Литература: Я хочу вместе с вами исполнить песню про весну. Но для того, чтобы она зазвучала по - весеннему, нам нужно исполнить мелодию этой песни на слог «ли» и «лё».
Учитель: А кто мне скажет, как называется мелодия, которая поётся голосом без слов?

Дети: Такая мелодия называется ВОКАЛИЗОМ.

Литература: Я вот стаю и наблюдаю, как ребята поют, и не понимаю о чем. А сами говорили, что о весне. Ведь «ли» и «лё» не рассказывают о весне. Не то, что стих: рассказал и все понятно.

Учитель: Литература, ты обиделась, что стоишь в сторонке незамеченная. Да мы и тебе слово дадим. Расскажи нам, пожалуйста, стихотворение о весне.


(рассказывает стихотворение)

Весна. (А. Н. Плещеев.)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце встало,
Пора метелей злых и бурь,
Опять надолго миновало.
И сердце сильно так в груди,
Стучит, как будто ждёт чего - то,
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят
" Весна" читаешь в каждом зоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех,
И беззаботных птичек пенье.
Мне говорят - кто больше всех,
Природы любит обновленье!

Учитель: Да, замечательно. А давайте ребята, мы с вами тоже покажем, как мы умеем петь о весне.

(исполняют песню «Дождь пойдет по улице

сл. С.Козлова, муз. В.Шаинского)


В небе туча хмурится, хмурится, хмурится,

Скоро грянет гром, скоро грянет гром.

Дождь пойдет по улице, улице, улице

С жестяным ведром, с жестяным ведром.

Застучат по донышку, донышку, донышку,

Капельки воды, капельки воды.

Тоненькие горлышки, горлышки, горлышки

Вытянут цветы, вытянут цветы

Горлинкою, иволгой, иволгой, иволгой

Запоет крыльцо, запоет крыльцо.

У корзинки ивовой, ивовой, ивовой

Мокрое лицо, мокрое лицо.

Солнце слезы высушит, высушит, высушит,

Станет даль ясна, станет даль ясна -

Это в платье вышитом, вышитом, вышитом

К нам пришла весна, к нам пришла весна.

А настанут сумерки, сумерки, сумерки -

Месяц поплывет, месяц поплывет

Из тумана в туфельках, туфельках, туфельках

Тишина придет, тишина придет.

У кота под лесенкой, лесенкой, лесенкой

Загорится свет, загорится свет.

Жаль у нашей песенки, песенки, песенки

Продолженья нет, продолженья нет.

Литература: Скажите, ребята, что получилось бы с только что пропетой песней, если бы не было слов, на которые она поется. И могла бы тогда эта песня вообще появиться на свет?

- Можно ли будет её после этого петь?
- Как она будет звучать?
- Что стало бы со всеми песнями, если бы вообще не существовало поэзии?

Дети: Осталось бы одна мелодия. Эту песню мы бы не пели со словами, а только пропевали мелодичный рисунок.

Литература: Ну вот, а я про что! Так что не бывать музыке без литературы.
Учитель: Да, ты права. А чем ты нас можешь удивить?

Литература: Это просто. Я думаю, что из всех ребят, сидящих сейчас в классе, есть ученики, которые знают стихи о весне. Если, такие есть, то пожалуйста…

(дети читают стихи о весне по своему выбору)

Учитель: Хорошо, литература, мы с ребятами согласны, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы.

Литература: Да, да, да. Ведь вся музыка, предназначена для пения - это песня, романсы, хоры, превратились бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения, такие, которые предназначенные для постановки на театральной сцене, (литературно - драматические произведения).

Учитель: Подожди литература, что - то ты слишком расхвасталась. А давай теперь посмотри, только ли музыке нужна литература или литературе так же нужна музыка.

(рассуждение детей).

Учитель: Прежде всего: если бы не было музыки, то все стихи, сколько бы ни писали их поэты всего мира - остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратится в песни. А ведь очень многие стихи писались специально для того, что бы композиторы сочинили для них музыку. Без музыки эти стихи словно лишены достаточной силы для самостоятельной жизни. Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится «главным действующим лицом». Это, прежде всего сказки, которые можно назвать «музыкальными сказками». Вспомним, какими словами начинает Пушкин поэму " Руслан и Людмила».

Дети: У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый,
Все ходит по цепи кругом;
Идет на право - песнь заводит,
Налево - сказку говорит….

Литература: Вот так подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) к сказке (литературе), их нерасторжимую связь. Музыка " звучит" во многих сказках у всех народов мира.

Учитель: Да, ты права, дорогая Литература. Но как- же нам дальше жить?

Литература: Я не могу жить без литературы. Что делать подскажите? Как быть?
Дети: Да просто вам с музыкой нужно дружить и помогать друг другу.

Учитель: Хорошо, но пусть с нами дружат и ребята. Вы с нами согласны?

Дети: Да.

Учитель: А чтобы убедиться в вашей дружбе, давайте подарим, друг другу улыбки, добрый взгляд и веселую песню, которая называется «Солнечная капель"

"Солнечная капель"

(автор музыки: - Степан Соснин; автор текста: - Ирина Вахрушева)

На дворе сосульки плакали,

Под лучами солнца таяли,

Голубые слезки капали

И проталинку оставили.

Припев:

Динь-дон, динь-дон, динь-дон. (3 раза)

Динь-дон, динь-дон!

Пляшут капельки-горошинки

И на мартовской проталинке

Протянул ладоши к солнышку

Голубой цветочек маленький.

Припев.

И звенят сосульки весело,

И поет капель весенняя,

Это мартовская песенка -

Нашим мамам поздравление!

Припев.

(исполнение)

Вывод.

Учитель: Ребята, насколько важны такие предметы, как музыка и литература по отдельности? И как они нам нужны во взаимопроникновении друг с другом?

( ответы детей)

Учитель: Мы говорим вам большое спасибо за ваши ответы и за вашу работу на уроке. А теперь домашнее задание - напишите, пожалуйста, небольшое рассуждение на тему «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» Желаем, вам удачи, счастья, весеннего настроения!



Список использованной литературы и дополнительных материалов:



1. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов. Составители: Фадин В. В. Издательство: Учитель, 2008

2. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. Авторы-составители: Арсенина Е. Н. Издательство: Учитель, 2009.

3. Собрание сочинений А.С.Пушкина. Издательство Академии наук СССР, Москва, 1957г.

4. А.Н.Плещеев «Избранное», Москва, Издательство «Правда», 1983г.

5. Фонограмма «Времена года» П.И.Чайковского

6.Фонограммы (минусовки) песен "Солнечная капель" (автор музыки: - Степан Соснин; автор текста: - Ирина Вахрушева) и «Дождь пойдет по улице» ( сл. С.Козлова, муз. В.Шаинского)



© 2010-2022