• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках музыки в игровой деятельности»

Конспект урока «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках музыки в игровой деятельности»

Аннотация к разработки методической темы «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках музыки в игровой деятельности» (из опыта работы учителя музыки ) Сагитовой Татьяны Викторовны, г.Оренбург МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» Новая общественно политическая ситуация , возникшая в последнее десятилетии в России , повлекла за собой перемены во всех областях жизни. Проблема формирования личности, способной продуктивной , созидательной деятельности в новых...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного занятия;

разработку серии занятий;

разработку темы программы;

разработку частной (авторской) методики преподавания дисциплины;

разработку общей методики преподавания дисциплин;

разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания дисциплины;

методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;

разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов;

и т.д.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт;

определить цель методической разработки;

внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;

составить план и определить структуру методической разработки;

определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому (производственному) тезаурусу.

Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?».

Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки:

Общая структура:

Аннотация.

Содержание.

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы:

Основная часть может состоять из следующих разделов:

характеристика темы;

планирование изучения темы;

рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

образовательные цели и задачи темы;

планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

место и роль темы в курсе;

связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи; связь с производственным обучением и т.д.;

дается дидактический анализ содержания материала;

выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике (технологии) с той методикой (технологией), которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке;

При планировании учебной темы необходимо:

продумать методику преподавания темы;

подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, самостоятельные работы, экскурсии и т.д.;

выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить;

проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики (технологии).

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки занятия теоретического обучения

В основной части можно выделить следующие разделы:

Методическое обоснование темы.

Методические рекомендации по проведению занятия.

План занятия (с технологической картой).

Дидактический материал к занятию (можно не выделять в виде приложений).

Список литературы (источников) для учащихся.

Список литературы (источников) для педагога.

Рекомендуемый план урока:

Тема программы.

Тема занятия.

Тип занятия.

Вид занятия.

Цель методическая.

Цели образования (обучения, воспитания, развития).

Материально-техническое обеспечение занятия.

Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта занятия:

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура занятия

Задачи этапа занятия

Деятельность

преподавателя (используемые методы и приемы обучения и воспитания)

Деятельность учащихся (формы и способы организации деятельности)

Учебный материал

Планируемый результат

Типы уроков (занятий):

Тип урока (занятия) определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Типы уроков (занятий) теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

Урок изучения нового учебного материала.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Комбинированный.

Типы уроков (занятий) практического обучения (по Махмутову М.И.):

Урок по первоначальному формированию умений и навыков.

Урок совершенствования умений и навыков.

Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Виды урока (занятия):

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

Лекция.

Беседа.

Самостоятельная работа.

Практическая работа.

Лабораторная работа.

Конференция.

Семинар.

Контрольная работа.

Зачет.

Деловая игра.

Экскурсия.

Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Нетрадиционные уроки:

уроки «погружения»;

уроки деловые или ролевые игры;

уроки пресс-конференции и конференции;

уроки-семинары;

уроки-экскурсии;

уроки соревнования и конкурсы;

театрализованные уроки;

уроки консультации и зачеты;

компьютерные уроки;

уроки с групповыми формами работы;

уроки взаимообучения учащихся;

уроки творчества и фантазии;

уроки-аукционы;

уроки, которые ведут учащиеся;

уроки сомнений и поиска истины;

уроки творческие отчеты;

уроки-формулы;

бинарные уроки;

уроки обобщения;

уроки-игры: «Суд»;

«Следствие, ведут знатоки»;

«Поле чудес»; «КВН»;

уроки-парадоксы;

уроки-концерты;

уроки диалоги и полилоги;

интегральные уроки;

межпредметные уроки;

уроки круговой тренировки и др.

Дидактические задачи:

Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активизация необходимых знаний.

Формирование новых понятий и способов действий.

Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):

Информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр учебного видеофильма и др.

Способы организации деятельностиопределяются исходя из характера совместной деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

Фронтальный.

Индивидуальный.

Парный.

Коллективный.

Цели образованияподразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, памяти, воли и т.д.).

Методическая цельдля каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Общие требования к оформлению методической разработки

Общий объем методической разработки (исключая приложения) должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт --14 или 15). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.

Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Количество и объем разделов не лимитируется.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры образовательных целей

- «Выявление и закрепление знаний по теме № …, устранение пробелов в знаниях учащихся».

- «Введение новых понятий… (идет их перечень)…»

- «Обучение чтению и расшифровке условных обозначений на…»

- «Изучение схем включения …»

- «Расширение знаний о …»

- «Выявление знаний учащихся по теме № …, умения их работать с …»

- «Изучение способов определения …»

- «Изучение новых схем определений …»

- «Расширение известных знаний о работе …»

- «Изучение особенностей явления, процесса, устройства…»

- «Изучение принципа действия и устройства…»

- «Изучение работы …»

- «Знакомство с порядком выполнения действий …»

- «Изучение способов изменения …»

- «Изучение последовательности действий …»

- «Изучение общих схем …»

- «Проверка и закрепление знаний учащихся по теме …»

- «Изучение режима работы …»

- «Изучение назначения различных …»

- «Изучение явлений …»

-«Обеспечить в ходе урока усвоение (закрепление, повторение) следующих понятий, законов, теорий, научных факторов …»

Примеры воспитательных целей

- «Воспитание интереса к своей будущей профессии …»

- «Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

- «Воспитание творческого отношения к учебной деятельности …»

- «Воспитание бережливости и экономии при …»

- «Формирование умений и навыков самоконтроля при …»

- «Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету …»

- «Воспитание сознательной дисциплины при работе с …»

- «Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

- «Воспитание бережливого отношения к окружающей среде …»

- «Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением …»

- «Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

- «Воспитание творческого отношения к избранной профессии …»

- «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учеб. деятельности …»

- «Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями конкретной профессии …»

Примеры развивающих целей

- «Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы …»

- «Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между…»

- «Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

- «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов …»

- «Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли …»

- «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического…) мышления…»

- «Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

- «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, производственных, управленческих и т.п.) задач…»

- «Овладения учащихся алгоритмом решения проблемных задач …»

- «Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету …»

- «Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например: навыки планирования ответа и сочинения работы с книгой )»

- «Восполнять следующие типичные пробелы в знаниях, специальных и общеучебных умениях и навыках…»

Классификация технологий обучения

В реальной учебной практике наиболее удобно использовать классификацию технологий обучения Г. Ю. Ксензовой. Она выделяет три группыпедагогических технологий:

- технологии объяснительно-иллюстративного обучения;

- личностно ориентированные технологии обучения:

технологии «полного усвоения знаний,

разноуровневого обучения,

коллективного взаимообучения,

модульного обучения,

педагогические мастерские» и др.

- технологии развивающего обучения

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. В практической деятельности учителя сочетают все классификации методов обучения - они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга. Вот наиболее разработанные из них:

- классификации методов обучения по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.):

а) словесные; б) наглядные; в) практические

- по характеру деятельности обучаемых (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин):

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный метод; б) репродуктивный метод; в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод

- по дидактическим целям (Ю.К. Бабанский):

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

- по дидактическим задачам (М. А. Данилов и Б. П. Есипов):

а) методы приобретения новых знаний; б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; в) методы по применению знаний на практике; г) методы закрепления; д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.


© 2010-2022